Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

О ПРОГНОЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ИХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Гудинова Ж.В. 1 Щерба Е.В. 1 Гегечкори И.В. 1 Толькова Е.И. 1 Жернакова Г.Н. 1
1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В настоящей статье приведены результаты третьего этапа исследования, где на основании базовых характеристик физического развития, умственной деятельности и эмоционально-социальной сферы дошкольников и подростков, полученных на двух предыдущих этапах исследования, была проведена классификация по этим признакам. В целях прогнозирования здоровья и адаптации подростков-инвалидов на основании данных дошкольного исследования проведено изучение связей переменных посредством корреляционно-регрессионного анализа. Выявлена зависимость показателей здоровья в школьном возрасте от подобных в дошкольном периоде. С вероятностью от 15 до 56% можно предсказать параметры длины и массы тела, силы кисти и жизненной емкости легких, адаптационного показателя, долговременной и кратковременной памяти, распределения внимания, количества просмотренных знаков, точности и продуктивности деятельности по результатам корректурной пробы и социальной адаптации в 15–17 лет на основании показателей уровня развития и функционирования в дошкольном возрасте, формирование которых можно проследить уже в 5–7 лет, и, соответственно, принять своевременные меры по их коррекции.
дети-инвалиды
глухие дети
кластерный анализ
регрессионный анализ
адаптация детей-инвалидов
здоровье детей-инвалидов
физическое развитие детей-инвалидов
инклюзивное образование
дети инвалиды
прогноз адаптации
1. Берсенева А.П. Принципы и методы массовых донозологических обследований с использованием автоматизированных систем. Автореферат дисс. докт. биол. наук. Киев, 1991. – 27 с.
2. Гудинова Ж.В., Гегечкори И.В., Толькова Е.И., Жернакова Г.Н., Минаева О.Г. Результаты компонентного анализа показателей физического развития и психофункционального состояния дошкольников с нарушением слуха // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24826.
3. Гудинова Ж.В. Гигиеническая оценка здоровья и адаптации детей с нарушениями слуха в специализированном дошкольном учреждении: автореф. дис. … канд. мед. наук. – Омск, 1995. – 24 с.
4. Гудинова, Ж.В. Научные основы социально-гигиенического мониторинга инвалидности детей: автореф. дис. … докт. мед. наук / Ж.В. Гудинова. – Омск, 2005. – 44 с.
5. Гудинова Ж.В. Дружелюбная статистика: статистический анализ медицинских баз данных: пошаговые инструкции. Выпуск I / Ж.В. Гудинова, Г.Н. Жернакова, Е.И. Толькова. – Омск: Изд-во ОмГМА, 2014 – 112 с.
6. Гудинова Ж.В., Щерба Е.В., Гегечкори И.В., Толькова Е.И., Жернакова Г.Н. Сравнительная характеристика здоровья и адаптации детей-инвалидов с нарушением слуха в дошкольном и старшем школьном возрасте (факторный анализ) // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25202.
7. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант: справочная правовая система. – (Дата обращения: 10.09.2016).
8. Ширинский В.А. Интегральная оценка состояния функциональных систем организма / В.А. Ширинский, З.З. Брускин // Гигиена и санитария. – 1979. – С. 32–36.
9. Щерба Е.В. Гигиеническая оценка здоровья и реабилитации школьников с нарушением слуха : автореф. дис. … канд. мед. наук. – Омск, 2004. – 24 с.

Ввиду введения в настоящее время в нашей стране инклюзивного образования возрастает необходимость прогнозирования здоровья и адаптации детей-инвалидов школьного возраста [7]. Как известно, наиболее информативными признаками здоровья и адаптации детей являются показатели физического развития, функционального статуса, работоспособности, показатели школьной зрелости для детей дошкольного возраста и ключевые профессионально значимые функции для подростков [1, 8]. По ранее полученным данным оценки здоровья и адаптации детей-инвалидов с нарушениями слуха в начале и конце десятилетнего периода их обучения в коррекционных образовательных учреждениях (дошкольном и школьном) выделены наиболее информативные показатели здоровья в данных возрастных периодах, взятые за основу прогнозирования адаптации подростков-инвалидов [2, 3, 4, 6, 9].

Цель исследования: разработка прогноза абилитации подростков-инвалидов с нарушениями слуха на основе показателей физического развития и психофункционального состояния в старшем дошкольном возрасте.

Материалы и методы исследования

Для изучения здоровья детей-инвалидов были отобраны все глухие и слабослышащие дети в возрасте 5–7 лет, обучавшиеся в коррекционных образовательных учреждениях г. Омска. Те же дети были обследованы спустя 10 лет в условиях коррекционных школ (всего 44 человека).

Для определения адаптивных реакций организма использованы:

1) адаптационный показатель А.П. Берсеневой, в основе которого лежит концепция о сердечно-сосудистой системе как индикаторе общих приспособительных реакций в совокупности с показателями физического развития [1];

2) показатели психофизиологического статуса, выделенные как наиболее информативные на первом и втором этапах исследования (прогноз адаптации детей-инвалидов в дошкольном и школьном возрасте), опубликованных ранее [2, 3, 6].

В настоящей публикации приведены результаты третьего этапа исследования, где на основании основных характеристик физического развития, умственной деятельности и эмоционально-социальной сферы дошкольников и подростков, полученных на двух предыдущих этапах исследования, была проведена классификация по этим признакам.

В целях прогнозирования здоровья и адаптации подростков-инвалидов на основании данных дошкольного исследования проведено изучение связей переменных посредством корреляционно-регрессионного анализа [5].

Статистическая обработка данных проводилась в ППП STATISTICA 6.1. Критическое значение уровня статистической значимости принималось равным 0,05.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты кластерного анализа представлены на рисунках 1, 2 и 3. Как следует из графиков на рисунках, результаты здоровья детей-инвалидов в начале и конце десятилетнего периода вполне сопоставимы. Так, можно утверждать, что в 15–17 лет длина и масса тела (переменные № 26, 27), жизненная емкость легких (переменная № 40) и сила кисти (переменная № 28), а также время задержки дыхания на вдохе (переменная № 41) были выше у детей с более высокими показателями антропо- и физиометрии в 5–7 лет (переменные № 3 – 5 и 14) – класс 2 на рисунке 1. Различия между классами по всем характеристикам высокозначимы, за исключением переменной № 1 (степень снижения слуха). Таким образом, выявленная тенденция снижения показателей физического развития с повышением степени утраты слуха несущественна.

Рис. 1. Результаты классификации группы детей-инвалидов с нарушениями слуха на основании характеристик физического развития

Обозначения: по оси ОУ – стандартизованные значения классификационных характеристик, по оси ОХ – номера классификационных характеристик:

– в старшем дошкольном возрасте: 1 – степень снижения слуха; 3 – длина тела, см; 4 – масса тела, кг; 5 – сила кисти, кг; 14 – жизненная емкость легких – в исходном состоянии, л;

– в старшем школьном возрасте: 26 – длина тела, см; 27 – масса тела, кг; 28 – сила кисти, кг; 40 – жизненная емкость легких – в исходном состоянии, л; 41 – проба Штанге, с.

В отношении умственной деятельности [1]: дети, продемонстрировавшие в 5–7 лет высокую продуктивность деятельности по результатам фигурной корректурной пробы (переменная № 18) и несколько лучшую готовность к школе по второму и третьему заданию теста Керна—Ирасека (переменные № 20–21 [2]), спустя 10 лет также показали в целом лучшие результаты деятельности – класс 2 на рисунке 2. У них были выше объем долговременной памяти (переменная № 43), распределение внимания (переменная № 45) и продуктивность по результатам буквенной корректурной пробы (переменная № 49). В то же время кратковременная память была существенно лучше у детей класса 1 (переменная № 44). Как и в случае классификации группы по признакам физического развития, в отношении умственной деятельности различий полученных классов по степени снижения слуха не установлено.

Рис. 2. Результаты классификации группы детей-инвалидов с нарушениями слуха на основании характеристик умственной деятельности

Обозначения: по оси ОУ – стандартизованные значения классификационных характеристик по оси ОХ – номера классификационных характеристик:

– в старшем дошкольном возрасте: 1 – степень снижения слуха; 18 – результаты фигурной корректурной пробы: коэффициент продуктивности; 19 — результаты оценки школьной зрелости тестом Керна—Ирасека: оценка за первое задание, баллы; 20 — результаты оценки школьной зрелости тестом Керна—Ирасека: оценка за второе задание, баллы; 21 – результаты оценки школьной зрелости тестом Керна—Ирасека: оценка за третье задание, баллы;

– в старшем школьном возрасте: 43 – объем долговременной памяти, число знаков; 44 – объем кратковременной памяти, число знаков; 45 – время распределения внимания, с; 49 – результаты буквенной корректурной пробы: продуктивность.

Существенная зависимость результатов классификации от степени снижения слуха (переменная № 1) выявлена в отношении социально-эмоциональной сферы детей-инвалидов (рис. 3). Так, если уровень эмоционального стресса у слабослышащих детей (класс 1 на рисунке) в дошкольном возрасте не отличается от такового глухих ровесников (переменная № 23), то в подростковом возрасте выраженность стресса существенно выше (переменная № 50). Еще более различаются классы по характеристике социальной адаптации (переменная № 51).

Рис. 3. Результаты классификации группы детей-инвалидов с нарушениями слуха на основании характеристик эмоционально-социальной сферы

Обозначения: по оси ОУ – стандартизованные значения классификационных характеристик, по оси ОХ – номера классификационных характеристик:

– в старшем дошкольном возрасте: 1 – степень снижения слуха; 23 – эмоциональный стресс, баллы Люшера;

– в старшем школьном возрасте: 50 – эмоциональный стресс, баллы Люшера; 51 – социальная адаптация, баллы.

В целях исключения влияния возраста на указанные показатели здоровья и адаптации был проведен ряд статистических экспериментов с введением в перечни классификационных характеристик переменных № 2 и 25 (возраст в дошкольном и подростковом периодах исследования). В результате установлено несущественное по сравнению с характеристикой слуха влияние возраста на показатели физического развития, умственной работоспособности и социально-эмоциональной сферы детей-инвалидов.

В заключение исследования здоровья детей-инвалидов на протяжении 10 лет наблюдения было проведено моделирование показателей здоровья и адаптации детей-инвалидов в старшем школьном возрасте на основании данных дошкольного периода. Полученные уравнения регрессии приведены в таблице 1. Как следует из таблицы, многие показатели здоровья в школьном возрасте зависят от таковых в дошкольном периоде. С вероятностью от 15 до 56% можно предсказать параметры длины и массы тела, силы кисти и жизненной емкости легких, адаптационного показателя, долговременной и кратковременной памяти, распределения внимания, количества просмотренных знаков, точности и продуктивности деятельности по результатам корректурной пробы и социальной адаптации в 15–17 лет на основании показателей уровня развития и функционирования в дошкольном возрасте.

Таблица 1

Результаты прогнозирования показателей здоровья и адаптации в старшем школьном возрасте на основании данных дошкольного периода

Уравнения, где у – показатели в подростковом возрасте, а х – показатели в дошкольном возрасте

Сила (R)

Вклад

(R2 скорр,,%)

Значи-мость, р

Ошибка регрессии, sy

у = 100,0 + 0,57х, где у – длина тела, а х – длина тела

0,51

24,6

0,000

6,97

у = 9,5 + 2,20х, где у – масса тела, а х – масса тела

0,76

56,7

0,000

6,3

у = 0,56 + 1,87х, где у – ЖЕЛ, а х – ЖЕЛ

0,53

27,0

0,000

0,66

у = 13,5 + 1,93х, где у – сила кисти, а х – сила кисти

0,41

15,4

0,006

11,9

у = –9,19 + 1,95х, где у – сила кисти, а х – масса тела

0,51

24,0

0,001

11,1

у = 1,87 – 0,01х1 + 0,04х2 + 0,01х3, где у – адаптационный показатель, а х1 – длина тела, х2 – масса тела, х3 – сила кисти

0,57

27,3

0,002

0,21

у = 6,8 – 0,06х, где у – долговременная память, а х – количество ошибок по результатам корректурной пробы

0,37

12,2

0,013

2,30

у = 7,2 – 0,02х, где у – кратковременная память, а х – количество знаков по результатам корректурной пробы

0,45

18,1

0,006

0,82

у = 96,1 – 0,39х, где у – распределение внимания, а х – количество знаков по результатам корректурной пробы *

0,55

29,2

0,000

12,09

у = 316,9 + 3,34х, где у – количество просмотренных знаков по результатам корректурной пробы, а х – количество просмотренных знаков по результатам корректурной пробы *

0,44

17,3

0,007

139,3

у = 1,15 – 0,001х1 – 0,001х2, где у – точность по результатам корректурной пробы, а х1– пульс до нагрузки, х2 – пульс после умственной нагрузки

0,44

15,5

0,014

0,02

у = 449,0 + 2,71х1 – 13,3х2, где у – продуктивность по результатам корректурной пробы, а х1– количество знаков по результатам корректурной пробы, х2 – количество ошибок по результатам корректурной пробы

0,44

15,3

0,025

148,1

у = 815,7 – 5,55х, где у – продуктивность по результатам корректурной пробы, а х – время восстановления пульса после умственной нагрузки *

0,43

16,1

0,009

147,4

у = – 40,9 + 0,73х, где у – социальная адаптация, а х – пульс в исходном состоянии

0,46

19,2

0,004

5,61

* – для моделирования отобраны данные повторного исследования в дошкольном возрасте

Наиболее сильные зависимости получены в отношении показателей физического развития, особенно массы тела, параметры которой в подростковом возрасте определяются на 56,7%. Длину тела подростков-инвалидов от аналогичного показателя в 5–7 лет можно предсказать с вероятностью 24,6%, ЖЕЛ – 27,0%. Интересно, на наш взгляд, что в отношении силы кисти подростков большая вероятность прогноза установлена на основании не аналогичного показателя, а массы тела в дошкольном периоде – 15,4 и 24,0% соответственно. Адаптационный показатель в подростковом возрасте зависит от характеристик физического развития в 5–7 лет и определяется на 27% (табл. 1).

Показатели памяти, внимания и работоспособности у подростков можно прогнозировать на основании результатов выполнения фигурной корректурной пробы в 5–7 лет с вероятностью до 29,2%. Параметры точности и продуктивности умственной работы подростков связаны не только с аналогичными результатами в 5–7 лет, но и с характеристиками затрат организма на выполнение корректурной пробы (частоты сердечных сокращений) (R = 0,43–0,46). Социальная адаптация подростка коррелирует с частотой сердечных сокращений в покое в 5–7 лет (R = 0,46).

Заключение

Таким образом, можно утверждать, что основные показатели здоровья детей-инвалидов формируются уже к старшему дошкольному возрасту. Формирование показателей физического развития (длины и массы тела, силы кисти и жизненной емкости легких, ключевых профессионально значимых функций, таких как объем долговременной и кратковременной памяти, время распределения внимания, точность и продуктивность деятельности) можно проследить уже в 5–7 лет и, соответственно, принять своевременные меры по их коррекции.



[1] В качестве классификационных характеристик в результате статистического эксперимента отобраны результаты повторных исследований на обоих этапах.

[2] Различия между классами по показателям школьной зрелости (переменные № 19–21) несущественны.


Библиографическая ссылка

Гудинова Ж.В., Щерба Е.В., Гегечкори И.В., Толькова Е.И., Жернакова Г.Н. О ПРОГНОЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ИХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25649 (дата обращения: 27.02.2020).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074