Условия модернизации отечественного образования диктуют необходимость переосмысления сложившихся подходов и конструктивного решения проблемы профессионально-педагогической подготовки выпускников педагогического вуза. При этом важным становится понимание и освоение ее продуктивного опыта с учетом инновационных процессов как инструмента демократизации и гуманизации образовательного пространства.
Современное педагогическое образование развивается в русле общемировых тенденций государственной образовательной политики, символизирующих переход от централизации в управлении образованием и жесткого государственного регулирования к децентрализации и привлечению к управлению общественно-государственных структур; от излишней замкнутости к транспарентности системы, открытости в обсуждении возникающих проблем; от излишней ригидности системы образования, ее неэффективности к более гибким формулам, открывающим доступ к образованию все более широких масс населения и повышающим эффективность образования на всех его уровнях [5, с. 164].
Одним из оснований современной гуманистической парадигмы образования выступает культурологический подход, предполагающий, что любое образование должно выступать как способ овладения культурой и культурной традицией, обеспечивать естественное вхождение личности в мир духовных и материальных ценностей.
Следует отметить, что в основе данного подхода лежит идея культуросообразности, отражающая один из законов бытия – связь всеобщего и особенного, обеспечивающая преемственность развития общества через контекст становления субъектности его членов в единстве индивидуального и социального. Одним из первых данную идею в истории педагогической мысли обосновал немецкий педагог В.А. Дистервег. Он подчеркивал, что «всякий человек – продукт своего времени», следовательно, плодотворное воздействие на отдельного индивидуума и целый народ должно соответствовать требованиям времени и считаться с уровнем развития этого отдельного человека и той ступенью культуры, на которой находится весь народ. Несомненно, актуальны слова В.А. Дистервега о том, что «в воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика» [3, с. 317].
Можно утверждать, что культуросообразность является сегодня одним из основополагающих, системообразующих педагогических принципов, частью методологического контекста и современной педагогики, в том числе – педагогики высшего профессионального образования. Теоретико-методологическая основа культурологического подхода рассматривается в работах В.С. Библера, А.П. Валицкой, В.В. Гуры, И.Ф. Исаева, В.А. Сластёнина и др. Суть подхода заключается в видении личности через призму понятия культуры, которое позволяет рассматривать человека в учебной деятельности как свободную, активную индивидуальность, способную к самодетерминации в горизонте личности в результате общения с иными личностями, культурами, эпохами – как в пределах сегодняшнего жизненного мира (Малое время культуры), так и в общении с произведениями прошедших эпох (Большое время культуры).
Следует подчеркнуть, что культурологический подход, предполагая превращение образовательного пространства в социокультурное пространство, обеспечивает вхождение будущего учителя в сферу культуры, способствует наиболее эффективному формированию гармоничного синтеза общечеловеческой и национально-региональной культур [8, с. 93].
Таким образом, можно утверждать, что речь идет о том, чтобы сформировать в условиях вузовского образования внутреннее индивидуальное пространство личности студента (будущего учителя) путем погружения его в культурное пространство социума (прошлое и настоящее). При этом важно отметить взаимосвязь и взаимодействие принципа культуросообразности с принципом природосообразности. Обращение к историко-педагогическому наследию позволяет утверждать, что мыслители и педагоги прошлого были в большинстве своем едины в утверждении главенствующей роли природосообразности в развитии личности. Так, В.А. Дистервег считал, что справедливые требования принципа культуросообразности «мы ни в коем случае не игнорируем, но он должен все-таки подчиниться более высокому принципу» — природосообразности, который является высшим. «Поступать наперекор природе всегда недопустимо»; в идеале противостояние этих двух принципов друг другу недопустимо, и необходимо добиваться их гармоничного сочетания [3, с. 318]. На наш взгляд, это положение является важным в методологическом плане для понимания смыслообразующей парадигмы становления и развития личности, в том числе профессионального, которое в педагогическом смысле может рассматриваться как процесс вовлечения человека в различные виды общественной и культурной деятельности, способствующие самореализации и инкультурации с учетом его индивидуальности. В процессе присвоения культурных ценностей, образцов и явлений человек становится способным совершать осознанный выбор, участвовать в надситуативном действии, выстраивать собственную траекторию своего развития.
Следовательно, образовательный потенциал культуры может определяться интерпретацией данного феномена как способа преобразования и формы внешнего воплощения человеческой природы, ее творческих возможностей.
Культура – сложное многозначное, междисциплинарное и общеметодологическое понятие. В работах М.С. Кагана рассмотрены особенности культуры и культурных ценностей в контексте их философского осмысления, раскрыты место, функции и механизмы саморазвития культурных систем.
В междисциплинарном подходе культура описывается как «исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» [1, с. 130].
Культура в образовании выступает как его содержательная составляющая, источник знаний о природе, обществе, способах деятельности, эмоционально-волевого и ценностного отношения к окружающим людям, труду, другим людям и общения [7, с. 150].
Культура, являясь всеобщим явлением, осваивается и воспроизводится каждым человеком в отдельности, обусловливая процесс становления его субъектности. В работе «Образование: философия, культурология, политика» А. Запесоцкий пишет: «Характеристика различных уровней культуры создает основания для того, чтобы выделить из “тела” культуры ее гуманитарный пласт как имеющий непосредственное отношение к образовательной деятельности» [6, с. 152]. Исследователь отмечает: «Гуманитарная культура составляет основное содержание и цели гуманитарного образования в его наиболее сущностных функциях, задавая основные параметры образа личности и обеспечивая его формирование» [там же, с. 153]. Поэтому одной из актуальных задач современной педагогики является поиск моделей образования, отвечающих новому этапу развития цивилизации и соответствующих современному типу культуры. Решение этих задач требует рассмотрения образования как части культуры.
Следовательно, теоретическое осмысление закономерного характера взаимосвязи образования и культуры позволяет говорить о перспективности использования культурологического подхода в качестве концептуальной основы модернизации высшего образования.
Теоретический анализ философской и педагогической литературы показал, что в современной педагогической теории и практике осуществляется отказ от упрощенного представления о культурологическом подходе, который проявлялся введением в учебные планы дисциплин социокультурного содержания, и вводится новый подход, при котором педагогические факты и явления анализируются с учетом социальных и культурных процессов в прошлом, настоящем и будущем.
В этой связи образование выступает сферой духовной культуры общества. Однако духовные ценности общества аккумулируются образованием. В этом контексте сущность педагогического образования заключается не только в их трансляции, но и в сохранении и приумножении.
В контексте данной проблематики онтологический критерий переносит акцент исследования собственно педагогических феноменов на человека как субъект культуры, воплощающий ее высшие устремления и достижения. Анализ теоретических источников по теме исследования позволяет говорить об особой актуальности в настоящее время таких направлений в решении проблемы подготовки педагогических кадров, как формирование у будущих специалистов их профессиональной позиции; профессионального мышления, сочетающего фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационностью (креативностью) мышления, практико-ориентированными, исследовательскими подходами к разрешению образовательных проблем.
Другими словами, речь идет о формировании общей и профессионально-педагогической культуры, где системообразующим фактором могут выступать профессиональные ценности, формируемые в определенных условиях культурно-образовательного пространства.
При различной трактовке природы ценностей эти концепции объединяет психологический аспект категории «ценность», который можно соотнести с такими категориями, как «значимость», «отношение», «личностный смысл» и т.д. Так, еще Э. Дюркгейм подчеркивал, что весьма важно дать воспитателю необходимую совокупность идей, «которые способны одухотворить нашу практику и быть ее опорой, придать смысл нашей деятельности и основательно связать нас с ней; а это составляет необходимое условие для того, чтобы эта деятельность была плодотворной» [4, с. 264].
По мнению современных исследователей, именно ценности как стимулы личностного развития и роста обусловливают повышение активности личности на нормативно-ролевом и личностно-смысловом уровнях. Следовательно, ценностно-целевая ориентация профессиональной педагогической подготовки должна заключаться в содействии становлению интегративных личностных характеристик, которые могут выступать как непосредственные показатели профессионального развития человека, развития его аналитических и оценочных умений по осмыслению педагогического наследия различных исторических эпох в контексте современных проблем воспитания и образования; в стимулировании интереса ко всемирному историко-педагогическому процессу в единстве всеобщего, общего и особенного.
Рассматривая гуманитарную культуру как «форму духовной рефлексии», «результат духовного самопроизводства человека и общества», А. Запесоцкий предлагает следующие условия формирования оптимального образа личности в единстве его трех ипостасей:
во-первых, единство с самим собой, тождественное отражение самого себя, собственной природы (рода);
во-вторых, коммуникативное единство человека с миром значимых других;
в-третьих, единство с Идеалом, т.е. образ как «след» проекции на личность высших форм выражения человеческой сущности.
По мнению ученого, данный образ возникает в результате внутреннего синтеза и преображения всей совокупности воспринимаемых форм своего «инобытия», тех смысловых сущностей, которые возникают в системе реальной и виртуальной коммуникации субъекта и становятся для него «зеркалом», отражающим и тем самым «удваивающим» его способности, где содержание образа личности обеспечивается духовно насыщенной социально-культурной и социально-психологической средой и «встречной» активностью субъекта образовательной деятельности (внутрь себя, к другим, Абсолюту), стремящегося к полноте своего бытия [6, с. 198].
В связи с этим актуализируется аспект региональной культуры, который для научного дискурса является относительно новым в связи с процессами глобализации. Несмотря на продолжающиеся дискуссии относительно данного понятия, общим является понимание региональной культуры как составной части единой культуры страны, инварианта национальной культуры (И.Я. Мурзина); культуры, которая, с одной стороны, обращена вовнутрь, с другой – стремится к диалогу с другими культурами (Ю.М. Беспалова).
Для адекватного осмысления тенденций современного общества большое значение имеют собственно просветительско-педагогические, историко-этнографические, лингвистические труды, художественные, публицистические и методические работы, в которых авторы определяют идейное своеобразие отечественного гуманитарного образования, в том числе Тульской губернии. Данные артефакты составляют культурно-образовательный потенциал и идентификационный ресурс нации, невостребованность или разрушение которого неизбежно ведут к экзистенциональной пустоте и утрате смысла существования человека.
Обращение к истории Тульского края, его истокам, в которой видное место принадлежит философско-педагогическому наследию А.Т. Болотова, Л. Н. Толстого, В.Д. Поленова, возможно рассматривать как один из эффективных путей фундаментализации и гуманизации современного отечественного образования и науки, сохранения национальных традиций в условиях глобализации и интеграции образовательного развивающего пространства [2].
В рамках образовательного процесса культурная преемственность должна осуществляться систематически, целенаправленно и быть основана на научном исследовании форм, методов и основных направлений учебно-воспитательной деятельности развития личности, для которой характерны все формы коммуникации с различными социокультурными институтами, в том числе и взаимодействие с различными музейными комплексами.
Обращение к изначальному смыслу слова «мусей» (Дом муз) показывает, что он функционировал как центр научной и общественной жизни, учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Сегодня современные музеи, во всем их многообразии, являются хранителями социальных смыслов. Социальные смыслы (знания, умения, стимулы, эмоции), полезные для жизни данного общества, образуют содержание общественной памяти, причем бесполезные смыслы из памяти выпадают естественным образом.
Хранимое в музеях культурное наследие представляет собой один из слоев социальной памяти, общечеловеческой материальной культуры. В данном культурном наследии воплощен богатый социальный опыт. Приобщение подрастающего поколения к культурному наследию и к сокровищнице социального опыта есть прерогатива музеев.
На наш взгляд, одной из важнейших задач современных музеев является реализация собственно мнемического общественного процесса, а именно сохранение социальных смыслов, обеспечение их движения во времени, без опасности их катастрофического исчезновения.
Не будет случайным, ошибочным уподобление памяти, принадлежащей индивиду, памяти социальной. Подобная экстраполяция делает применимым к музейному делу следующее высказывание С.Л. Рубинштейна: «Само сохранение – это не пассивное хранение материала, не простое его консервирование. Сохранение – это динамический процесс,… оно включает освоение и овладение материалом, его переработку и отбор, обобщение и конкретизацию, систематизацию и детализацию и т.д.» [9, с. 303]. Общечеловеческая материальная культура (овеществленное, опредмеченное культурное наследие) включает в себя и памятники культуры в виде артефактов (искусственно созданных изделий), и документы (специальные коммуникационные сообщения), и многое другое.
В условиях приоритета гуманистической парадигмы отечественного образования, возрождения духовности, сохранения культурно-национальных традиций особое значение для образования и совершенствования подготовки будущего учителя в ТГПУ им. Л.Н. Толстого имеет взаимодействие с музейными комплексами Тульского региона, прежде всего – с музейным комплексом «Ясная Поляна», главной ценностью которого является развитие личности студента, ее творческой направленности.
В основе взаимодействия студентов и музея-усадьбы «Ясная Поляна» лежит концепция, основанная на принципе духовно-жизненного и научно-ценностного рассмотрения философско-педагогического творчества Л.Н. Толстого в рамках проблем модернизации современного образования.
Основными направлениями сотрудничества стали:
– пропаганда философско-педагогического наследия Л.Н.Толстого среди студентов;
– приобщение студентов к педагогическим традициям яснополянской школы;
– создание психолого-педагогических условий для развития духовной культуры и индивидуальности студентов на основе изучения гуманистических идей Л.Н. Толстого в курсах педагогических дисциплин, через различные формы научно-исследовательской работы, внедрение инновационных технологий;
– ориентация будущего специалиста на любовное, ненасильственное общение с детьми, родителями и коллегами;
– определение перспектив профессиональной самореализации студентов в рамках договоров о сотрудничестве и прохождении психолого-педагогических практик.
В этой связи оптимизация социально-культурной среды подготовки будущего учителя осуществляется путем насыщения культурно-образовательного пространства образами и символами, связанными с жизнью и творчеством отечественного педагога-мыслителя, которые становятся важнейшим условием становления духовности личности студентов.
Основными формами взаимодействия студентов ТГПУ им. Л.Н.Толстого и музейного комплекса «Ясная Поляна» являются:
– аудиторные формы организации обучения: семинары-экскурсии, дисциплина по выбору «Духовное наследие Л.Н. Толстого», в рамках которой проводятся встречи с ведущими специалистами, литературоведами музея-усадьбы «Ясная Поляна»;
– внеаудиторные формы организации обучения: педагогические экспедиции, проблемные группы, олимпиады, самостоятельная работа студентов, курсовые работы, информационные, творческие и исследовательские проекты, ежегодные научные и научно-методические конференции, посвященные Л.Н. Толстому.
Педагогическая экспедиция – форма организации обучения, которая наиболее эффективно позволяет целенаправленно изучать философско-педагогическое наследие и психологический контекст трудов Л.Н. Толстого; способствует формированию конкретных представлений о реализации педагогических идей Л. Толстого в современной практике работы педагогов учебно-воспитательных учреждений Тулы и Тульской области с целью определения актуальности взглядов Л.Н. Толстого на специфику профессиональной деятельности учителя в условиях совершенствования школьного образования.
Проблемная группа как форма внеаудиторной работы со студентами по изучению педагогического творчества Л.Н. Толстого при взаимодействии с сотрудниками музея-усадьбы «Ясная Поляна» позволяет развивать педагогическое мышление будущих педагогов, деятельность которых в большей степени ориентирована на развитие личности ученика, его творческого потенциала и самосовершенствование в целом.
Важная роль в становлении компетентного специалиста принадлежит самостоятельной работе студентов, которая является неотъемлемой частью процесса их профессионально-педагогической подготовки, позволяющей формировать интерес к историко-педагогическому наследию Л.Н. Толстого на основе углубления и систематизации историко-педагогических знаний об отечественном педагоге, развивать аналитические и оценочные умения в работе с мемуарной, биографической литературой, первоисточниками. Продуктами самостоятельной работы студентов являются: опорные конспекты рекомендованных философско-педагогических работ Л.Н. Толстого, эссе, письменные ответы на поставленные вопросы, презентации. В целом, сотрудничество студентов и музея-усадьбы «Ясная Поляна» посредством организации самостоятельной работы содействует становлению педагогической культуры на примере деятельности и наследия выдающегося отечественного педагога.
По мнению русского философа XIX в. Н.Ф. Федорова, «музей должен объединять науку и искусство, знание внутреннее и внешнее…». В этой связи большое внимание при взаимодействии педагогов-психологов и музея-усадьбы уделяется исследовательской деятельности – одной из важнейших в общей системе самостоятельной работы будущего специалиста, которая предполагает написание и последующую защиту рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выделение и прослеживание в ходе исследования динамики стержневых педагогических идей и проблем способствует осмыслению студентами преемственности в развитии теории и практики регионального образования, позволяет им увидеть связь между прошлым и настоящим, убедиться в том, что к решению одной и той же проблемы возможно подходить по-разному, в зависимости от ее трактовки, уровня развития науки.
В рамках педагогических олимпиад студенты ТГПУ им. Л.Н. Толстого при творческой поддержке сотрудников музейного комплекса «Ясная Поляна» выполняют исследовательские проекты, посвященные проблемам современного образования в контексте педагогического наследия Л.Н. Толстого, предполагающие аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего хода исследовательской деятельности.
Таким образом, осмысление философско-педагогического наследия Л.Н. Толстого применительно к современной педагогической деятельности в разнообразных организационных формах образовательного процесса в ТГПУ им. Л.Н. Толстого позволяет осуществить его трансформацию в новые исторические условия, а ознакомление с ним благодаря тесному взаимодействию студентов и музея-усадьбы «Ясная Поляна» содействует обогащению профессиональной культуры будущего учителя. Следует также подчеркнуть, что ведущие идеи Л.Н. Толстого о педагогической деятельности могут быть востребованы при решении проблемы совершенствования подготовки будущих педагогов, формирования их компетентности с учетом мотивационного, когнитивного, профессионально-ценностного, деятельностного и рефлексивного компонентов.
Использование образовательного потенциала региональной культуры в подготовке учителя содействует, во-первых, общему развитию личности специалиста, связанного с приобщением к духовно-нравственным идеалам и ценностям, творческим освоением культурного опыта, пониманием внутреннего мира других людей и себя; во-вторых, профессиональному становлению, формированию профессионально-педагогического мышления, готовности к самореализации с учетом лучших педагогических традиций региона.
Библиографическая ссылка
Брешковская К.Ю., Кувырталова М.А., Петухова-Левицкая М.И. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25617 (дата обращения: 06.12.2024).