В целях обеспечения совместимости национальных систем образования странами-участницами Болонского и Копенгагенского процессов с момента подписания соответствующих соглашений была проведена огромная работа. В качестве механизма обеспечения прозрачности и сопоставимости квалификаций были разработаны международные и национальные рамки квалификаций.
Рамка квалификаций – это системное и структурированное по расширению международных академических связей уровням описание признаваемых квалификаций. Рамка квалификаций для общеевропейского пространства высшего образования (QF-ENEA) направлена на обеспечение прозрачности и сопоставимости национальных и секторальных систем высшего образования стран – участниц Болонского процесса: бакалавра, магистра и доктора, на основе общего понимания содержания образования и требований к его результатам. Рамка обобщает опыт реализации высшего образования в национальных системах европейских стран-участниц общеевропейского пространства высшего образования. Рамка содержит описание результатов обучения четырех уровней – одного короткого и трех широких Болонских цикла. Для каждого цикла, кроме третьего, определена длительность: короткий – 120 кредитов, первый – 180–240 кредитов; второй – 90–120 кредитов [1].
Европейская рамка квалификаций для обучения в течение всей жизни (EQF-LLL) описывает результаты обучения восьми уровней квалификаций на основе трех дескрипторов: знаний, умений и широких компетенций, включающих в себя личностные и профессиональные результаты. Целью этой рамки является обеспечение сопоставимости результатов обучения в различных национальных квалификационных системах. Уровни с пятого по восьмой соответствуют уровням QF-ENEA (третичное неуниверситетское, степень бакалавра, степень магистра, докторская). Сопоставление требований обеих рамок к уровню магистратуры представлено на рис.1.
Рис.1. Сопоставление QF-ENEA и EQF-LLL (на уровнях, соответствующих магистратуре)
В ходе разработки программ двух дипломной подготовки магистров в рамках проекта 544083-TEMPUS-1-2013-1-PT-TEMPUS-JPCR: Enhancement of Russian Creative Education: New Master Program in Digital Arts in Line with the EU Standards (ENMDA) была изучена Национальная рамка квалификаций высшего образования Португалии (FHEQ-Portugal).
FHEQ-Portugal [6], как и рассмотренные выше международные рамки, построена с использованием дескрипторов (знаний, навыков и отношений) для описания результатов обучения на каждом уровне квалификации. Дескрипторы понимаются следующим образом:
а) знание – факты, принципы, положения теории и практики, связанных с области исследования или профессиональная деятельность;
б) умения – способность применять знания и использовать ноу-хау для выполнения задач и решения проблем. Умения могут быть когнитивными (связанными с использованием логического, интуитивного и творческого мышления) или практическими (использование методов, материалов, инструментов и приборов);
в) отношения – способность выполнять задачи и решать проблемы различной степени сложности и с различным уровнем самостоятельности и ответственности.
Согласно Национальной рамке квалификаций высшего образования Португалии степень магистра присуждается тем, кто продемонстрировать, что они:
а. обладают такими знаниями и способностями понимания, что:
- управляет развитием и расширением базовых знаний первого цикла;
- управляет развитием и способен применять знания в нетиповых ситуациях исходя из контекста исследования.
b. Знают, как применять знания и способности решения проблем в новых и незнакомых ситуациях в широком мультидисциплинарном пространстве, связанных с областью их обучения;
c. Обладают способностью интегрировать знания, решать сложные вопросы, разрабатывать решения или выдвигать мнения о ситуациях в условиях ограниченной или неполной информации, в том числе размышляя о последствиях и этической и социальной ответственности;
d. Способны к организации коммуникаций в отношении полученных выводов, знаний и основанных на них рассуждениях между экспертами и неспециалистами четко и однозначно [2].
Магистерская программа включает:
а) специализированный курс, состоящий из организованной серии учебных модулей, который составляет не менее 50 % от общего числа кредитов для цикла обучения;
б) диссертационное исследование в форме оригинального проекта, который осуществляется специально с целью получения степени, или профессиональной стажировкой в рамках соглашения с вузом, которая должна быть закончена докладом. На долю диссертационного исследования должно приходиться не менее 35 % от общего числа кредитов цикла обучения [4].
В таблице приведен сопоставительный анализ требований португальской и международных рамок квалификаций.
Взаимосвязь квалификаций FHEQ-Portugal с EQF -LLL и QF-EHEA
FHEQ-Portugal |
Соотнесение с циклами QF-EHEA |
ECTS |
Соотнесение с уровнями EQF-LLL |
Докторские степени |
Третий цикл |
b) |
8 |
Докторские дипломированные курсы |
a) |
c) |
a)- |
Магистерские степени |
Второй цикл |
90 to120, (исключение 60) |
7 |
Интегративные магистерские степени |
300 to360 |
||
Магистерские дипломированные курсы |
a) |
d) |
a)- |
Степени лицензиата |
Первый цикл |
180 to240 |
6 |
Высшее образование короткий цикл (CET - включая курсы технологической специализации) |
Короткий цикл (в пределах первого цикла) |
Короткий цикл120 |
5 |
Курсы технологической специализации 60 to90 |
a) Без присвоения диплома, не соотносится с уровнями EQFlevel.
b) Не регулируется, обычно от 180 до 240.
c) Зависит от курса.
d) 50 % – 65 % от общего числа ECTS для магистратуры [3].
Требования FHEQ-Portugal второго цикла согласуются с аналогичным уровнем квалификации QF-EHEA. Для нас также представляет интерес соответствие требований FHEQ-Portugal требованиям Национальной рамки квалификаций Российской Федерации (рис. 2).
Рис.2. Сопоставление FHEQ-Portugal и Национальной рамки квалификаций РФ (уровни магистратуры)
Согласно требованиям к аккредитации образовательных программ, размещенных на сайте А3ES [4,5], для каждой программы должна быть определена основная область изучения. Дополнительно может быть задана и второстепенная область. Документом, определяющим возможные области образовательных программ высшего профессионального образования Португалии, является Portaria n.º 256/2005, de 16 deMarço.
В качестве примера приведем наиболее близкие области к направлению Digital Аrts.
Область 213 «Аудио-визуальные технологии и СМИ» охватывает учебные программы, связанные с технологиями производства книг, газет, радио- и телепрограмм, фильмов, видеоматериалов, записи музыки и графического воспроизведения. Эта область также относится к способам цветопередачи, фотографии и компьютерной графике, а также комплексному использованию изображений, текста и графики для производства книг, журналов, рекламы, документов и т.д. Эта область включает в себя программы, основной контент которых включает:
- составление текста;
- составление компьютеризированного текста;
- набор текста;
- графический дизайн / графический дизайн;
- фотография;
- иллюстрация;
- печать;
- компьютерная графика и спецэффекты;
- кинопроизводство;
- производство аппаратуры для радио и телевидения;
- мультимедиа производство;
- музыкальное производство;
- графический воспроизведение;
- звуко- и светотехника;
- технические СМИ.
В данную группу не входят направления, связанные со специальной подготовкой в области использования программного обеспечения издательской деятельности, учебные программы в области журналистики.
Область 214 «Дизайн» охватывает учебные программы, связанные с комбинированным использованием стилей, форм, тканей или других материалов для изготовления одежды, промышленных товаров, элементов интерьера. Эта область включает в себя программы, основное содержание которых фокусируется на следующих направлениях:
- сценография;
- дизайн интерьера;
- дизайн одежды;
- промышленный дизайн;
- стайлинг;
- презентация и продвижение.
Данная область не включает программы, связанные с разработкой конструкций и зданий, а также с промышленным дизайном, если они сфокусированы более на технических вопросах, нежели на вопросах художественно-эстетического характера. Кроме того, данная область не включает учебные программы по графическому дизайну и производству, так как они более относятся к области 213 «Аудио-визуальное производство и СМИ».
Заданные области определяют круг рассматриваемых вопросов при изучении конкретной образовательной программы. Однако уровневые требования задаются рамками квалификаций.
Библиографическая ссылка
Курзаева Л.В. РАМОЧНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ В ВУЗАХ ПОРТУГАЛИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25598 (дата обращения: 06.12.2024).