Согласно Положению о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291 г., практика студентов является составной частью образовательного процесса и составной частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) среднего профессионального образования (СПО), обеспечивающей реализацию Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) СПО.
Практика имеет целью комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности среднего профессионального образования, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности.
Эффективность подготовки кадров в учебных заведениях СПО не всегда в полном объеме соответствует требованиям работодателей, что требует формирования эффективной системы подготовки выпускников на основе компетентностного подхода. Ориентация на развитие профессиональных компетенций обучающихся определяет необходимость изменения подходов к проведению практики студентов, среди которых наиболее значимыми являются:
1) развитие сети партнерских отношений с организациями, представляющими базы практики;
2) совершенствование организационно-экономических механизмов деятельности образовательных учреждений с организациями, предоставляющими возможности прохождения практики студентами;
3) обеспечение образовательных учреждений специалистами практиками, привлечение их к реализации учебно-воспитательного процесса.
Важным аспектом инновационного развития среднего профессионального образования, выступающего как практико-ориентированное обучение, является его интеграция с производственной сферой. Это является фактором адекватности результатов системы среднего профессионального образования нуждам производства, сближения процесса подготовки кадров запросам различных отраслей экономики и конкретных работодателей, обеспечения связи обучения студентов с будущей работой на предприятиях.
Компетентностный подход должен способствовать новому видению самого содержания образования, его методов и технологий, а также формированию иных подходов к управлению деятельностью образовательной организации [1]. Развитие среднего профессионального образования с учетом меняющихся роли, места и функций рабочих кадров, тормозится отдельными проблемами: недостаточной результативностью управления организациями среднего профессионального образования; разрушением традиционных связей образовательных организаций с компаниями реального сектора, устареванием материальной базы учебных заведений, затрудненным подбором баз для производственной практики студентов; невозможностью обеспечить в полном объеме практическую подготовку кадров нужной квалификации; отсутствием пополнения учебных заведений руководителями и преподавателями, обладающими опытом профессиональной деятельности на современных предприятиях.
Согласимся с мнением, что модель выпускника в контексте компетентностного подхода есть сложный многоуровневый комплекс, поясняющий, к чему следует стремиться обучающемуся, к выполнению каких функций он должен быть подготовлен и какими качествами обладать для последующей успешной деятельности в профессиональной сфере [4].
Для структурирования проблемы повышения образовательных результатов студентов в ходе прохождения практики, в проекте представлен причинно-следственный анализ по методике диаграммы Исикавы (рисунок).
Причинно-следственный анализ проблем организации и проведения практики
На наш взгляд, в управлении качеством учебно-воспитательного процесса организации профессионального образования должны быть выделены три ключевых вопроса.
1. Одним из значимых аспектов системы менеджмента качества является привлечение работодателей к формированию, уточнению и обновлению набора компетенций.
2. Другой вопрос касается измерительной процедуры оценки сформированности компетенций обучающихся. Очевидно, что компетенция как интегративный результат образовательной деятельности должна выступать предметом специальной диагностики и оценки.
3. Третьим значимым является вопрос о проектировании компетентностно-ориентированного учебного процесса в направлении формирования заданного набора компетенций, владении педагогами методикой такого проектирования, определения содержания дисциплин, междисциплинарных модулей и форм организации прохождения практики, а также применения технологий практико-ориентированного обучения.
Основная задача в организации практической подготовки студентов заключается в обеспечении качества деятельности – формировании контрольных процедур и механизмов, предоставляющих возможности оценки этапов образовательного процесса тогда, когда обучающийся находится вне образовательного учреждения, проходя практику в производственных организациях [4]. Однако сегодня преподаватели и руководители учебных заведений при определении результатов производственной практики не имеют апробированной методики оценки ее результатов и контроля за ее прохождением [3].
Следует отметить, что полная формализация критериев качества и технологического процесса производственного обучения вряд ли возможна. В оценке разнообразной деятельности студентов и их руководителей в ходе производственной практики достаточно сильны неформализуемые аспекты [5]. Решение проблемы эффективного управления качеством знаний и умений в процессе производственного обучения можно обеспечить на основе регламентации процедур и внедрения системы менеджмента качества учреждения СПО в организацию проведения практики студентов в рамках компетентностного подхода.
Для успешного функционирования образовательная организация должна определить и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая с целью преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. Часто выход одного процесса образует непосредственно вход следующего.
Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов является «процессным подходом».
Преимущество процессного подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках их системы, а также при их комбинации и взаимодействии.
В рамках проектирования системы менеджмента качества организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии процессы, обеспечивающие качество деятельности, постоянно улучшать ее результативность. С этой целью организация должна определять:
а) процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение во всей организации;
б) последовательность и взаимодействие этих процессов;
в) критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;
г) обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов и их мониторинга;
д) осуществлять мониторинг, измерение и анализ этих процессов;
е) принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.
Разработка проекта системы менеджмента качества в организации практики студентов начинается с определения формализованных характеристик и описания процесса, а также критериев результативности мониторинга процесса «Организация производственной практики студентов».
Далее в таблице 1 представлен формализованный алгоритм и описание процесса «Организация производственной практики студентов».
Таблица 1
Описание процесса «Организация производственной практики студентов»
Этап процесса |
Ответственный за этап |
Выход (результат этапа) |
1. Разработка рабочей программы производственной практики |
Заведующий производственной практикой |
Программа производственной практики |
2. Рассмотрение рабочей программы производственной практики |
Председатель цикловой комиссии |
Протокол цикловой комиссии / Согласование с заместителем директора |
3. Согласование рабочей программы производственной практики с представителем организации – базы практики |
Представители организаций, предоставляющих базы практики |
Согласованная рабочая программа |
4. Утверждение рабочей программы производственной практики |
Директор |
Утвержденная рабочая программа |
5. Передача утвержденной программы практики заместителю директора по учебной работе |
Заведующий производственной практикой |
Учет и хранение документации |
6. Расчет расхода материалов |
Преподаватели |
Документы по расчету расходов материалов при прохождении практики / Включение расходов в план финансово-хозяйственной деятельности |
7. Заключение договоров на проведение практики |
Заведующий производственной практикой |
Договоры и сведения о местах прохождения практики / Проект приказа на проведение производственной практики |
8. Издание приказа на проведение производственной практики |
Директор |
Приказ на проведение производственной практики, назначающий руководителей практики |
9. Разработка индивидуальных заданий на практику студентам |
Руководители практики |
Варианты проектов индивидуальных заданий на практику |
10. Согласование индивидуальных заданий на практику студентам |
Заведующий производственной практикой |
Индивидуальные задания на практику |
11. Выдача студентам индивидуальных заданий и форм отчетной документации |
Руководители практики |
Направление студентов на практику |
12. Проведение инструктажа по охране труда на рабочем месте |
Руководители практики |
Запись в «Журнале регистрации инструктажа по охране труда на рабочем месте» |
13. Контроль прохождения практики |
Заведующий производственной практикой |
Учет посещаемости по журналу учебных занятий |
14. Проведение внешней экспертизы качества подготовки студентов |
Руководители практики |
Анкета руководителя структурного подразделения, где проходил практику студент |
15. Подготовка отчета о прохождении практики |
Студент |
Характеристика, подписанная представителем предприятия и заверенная печатью предприятия, отчет о практике (с подписью студента) |
16. Промежуточная аттестация по итогам практики |
Комиссия |
Экзаменационная ведомость |
17. Составление отчета о практике |
Руководители практики |
Отчет, содержащий анализ анкет и предложения по совершенствованию организации практики |
18. Сводный анализ проведения практик |
Заведующий производственной практикой |
Отчет о функционировании процесса организации практики |
Контрольные события процесса «Организация производственной практики студентов» приведены в таблице 2.
Таблица 2
Контрольные события процесса «Организация производственной практики студентов»
Контрольные точки (события) процесса |
Сроки контроля/выполнения |
КТ1: Разработка (корректировка) рабочей программы производственной практики |
К началу учебного года |
КТ2: Контроль наличия документации для проведения производственной практики |
До 10 сентября и в течение учебного года |
КТ3: Обоснование расходов материалов |
до 20 октября |
КТ4: Заключение договоров на проведение производственной практики / |
Не позднее, чем за 2 недели до начала производственной практики |
КТ5: Издание приказа на проведение производственной практики
|
Не позднее, чем за 3 рабочих дня до начала производственной практики |
КТ6: Передача материалов по практике |
Не позднее 10 дней после окончания практики |
КТ7: Сводный анализ проведения практики |
Не позднее 10 дней после окончания практики |
КТ8: Анализ и оценка функционирования процесса |
Не позднее 30 дней после окончания практики |
Как следует из характера приведенных мероприятий, к наиболее вероятным рискам проекта следует отнести риски сопротивления изменениям. Каждый субъект процесса в границах собственной ответственности может упрощать характер и виды деятельности, необоснованно делегировать собственную ответственность. Данные обстоятельства в поведении персонала могут проявляться в силу недостаточной квалификации и/или недостаточной мотивации. Способами снижения влияния рисковых факторов выступают:
1) четкая организационная регламентация деятельности членов педагогического коллектива согласно имеющемуся уровню квалификации и занимаемой должности (персонификация ответственности);
2) формирование адекватной и транспарентной системы мотивации персонала на основе достижения разработанных формализованных показателей деятельности.
Для создания системы менеджмента качества требуется решение образовательной организации. На разработку и внедрение системы менеджмента качества образовательной организации влияют изменяющиеся потребности экономики и качество рабочих мест, конкретные цели, направления и формы подготовки выпускников, применяемые процессы, размер и структура образовательной организации.
Статья подготовлена на основе материалов проектной работы в рамках Программы «Подготовка управленческих кадров в сфере здравоохранения, образования и культуры», реализуемой Калужским филиалом РАНХиГС.
Библиографическая ссылка
Тютин Д.В. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25646 (дата обращения: 06.12.2024).