Ввиду введения в настоящее время в нашей стране инклюзивного образования возрастает необходимость прогнозирования здоровья и адаптации детей-инвалидов школьного возраста [7]. Как известно, наиболее информативными признаками здоровья и адаптации детей являются показатели физического развития, функционального статуса, работоспособности, показатели школьной зрелости для детей дошкольного возраста и ключевые профессионально значимые функции для подростков [1, 8]. По ранее полученным данным оценки здоровья и адаптации детей-инвалидов с нарушениями слуха в начале и конце десятилетнего периода их обучения в коррекционных образовательных учреждениях (дошкольном и школьном) выделены наиболее информативные показатели здоровья в данных возрастных периодах, взятые за основу прогнозирования адаптации подростков-инвалидов [2, 3, 4, 6, 9].
Цель исследования: разработка прогноза абилитации подростков-инвалидов с нарушениями слуха на основе показателей физического развития и психофункционального состояния в старшем дошкольном возрасте.
Материалы и методы исследования
Для изучения здоровья детей-инвалидов были отобраны все глухие и слабослышащие дети в возрасте 5–7 лет, обучавшиеся в коррекционных образовательных учреждениях г. Омска. Те же дети были обследованы спустя 10 лет в условиях коррекционных школ (всего 44 человека).
Для определения адаптивных реакций организма использованы:
1) адаптационный показатель А.П. Берсеневой, в основе которого лежит концепция о сердечно-сосудистой системе как индикаторе общих приспособительных реакций в совокупности с показателями физического развития [1];
2) показатели психофизиологического статуса, выделенные как наиболее информативные на первом и втором этапах исследования (прогноз адаптации детей-инвалидов в дошкольном и школьном возрасте), опубликованных ранее [2, 3, 6].
В настоящей публикации приведены результаты третьего этапа исследования, где на основании основных характеристик физического развития, умственной деятельности и эмоционально-социальной сферы дошкольников и подростков, полученных на двух предыдущих этапах исследования, была проведена классификация по этим признакам.
В целях прогнозирования здоровья и адаптации подростков-инвалидов на основании данных дошкольного исследования проведено изучение связей переменных посредством корреляционно-регрессионного анализа [5].
Статистическая обработка данных проводилась в ППП STATISTICA 6.1. Критическое значение уровня статистической значимости принималось равным 0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты кластерного анализа представлены на рисунках 1, 2 и 3. Как следует из графиков на рисунках, результаты здоровья детей-инвалидов в начале и конце десятилетнего периода вполне сопоставимы. Так, можно утверждать, что в 15–17 лет длина и масса тела (переменные № 26, 27), жизненная емкость легких (переменная № 40) и сила кисти (переменная № 28), а также время задержки дыхания на вдохе (переменная № 41) были выше у детей с более высокими показателями антропо- и физиометрии в 5–7 лет (переменные № 3 – 5 и 14) – класс 2 на рисунке 1. Различия между классами по всем характеристикам высокозначимы, за исключением переменной № 1 (степень снижения слуха). Таким образом, выявленная тенденция снижения показателей физического развития с повышением степени утраты слуха несущественна.
Рис. 1. Результаты классификации группы детей-инвалидов с нарушениями слуха на основании характеристик физического развития
Обозначения: по оси ОУ – стандартизованные значения классификационных характеристик, по оси ОХ – номера классификационных характеристик:
– в старшем дошкольном возрасте: 1 – степень снижения слуха; 3 – длина тела, см; 4 – масса тела, кг; 5 – сила кисти, кг; 14 – жизненная емкость легких – в исходном состоянии, л;
– в старшем школьном возрасте: 26 – длина тела, см; 27 – масса тела, кг; 28 – сила кисти, кг; 40 – жизненная емкость легких – в исходном состоянии, л; 41 – проба Штанге, с.
В отношении умственной деятельности [1]: дети, продемонстрировавшие в 5–7 лет высокую продуктивность деятельности по результатам фигурной корректурной пробы (переменная № 18) и несколько лучшую готовность к школе по второму и третьему заданию теста Керна—Ирасека (переменные № 20–21 [2]), спустя 10 лет также показали в целом лучшие результаты деятельности – класс 2 на рисунке 2. У них были выше объем долговременной памяти (переменная № 43), распределение внимания (переменная № 45) и продуктивность по результатам буквенной корректурной пробы (переменная № 49). В то же время кратковременная память была существенно лучше у детей класса 1 (переменная № 44). Как и в случае классификации группы по признакам физического развития, в отношении умственной деятельности различий полученных классов по степени снижения слуха не установлено.
Рис. 2. Результаты классификации группы детей-инвалидов с нарушениями слуха на основании характеристик умственной деятельности
Обозначения: по оси ОУ – стандартизованные значения классификационных характеристик по оси ОХ – номера классификационных характеристик:
– в старшем дошкольном возрасте: 1 – степень снижения слуха; 18 – результаты фигурной корректурной пробы: коэффициент продуктивности; 19 — результаты оценки школьной зрелости тестом Керна—Ирасека: оценка за первое задание, баллы; 20 — результаты оценки школьной зрелости тестом Керна—Ирасека: оценка за второе задание, баллы; 21 – результаты оценки школьной зрелости тестом Керна—Ирасека: оценка за третье задание, баллы;
– в старшем школьном возрасте: 43 – объем долговременной памяти, число знаков; 44 – объем кратковременной памяти, число знаков; 45 – время распределения внимания, с; 49 – результаты буквенной корректурной пробы: продуктивность.
Существенная зависимость результатов классификации от степени снижения слуха (переменная № 1) выявлена в отношении социально-эмоциональной сферы детей-инвалидов (рис. 3). Так, если уровень эмоционального стресса у слабослышащих детей (класс 1 на рисунке) в дошкольном возрасте не отличается от такового глухих ровесников (переменная № 23), то в подростковом возрасте выраженность стресса существенно выше (переменная № 50). Еще более различаются классы по характеристике социальной адаптации (переменная № 51).
Рис. 3. Результаты классификации группы детей-инвалидов с нарушениями слуха на основании характеристик эмоционально-социальной сферы
Обозначения: по оси ОУ – стандартизованные значения классификационных характеристик, по оси ОХ – номера классификационных характеристик:
– в старшем дошкольном возрасте: 1 – степень снижения слуха; 23 – эмоциональный стресс, баллы Люшера;
– в старшем школьном возрасте: 50 – эмоциональный стресс, баллы Люшера; 51 – социальная адаптация, баллы.
В целях исключения влияния возраста на указанные показатели здоровья и адаптации был проведен ряд статистических экспериментов с введением в перечни классификационных характеристик переменных № 2 и 25 (возраст в дошкольном и подростковом периодах исследования). В результате установлено несущественное по сравнению с характеристикой слуха влияние возраста на показатели физического развития, умственной работоспособности и социально-эмоциональной сферы детей-инвалидов.
В заключение исследования здоровья детей-инвалидов на протяжении 10 лет наблюдения было проведено моделирование показателей здоровья и адаптации детей-инвалидов в старшем школьном возрасте на основании данных дошкольного периода. Полученные уравнения регрессии приведены в таблице 1. Как следует из таблицы, многие показатели здоровья в школьном возрасте зависят от таковых в дошкольном периоде. С вероятностью от 15 до 56% можно предсказать параметры длины и массы тела, силы кисти и жизненной емкости легких, адаптационного показателя, долговременной и кратковременной памяти, распределения внимания, количества просмотренных знаков, точности и продуктивности деятельности по результатам корректурной пробы и социальной адаптации в 15–17 лет на основании показателей уровня развития и функционирования в дошкольном возрасте.
Таблица 1
Результаты прогнозирования показателей здоровья и адаптации в старшем школьном возрасте на основании данных дошкольного периода
Уравнения, где у – показатели в подростковом возрасте, а х – показатели в дошкольном возрасте |
Сила (R) |
Вклад (R2 скорр,,%) |
Значи-мость, р |
Ошибка регрессии, sy |
у = 100,0 + 0,57х, где у – длина тела, а х – длина тела |
0,51 |
24,6 |
0,000 |
6,97 |
у = 9,5 + 2,20х, где у – масса тела, а х – масса тела |
0,76 |
56,7 |
0,000 |
6,3 |
у = 0,56 + 1,87х, где у – ЖЕЛ, а х – ЖЕЛ |
0,53 |
27,0 |
0,000 |
0,66 |
у = 13,5 + 1,93х, где у – сила кисти, а х – сила кисти |
0,41 |
15,4 |
0,006 |
11,9 |
у = –9,19 + 1,95х, где у – сила кисти, а х – масса тела |
0,51 |
24,0 |
0,001 |
11,1 |
у = 1,87 – 0,01х1 + 0,04х2 + 0,01х3, где у – адаптационный показатель, а х1 – длина тела, х2 – масса тела, х3 – сила кисти |
0,57 |
27,3 |
0,002 |
0,21 |
у = 6,8 – 0,06х, где у – долговременная память, а х – количество ошибок по результатам корректурной пробы |
0,37 |
12,2 |
0,013 |
2,30 |
у = 7,2 – 0,02х, где у – кратковременная память, а х – количество знаков по результатам корректурной пробы |
0,45 |
18,1 |
0,006 |
0,82 |
у = 96,1 – 0,39х, где у – распределение внимания, а х – количество знаков по результатам корректурной пробы * |
0,55 |
29,2 |
0,000 |
12,09 |
у = 316,9 + 3,34х, где у – количество просмотренных знаков по результатам корректурной пробы, а х – количество просмотренных знаков по результатам корректурной пробы * |
0,44 |
17,3 |
0,007 |
139,3 |
у = 1,15 – 0,001х1 – 0,001х2, где у – точность по результатам корректурной пробы, а х1– пульс до нагрузки, х2 – пульс после умственной нагрузки |
0,44 |
15,5 |
0,014 |
0,02 |
у = 449,0 + 2,71х1 – 13,3х2, где у – продуктивность по результатам корректурной пробы, а х1– количество знаков по результатам корректурной пробы, х2 – количество ошибок по результатам корректурной пробы |
0,44 |
15,3 |
0,025 |
148,1 |
у = 815,7 – 5,55х, где у – продуктивность по результатам корректурной пробы, а х – время восстановления пульса после умственной нагрузки * |
0,43 |
16,1 |
0,009 |
147,4 |
у = – 40,9 + 0,73х, где у – социальная адаптация, а х – пульс в исходном состоянии |
0,46 |
19,2 |
0,004 |
5,61 |
* – для моделирования отобраны данные повторного исследования в дошкольном возрасте
Наиболее сильные зависимости получены в отношении показателей физического развития, особенно массы тела, параметры которой в подростковом возрасте определяются на 56,7%. Длину тела подростков-инвалидов от аналогичного показателя в 5–7 лет можно предсказать с вероятностью 24,6%, ЖЕЛ – 27,0%. Интересно, на наш взгляд, что в отношении силы кисти подростков большая вероятность прогноза установлена на основании не аналогичного показателя, а массы тела в дошкольном периоде – 15,4 и 24,0% соответственно. Адаптационный показатель в подростковом возрасте зависит от характеристик физического развития в 5–7 лет и определяется на 27% (табл. 1).
Показатели памяти, внимания и работоспособности у подростков можно прогнозировать на основании результатов выполнения фигурной корректурной пробы в 5–7 лет с вероятностью до 29,2%. Параметры точности и продуктивности умственной работы подростков связаны не только с аналогичными результатами в 5–7 лет, но и с характеристиками затрат организма на выполнение корректурной пробы (частоты сердечных сокращений) (R = 0,43–0,46). Социальная адаптация подростка коррелирует с частотой сердечных сокращений в покое в 5–7 лет (R = 0,46).
Заключение
Таким образом, можно утверждать, что основные показатели здоровья детей-инвалидов формируются уже к старшему дошкольному возрасту. Формирование показателей физического развития (длины и массы тела, силы кисти и жизненной емкости легких, ключевых профессионально значимых функций, таких как объем долговременной и кратковременной памяти, время распределения внимания, точность и продуктивность деятельности) можно проследить уже в 5–7 лет и, соответственно, принять своевременные меры по их коррекции.
[1] В качестве классификационных характеристик в результате статистического эксперимента отобраны результаты повторных исследований на обоих этапах.
[2] Различия между классами по показателям школьной зрелости (переменные № 19–21) несущественны.
Библиографическая ссылка
Гудинова Ж.В., Щерба Е.В., Гегечкори И.В., Толькова Е.И., Жернакова Г.Н. О ПРОГНОЗЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АБИЛИТАЦИИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ПОДРОСТКОВ НА ОСНОВЕ ИХ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25649 (дата обращения: 06.12.2024).