Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Мыльникова И.В. 1
1 ФГБНУ Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований
Проведена оценка 453 учебных расписаний в 28 общеобразовательных учреждениях Иркутской области. Оценивали расписание уроков 5–11 классов. Учитывали критерии: время начала занятий; объем недельной учебной (урочной) нагрузки; объем ежедневной учебной нагрузки в течение недели; продолжительность перемен между уроками; кратность уроков с двигательным компонентом в учебном занятии. Гигиеническая оценка проведена согласно требованиям СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В результате исследования установлено превышение учебной нагрузки в 5–11 классах общеобразовательного учреждений инновационного типа на 1–9 академических часов. Превышение учебной нагрузки в городских общеобразовательных учреждениях традиционного типа выявлено в 7–10 классах в единичных расписаниях на 1–3 академических часа. В ООУ инновационного типа выявлены расписания для 5–6 классов с продолжительностью учебного дня 7 уроков. По сравнению с инновационными общеобразовательными учреждениями в учреждениях традиционного типа достоверно выше уровень рационально составленных расписаний – в городских и сельских 26,5±3,8 % и 35,5±4,9 % (р<0,05) соответственно.
расписание учебных занятий
учебная нагрузка
трудность школьных предметов
общеобразовательные учреждения инновационного и традиционного типов
1. Анисимова Н.В., Опарина О.Н., Сугробова Г.А., Савина Л.Н. Распределение учебной нагрузки гимназистов в динамике учебного дня и недели на основе параметров умственной работоспособности // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (36). – С.226-234.
2. Багнетова Е.А., Корчин В.И., Сорокун И.В. Школьная среда и факторы риска, влияющие на здоровье учащихся // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 10-2. – С.261-264.
3. Безруких М.М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. – 2011. – № 1 (26). – С.16-21.
4. Богданова В.П. Содержание современного школьного образования: проблемы и перспективы // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24215.
5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Рапопорт И.К., Степанова М.И., Храмцов П.И., Звездина И.В., Александрова И.Э., Бокарева Н.А., Соколова С.Б. Школа здоровья: организация работы, мониторинг развития и эффективности (аудит школы в сфере здоровьесбережения детей). – М.: Изд-во «Просвещение», 2011. – 142 с.
6. Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А., Мыльникова И.В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 5–10 классов общеобразовательных школ // Гигиена и санитария. – 2016. – Т. 95. – № 6. – С. 552-558.
7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»; URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 06.11.2016).
8. Степанова М.И. Новая шкала трудности учебных предметов в современной школе // Вестник образования России. – 2004. – № 9. – С. 68-73.
9. Ченцов Я.О., Сергеева Е.С. К вопросу гигиены учебных занятий школьника // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. – Т.5. – № 12. – С.1667-1668.
10. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена. – М.: Просвещение, 1990. – 319 с.

Высокие темпы информатизации науки и общества обусловили необходимость реформирования отечественной системы школьного образования. Поставленные задачи по модернизации системы школьного образования были решены за счет: повышения информативной емкости содержания учебных дисциплин; ускорения темпа учебных действий; применение инновационных методов и форм обучения; использования новых технических средств [3]. Обращает внимание тот факт, что при разработке новых школьных программ и методов обучения приоритетной целью было повышение качества образования, а не сохранение и укрепление здоровья учащихся. Поэтому реформирование школьного образования сопровождалось последовательным ухудшением состояния здоровья учащихся от 1-го класса к 11-му [2, 8].

В связи с изложенным важнейшим направлением педагогической деятельности по сохранению и укреплению здоровья учащихся, на наш взгляд, является гигиенически правильная организация учебного процесса. К настоящему времени практически все стороны организации обучения регламентированы требованиями СанПиНа 2.4.2.2821-10 [6]. Степановой М.И. предложена шкала трудности учебных предметов, учитывающая дневную и недельную кривые умственной работоспособности учащихся средней и старшей ступени обучения [7]. Представляет научно-практический интерес изучить и оценить соответствие составленных школьных расписаний требованиям гигиенических нормативов.

Цель исследования – гигиеническая оценка расписания уроков в общеобразовательных учреждениях Иркутской области.

Материал и методы исследования

Проведена оценка организации учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях (ООУ) Иркутской области. Среди ООУ выделены городские (по 9 учреждений традиционного и инновационного типа) и сельские организации (10 учреждений традиционного типа). Оценка расписания проведена в 5–11 классах за 2014/2015 учебный год. Всего проанализировано 453 расписания, распределение по классам в обследованных ООУ отражено в таблице.

Количество исследованных расписаний занятий учащихся 5–11 классов ООУ инновационного и традиционного типов

Обследованные ООУ

5

класс

6

класс

7

класс

8

класс

9

класс

10 класс

11 класс

Городские ООУ инновационного типа

32

30

30

34

37

26

35

Городские ООУ традиционного типа

25

25

22

23

21

9

11

Сельские ООУ традиционного типа

17

16

15

13

15

9

8

Организация учебного процесса исследованы согласно рекомендациям СанПиНа 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (п. 10). При оценке расписания учтены следующие критерии: время начала занятий; объем недельной учебной (урочной) нагрузки; объем ежедневной учебной нагрузки в течение недели; продолжительность перемен между уроками; кратность уроков с двигательным компонентом в учебном занятии.

Статистическая обработка материалов проведена с использованием методов параметрической статистики (средние значения и ошибки к ним M±m) при помощи пакета прикладных программ STATISTICA (StatSoft Inc., версия 10.1).

Результаты исследования и их обсуждение

Оценка организации учебного процесса показала, что обучение проходит в две смены в 66,7±15,7 % ООУ инновационного типа и 44,4±16,5 % городских ООУ традиционного типа. Принимая во внимание биоритмологические принципы, учебные занятия в общеобразовательных учреждениях не должны начинаться ранее 800 часов, оптимальным временем начала учебных занятий общепризнанно считается 830–900 часов [5, 10]. Установлено, что во всех обследованных ООУ учебные занятия начинаются не ранее 800 часов. При этом в 77,8±13,8 % обследованных инновационных ООУ учебные занятия начинаются в 800 часов, а в 55,5±16,6 % городских и 70,0±14,5 % сельских традиционных ООУ несколько позже – в 830 часов. Продолжительность занятий составляет 45 минут. Обучение происходит в условиях 6-дневной учебной недели (исключение составило 1 ООУ инновационного типа).

Отмечено, что среднегрупповые значения недельной учебной нагрузки в каждой параллели не превышали максимальный уровень образовательных нагрузок для 5–11 классов в ООУ инновационного и традиционного типа. Тем не менее выявлены расписания с превышением гигиенических нормативов. В ООУ инновационного типа выявлено превышение недельной учебной нагрузки в 5 классах на 3 академических часа (2 расписания), в 6 классах – на 1 ак. час (1 расп.), в 7 классах – на 3 ак. часа (23,3±7,7 % от исследованных расписаний), в 8 классах – на 7 ак. часов (35,3±8,2 % от исследованных расписаний), в 9 классах – на 7 ак. часов (13,5±5,6 % от исследованных расписаний), в 10 классах – на 6 ак. часов (38,5±9,5 % от исследованных расписаний), в 11 классах – на 9 ак. часов (17,1±6,4 % от исследованных расписаний). В городских ООУ традиционного типа превышение максимальной величины недельной учебной нагрузки установлено в расписаниях учебных занятий 7-ых, 8-ых, 9-ых и 10-ых классов на 1–3 ак. часа. В расписаниях сельских ООУ традиционного типа объемы недельной нагрузки в 5–11 классах не превышали максимальный уровень образовательных нагрузок.

Представляют интерес результаты оценки ежедневной учебной нагрузки. Объем ежедневной учебной нагрузки в 5–6 классах не должен превышать 6 уроков. Установлено, что это требование СанПина 2.4.2.2821-10 соблюдается только в расписаниях городских и сельских ООУ традиционного типа. В ООУ инновационного типа встречаются расписания для 5–6 классах с продолжительностью учебного дня 7 уроков (24,2±5,4 % исследованных расписаний). В 7–11 классах ежедневная нагрузка не превышает 7 уроков, что соответствует санитарным нормативам.

При распределении учебной нагрузки в течение дня необходимо учитывать, что с 10 до 12 часов в связи с подъемом суточного биоритма функциональные возможности организма, в том числе умственная работоспособность, значительно выше. Поэтому предметы с высоким уровнем трудности в классах средней и старшей ступени должны проводиться 2-ми, 3-ми или 4-ми уроками. Однако в исследованных расписаниях ООУ инновационного и традиционного типов первыми уроками зачастую стоят учебные предметы с уровнем трудности в 8–12 баллов. Данное явление присуще расписаниям городских и сельских ООУ инновационного и традиционного типов.

Сравнительная оценка распределения ежедневной учебной нагрузки в ООУ различного типа выявила некоторые различия в расписаниях на субботу в 6-ых и 7-ых классах. В 6-х классах инновационных ООУ средний уровень трудности учебной нагрузки (41,3±3,1 бал.) 1,3–1,9 раза выше, чем в городских ООУ (21,7±2,3 бал.) и сельских ООУ традиционного типа (32,5±2,4 бал.) (рис. А). В 7-х классах инновационных ООУ средний уровень трудности учебной нагрузки (59,2±2,6 бал.) в субботу превышает аналогичный показатель в городских ООУ – в 2,7 раза (21,6±2,9 бал.) и сельских ООУ традиционного типа – в 2,1 раза (28,1±2,1) (рис. Б).

Установлено, что в ООУ инновационного типа правильно составлены 10,7±2,1 % расписаний, с незначительными нарушениями – 53,6±3,3 %, с многочисленными нарушениями – 35,7±3,2 %. В городских и сельских ООУ традиционного типа рационально составлено 26,5±3,8 % и 35,5±4,9 % расписаний, с незначительными нарушениями – 44,1±4,2 % и 48,3±5,2 % соответственно, с многочисленными нарушениями – 29,4±3,9 % и 16,2±3,8 %. Обращает внимание тот факт, что в расписаниях ООУ инновационного и традиционного типов учебная нагрузка распределена равномерно в течение всей недели. Также встречаются расписания с подъемом учебной нагрузки в понедельник, что не соответствует функциональным возможностям учащихся. Практически отсутствуют учебные расписания, соответствующие недельной и ежедневной физиологической кривой работоспособности. Кроме того, в расписаниях ООУ инновационного типа отмечено сочетание в течение одного учебного дня двух предметов подряд с высоким уровнем трудности, что способствует «накоплению» утомления.

А

Б

Среднее значение суммарной трудности учебных предметов в 6-х и 7-х классах инновационных и традиционных ООУ Иркутской области

Сокращения: рис. А – 6-е классы, рис. Б – 7-е классы; ИООУ – общеобразовательные учреждения инновационного типа, ТООУг – городские общеобразовательные учреждения традиционного типа, ТООУс – сельские общеобразовательные учреждения традиционного типа.

В течение смены насчитывается 7 перемен, из них 6 – по 10 минут, 1 (после 3-го урока) – 20 минут. Большая перемена используется для питания учащихся в школьной столовой. Отдых учащихся во время перемен не организован. Тогда как организация подвижных игр, согласно теории активного отдыха, способствует более полному восстановлению работоспособности и снятию утомления (феномен И.М. Сеченова).

Одним из важнейших компонентов организации учебного процесса является необходимое количество уроков с двигательным компонентом. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков увеличение всех видов физкультурных занятий в школе до 3–5 часов занятий в неделю снижает в 3–4 раза острую заболеваемость, повышает уровень физической подготовленности и физической работоспособности, снижает распространенность курения и увеличивает функциональные возможности у школьников разных возрастов [5]. Оценка расписаний показала, что в обследованных ООУ инновационного и традиционного типа объем занятий физической культурой увеличен до 3-х уроков. Однако в большинстве случаев в расписании они представлены одинарным уроком и парой.

Согласно приказу Минобрнауки РФ от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» классное руководство относится к должностным обязанностям, которые предусмотрены уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, регулируются графиками и личными планами педагогического работника. Поэтому в учебное расписание работу из личного плана педагогического работника включать не следует. Однако в исследованных расписаниях классный час обязательно включен в учебное расписание нулевым или последним уроком (иногда 7-ым или 8-ым). При этом в инновационных ООУ этот аспект педагогической деятельности утверждается внутренним документом – «Положением о разработке и соблюдении расписания учебных занятий».

Результаты исследования свидетельствуют о том, что, несмотря на имеющееся нормативно-методическое обеспечение составления рационального учебного расписания, фактическая организация учебного процесса не соответствует гигиеническим требованиям и создает все предпосылки для накопления утомления, снижения функциональных возможностей детского организма.

Полученные нами результаты согласуются с данными Ченцова Я.О., Сергеевой Е.С. и свидетельствуют о том, что распределение учебной нагрузки в расписании требует оптимизации [9]. Превышение объема учебных нагрузок в ООУ инновационного типа подтверждается исследованиями Анисимовой Н.В. с соавт. [1], которые приводят убедительные доказательства перерастания процесса физиологического утомления в переутомление при неправильной организации учебного процесса, в том числе при 6-дневной учебной неделе. Оценка напряженности учебного труда учащихся по изученным в статье расписаниям показала, что освоение математики в 5–9-х классах, русского языка в 7-ом классе, истории в 6-ом и 10-ом классах, иностранного языка в 8-ом и 10-ом классах относится к напряженной деятельности 1-й степени (3.1 класс). Допустимый уровень напряженности определен по: русскому языку – в 5-ом, 6-ом и 8–10-ом классах; литературе – в 5-ом и 7–10-ом классах; географии – в 6–10-ом классах; истории – в 5-ом и 7–9-ом классах; иностранному языку – в 5–7-ом и 9-ом классах; математике – в 10-ом классе. Приведенные данные свидетельствуют о необходимости исключения при организации учебно-образовательного процесса сочетания в течение одного учебного дня выполнения заданий различной степени сложности [6].

Важное медицинское значение исследованной проблемы заключается в том, что нерациональное учебное расписание способствует снижению работоспособности школьников, ухудшению психо-эмоционального и физического состояния здоровья. В итоге, у учащихся повышается риск развития заболеваний инфекционной и неинфекционной природы.

Проведенное исследование свидетельствует о необходимости контроля над составлением учебных расписаний. Следует более точно соблюдать гигиенические требования, определяющие распределение недельной и ежедневной учебной нагрузки с учетом возраста учащихся.

Выводы:

1. Выявлено, что значительная доля проанализированных расписаний ООУ Иркутской области составлена с нарушениями санитарно-гигиенических нормативов.

2. Установлено, что в ООУ инновационного типа расписания составлены с превышением учебной нагрузки в 5–11 классах на 1–9 академических часов. В расписания в городских ООУ традиционного типа отмечено превышение учебной нагрузки в 7–10 классах на 1–3 академических часа. В сельских ООУ традиционного типа учебная нагрузка соответствует гигиеническим требованиям.

3. В расписаниях обследованных ООУ инновационного и традиционного типов для занятий физической культурой выделено 3-и урока.


Библиографическая ссылка

Мыльникова И.В. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25597 (дата обращения: 08.04.2020).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074