Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ТЬЮТОРСТВО В СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Шмелева Е.А. 1 Кисляков П.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Ивановский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
В статье представлены результаты исследования технологии физкультурно-оздоровительного тьюторства. Новизна заключается в том, что физкультурно-оздоровительное тьюторство реализуется будущими педагогами в рамках концепции социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Описана программа подготовки студентов «Личный тренер». Средством тьюторского сопровождения выступает адаптивная физическая культура. Используется технология формирования и коррекции двигательных действий, методика развития и коррекции психофункциональных и физических способностей, технологии диагностики и мониторинга психофункционального состояния, технологии безопасного взаимодействия в социуме. Описаны формы взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ. В статье представлены результаты реализации социально-ориентированного проекта «Мир движений – океан возможностей», направленного на социальную адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью средствами адаптивной физической культуры и спорта.
тьюторство
адаптивная физическая культура
дети с ограниченными возможностями здоровья
социализация
1. Березкин И.С., Солярская С.Н., Корнев А.В., Шмелева Е.А. Социально-педагогический потенциал университета в работе с детьми-инвалидами // Наука и школа. – 2007. – № 6. – С.31-33.
2. Дегтярева Т.О., Готская А.И. Подходы, формы, методы и технологии работы тьютора в области здорового образа жизни и физической культуры // Материалы IX Всероссийского форума «Здоровье нации – основа процветания России». – М., 2015. – С. 120-128.
3. Замогильнов А.И., Правдов М.А., Шмелев Е.А. Учитель физической культуры как субъект инновационной образовательной среды // Теория и практика физической культуры. – 2013. – № 3. – С. 30-35.
4. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Силаева О.А. Психолого-педагогические угрозы и риски инклюзивного образования // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы. Материалы международного образовательного форума. – 2015. – С. 27-30.
5. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Толстов С.Н. Обеспечение социально-психологической безопасности субъектов образования // Вопросы психологии. – 2015. – № 5. – С. 46-55.
6. Ковалева Т.М., Кобыща Е.И., Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А., Чередилина М.Ю. Профессия «тьютор». – М.; Тверь: СФК-офис, 2012. – 246 с.
7. Корнев А.В Тренировка навыков физкультурно-оздоровительного тьюторства в индивидуальном сопровождении детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья // Программа обучения волонтеров «Личный тренер». Шуйский филиал Ивановского государственного университета. – Шуя, 2016. – С. 18-25.
8. О введении ФГОС ОВЗ // Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/8021.
9. Прияткина Н.Ю. Подготовка волонтеров к деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25022 (дата обращения: 01.11.2016).
10. Шмелева Е.А., Правдов М.А., Кисляков М.А., Корнев А.В. Психолого-педагогические сопровождение развития и коррекции психофункциональных и физических способностей в процессе социализации детей с интеллектуальной недостаточностью // Теория и практика физической культуры. – 2016. – № 3. – С. 41-43.
11. Шмелева Е.А., Правдов М.А., Корнев А.В., Мальцева Л.Д. Проектная деятельность в обеспечении практико-ориентированности профессиональной подготовки студентов к инклюзивному образованию // Научный поиск. – 2014. – № 4.2. – С. 73–75.
12. Шмелева Е.А. Психолого-педагогическая поддержка семьи в процессе социализации детей с ограниченными возможностями здоровья // Особые дети в обществе: сборник научных докладов I Всероссийского съезда дефектологов / под ред. О.Г. Приходько, И.Л. Соловьёвой. – 2015. – С. 260-264.
13. Шмелева Е.А., Малгина А.А. Технология клубной деятельности с родителями, имеющими детей с ОВЗ // Методы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья методические материалы. – Шуя, 2016. – С. 60-71.
14. Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Maltseva L.D., Luneva L.F. Psychological factors of the readiness of teachers to ensure social security in the educational environment // Psychology in Russia: State of the Art. – 2015. – Т. 8. – № 1. – С. 74-85.

Дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой часть общечеловеческого потенциала. Однако их детство, отрочество и взросление подвержено неисчислимо большему количеству рисков социализации. Помочь ребенку с ОВЗ преодолеть возникающие трудности в социально-образовательном процессе и социальном становлении призван тьютор.

На сегодняшний день деятельность тьютора в образовательных организациях является новой. Межведомственным комплексным планом Минобрнауки России по вопросам организации инклюзивного дошкольного и общего образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ предусмотрены разработка и внедрение профессиональных стандартов ассистента (помощника) по оказанию технической помощи лицам с инвалидностью и ОВЗ, на которого возлагаются функции технического сопровождения [8]. С 2017 года планируется ввести в действие профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания», одной из обобщенных функций которого является тьюторское сопровождение обучающихся. Среди требований, предъявляемых к образованию и обучению тьютора, представлены высшее и дополнительное профессиональное образование в области педагогики, психологии, социальной работы, тьюторского сопровождения с рекомендацией педагогического стажа 2 года. Поэтому тьюторство в инклюзивном воспитании основано на овладении компетенциями педагога, психолога, социального работника.

Цель исследования состоит в разработке и апробации технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в процессе их социализации и адаптации в общество.

В инклюзивном образовании тьютор – это специалист, который организует условия для успешной интеграции ребенка с ОВЗ в образовательную и социальную среду [8]. Должность тьютора официально закреплена в числе должностей работников образования, внесена в Единый квалификационный справочник должностей. Во ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о предполагается возможность разработки индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ, реализация которых сопровождается поддержкой тьютора. В перечень трудовых функций тьютора входит три конкретных вида работ: педагогическое сопровождение реализации обучающихся ОВЗ и инвалидностью, индивидуальных образовательных маршрутов, проектов; организация образовательной среды для реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов; организационно-методическое обеспечение реализации обучающихся с ОВЗ, индивидуальных образовательных маршрутов.

В части сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовании тьютор выполняет ряд трудовых действий: участвует в реализации адаптивных образовательных программ обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, проектирует для них адаптированную образовательную среду и обеспечивает ее доступность с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей, оказывает помощь семье в построении семейной образовательной среды для поддержки обучающихся в освоении индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ, оказывает консультационную поддержку детям и родителям по вопросам создания условий освоения обучающимися индивидуальных учебных планов и адаптированных образовательных программ, разрабатывает и подбирает методические средства для формирования адаптированной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ  и инвалидностью, разрабатывает методические рекомендации для педагогов и родителей, обновляет знания по применению актуальных методов и подходов в прикладном анализе поведения, их внедрению в повседневную работу с обучающимися с ОВЗ и др.

Материалы и методы. Анализ трудовых функций и действий тьютора в инклюзивном образовании и воспитании свидетельствует о необходимости его специальной психолого-педагогической подготовки. Работа тьютора ориентирована на сопровождение построения и реализации персональной образовательной стратегии, включая реализацию адаптированной образовательной программы или специальной индивидуальной программы развития и учитывающей личный потенциал ученика с ОВЗ, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности.

В Ивановском государственном университете на базе Шуйской коррекционной школы-интерната при содействии Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, реализуются проекты «Мир движений – океан возможностей» и «Двигаюсь и развиваюсь!», направленные на развитие и коррекцию физических и психофункциональных способностей детей с интеллектуальной недостаточностью средствами адаптивной физической культуры и спорта. Проект ориентирован на обеспечение их максимально возможного развития, социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.

Одной из центральных проблем физического воспитания детей с интеллектуальными нарушениями является недостаточное вовлечение их в систематические занятия физической культурой, поддержание двигательной активности ребенка в течение учебного дня. При интеллектуальной недостаточности, сочетающейся с нарушениями в двигательной сфере, адаптивная физкультура способствует развитию моторики, координации, внимания, подвижности психических процессов, укреплению общего соматического состояния детей. Поэтому двигательная активность, стимулирующая развитие всех систем и функций организма, коррекцию, компенсацию и профилактику двигательных и психических нарушений, является одним из основных механизмов социализации детей с интеллектуальной недостаточностью [11].

В связи с этим в работе с детьми для реализации индивидуального маршрута формирования и развития физической культуры личности и ее социальной адаптации реализуется физкультурно-оздоровительное тьюторство. Физкультурно-оздоровительное тьюторсто – это форма взаимодействия участников физкультурно-оздоровительной деятельности по поддержке обучающихся с ОВЗ в освоении ими различных видов двигательной активности на основе учета индивидуальных психофизических особенностей состояния здоровья. Физкультурно-оздоровительное тьюторство направлено на обеспечение уровня физической подготовленности обучающихся, необходимого для развития жизненных навыков (безопасности жизнедеятельности, бытовой и пространственной ориентировки, коммуникативных практик и т.д.); повышение уровня знаний и умений обучающихся в области физической культуры, спорта, здорового образа жизни; привлечение обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом в режиме учебного дня; формирование у обучающихся осознанной потребности в занятиях физической культурой, в физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни.

Деятельность тьютора в области здорового образа жизни и физической культуры рассматривается в рамках концепции социализации обучающихся, в частности через развитие культуры здорового и безопасного образа жизни как культуры личности в целом [2]. Тьютор в области формирования социальных компетенций детей и подростков, связанных с сохранением и укреплением здоровья, обеспечением безопасности обучающихся, развитием физической культуры, оказывает содействие обучающимся в самоактуализации и самореализации, помогает им определить особенности индивидуального стиля жизни, ориентированного на здоровье, разработать и реализовать индивидуальную программу развития в области здоровья и физической культуры [2, 7]. Тьютор в области развития физической культуры и спорта в сфере образования – это сотрудник образовательной организации, осуществляющий педагогическое или методическое сопровождение процесса выбора и реализации обучающимися здорового образа жизни, формирования физической культуры в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребностями, организации такого развивающего процесса, в основе которого лежит постоянное рефлексивное соотнесение достижений обучающегося с их интересами, устремлениями и возможностями [6].

В рамках программы тьюторского сопровождения процесса формирования мотивации к занятиям физической культурой и сохранению здоровья могут быть использованы различные формы и технологии психолого-педагогического сопровождения. Основными формами являются индивидуальные и групповые консультации. Большое значение отводится игровым технологиям – организации образовательного процесса, основанной на реконструкции моделей поведения в рамках предложенных сценарных условий, и технологиям волонтерства. Несомненным является и тот факт, что одним из самых эффективных инструментов по пропаганде здорового образа жизни, физкультуры являются различные методы и технологии, направленные на массовую просветительскую и пропагандистскую деятельность.

Тьюторами в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью в реализуемых проектах выступают студенты направления подготовки «Педагогическое образование» и «Адаптивная физическая культура». Освоение тьюторских практик в инклюзивном образовании и воспитании представляет собой инновационную форму профессиональной подготовки студентов [3, 12, 14]. Для формирования тьюторских умений студенты прошли подготовку по программе «Личный тренер», которая включала обучение технологиям организации тьюторской деятельности, тренировке навыков физкультурно-оздоровительного тьюторства в индивидуальном сопровождении детей-инвалидов и детей с ОВЗ, социальной адаптации воспитанников коррекционных школ, психофункциональной диагностике и мониторингу детей с ОВЗ, занимающихся физической культурой, технологии гигиенического воспитания и обучения в семьях, имеющих детей с ОВЗ, а также воспитание навыков безопасного поведения в социуме [4, 7, 10]. Данная программа нацеливает на то, чтобы студенты в процессе практической деятельности сформировали необходимые профессиональные качества и освоили во время занятий инструменты для самостоятельного и ответственного выбора средств формирования здорового образа жизни и физической культуры личности обучающихся.

Результаты исследования. В ходе обучения по программе «Личный тренер» волонтеры смогли научиться развивать двигательные способности у детей с интеллектуальной недостаточностью при помощи различных технологий и методик адаптивной физической культуры и спорта; организовывать физкультурно-спортивную деятельность, совместную и индивидуальную деятельность воспитанников в соответствии с возрастными нормами их развития; проводить соревнования, осуществлять мониторинг психофункционального состояния детей, обеспечивать безопасность детей. В основу физкультурно-оздоровительного тьюторства положен личностно-ориентированный подход и индивидуальное сопровождение ребенка его «личным тренером» – тьютором, подготовленным из числа студентов-волонтеров. Подбор пар «тьютор – ребенок» осуществлялся на основе учета опыта его работы с детьми с ОВЗ, степени совпадений данных психолого-педагогической диагностики каждого, а также желания заниматься друг с другом. Подготовленные студенты-волонтеры обеспечивают условия соблюдения принципа индивидуализации в дозировке объема, интенсивности, времени отдыха, корректировке движений в работе с детьми [1, 10, 11, 13].

В рамках тьюторского сопровождения на основе анализе особенностей семей, имеющих детей с ОВЗ, условий семейной жизни каждого испытуемого были разработаны индивидуальные программы работы с семьей. Для организации двигательной активности ребенка в семье создана консультационная служба «Тренируюсь дома», проводились занятия с детьми и их родителями. На основе изучения проблем и анализа потребностей родителей, уровня физической подготовленности детей разработаны и реализуются программы «Двигаемся вместе», программа «Школа здоровья» по гигиеническому воспитанию и обучению семей, программа «Безопасное колесо» групповых и индивидуальных занятий с детьми и их родителями по пропаганде безопасного поведения на дорогах, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни [13], программа тренировочного процесса по подготовке детей к участию в соревнованиях Специальной Олимпиады по видам спорта.

Для достижения целей развития и коррекции психофункциональных возможностей детей разработаны и использован ряд технологий и методик: технология формирования и коррекции двигательных действий, методика развития и коррекции психофункциональных и физических способностей, технологии диагностики и мониторинга психофункционального состояния детей, технологии безопасного взаимодействия в социуме. В течение учебной недели проводилось три обязательных занятия по физической культуре и два дополнительных – в процессе внеучебной деятельности. Дополнительные занятия составлялись с учетом интересов школьников и проходили в виде адаптивной двигательной рекреации. Для их проведения оборудован физкультурно-спортивный комплекс, включающий: сенсорные и двигательные тренажеры, полосу препятствий, беговые песочные, галечные, травяные дорожки, мягкие игровые модули, фитболы, сухой бассейн, мини-батуты, ковровое покрытие и т.д. Разработано нестандартное спортивное оборудование, тренировочные устройства: подвесные мячи по обучению метаниям, броскам и ловле; специальная разметка для ног на полу, манжеты для крепления резиновых межсуставных жгутов для коррекции движений; лонжи для имитации движений в воздухе; сенсорные ленты по коррекции ходьбы и бега. Спортивное оборудование позволило расширить спектр двигательных действий детей, их сюжетно-ролевых взаимодействий, что способствовало сплочению коллектива, повышению социометрического статуса детей, снятию психологических барьеров (агрессивности, тревожности, эмоциональной нестабильности).

Выявлено повышение уровня развития физических качеств у детей с ОВЗ: быстроты на 4–5 % от исходного; координационных способностей – на 15–17 %; силы на – 12–14 %, гибкости на – 36 %, выносливости – на 23 %. Повысился уровень самоконтроля за соблюдением правильной осанки. 95 % детей научились правильно выполнять упражнения на профилактику искривления позвоночника. У детей в процессе подвижных игр, в учебной деятельности и жизнедеятельности отмечается коллективное взаимодействие, оказывается помощь друг другу, взаимовыручка. Увеличилось количество детей, посещающих мероприятия адаптивной двигательной рекреации в течение учебного года, изменились мотивы физкультурно-спортивной деятельности: в два раза снизилось число детей, посещающих занятия из-за социального мотива – общения (11 %), в 3 раза возросло количество детей, мотивированных на конкретный результат (27 %), 17 % детей указали мотив оздоровления своего организма. Исследование мотивации детей показало, что при оптимальном построении работы в сфере физической культуры и спорта, направленной, в первую очередь, на интересы детей, можно оказывать влияние на их мотивацию к занятиям двигательной деятельностью, формирующей поведение, выражающееся в более точном выполнении упражнений, в осознании укрепления здоровья, повышения физической подготовленности и т.д. [4].

Оптимизацию качества жизни детей с ОВЗ невозможно осуществить без создания психологически безопасной среды, которая выступает гарантом их благополучия и самореализации [5]. Создание такой среды в школе обеспечило максимальное получение позитивных эмоций, способствующих удовлетворению образовательных и иных потребностей обучающихся, повышению позитивной составляющей их самоотношения, положительной социальной перцепции, что оптимизировало процесс саморазвития личности и качество ее жизни.

Регулярное участие в занятиях тьюторов стало толчком для развития коммуникативных навыков детей, расширения сферы контактов, готовности к бесконфликтному общению и поведению. Психологическая служба школы отмечает развитие психических процессов школьников (восприятия, внимания, воображения, мышления). Повысились показатели в развитии самоорганизации, самоконтроля, адекватности самооценки, саморегуляции поведения. Развитые рефлексия, антиципация и самоанализ обеспечили формирование у детей с ОВЗ навыков безопасного поведения в социуме. Родители отмечают появление у детей ярких ассоциаций об обучении в школе, занятиях физической культурой, об общении детей и педагогов. Школьный логопед отмечает усиление интенсивности речевых функций детей, развитие грамматической и лексической сторон речи.

Заключение. Обобщая описанные модели тьюторской деятельности, можно утверждать, что тьютор в области развития физической культуры личности и здорового образа жизни осуществляет сопровождение процесса социальной адаптации и продуктивной социализации детей с ОВЗ. Качественный и количественный анализ позволяет констатировать повышение у детей с ОВЗ учебной мотивации, интереса к занятиям физической культурой и спортом, эмоционального настроя на учебу, желания ходить в школу. Возрос интерес к различным видам физической активности, появилось осознание успешности выполнения физических заданий, двигательных навыков. Раскрылись потенциальные возможности, максимально возможные с учетом их физиологического состояния. Все это способствовало социальной поддержке семей с детьми с ОВЗ для обеспечения максимально возможного развития таких детей в условиях семейного воспитания, их социализации, подготовки к самостоятельной жизни и интеграции в общество.


Библиографическая ссылка

Шмелева Е.А., Кисляков П.А. ТЬЮТОРСТВО В СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНКЛЮЗИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25644 (дата обращения: 27.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074