Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Горная Т.И. 1
1 ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет»
Настоящая статья посвящена исследованию влияния различных видов культурно-досуговой деятельности на эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста. Именно в дошкольной организации расширяется сфера деятельности ребенка, влияющая на его внутренний мир и уровень культурного развития. Изучение эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста позволяет определить условия их комфорта: особенности взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками, эмоциональная обстановка, формы организации досуговой деятельности. Праздники, развлечения, тематические вечера, беседы-концерты, театрализованные представления расширяют кругозор детей в области искусства, способствуют становлению жизненной позиции, создают атмосферу эмоционального благополучия детей. С помощью организованного процесса, направленного на получение положительных эмоций, можно достичь результатов в исправлении имеющихся эмоциональных проблем и их предупреждений.
искусство
музыка
эмоциональное состояние
эмоциональный комфорт
эмоциональное благополучие
культурно-досуговая деятельность
1. Детство [Текст]: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, 3.А. Михайлова и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 528 с.
2. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников [Текст] / А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, О.И. Шаграева. – М.: Академия, 2003. – 176 с.
3. Кобраева Н.Г. Роль музыкально-досугового пространства в формировании основ музыкальной культуры старших дошкольников [Текст] / Н. Г. Кобраева // Социально-педагогическая работа. – 2008. – № 1. – С. 24-27.
4. Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски [Текст] /А. Луговская. – М.: Советский композитор, 1998. – 112 с.
5. Никонова Е.А. Праздники и развлечения в детском саду [Текст] / Е.А. Никонова. – Изд-во: Паритет, 2008. – 160 с.
6. Фрайфельд И.В. Проблема формирования эмоционального благополучия у детей дошкольного возраста [Текст] / И.В. Фрайфельд // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2008. – № 2. – С.221-223.

Жизнедеятельность современных детей предельно насыщена и строго регламентирована, а потому требует больших физических, психических и эмоциональных сил. На этом фоне детский досуг, осуществляющийся преимущественно в дошкольной организации, помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках культурно-досуговой деятельности происходит восстановление и воспроизведение утраченных сил. Эмоционально художественный материал вызывает у дошкольников эмоциональный подъем, развивает чувство товарищества, способствует становлению жизненной позиции, обучению нормам поведения в обществе.

По мнению И.В. Фрайфельд, основная потребность дошкольного детства – потребность в любви, в психологическом комфорте. Если потребность удовлетворена, ребенок будет счастлив, ему удастся достичь своего насыщенного потенциала в развитии. Именно дети, у которых эта потребность не удовлетворена, в будущем становятся «трудными» подростками [6].

В своем исследовании мы попытались выявить и апробировать основные особенности организации культурно-досуговой деятельности, влияющие на эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста.

Следует определить понятие «культурно-досуговой деятельности». Прежде всего, необходимо обратиться к Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, в котором культурно-досуговая деятельность представлена как особая сфера жизнедеятельности дошкольников, открывающая возможность для формирования внутреннего мира, повышения его культурного уровня, всестороннего развития и создания эмоционального комфорта в группе сверстников.

Е.А. Никонова определяет, что досуговая деятельность дошкольников осуществляется во временном отрезке, свободном от занятий, и рассматривается как одна из сфер вовлечения в мир культуры [5].

Некоторые авторы (Н.Г. Кобраева) рассматривают культурно-досуговую деятельность детей дошкольного возраста как целенаправленный организованный процесс, в котором субъект осуществляет предметную, содержательную деятельность, характеризующуюся творческой активностью и влияющую на уровень его культурного развития. Основанием для этого определения выступает сам характер культурно-досуговой деятельности, который строится на добровольном желании ребенка и по его инициативе, с учетом интересов и потребностей, что делает процесс наиболее привлекательным и востребованным детьми [3].

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. В развитии эмоций можно наметить следующие ступени:

- элементарные чувствования как проявление органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;

- разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний (интеллектуальные, эстетические, моральные);

- обобщенные мировоззренческие чувства (чувство юмора, иронии, сарказма, чувство возвышенного, трагического).

Урунтаева Г.А. рассматривает эмоции как «… особый класс психических процессов и состояний, которые составляет переживаемые в различной форме отношение человека к предметам и явлениям действительности», а чувства – отражение значимости предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации» [2]. Все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности.

Теперь следует обратиться к пониманию эмоционального благополучия. Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы находим несколько определений, соотносимых с этим понятием. В психологическом словаре – «эмоциональное состояние» – это особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального «комфорта – дискомфорта» как интегральные ощущения «благополучия – неблагополучия» в тех или иных подсистемах или всего организма в целом. По мнению А.Д. Кошелевой, В.И. Перегуды, О.А. Шаграевой, это определение соотносимо с такими понятиями, как «настроение», в разной степени осознанное психическое состояние, положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни индивида и «эмоциональное самочувствие», а также как ощущение или переживание ребенком эмоционального комфорта – дискомфорта, связанного с различными значимыми аспектами его жизни.

В работах Г.Г. Филипповой эмоциональное благополучие рассматривается как показатель оптимальности общего развития ребенка и его психического здоровья. Она выделила следующие компоненты в структуре эмоционального благополучия:

- эмоция «удовольствия – неудовольствия» как содержание преимущественного фона настроения;

- переживание комфорта как отсутствие внешней угрозы и физического дискомфорта;

- переживание «успеха – неуспеха» в достижении целей;

- переживание комфорта в присутствии других людей и ситуациях взаимодействия с ними;

- переживание оценки другими результатов активности ребенка [2].

Из приведенных определений следует отметить, что для практики дошкольного образования близка точка зрения Г.А. Урунтаевой, которая под эмоциональным благополучием понимает чувство уверенности, защищенности, способствующее нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Рассмотрим некоторые формы культурно-досуговой деятельности, влияющих на эмоциональное благополучие детей старшего дошкольного возраста.

В практике дошкольных образовательных организаций наиболее часто используются такие виды развлечений, как тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театрализованные представления, игры-драматизации, хороводы, концерты детской самодеятельности и др.

Цель подобных мероприятий – обогатить музыкальные впечатления и создать эмоциональный комфорт для дошкольников, расширить их кругозор дошкольников в области искусства. В процессе развлечений дети знакомятся с лучшими образцами художественного слова, слушают музыкальные произведения, смотрят поучительные представления кукольных театров – все это формирует творческую активность детей, положительно влияет на интеллектуально-художественное развитие дошкольников.

На практике можно выделить следующие виды развлечений:

1) зрелищные – это совместная деятельность детей взрослых. Сюда могут входить концерты классической и народной музыки, вечера, посвященные творчеству отечественных и зарубежных композиторов, концерты-загадки, беседы-концерты, концерты-знакомства с музыкальными инструментами народного и классического оркестров, с разнообразием кукольного театра;

2) развлечения, организованные взрослыми при участии детей. Этот вид может включать празднование дней рождения детей, музыкально-дидактические игры, концерты для кукол, обрядовые развлечения, аттракционны;

3) развлечения, проводимые силами самих детей (но при помощи взрослых в подготовке). Это могут быть хороводы, игры-драматизации, драматизация песен, инсценирование сказок и др.

Чем многочисленнее и разнообразнее будут формы досуговой деятельности, тем конкретнее могут быть поставлены цели и задачи, зависящие от жанровых особенностей репертуара, от его тематической направленности и смысловой насыщенности. К настоящему времени накоплен определенный практический опыт развлечений содержательной направленности:

- театрализованные развлечения (все виды театров и театрально-игровой деятельности);

- познавательные развлечения (День знаний, День Матери, викторины о жизни и творчестве композиторов, художников, писателей, артистов, поэтов; об обычаях и традициях своей страны, народа и др.);

- музыкально-литературные концерты и вечера (например, «Музыкальная гостиная», «9 Мая»);

- спортивные развлечения (игры, аттракционы, соревнования, эстафеты и т.д.).

Технология культурно-досуговой деятельности как целенаправленной и организованной системы опирается на методику тщательного проектирования. Она составляется с учетом времени года, знаменательных событий и дат этого периода, программного репертуара, а также в соответствии с требованиями программы для детей каждого возраста.

Праздник является универсальной формой организации досуговой деятельности, так как обогащает детей положительными эмоциями, приобщает их к важным видам искусства. С помощью танца, пения, художественного слова, изобразительного искусства дети дошкольного возраста имеют возможность проявить свои навыки, умения, творческую инициативу. Взаимосвязь различных видов искусства содает состояние субъективного эмоционального комфорта.

М.Б. Зацепина указывает следующие виды праздников:

- народные и фольклорные (Коляда, Масленица, Сороки, весенне-летние игрища и забавы, Осенины);

- государственно-гражданские (Новый год, День защитника Отечества, День Победы, День знаний, День города и др.);

- международные (День матери, День защиты детей, Международный женский день);

- православные (Рождество Христово, Пасха, Покров, престольные праздники и др.);

- бытовые и семейные (день рождения, праздник букваря, традиционные дни в детском учреждении); праздники, которые специально придумываются взрослыми с целью доставить радость детям (праздники мыльных пузырей, воздушных шаров, бумажных корабликов, парад шляп).

Необычную классификацию праздников предлагает Е. Синицына:

- малоизвестные (День именинника, День Земли, День города, День юмора, праздник игры и игрушки, книжкины именины и др.);

- неизвестные (праздник часов, праздник цветов, день загадок, праздник одного стихотворения, день сказки и многие другие) [1].

Подготовка и проведение праздников имеет огромное значение для культурного становления ребенка. Знакомство с народными обычаями и традициями, получение знаний в процессе праздника формируют навыки и умения в организации праздничного веселья, культуре его проведения.

Использование развлечений в процессе досуга расширяет сферу педагогического влияния на культурное развитие дошкольников, способствует созданию у детей приподнятого настроения, воздействует на моральный облик ребенка, воспитывает в нем гуманные чувства. Содержание развлечений складывается из подобранного художественного материала, определяющего смысловую направленность развлечений, их тематическое единство и жанровые особенности. От содержания зависит форма проведения развлечений.

Среди развлечений значительное место принадлежит театрализованным представлениям: драматизация сказок, стихотворений, песен, музыкально-игровых композиций. Они должны быть простыми по сюжету и действию, включать короткие монологи и в основном диалоги действующих лиц. Работая с детьми над ролью, взрослый помогает выделить в ней самые яркие моменты. Для этого используются различные средства: например, перед решительными словами персонажа необходимо сделать паузу, изменить голос, мимику; одно и то же слово можно произнести по-разному и этим придать ему то или иное звучание. Во время разучивания взрослый передает свою заинтересованность, умение увлечь ролью. Музыка является важной составной частью театрализованных представлений. Она должна выступать органическим компонентом представления, подчеркивая основную идею произведения и помогая раскрыть характер и настроение действующих лиц. Это позволит многим детям быть не только внимательным зрителем, но и увлеченным участником-исполнителем, получая при этом массу положительных эмоций.

В дошкольном учреждении кукольный театр является самой любимой формой досуга. Она увлекает дошкольников своей необычностью, яркостью, красочностью театральных образов. Представления «Петрушкин цирк», «Теремок», «Три поросенка» переносит детей в волшебный мир, где все сказочное – и реальное, и фантастическое. С огромной радостью встречают они появление кукол на ширме, воспринимают их так, словно они живые существа, с интересом наблюдают за их действиями.

Для сегодняшних представлений театра кукол характерно свободное сочетание различных типов кукол, участие в действиии живых актеров, а также использование различных приемов и средств. Дети старшего дошкольного возраста стремятся подражать тем героям, которые им больше всего понравились. Поэтому необходимо показывать представления , в которых есть яркий пример дружбы, смелости, находчивости, трудолюбия.

Развлечения с карандашом и красками является малоиспользуемой формой организации досуга. Вероятнее всего это связано с тем, что взрослые мало представляют возможности применения изобразительных материалов вне занятий. А между тем этот процесс доставляет детям, огромное удовольствие и позволяет активизировать мышление, память, воображение.

Можно выделить следующие развлечения с карандашом и красками:

- «развлечение-приключение» происходит на какой-то неординарном, случайном событии, например, «Новогодние приключения», «Случай в лесу» и т.п.;

- развлечение-соревнование;

- развлечение-шутка предполагает различные нестандартные задания. К ним могут быть отнесены «Прыгающие художники», рисование, лепка, вырезание с закрытыми глазами и т.д.;

- интегрированные развлечения предполагают использование самых разных заданий, например, элементы путешествия, приключения, соревнования, соревнования с приключениями и шуткой.

В рамках рассматриваемого исследования особый интерес представляют увлекательные игры: например, «Поездка в лес», где будут такие остановки, как «Песенная», «Сказочная», «Плясовая», «Игровая» и др.; аттракционы, забавы – соревнования «Чебурашка», «Кузнечик» с элементами соревнования между отдельными детьми или целыми группами. Такие игры обычно организует и проводит воспитатель, но активными участниками их являются дети. Эти игры чередуются с загадками, веселыми юмористическими стихами, песнями, скороговорками, хороводами, ритмичными движениями под инструментальную музыку различного характера (маршевую, плясовую, колыбельную).

Концерты – самое яркое представление. Они разнообразны по своему содержанию, например, «Времена года» П.И. Чайковского, «Жанры музыкального искусства», «Наша малая Родина», «Золотая осень» и т.д. Концерты хорошо начинать с яркого рассказа, показа художественной иллюстрации. В программу необходимо включать программно-образные, интересные и наиболее доступные произведения. Совместная досуговая деятельность, общение детей со взрослыми и сверстниками состоят в познании ребенком вокальной музыки и инструментальных пьес, исполняемых на музыкальных инструментах: фортепиано, скрипке, синтезаторе, баяне, аккордеоне, домбре, балалайке и др. При первом знакомстве детей с инструментом, прежде всего, нужно назвать и показать его, рассказать об его основных частях, кратко объяснить их название и продемонстрировать звукоизвлечение, обращая внимание на характер исполнения.

А. Луговская считает, что, «детские развлечения – важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от будней». И уже почти афоризмом стали слова: «Без развлечений не бывает детства!» Развлечения духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Занимаясь их подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник» [4].

Обеспечить целенаправленность процесса детской культурно-досуговой деятельности возможно при условии наличия педагога, ориентирующего свободное время детей на освоение культурных ценностей и предоставляющего им свободу в выборе занятий, исходя из их индивидуальных способностей, интересов и потребностей. Основная цель педагога – воспитание свободной, активно действующей личности дошкольника через приобщение к ценностям культуры, развитие творческого потенциала каждого ребенка. В этом случае культурно-досуговая деятельность детей предстанет как планируемый и специально организованный педагогический процесс, направленный на повышение культурного уровня ребенка.

Таким образом, можно отметить, что организация различных форм культурно-досуговой деятельности имеет большое значение для эмоционального благополучия детей старшего дошкольного возраста. Насколько конструктивным будет его вхождение в социум, в большей степени зависит от его эмоционального самочувствия в дошкольном учреждении. 


Библиографическая ссылка

Горная Т.И. ВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25536 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674