В современных условиях обучения по новым Госстандартам образования, внедрения компетентностного подхода все большее внимание должно уделяться развитию способностей учащихся, формированию специалиста, готового применять и добывать знания. Отметим, что в педагогической науке разработаны различные подходы к организации процесса формирования умений исследовательской деятельности и его содержанию. Нами предпринята попытка организовать исследовательскую деятельность учащихся в процессе решения задач с параметрами.
Задачи с параметрами уверенно вошли в материалы Государственной итоговой аттестации и Единого государственного экзамена по математике. Их решение вызывает немалые трудности у учащихся, которые могут быть объяснены отсутствием в ныне действующих учебниках четких методических указаний по решению задач данного класса.
Приведем примеры систем заданий по теме «Квадратные уравнения с параметрами».
Изучение данной темы необходимо начать с рассмотрения неполных квадратных уравнений с параметрами, позволяющими осуществлять аналитическую деятельность.
Задание 1. При всех значениях параметра а решить уравнения:
1) ![]()
2) ![]()
3) ![]()
4) ![]()
Далее переходим к решению приведенных квадратных уравнений, числовое значение дискриминанта которых представляет собой квадрат целого числа.
Задание 2. При всех значениях параметра а решить уравнение ![]()
![]()
![]()
Ответ: при всех действительных значениях параметра а уравнение имеет корни
и ![]()
Задание 3. При всех значениях параметра а решить уравнения:
1) ![]()
2) ![]()
3) ![]()
4) ![]()
Следующим этапом решения квадратных уравнений с параметром является решение уравнений, дискриминант которых есть полный квадрат некоторого двучлена.
Задание 4. При всех значениях параметра а решить уравнение ![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: при всех действительных значениях параметра а уравнение имеет корни
и ![]()
Анализ решения представленных уравнений позволяет выделить алгоритм решения квадратных уравнений с параметрами данного типа.
Далее учащиеся должны познакомиться с новым для них приемом решения квадратных уравнений – понижения степени. Овладевая им, учащиеся начинают понимать, что при определенных значениях параметра квадратное уравнение приобретает статус линейного.
Задание 5. При всех значениях параметра а решить уравнение ![]()
Приравняем к нулю коэффициент при
и найдем значение параметра а, при котором квадратное уравнение превращается в линейное: ![]()
![]()
При
исходное уравнение принимает вид
откуда ![]()
Найдем корни уравнения
для всех
:
![]()
![]()
Анализируя значения дискриминанта, получаем контрольное значение параметра
Для
исходное уравнение имеет корень четной кратности ![]()
Если
и
то 
Ответ:
![]()
![]()
Если при решении задания 5 дискриминант представлял собой полный квадрат двучлена, то уравнение задания 6 не обладает данным преимуществом. Поэтому при его решении необходимо провести полное исследование дискриминанта (квадратного трехчлена).
Задание 6. При всех значениях параметра а решить уравнение ![]()
Преобразуем уравнение к стандартному виду
и применим к нему прием понижения степени.
Если
то
и уравнение принимает вид
откуда ![]()
Если
, то ![]()
Исследуем дискриминант:
1. Если
то уравнение имеет два корня. Получили два новых контрольных значения параметра а:
Если
, то уравнение принимает вид
, откуда ![]()
Если
то уравнение принимает вид
, откуда
.
Если
то ![]()
2. Если
, то уравнение не имеет корней.
Ответы:
![]()
![]()
и
![]()
и
решений нет.
Проведенное исследование подводит учащихся к выводу о необходимости определения вида уравнения с параметром и о корректировке алгоритма его решения. Закреплению сформированных исследовательских умений служит задание 7.
Задание 7. При всех значениях параметра а решить уравнения:
1) ![]()
2) ![]()
3) ![]()
4) ![]()
Далее переходим к рассмотрению дробно-рациональных уравнений с параметрами, решение которых сводится к решению квадратных уравнений. При решении уравнений данного вида необходимо с самого начала указывать значения параметра и переменной, при которых уравнение имеет смысл. Знание области допустимых значений переменной и параметра позволяет в дальнейшем исследовать корни уравнения.
Изучение дробно-рациональных уравнений начинаем с уравнений, числитель которых представляет собой квадратный трехчлен в самом «хорошем случае» - его дискриминант является полным квадратом.
Задание 8. При всех значениях параметра а решить уравнение
![]()
Укажем область допустимых значений переменной х: ![]()
Преобразуем уравнение к стандартному виду
и найдем его корни:
![]()
![]()
Найденные корни должны быть отличны от нуля, то есть
или
Откуда
,
.
Найденные значения параметра а представляют собой его контрольные значения. При них исходное уравнение имеет один корень
или ![]()
Ответ: ![]()
;
:
![]()
Задание 9. При всех значениях параметра а решить уравнение ![]()
Решение данного уравнения требует анализа формы его записи и ограничений на параметр:
При этом условии исходное уравнение равносильно уравнению
.
Решая его, находим, что
или
Записываем ответ.
Ответ ![]()
; ![]()
Далее знакомим учащихся с решением дробно-рациональных уравнений, решение которых сводится к квадратному уравнению с дискриминантом, не являющимся полным квадратом. Учащиеся понимают, что в этом случае корень из дискриминанта не извлекается, и они сталкиваются с необходимостью решать иррациональные уравнения, что довольно трудоемко, особенно для детей, которые по возрастным показателям еще не владеют техникой их решения. В этом случае на помощь может прийти прием, ведущий к цели более коротким и технически простым путем.
Задание 10. При всех значениях параметра а решить уравнение
![]()
Запишем ограничения на значения переменной x:
После необходимых преобразований перейдем к системе, равносильной исходному уравнению: ![]()
Дискриминант квадратного трехчлена, стоящего в левой части уравнения, равен
![]()
Так что для того, чтобы уравнение имело корни, необходимо, чтобы
Последнее неравенство выполняется для
![]()
При остальных значениях параметра а квадратное уравнение решений не имеет, и тем более не имеет решений исходное уравнение.
Итак, при
квадратное уравнение имеет два корня
Исключим посторонние корни. Для этого найдем значения параметра а, при которых х будет равняться 5 или -5:

Выполнение данных условий требует решения четырех иррациональных уравнений.
Выйти из затруднительного положения позволяет следующее рассуждение: каждое значение параметра задает свое, соответствующее только этому значению параметра, уравнение. Естественно, что каждое уравнение, в свою очередь, предполагает свой «набор» корней. Значит, справедливо и обратное: определенному значению переменной х соответствует «свое» значение параметра а.
Поэтому вычислим значения квадратного трехчлена в «запрещенных» точках: ![]()
Тогда
![]()
Итак, если
то ![]()
Но
не является корнем, следовательно, остается корень ![]()
Для завершения решения найдем корни уравнения в контрольных точках
и
если
, то
; если
, то
.
Ответ: ![]()
:
;
:
;
решений нет;
.
В свете рассмотренных дробно-рациональных уравнений с параметрами, совместно с учащимися корректируем алгоритм применительно к решению такого вида уравнений.
Составленный алгоритм решения квадратных уравнений и уравнений, к ним сводимых, позволяет выделить приемы нахождения контрольных значений параметра, от знания которых зависит решение уравнения:
1. Нахождение области допустимых значений параметра.
2. Использование приема понижения степени уравнения.
3. Исследование дискриминанта.
4. Исключение посторонних корней уравнения по области допустимых значений переменной (прием подстановки «запрещенных» значений переменной в формулу корней квадратного уравнения).
Рассмотрим решение дробно-рационального уравнения с параметром, сводимого к квадратному, которое сочетает в себе использование всех выделенных приемов нахождения контрольных значений параметра.
Задание 11. При всех значениях параметра а решить уравнение ![]()
Областью допустимых значений переменной являются все
, параметра – все ![]()
При
уравнение не имеет смысла, а значит, не имеет решений.
Преобразуем уравнение к виду
и найдем его корни, отличные от 2. Дискриминант квадратного трехчлена, стоящего в левой части уравнения, равен
,
.
Естественно, для того чтобы уравнение имело решения, дискриминант должен быть неотрицательным
откуда ![]()
Получили новые контрольные значения параметра а:
и ![]()
Если
, то
. Если
.
Составим уравнение, позволяющее найти те значения параметра а, при которых переменная х принимает значение 2:
![]()
Видим, что для нахождения контрольных значений параметра а, при которых корни уравнения принимают статус «запрещенных», необходимо решить два иррациональных уравнения. Чтобы избежать этого, воспользуемся рассмотренным выше приемом и найдем новые контрольные значения параметра а, подставив в уравнение
«запрещенные» значения переменной x:
откуда
Систематизируем полученные решения и запишем ответ.
Ответ: ![]()
![]()
![]()
![]()
.
Предлагаемая методика позволяет обучить школьников решению целого класса задач с параметрами, а совместная деятельность по анализу уравнения и выделению приема нахождения контрольных значений параметров готовит учащихся к осуществлению исследовательской деятельности в других разделах математики и на последующих этапах профессиональной подготовки.
Библиографическая ссылка
Романов П.Ю. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ УРАВНЕНИЙ С ПАРАМЕТРОМ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25611 (дата обращения: 06.11.2025).



