Культурно-исторический этап современного развития, связанный со становлением информационного общества, отличается беспрецедентным увеличением роли глобальной информационной системы и разнообразных коммуникаций на основе информационно-коммуникационных технологий, информационных продуктов и услуг. Новая информационная эпоха формирует новую для человека информационную среду, где развивается новое информационное взаимодействие, приводящее к сущностному преобразованию человеческого качества и дальнейшему прогрессу общецивилизационного развития (Т.Ф. Акбашев, Л.С. Шишкина, И.А. Колесникова) [6]. Развивающаяся широкомасштабная информатизация системы высшего педагогического образования включает теоретическое осмысление и методические разработки системного использования информационно-коммуникационных технологий в структуре всех учебных дисциплин основной образовательной программы, которое обеспечит компетентностно-ориентированную информационную подготовку учителей разного профиля.
В этой связи перед педагогической теорией и практикой встает ряд принципиально важных задач, решение которых вызывает масштабные трансформации в целостном образовательном процессе. Речь идет о развитии, по определению академика И.В. Роберт, трансфер-интегративной области нового научного знания в рамках традиционных дисциплин, развитие которой обусловлено информатизацией образования [8]. Применительно к традиционным дисциплинам основной образовательной программы педагогического образования это означает их обогащение научными идеями информатизации и практическим инструментарием информационно-коммуникационных технологий, в результате чего формируются интегративные трансфер-зоны [8], обеспечивающие опережающую психолого-педагогическую и методическую подготовку современного учителя. Важнейшим условием для этого служит информационная образовательная среда вуза, дифференцирующаяся на образовательные среды отдельных направлений профессиональной подготовки [1].
Цель исследования. Рассмотрение теоретических оснований и возможностей информационно-образовательной среды высшего педагогического образования в формировании компетентности будущего учителя.
Материал и методы исследования. Работа осуществлялась на материалах дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в НГПУ им. К. Минина с использованием методов теоретического анализа средового подхода и обобщения методического опыта использования электронной образовательной среды в условиях перехода к компетентностно-ориентированному образованию.
Результаты исследования и их обсуждение. Исследование информационной образовательной среды, в которой осуществляется подготовка будущих педагогов, соответствует требованиям Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды», согласно которой «основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда». Именно она позволяет коренным образом модернизировать технологический базис образования, осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям современного общества.
Компетентностный формат Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 — педагогическое образование — предусматривает оценку качества подготовки через компетенции выпускника, в число которых входят разнообразные информационные и коммуникационные компетенции.
Концептуальные основы информационно-образовательной среды в Мининском университете разрабатывались нами в общетеоретической логике средового подхода, фундаментальная база которого создана в исследованиях З.А. Галагузовой, А.С. Запесоцкого, В.А. Козырева, Н.Б. Крыловой, А.В. Мудрика, В.В. Рубцова, В.А. Сластёнина, В.И. Слободчикова, А.В. Хуторского, В.А. Ясвина и др. [5, 9]. Раскрывая феномен образовательной среды, авторы обращают внимание на ее развивающий потенциал, способствующий личностному становлению, социализации, профессиональной адаптации. Образовательная среда «как мир присутствия» (М. Хайдеггер) обусловлена культурно-историческим педагогическим опытом, интегрирующим характерные для данной эпохи ценности и смыслы. Насыщение среды новыми информационными смыслами, информацией, информационно-коммуникационными технологиями, деятельностью, интерактивностью расширяет ее развивающий потенциал.
Согласно Программе развития электронного образования на 2014–2020 гг., а также в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Мининском университете с 2013 г. реализуется проект «DE: Электронное обучение и электронная образовательная среда», направленный на развитие электронного обучения (ЭО) и широкое использование дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в учебном процессе. Главным направлением работы является система управления на основе LMS Moodle [7].
Качественное своеобразие электронной образовательной среды Мининского университета определяется ее целевым назначением — формированием личности будущего педагога, обладающего высокой информационно-коммуникационной компетентностью как в плане профильной научной, так и методической подготовки. Имеется в виду формирование не только информационной компетентности в области программных научных дисциплин, но и методики обучения конкретной образовательной области.
Электронная образовательная среда Мининского университета интегрирует предметные среды отдельных профильных направлений подготовки бакалавров, магистров, аспирантов, предоставляющих совокупность условий для разнообразного учебного взаимодействия между обучающимися, преподавателями, средствами ИКТ на основе предметного содержания. Так, в образовательной области «Безопасность жизнедеятельность» обучающиеся включаются в деятельность с информационными ресурсами с помощью интерактивных средств ИКТ; информационное взаимодействие со средствами интерактивных ИКТ, взаимодействующих с пользователем как с субъектом информационного общения и личностью; интерактивное информационное взаимодействие между пользователями и объектами предметной среды [2, 4].
Следовательно, высокая развивающая роль электронной образовательной среды реализуется через ее интерактивность, при которой обучение основано на прямом продуктивном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса [10]. Интерактивность как основное свойство информационно-образовательной среды раскрывает ее качественные признаки, рассмотренные нами ранее [3].
Формирование информационно-образовательной среды подготовки будущих учителей безопасности жизнедеятельности в Мининском университете осуществлялось на основе таких принципов, как аксиологичность, фундаментализация, эмоционально-информационное и деятельностное обогащение и деловая комфортность среды, вариативность, контекстность, рефлексия, коммуникативность, межсубъектное продуктивное сотрудничество.
Принцип аксиологичности раскрывает гуманистическую сущность среды в единстве личностного, деятельностного, диалогического подходов (В.А. Сластёнин). Личностный — означает ориентацию информационного взаимодействия на личность обучающегося как цель, субъект, результат и главный критерий эффективности компетентностно-ориентированного обучения. Решающим условием личностно-профессионального развития является деятельность, что определяет перевод обучающихся в позицию субъекта информационного взаимодействия, активного познания научных основ безопасности жизнедеятельности и методики ее изучения с использованием информационных ресурсов и средств ИКТ. Реальной единицей коммуникативной деятельности является интерактивный диалог, осуществляемый с помощью синхронной (вебинары: «Здоровый образ жизни», «Интересное научное исследование») и асинхронной (E-mail, форум, блог) коммуникаций. «Аксиологическая пружина» информационно-коммуникационной среды придает принципиально новое представление ее смыслу и ценностям. Ценности-цели, отражающие государственную образовательную политику в области информатизации образования будущих учителей безопасности жизнедеятельности, означают становление компетентной личности педагога, владеющего ИКТ. Ценности-средства, формируемые на основе ценностей-целей, составляют основу информационного образования в области безопасности жизнедеятельности и включают овладение методологией и технологическим инструментарием ИКТ, объединяют ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания. Ценности-отношения задают позитивность в информационно-ориентированной деятельности, обеспечивают адекватность использования информационных ресурсов с учетом профессиональных потребностей. Ценности-качества объединяют личностно-профессиональные характеристики учителя, связанные с формирующимся стилем педагогической деятельности. Ценности-знания заложены в основу информационно-коммуникационных компетенций обучающихся.
Принцип фундаментализации предполагает основательность подготовки и ориентирует на усвоение теоретико-методологических знаний и способов деятельности в области использования трансфер-интегративной зоны безопасности жизнедеятельности. Закладывается интегральный информационно-познавательный базис, объединяющий эмпирический, абстрактно-концептуальный и теоретический уровни научных, психолого-педагогических и методических знаний в области безопасности жизнедеятельности и ее информатизации, конкретных умений и обобщенных способов деятельности. Системная интеграция обеспечивает расширение эвристических возможностей и информационной емкости содержания образования. Предполагаются строгая научность учебных программ дисциплин подготовки, их системность и перевод функционально-модульного содержания с энциклопедически-эмпирической основы на концептуальную; обоснованность использования ИКТ. Зародившись на «гребне социальной волны», в условиях стремительного роста опасных и чрезвычайных ситуаций, научное направление «безопасность жизнедеятельности» объединяет естественнонаучные и гуманитарные основы, отражающие изменения бытия человека и его деятельности.
Принцип эмоционально-информационного и деятельностного обогащения и деловой комфортности среды обеспечивает успешность овладения обучающимися функциональными компетенциями благодаря созданию многомерных смысловых пространств, максимально приближенных к будущей педагогической сфере деятельности. Предполагает мультимедийность и многоканальность знаково-символического и образного насыщения среды, с активным включением геоинформационных систем. Обладая высокой информационной емкостью, чувственным и деятельностным многообразием, динамичностью, вариативностью, открытостью, среда способствует социально-профессиональной адаптации выпускника и его дальнейшему творческому росту в педагогической деятельности. Специфика содержания курса безопасности жизнедеятельности определяет необходимость широкого использования визуализации (анимаций, аудио- и видеозаписей, слайд-шоу, виртуальных экскурсий) и включения обучающихся не только в творческую познавательную (анализ видеофрагментов, научно-педагогическое исследование, деловую игру, проект), но и в практическую деятельность.
Принцип вариативности, отражая сущностный характер модернизации высшего педагогического образования, создает возможности для индивидуализации обучения, выстраивания собственного образовательного маршрута, творческого освоения нормативных компетенций. Вариативность связана с повышением сложности информационно- коммуникационной среды подготовки учителя безопасности жизнедеятельности в результате роста ее структурной и функциональной дифференциации на основе внедрения достижений в сфере информатизации и ИКТ. Известно, что более сложные системные образования способны к решению и более сложных профессионально-педагогических задач.
Принцип контекстности означает смысловую актуализацию содержания образования путем «погружения» текста в диалогический «понимающий» контекст будущих учителей безопасности жизнедеятельности. При этом происходит объединение ситуативного контекста межсубъектного взаимодйствия «здесь и сейчас»); культурологического контекста (общекультурного, культуры безопасности жизнедеятельности, профессионально-педагогической культуры); личностного контекста (взаимный учет мнений субъектов деятельности) (Ю.В. Сенько). Контекстность предусматривает организацию учебной деятельности в соответствии с предстоящей выпускникам педагогической деятельностью, что позволяет избежать противоречий между профессиональным образованием и реальной профессиональной деятельностью (А.А. Вербицкий).
Принцип рефлексии занимает одно из центральных мест, поскольку формирует представление об обучающемся как о субъекте своей собственной деятельности и своего личностно-профессионального развития. Рефлексия как активность, направленная на свой профессиональный рост, предполагает осмысление своих действий, их самоанализ и самооценку по поводу осваиваемых информационных компетенций, размышления о своем внутреннем эмоциональном состоянии при работе в диалоговом режиме. Освоение обучающимися новых направлений и скорректированных способов информационной деятельности превращает процесс обучения в творчество.
Принцип межсубъектного продуктивного сотрудничества связан с творчески преобразующей деятельностью личности, которая изменяет среду, совершенствуясь при этом сама. Становление субъектности имеет вид учебного исследования, механизмом которого выступает полипозиционность, означающая ситуацию выхода за пределы собственно содержания курсов безопасности жизнедеятельности в пространство социально-педагогического позиционирования. Данное пространство как действие «среди других» и «для других» реализуется как новая форма организации учебной деятельности, создающая принципиально иные ситуации развития творческой самостоятельности.
Выводы. В условиях информационно-коммуникационной среды через развертывание разнообразных моделей интерактивного общения происходит процесс профессионального становления будущих учителей безопасности жизнедеятельности на основе овладения информационными и коммуникационными компетенциями.
Библиографическая ссылка
Камерилова Г.С., Вакуленко Р.Я., Варламов А.С., Базин В.Е., Матюнькина Ю.С. ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25624 (дата обращения: 08.10.2024).