Основными факторами, оказывающими влияние на состояние здоровья населения, являются условия и образ жизни [1,5]. Для детей раннего возраста к таким факторам можно отнести состояние среды обитания, уровень здоровья родителей, образ и уровень жизни семьи [9]. В свою очередь дети в возрасте 7–17 лет проводят большую часть своего времени в школе и основными факторами, оказывающими влияние на их здоровье, являются условия пребывания и организация учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении [7,8].
В соответствии с системой комплексной оценки состояния здоровья детского населения одним из критериев, определяющим группу здоровья ребёнка, является уровень физического развития и степень его гармоничности. При этом физическое развитие ребёнка, являясь совокупностью морфологических и функциональных признаков, характеризующих процесс роста и созревания организма, является своеобразным биологическим индикатором влияния факторов образа жизни, окружающей среды и образовательных технологий на их здоровье [1,3].
Научно доказано наличие связи между условиями обучения и биологическим развитием детей и подростков [2]. Наряду с этим существует необходимость изучения влияния образовательных программ и организации учебно-воспитательной работы обучения на антропометрические показатели физического развития детского населения.
Цель исследования: анализ влияния условий обучения на антропометрические показатели физического развития детского населения школьного возраста.
Материал и методы исследования. Проведена оценка организации учебно-воспитательного процесса и антропометрических показателей подростков 17 лет в образовательных учреждениях с различными условиями обучения Самарского региона. В исследовании приняли участие 5 учреждений: 2 средних общеобразовательных школы г.о. Самара и 3 учреждения Самарской области. Исследованные школы были разделены на группы. В качестве основного критерия выделения образовательного учреждения в ту или иную группу были используемые ими образовательные программы. Изучены учреждения общего профиля, в учебном процессе которых предусмотрены только общеобразовательные программы, а также специализированные учреждения, в которых учащиеся, наряду с общеобразовательной программой, углубленно изучают отдельные предметы – дисциплины гуманитарного, технического профиля и другие. Всего было выделено 4 группы: I –образовательные учреждения общего профиля с организацией учебно-воспитательного процесса, соответствующей гигиеническим требованиям; II – образовательные учреждения общего профиля, в которых организация учебно-воспитательного процесса не соответствует гигиеническим требованиям; III – специализированные образовательные учреждения с организацией учебно-воспитательного процесса, соответствующей гигиеническим требования; IV – специализированные образовательные учреждения с организацией учебно-воспитательного процесса, не соответствующей гигиеническим требованиям.
Для антропометрических измерений была отобрана группа подростков 17 лет, что обусловлено длительностью их пребывания в образовательном учреждении, а также снижением интенсивности роста и развития в постпубертатном периоде, как у юношей, так и у девушек. Все измерения проводились по унифицированной антропометрической методике с использованием стандартного инструментария [6]. Сбор и хранение первичных данных выполняли в среде «Microsoft Excel 2010». Оценка физического развития детей проводилась с помощью стандартных методик и компьютерного приложения «Программа индивидуальной оценки физического развития школьника» [4]. Статистическую обработку полученных данных осуществляли с помощью пакета прикладных программ SPSS 21.
Результаты исследования и их обсуждение
Сравнительный анализ антропометрических показателей физического развития школьников 17 лет в зависимости от условий обучения и воспитания в образовательных учреждениях I–IV групп Самарского региона представлен на рисунках 1–5.
Рис. 1. Сравнительный анализ показателя длины тела школьников Самарского региона с разными условиями обучения
* – p < 0,05 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; ** – p < 0,01 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; I – IV – группы образовательных учреждений согласно распределению; N – средние арифметические значения показателя в популяции изучаемого региона.
Рис. 2. Сравнительный анализ показателя массы тела школьников Самарского региона с разными условиями обучения
* – p < 0,05 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; ** – p < 0,01 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; I – IV – группы образовательных учреждений согласно распределению; N – средние арифметические значения показателя в популяции изучаемого региона.
Рис. 3. Сравнительный анализ показателя окружности грудной клетки школьников Самарского региона с разными условиями обучения
* – p < 0,05 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; ** – p < 0,01 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; I – IV – группы образовательных учреждений согласно распределению; N – средние арифметические значения показателя в популяции изучаемого региона.
Рис. 4. Сравнительный анализ показателя окружности талии школьников Самарского региона с разными условиями обучения
* – p < 0,05 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; ** – p < 0,01 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; I – IV – группы образовательных учреждений согласно распределению; N – средние арифметические значения показателя в популяции изучаемого региона.
Рис. 5. Сравнительный анализ показателя окружности бёдер школьников Самарского региона с разными условиями обучения
* – p < 0,05 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; ** – p < 0,01 – по сравнению со средними арифметическими значениями показателя в популяции изучаемого региона; I – IV – группы образовательных учреждений согласно распределению; N – средние арифметические значения показателя в популяции изучаемого региона.
Среди юношей Самарского региона наибольшие значения длины тела были в группе учащихся образовательных учреждений общего профиля (I группа), наименьшие – в IV группе учреждений. При этом остальные показатели физического развития также имели наименьшие значения среди воспитанников IV группы учреждений. Наибольшие значения массы тела, а также окружностей грудной клетки и талии, достоверно отличающиеся от средних значений популяции, были среди юношей II группы учреждений. Антропометрические показатели учащихся III группы находились на среднем уровне и достоверно не отличались от значений соответствующих показателей популяции школьников Самарского региона. Среди учащихся I группы учреждений показатели окружностей грудной клетки и талии были достоверно выше, а значений массы тела и окружности бёдер – достоверно не отличались от средних значений популяции. Таким образом, среди юношей Самарского региона наиболее выраженные сдвиги в показателях физического развития выявлены среди учащихся тех учреждений, где организация учебно-воспитательного процесса не соответствовала гигиеническим требованиям. При этом сюда относятся как учреждения общего профиля (II группа), так и специализированные образовательные учреждения (IV группа).
Среди девушек Самарского региона наибольшие значения длины тела и окружности грудной клетки выявлены среди учащихся I группы учреждений. При этом наибольшие среди всех групп значения массы тела, а также окружностей талии и бёдер, достоверно отличающиеся от средних значений в популяции, были среди школьниц II группы учреждений. Наименьшие значения антропометрических показателей выявлены среди девушек специализированных образовательных учреждений, где организация учебно-воспитательного процесса не соответствует гигиеническим требованиям (IV группа).
В результате сравнительного анализа антропометрических данных школьников 17 лет с разными условиями обучения выявлено, что наибольшие отклонения показателей в сравнении со средними значениями популяции имели учащиеся II и IV групп учреждений.
Заключение. Снижение значений основных антропометрических показателей относительно средних в популяции наиболее характерно для учащихся специализированных образовательных учреждений, а увеличение – для образовательных учреждений общего профиля. Повышенная учебная нагрузка за счет углубленного изучения отдельных предметов, снижение времени на физическое воспитание учащихся, нерациональное распределением дневной и недельной учебной нагрузки и другие недостатки в организации учебно-воспитательного процесса оказывают существенное влияние на формирование основных антропометрических параметров физического развития к возрасту старшего школьного звена.
Библиографическая ссылка
Гаврюшин М.Ю., Сазонова О.В., Бородина Л.М. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНИКОВ САМАРСКОГО РЕГИОНА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25676 (дата обращения: 13.12.2024).