В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Этот процесс сопровождается значительными изменениями всех ступеней образования. Однако с начальной школой не может соперничать ни один образовательный институт, учитывая ее вклад в интеграцию новых поколений в общественное сообщество. Именно на этой ступени государству необходимо в первую очередь обеспечить доступность, качество и эффективность обучения. Поэтому перестройка российского образования в целом требует переосмысления и реорганизации прежде всего ступени начального образования. Начальная школа должна раньше и активнее остальных ступеней образования воспринимать и воплощать в практику идеи демократизации, открытости, дифференциации, развивающей направленности образования [1, с. 144]. Сегодня в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, ориентироваться в коллективе, читать, писать и считать. Переход на новые обучающие стандарты начался 1 сентября 2011 г., когда во всех школах страны внедрился федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). С 1 сентября 2016 г. вводятся ФГОСы для средней школы, а с 1 сентября 2020 г. вводятся ФГОСы для старшей школы. Поэтапный переход объясняется тем, что полностью подготовить общеобразовательные учреждения к такому серьезному шагу сразу невозможно. В частности, понадобилось несколько лет, чтобы подготовить к новым стандартам начальную школу. За это время прошли необходимую переподготовку учителя и руководители школ, сами школы были оснащены необходимой материально-технической базой, были выпущены новые учебники и методические пособия и пр. [4].
Общей целью вводимых стандартов провозглашены:
1) повышение качества образования;
2) создание в России единого образовательного пространства;
3) преемственность всех уровней основных образовательных программ (начиная с начального и заканчивая высшим профессиональным образованием).
Стандарт поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов, которая решается в настоящее время. Помимо деятельностного подхода к содержанию учебного материала, авторы должны предусмотреть адекватные современному информационному обществу средства его представления, в том числе и цифровые, которые могут быть представлены как на электронных носителях, так и в Интернете.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей, оперированием информацией, творческим решением проблем науки и практики. Учащиеся сегодня овладевают элементами научного знания и учебной деятельности, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентированной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Исходя из перечисленных выше ключевых особенностей нового стандарта, можно сделать вывод: при его введении в практику школ их самостоятельность и ответственность резко повышается, что способствует наиболее полному проявлению творческих возможностей педагогов, принятию эффективных управленческих решений.
Введение нового стандарта требует от учителя особого профессионализма: кроме функции координатора, организатора, помощника, консультанта, он должен овладеть командной, совместной, коллективной формой работы; быть союзником психолога, социального педагога и пр.
Тема положения и роли учителя в социуме всегда занимала важное место в работах великих педагогов, общественных и государственных деятелей. Основоположник научной педагогики Я.А. Коменский писал, что учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем» [5, с. 600]. Подчеркивая особую роль личности учителя, основоположник русской школы научной педагогики К.Д. Ушинский писал, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности» [14, с. 63]. А.С. Макаренко ценил у учителя мастерство, квалификацию. Педагог-гуманист В.А. Сухомлинский [13] считал, что ни один учитель не может быть универсальным воплощением всех достоинств, но в каждом имеется неповторимая живинка, способность, которые надо развивать [2, с. 6]. Дополнения к портрету современного учителя мы находим и в трудах известного методиста профессора А.А. Половинкина [11, с. 60]. Он писал, что знание предмета учителем «еще не обеспечивает хорошего преподавания». «У «хорошего учителя на уроке бросаются в глаза рабочая дисциплина и бодрое настроение учащихся. По ответам, по улыбкам, по оживленным движениям детей вы чувствуете, что они живут радостной жизнью именно здесь, в этом кабинете».
Современный учитель представляет собой целостную личность. Свобода и ответственность, потенциально присущие любой личности и являющиеся условиями ее развития, усиливаются особенностями профессии учителя и современной социально-экономической ситуацией. Именно учитель сегодня становится главным «инструментом» для решения возникших в образовании проблем.
Взаимодействие учителя начальных классов и учеников должно сегодня организовываться на основе решения творческих заданий, которые предусматривают деятельность, связанную с переосмыслением малого, но уже имеющегося у ученика опыта. Результатом такой деятельности являются изменение уровня знаний и их закрепление, развитие творческих способностей в результате применения знаний на практике, выработка умений самостоятельного приобретения знаний, а также формирование положительной мотивации учебной деятельности. Наибольший творческий потенциал имеют такие виды учебных заданий, как выпуск книжек-малышек, микродокладов с иллюстрациями, разработка заданий для одноклассников и др.
Пятилетие первого опыта «входа» на новые образовательные стандарты начальной школы позволяет констатировать, что источниками данных для оценки качества начального образования являются:
• образовательная статистика;
• промежуточная и итоговая аттестация;
• мониторинговые исследования;
• социологические опросы;
• отчеты работников школы;
• посещение уроков и внеклассных мероприятий [3, c. 108].
Особая роль в новых стандартах уделяется внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность должна обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и на ступени начального общего образования [6]. Становление гражданской идентичности обучающихся как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции – это основные предполагаемые результаты современного образования.
Значение современного образования, несомненно, велико, таковым оно было и в середине прошлого столетия. Подходы государственных органов изменились: раньше это была тенденция к увеличению количества школ; теперь это повышение качества образовательных услуг за счет сокращения числа школ. Изучая тенденцию изменения доли начальных школ с 1940 по 2015–2016 гг. по республике Башкортостан, мы видим, что она постоянно падала и на фоне 70 прошедших лет сократилась примерно в 27 раз (табл. 1).
Таблица 1
Изменение количества школ и доля начальных школ [8, 9, 13, 14]
Учебный год |
1940–41 |
1945–46 |
1949–50 |
1960–61 |
1970–71 |
1980–81 |
1990–91 |
2000–01 |
2010–11 |
2015–16 |
Общеобразовательные учреждения |
4867 |
5089 |
5232 |
4939 |
4301 |
3225 |
3206 |
3268 |
1592 |
1143 |
Начальные школы |
3688 |
3842 |
3792 |
3205 |
2352 |
1300 |
1192 |
1089 |
66 |
32 |
Доля начальных школ, % |
75,8 |
75,5 |
72,5 |
64,9 |
54,7 |
40,3 |
37,2 |
33,3 |
4,1 |
2,8 |
Падение числа количества начальных школ доказывает стремление государственных органов прежде всего улучшить качество первичного начального образования. Укрупнение образовательных учреждений (в том числе начального звена) по республике Башкортостан — это способ обеспечить высокий уровень предлагаемых услуг и минимизировать расходы на содержание, в полной мере использовать известный всем экономистам «эффект масштаба».
Рис. 1. Число общеобразовательных учреждений и начальных школ
Рис. 2. Число начальных школ в административных районах Республики Башкортостан
Представленные на рисунках данные статистики показывают, что на муниципальном и региональном уровнях для контроля за качеством образования важно также учитывать изменение численности начальных школ, географию их распространения по территории республики Башкортостан. Полученная таким способом объективная информация поможет в принятии обоснованных управленческих решений в сфере реорганизации ступени начального образования.
Российское образование сегодня становится важнейшим фактором формирования нового качества не только социально-экономической политики, но и общества в целом [7]. Осуществляемые в настоящее время меры по совершенствованию образовательного процесса – это объективная необходимость, вызванная следующими обстоятельствами:
1) необходимостью реализации новых образовательных стандартов;
2) изменением содержания российского образования;
3) потребностью общества в специалистах, ориентированных на самостоятельность и ответственность.
Библиографическая ссылка
Мингазова Г.Р., Хизбуллина Р.З., Вильданов И.Р., Якимов М.С. ИЗМЕНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К НАЧАЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25671 (дата обращения: 04.11.2024).