В настоящее время прогрессивного развития технологий образовательного процесса, стремления к формированию усложняющихся наборов профессиональных компетенций воспитание молодых людей все больше становится побочным процессом. Воспитательная работа в вузе фокусируется вокруг культурно-массовых мероприятий, творческих и спортивных коллективов, поощрения разнообразных хобби и кружков по интересам. Несмотря на огромный позитивный опыт данных видов работы, они затрагивают лишь верхушку айсберга социальных отношений и разнообразных влияний, которые составляют жизненное пространство молодых людей, погрузившихся в образовательную среду вуза. Наряду с конструктивными видами образовательной деятельности, обучающийся молодой человек неизбежно сталкивается с разнообразным спектром негативных влияний, таких как алкоголизация, наркотизация, криминализация, и активизировавшиеся в последнее время террористические религиозные формы сектантства. Все эти влияния носят социально разрушающий характер и могут нанести непоправимый вред физическому и психическому здоровью молодых людей.
Факт, что разнообразные формы социально разрушающего воздействия направлены в первую очередь на молодежь, связан с уязвимостью и нестабильностью поведенческих характеристик молодых людей, что свойственно их возрасту.
В силу большой учебной загруженности преподавателей и сотрудников вузов популярным стало убеждение, что студент входит в образовательную среду вуза уже сформированной взрослой личностью, способной самостоятельно организовывать свою жизнедеятельность, отвечать за свои поступки. Однако для молодого человека, недавно прошедшего стадию перехода от подросткового возраста к ранней юности, это убеждение является преждевременным. Молодые люди, пришедшие в вуз, оказываются наиболее уязвимыми и психологически беспомощными перед жизненными трудностями, что свойственно их возрасту. Зачастую они оказываются не готовыми к жестким требованиям современного общества, так как не имеют необходимых жизненных навыков. Это нередко приводит к стрессовым ситуациям, и включение в социально негативные явления становится личной борьбой с проблемами и трудностями.
В истории существует целый ряд теорий, описывающих процессы взросления молодого человека. Значительное влияние на теоретические проблемы молодежного возраста оказал психоанализ, родоначальником которого является Зигмунд Фрейд. Он выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности. Эти идеи были в дальнейшем развиты его дочерью Анной Фрейд и многочисленными последователями [6].
Неофрейдизм в психологии представил американский психолог Эрик Эриксон. Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией, развития сознательного «Я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого социологией и другими общественными науками [5].
Противоположные альтернативные теории об особенностях молодежного возраста анализируют разные стороны развития - физическое созревание, формирование самосознания, умственное развитие, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т.д. Но в общем смысле все они взаимно дополняемы. Учеными подробно изучались и описывались особенности полового созревания, умственные способности, формы социальной активности и содержание внутреннего мира подростков и юношей [4].
Обобщив теоретические представления и определения современных авторов о возрасте молодежи, можно сказать, что студенчество – это переходный этап к взрослению, самостоятельности.
Психологической характеристикой молодежного возраста, по сравнению с подростковым, является более выраженная нестабильность самоотношения при различных кризисных ситуациях. В соответствии с этим можно точно сказать, что молодой человек всегда будет находить для себя социальное пространство, соответствующее его уровню самооценки. В избранной социальной группе он находит поддержку, и это удовлетворяет его потребности. К сожалению, бывает так, что в новой среде (группе) система ценностей носит аддиктивный характер (устойчивая потребность в определённой деятельности). Главными особенностями аддиктивной формы системы ценностей являются трансформация основных институтов социализации, деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становление новой системы социального контроля, дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности, изменение соотношения общественных и личных интересов. Результатом этого является размывание представлений о дозволенном и недозволенном в индивидуальном и массовом сознании. Исчезает общий нормативный эталон, что неизбежно деформирует процессы социализации и социального контроля. Человек теряет критерии для различения позитивного и негативного, нормы и отклонения.
У молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Он стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а также к моральным ценностям.
Однако в молодости бытует общепринятая позиция, что вся жизнь еще впереди и это дает возможность пробовать, ошибаться и быть в постоянном поиске.
Поступление молодого человека в вуз значительно усложняет социальные условия его существования. Ядром эмоциональной значимости учащегося становится образовательная среда учебного учреждения. В этом случае обучаемый и обучающие образуют единый психоэмоциональный комплекс. Он может стать благоприятной основой, способствующей конструктивным воспитательным воздействиям. Однако в современной ситуации воспитательная система в вузе зачастую строится на формальных и психологически мало затратных массовых формах. Это исключает кропотливую работу по изучению индивидуально-личностного потенциала и возможностей молодого поколения обучающихся, что, как следствие, не позволяет создать условия для самореализации и самоактуализации.
Результатом противоречий в процессе социализации молодого человека в условиях образовательной среды вуза становится проявление дезадаптации, под которой мы понимаем пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к «навязываемым» обществом ценностям и нормам.
Дезадаптация может проявляться как внешне (девиантное поведение), так и внутренне (психоэмоциональные расстройства). Образовательное учреждение можно рассматривать как стрессогенный фактор развития обучающегося.
Образовательная среда, как правило, нейтральна по отношению ко всем обучающимся, она дает равные условия для всех. Молодой человек приходит в вуз уже с комплексом личностных характеристик, которые сформированы семьей, школой, социумом и т.п. Традиционно образовательная среда развивает позитивные склонности личности студента посредством научной деятельности, внеаудиторными организационными мероприятиями. Однако этого недостаточно для формирования ценностных установок, направленных на противодействие социально разрушающим влияниям.
Как отмечает Е.Л. Доценко, всякое образование есть «избирательная распаковка» педагогами и воспитателями определенных ресурсов человека и отсечение всего лишнего, что не соответствует педагогическим замыслам. Поэтому оборотная сторона сущности образования – «наложение ограничений на развитие и личностный рост ребенка» [2].
Учитывая вышеперечисленные позиции, необходимо рассмотреть, каким образом образовательная среда вуза может способствовать формированию у студентов компетентности самоорганизации, умению полноценно использовать свои личностные ресурсы в противодействии социально разрушающим влияниям.
Рассмотрев ряд источников, описывающих понятие термина «противодействие», приведем тезаурус данного понятия.
В современных словарях термин «противодействие» имеет следующее значение.
- Словарь Ожегова: «Действие, препятствующее другому действию» [12].
- Словарь Ушакова: «Действие, служащее препятствием к проявлению, развитию другого действия, сопротивление» [11].
- Словарь Ефремовой: «Действие, препятствующее другому действию, направленное против него» [10].
- Малый академический словарь русского языка: «Действие, препятствующее другому действию; сопротивление» [9].
Исходя из приведенных определений термин «противодействие» имеет такие синонимы, как «сопротивление», «препятствование».
В результате обобщения терминологии понятия «противодействие» можно определить более широкое его значение. Противодействие – это реакция человека на внешнее воздействие.
Термин «противодействие» применяется в различных областях науки: в социологии, в правовых науках, в психологии, в педагогике.
Термин «противодействие» широко применяется в юриспруденции. Р.С. Белкин рассматривает противодействие как умышленную деятельность с целью воспрепятствования решению определенных задач и в конечном счете установления истины [1].
С точки зрения психологии, «противодействие» рассматривается как недоверие, избегание источников воздействия. Например, если речь идет о противодействии манипуляции как подчинению психики человека путем оказания на нее давления. Целью противодействия является выражение несогласия с позицией оппонента, которое выражается в желании ограничить его активность или нанести ему ущерб.
В психоанализе Зигмунда Фрейда противодействие (инверсия) используется для определения процесса, заключающегося в замене неприемлемого импульса (эмоции) на противоположный импульс (эмоцию). Таким образом, противодействие выступает в качестве защитного механизма [8].
С точки зрения социологии, «противодействие» рассматривается как сопротивление, оказываемое субъектом какому-либо воздействию на него [7].
Если речь идет о каком-то социальном конфликте, то сознание противодействия приводит к пониманию необходимости мобилизации усилий и выбора адекватных ситуаций, способов борьбы.
В педагогическом смысле мы полагаем, что противодействие – это сформированное негативное отношение к внешнему воздействию, которое может проявляться как открыто, так и закрыто. В нашем случае - это стиль мышления субъекта, направленный на непринятие (невосприятие) любого социально разрушающего влияния.
Таким образом, для противодействия необходимо создание неких субъектных или предметных условий. Готовность к противодействию является формой выражения определенных отношений, предопределяющих способ социального взаимодействия.
Внешнее противодействие (открытое) – внешнее проявление эмоций. Проявляется, как правило, в активной форме (например – конфронтация, диалог).
Внутреннее противодействие (закрытое) – внутреннее сопротивление чему-либо. Пассивная форма (например – игнорирование).
Готовность к противодействию, в свою очередь, создает защитный барьер к социально разрушающим воздействиям. Задача образовательной среды - воспитать у студентов этот защитный барьер, который будет выражаться как готовность к противодействию социально разрушающим влияниям.
В общем смысле термин «готовность» предполагает определенное состояние личности, установку на определенное поведение для выполнения поставленных задач.
С точки зрения психологии, возникновением готовности к выполнению конкретной задачи являются ее понимание, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов работы в конкретном направлении. Недостаточность готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, к несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией.
Общая готовность – это система качеств, опыт, знание, навыки, необходимые для успешного противодействия социально разрушающим воздействиям.
Однако надо учесть, что социально разрушающее воздействие на студента, как правило, возникает ситуационно, поэтому готовность к противодействию требует сиюминутной и целесообразной реакции для достижения поставленной цели.
Внутренняя готовность предполагает осознание ответственности за свою жизнь, уверенность в себе и своем выборе.
Важными для понимания готовности как самостоятельного психологического явления являются исследования М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, которые понимают готовность как избирательную, прогнозируемую активность личности на этапе ее подготовки к деятельности. Авторы отмечают, что это состояние возникает с момента определения цели на основе осознанных потребностей и мотивов. В дальнейшем готовность развивается в связи с выработкой личностью плана, установок, общих моделей будущих действий. На завершающей стадии возникшая готовность реализуется в предметных действиях, которые отвечают определенным средствам и способам деятельности [3].
Понимание готовности к противодействию характеризуется психофизиологическим, эмоционально-волевым состоянием личности в момент его включения в деятельность определенной направленности. Однако готовность к противодействию – это характеристика личности, которая развивается в результате накопления жизненного опыта, базирующегося на формировании внутренних установок, осознании мотивов и потребности в ней. Эмоциональные, волевые и интеллектуальные характеристики поведения личности в этом случае выступают конкретными выражениями готовности.
Таким образом, готовность может быть идейной, моральной, психологической, деловой и физической.
В отношении готовности в воспитательном процессе целесообразно применять такую педагогическую категорию, как формирование. Важно становление студента как зрелой личности со сформированным устойчивым барьером к социально разрушающим влияниям.
Формирование готовности – это процесс становления личности под воздействием личностно-ценностных факторов, в результате чего формируется устойчивый барьер к любым социально разрушающим влияниям.
Задача студента – приобретение устойчивых свойств и качеств, на основе которых будут развиваться его позитивные потребности, интересы, склонности, способности.
Социально разрушающее влияние – это внешнее негативное влияние, направленное на разрушение социализации личности, подавление волевой сферы, эмоционального состояния, подчинение внешней силе.
К социально разрушающим влияниям относим приобщение к алкоголю, наркотическим и одурманивающим средствам, вовлечение в криминальные процессы, тоталитарные секты, вербовку в преступные террористические организации, пропаганду экстремизма и т.п.
Видами влияния могут быть внушение, обман, убеждение, пример окружающей среды и т.п.
С целью определения характера восприятия социально разрушающих влияний нами проведено эмпирическое исследование студентов Уральского государственного лесотехнического университета (далее – УГЛТУ).
Основной задачей было выявить специфику и направленность факторов, влияющих на проявление негативных склонностей у студентов. Предполагалось, что проявление склонности к социально разрушающим влияниям может проявляться как латентно, так и осознанно.
Исследование дало возможность разделить студентов на категории по уровням возможного проявления негативных склонностей. Исследование позволило определить доминирующий тип социального отклонения и доминирующий тип социальной устойчивости, а также уровень информированности студентов о методах социально разрушающего влияния, определить уровень толерантности у молодежи и готовности противодействовать негативным факторам.
Анкетирование проводилось среди студентов, проживающих компактно в общежитиях УГЛТУ. Анкетировались студенты мужского и женского пола.
Выбор указанной категории молодежи объясняется тем, что студенты, проживающие в общежитии, как правило, приехали из небольших городов и населенных пунктов Свердловской области и соседних областей Урала. Попавшие в большой мегаполис, студенты обретают много свободы собственного выбора. Уезжая из под родительской опеки, они становятся очень уязвимыми к различным внешним манипуляциям и воздействиям. Кроме этого, молодые люди, обретая самостоятельность, на первом этапе переживают личностный кризис приспособления к «новой» жизни. Им необходимо научиться самостоятельно принимать решения, организовывать свою жизнь, свой распорядок дня.
С помощью анкетирования нами были получены профили студентов по уровням позитивных и негативных склонностей. Распределение выборки по полу: 27 женских анкет, 15 мужских анкет.
Анкета состоит из 51 закрытого вопроса, направленных на выявление следующих показателей:
- ложно-положительные ответы;
- склонность к отклонениям от нормы;
- склонность к аддиктивному поведению;
- склонность к агрессии и насилию;
- склонность к деликвентному поведению;
- уровень толерантности к окружающим;
- уровень готовности к противодействию любым формам социально разрушающего воздействия.
Сводные результаты исследования представлены на рисунке 1.
В целом данное исследование студентов позволило нам выявить категории групп по степени склонности к социально негативным явлениям, что показывает ниже приведенная диаграмма.
Рис. 1. Данные о результатах исследования склонности/противодействия обучающихся социально разрушающим влияниям
По полученным результатам анкетирования сделаны следующие выводы.
· Студенты не готовы признавать свое отношение к негативным факторам открыто. Это говорит о том, что молодежи свойственно приукрашать (преувеличивать) свои личностные качества.
· Практически для всех студентов категория отклонения от нормы свойственна. Это говорит о том, что молодежь достаточно категорична и решительна в своем поведении. Им свойственно проявление активных эмоций, смена настроения. Помимо этого, для молодежи интересны новые ощущения. Так, с утверждением «Если, нельзя, но очень хочется, то можно», согласились 70% опрашиваемых.
· По показателю готовности реализовать аддиктивное поведение в группе риска оказалось 42% респондентов. В данном случае мы можем говорить, что указанная категория студентов склонна уходить от реальности посредством искусственного изменения своего психического состояния (наркотики, алкоголь, субкультуры и т.д.).
· По показателю агрессивности результаты исследования показали, что часть студентов (27%) склонна к рискам, к потребности в острых ощущениях; есть присутствие внутренней тревожности и недоверия к социальным нормам. Исследуемые агрессивно настроены по отношению к окружающим. Им свойственно решать проблемы посредством насилия. Они не прощают обид.
· Несмотря на небольшое количество студентов, склонных к деликвентному поведению (16%), нас это не может не настораживать. Эти ребята проживают в общежитии, в условиях совместного быта с другими студентами. Деликвентное поведение носит «вирусный» характер.
По итогам исследования выделены наиболее яркие примеры профиля обучающегося с активной формой склонности к социально разрушающим явлениям и профиля с активной жизненной позицией и готовностью к противодействию социально разрушающим влияниям.
Рис. 2. Профиль обучающегося, склонного к социально разрушающим влияниям
По данному профилю мы видим, что уровни негативных склонностей превалируют над позитивными. Этот профиль говорит нам о нестабильности эмоционально-волевой сферы молодого человека. Возможно, у него уже есть попытки социально разрушающего поведения. Такой студент должен попадать в категорию обучающихся, которые требуют немедленного реагирования со стороны администрации вуза.
Приведем еще ряд важных для исследования видов профилей обучающихся.
Рис. 3. Профиль обучающегося, готового противодействовать социально разрушающим влияниям
Данный профиль показывает, что молодой человек готов к активным проявлениям, направленным против социально разрушающих влияний. Он тверд в своих убеждениях, ценит свое социальное положение и удовлетворен своей жизнью в целом. Таких обучающихся важно приобщать к организации профилактической работы с остальными ребятами.
Рис. 4. Профиль обучающегося пограничного состояния
Это пример нейтрального отношения к социально негативным влияниям, но при любой кризисной ситуации могут усилиться показатели негативной склонности.
Исследовав обучающихся УГЛТУ в воспитательном процессе, мы смогли определить опорную группу, которая готова инициативно давать отпор любым проявлениям социально негативных явлений. С данной категорией необходимо выстраивать доверительные отношения со стороны администрации вуза и активно привлекать этих студентов к работе по формированию противостояния негативным социальным явлениям у остальных студентов.
Библиографическая ссылка
Сафронова А.Н., Вербицкая Н.О., Молчанов Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ СОЦИАЛЬНО РАЗРУШАЮЩИМ ВЛИЯНИЯМ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25610 (дата обращения: 05.12.2024).