В современных условиях цели обучения определяются, прежде всего, социально-экономическими задачами, стоящими перед современным обществом. Поэтому современное высшее профессиональное образование является одним из факторов экономического и социального развития общества [2; 3]. Профессиональное образование должно быть направлено на обеспечение самоопределения студентов, создание условий для развития и самореализации личности как в социальной, так и профессиональной сфере жизнедеятельности.
С целью выявления мотивов выбора профессиональной деятельности в 2012 году была обследована группа студентов 1 курса (19 человек) по направлению подготовки 43.03.03. «Гостиничное дело» до начала обучения, и в 2016 году те же студенты 4 курс (18 человек) по направлению подготовки 43.03.03. «Гостиничное дело» были обследованы после окончания обучения в вузе.
В банк методик исследования входили:
1. Профессиональный самоопределитель Д. Голланда.
2. Исследование мотивации Т.Т. Ильиной.
Рассмотрены результаты исследования по двум методикам: самоопределитель Д. Голланда (профессиональная направленность) и «Анкета А» Т.Т. Ильиной (мотивационная сфера).
Профессиональный самоопределитель Д. Голланда предполагал выявление шести типов профессиональной направленности (описанных Д. Голландом). К ним относятся: реалистический тип (направленность на практические специальности), исследовательский тип (направленность на научную деятельность), художественный (направленность на деятельность в области искусств), социальный тип (направленность на социально ориентированные профессии), предпринимательский тип (направленность на управленческую деятельность), конвенциональный тип (ориентация на работу среднего звена – секретарь, бухгалтер, счетовод и т.п.).
Анализ проводится по трем параметрам:
- исследование предпочтений видов деятельности;
- исследование имеющихся умений;
- исследование предпочтения профессий.
В итоге подсчет проводился по трем показателям отдельно и по сумме этих показателей для каждого типа профессиональной направленности.
Методика также предполагает измерение сформированности профессионального интереса. Для этого находится разница максимального и минимального показателей по типам. В том случае, если разница достигает 19 баллов, можно говорить о сформированном профессиональном интересе у студента. Если разница находится в промежутке между 15 и 19 баллами – профессиональный интерес сформирован не окончательно. Если же разница не достигает и 15 баллов, профессиональный интерес не сформирован.
Мотивационная сфера студентов исследовалась с помощью анкеты. Она представляет собой опросник, содержащий 50 вопросов. Анкета была разработана Т.Т. Ильиной, под руководством М.Д. Орлова, Л.П. Орлова и В.И. Шкурина [5].
Опросник имеет 16 альтернативных положений, связанных с настойчивостью в учебе, которые образовали три параметра учебной мотивационной направленности: М1 – направленность на процесс приобретения знаний (интерес к процессу учения, к научным проблемам данной области) – 5 вопросов, М2 – направленность на получение профессии (общественная значимость профессии, стремление освоить специальность) – 6 вопросов, М3 – направленность на получение диплома о высшем образовании – 5 вопросов. Каждый положительный ответ на вопрос оценивается определенным количеством баллов. Таким образом, максимальная оценка по параметру М1 – 12 баллов, по параметру М2 – 10 баллов, по параметру М3 – 10 баллов. Для выравнивания баллов полученные баллы по параметрам М2 и М3 умножаются на 6, а баллы, полученные по параметру М1 – на 5.
Итак, как уже указывалось выше, в эксперименте участвовало 19 студентов – будущих специалистов индустрии гостеприимства. Эксперимент состоял из двух частей:
1) исследование мотивации и профессиональной направленности до обучения в вузе по направлению подготовки 43.03.03. «Гостиничное дело»;
2) исследование тех же параметров – после обучения в вузе по направлению подготовки 43.03.03. «Гостиничное дело» (рис. 1 и 2).
Исследования структуры мотивационной сферы студентов в 2012 году (рис. 1) выявил следующую картину. На первом месте (47%) находится направленность на получение диплома о высшем образовании. На втором – направленность на получение знаний (37%). На третьем – со значительным отрывом от предыдущих двух параметров – направленность на получение профессии (16%). Данные изображены на рисунке 1, где М1 – направленность на получение знаний, М2 – направленность на получение профессии, М3 – направленность на получение диплома о высшем образовании.
Анализ профессиональной направленности студентов в 2016 году показал следующую картину (рис. 2). Согласно средним значениям, ведущим для студентов оказался предпринимательский тип, на втором – социальный тип, на третьем – художественный, на четвертом – конвенциональный, на пятом – исследовательский и на шестом – реалистический.
При анализе сформированности профессионального интереса выявилось, что полностью сформированный профессиональный интерес и несформированный вовсе приходятся на равные доли студентов – по 37%. Доля студентов с неокончательно сформированным интересом равна 26%.
Рис. 1. Сопоставление данных по структуре мотивационной сфере у студентов за 2012 и 2016 годы
М1 – направленность на получение знаний;
М2 – направленность на получение профессии;
М3 – направленность на получение диплома о высшем образовании
Итак, характеризуя данную выборку, можно говорить о неокончательно сформированной мотивационной сфере. Так, имеющуюся структуру мотивации можно отнести скорее к культурным потребностям, а именно к интересам, если обратиться к В.С. Мерлину [4]. Если же анализировать по классификации А.А. Вербицкого, то основным мотивом становится мотив достижения, а именно – получение диплома о высшем образовании. Студентов увлекает не сам процесс обучения, усвоение новых знаний, приобщение к интересной профессии, а получение диплома. В данном случае налицо стремление достичь окончательной цели – звания молодого специалиста, а сам образовательный процесс является лишь средством.
Полученные данные можно также соотнести с «интересом деятеля» в классификации С.П. Крягжде [1]. Налицо постоянство интереса, достигающего определенного уровня обобщения, однако говорить о сформированной жизненной позиции и ценностях в отношении своей будущей профессии пока преждевременно.
Если обобщить схему вертикальной иерархии мотивационной сферы разных авторов и рассматривать ее как трехступенчатую, то исследуемая группа заняла бы среднее, промежуточное звено. Определенный уровень познавательной мотивации уже достигнут. Однако убеждения или сформированное мировоззрение – понятия, которые, безусловно, можно отнести к наивысшему уровню мотивации, - отсутствуют.
Экспериментальные данные по мотивационной сфере у студентов за 2012 год показали, что на первое место вышла направленность на получение знаний, второе место поделили направленность на получение профессии и диплома (рис. 1).
Сопоставление данных за 2012 и 2016 годы представлено на рисунке 1. На изображении отчетливо видно, как возросла направленность на получение профессии (31,5%) и снизилась направленность на получение диплома (31,5%). Направленность на получение знаний сохранила прежнюю позицию (37%).
В области профессиональной направленности на первое место (по усредненному баллу) вышел социальный тип (21,9), на втором оказался художественный тип, на третьем – предпринимательский, на четвертом – конвенциональный, на пятом – исследовательский, на последнем – реалистический. Полученные данные показаны на рисунке 2.
Из сопоставления данных за 2012 и 2016 годы, представленных на рисунке 2, видно, что у студентов возросла направленность на социальный тип, художественный и исследовательский. Снизилась направленность на предпринимательский и реалистический типы. Направленность на конвенциональный тип фактически не изменилась.
Сформированным профессиональный интерес оказался у 53% испытуемых, неокончательно сформированным – у 21%, не сформировался интерес у 26% студентов.
Рис. 2. Сопоставление данных по профессиональной направленности у студентов за 2012 и 2016 годы
При сопоставлении этих данных с данными по сформированности профессиональной направленности за 2012 год видно, что студентов со сформированным интересом стало на 16% больше, «сомневающихся» уменьшилось на 4%, а число студентов с несформированным типом профессиональной направленности сократилось на 11%.
В российском обществе по существу так и не было этапа гуманистического развития личности – каким мы его представляем сегодня.
«Капитализация» страны в начале 90-х гг., по сути, не дала развиться многим гуманистическим начинаниям. Гуманистическая педагогика стала чем-то вроде «пунктира» на фоне все более заявляющего о себе «рыночного» образования, представляющего собой своеобразный «конгломерат» образовательных услуг населению. Потребности человека подменялись потребностями формирующегося рынка. Именно в 90-е гг. большинство людей буквально «на себе» испытали суть энтропийного закона: жизнь ввергает в хаос, а человек должен восстановить себя и собственную жизнь. И важнейшим социальным инструментом, помогающим человеку приспособиться к динамике изменений, должно стать образование, и именно «человековедческие» дисциплины, формирующие гуманистическую этику и психологию.
Для гуманистической педагогики, этики и психологии характерен прежде всего поиск опыта, который приводит к развитию человеческой личности. Главное для человека – стремление к самоактуализации, то есть – к реализации своих возможностей с целью усилить себя, сделать свою жизнь более разносторонней и счастливой.
В качестве сущностной основы личностно ориентированной педагогики выступает сама идея образования. Оно служит способом формирования и функционирования всечеловеческого опыта и личного опыта каждого конкретного человека. В результате образования происходит включение социального опыта общества в индивидуальный опыт личности. И ведущую роль в этом процессе играет гуманитарное образование, гуманитарная культура, осознание человеком смыслов и значений, выработанных человечеством. В основу гуманитарного образования личности заложен аксиологический (ценностный) подход.
Гармония «самости и социумности» создает целостность личности, всесторонность ее представлений о своем «Я», которое развивается во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Гуманистическое воспитание и образование осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности – в гармонии с самим собой и обществом.
Библиографическая ссылка
Булгакова О.С., Сандрина В.Е. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ГОСТИНИЧНОЙ ИНДУСТРИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25583 (дата обращения: 06.12.2024).