Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В КАНАДЕ

Боднар С.С. 1
1 ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена необходимостью поиска путей повышения профессионализма и качественной подготовки современного учителя. В Канаде профессия учителя является престижной и пользуется поддержкой в виде инвестиций в подготовку кадров, проводимая политика характеризуется преемственностью, а цели образования формулируются четко и конкретно. Цель статьи направлена на изучение современного профессионально-личностного портрета учителя в Канаде. Основные результаты исследования заключаются в систематизации стержневых характеристик современного учителя Канады, а именно: умение организовывать, планировать и управлять деятельностью учащихся в учебной среде школы; способность налаживать конструктивное общение с учениками, родителями, коллегами и общественностью, проявлять толерантное отношение ко всем участникам учебного процесса; способность работать в условиях поликультурной среды; умение решать задачу развития самостоятельного мышления учеников; осознание необходимости непрерывного профессионально-личностного развития; активное участие в процессе реформирования образования в целом и профессионального педагогического образования в частности.
«качественный учитель»
непрерывное педагогическое образование
стандарты профессиональной деятельности учителя в канаде
этические стандарты профессии учителя
педагогические компетенции
1. Волосович Л.В. Мультикультурная направленность подготовки учителей в университетах и колледжах Канады [Текст] / Л.В. Волосович // Вестник Московского государственного областного университета. – Серия «Педагогика». – 2009. – С. 24-26.
2. Карпинская Л.А. Эволюция системы подготовки педагогических кадров в Канаде [Текст] / Л.А. Карпинская // США. Канада: Экономика. Политика. Культура. – 2005. – С. 81-92.
3. Карпинская Л.А. Сущность и содержание современных подходов к формированию учителя-мастера в системе высшего педагогического образования Канады конца ХХ начала ХХІ века // Наука и образование: Научно-практический журнал ПНЦ АПН Украины. Одесса. – 2004. – С. 133-137.
4. Мукан Н.В. Стандарты профессионального развития педагогов в США // Образование Донбасса. – 2007. – C. 99-106.
5. Darling-Hammond L., Bransford, J. Preparing teachers for a changing world: What teachers should learn and be able to do // San Francisco: Jossey-Bass. – 2007. – P. 237.
6. Fullan M. The New Meanings of Educational Change // New York: Teachers College Press. – 2001. – P. 165.
7. Phillips S. Teacher quality in Canada // Kelowna: Society for the Advancement of Excellence in Education. 2002. – P. 76.
8. Preparing teachers for tomorrow: Initial teacher education in Ontario // Survey report. Ontario College of Teachers: Toronto, Ontario. – 2006. – P. 17.
9. Standards in practice: Fostering professional inquiry // Ontario College of Teachers. Toronto. – 2003. – P.7.
10. Teacher Professionalism. A Public Trust. Saskatchewan Teachers Federation. URL: http: // teachercodes.iiep.unesco.org/teachercodes/codes/America/Canada/Canada_Saskatchewan.pdf (дата обращения: 17.10.16).

Развитие профессионального и личностного потенциала учительства невозможно без освоения новой педагогической идеологии, основанной на современных концепциях образования, предполагающих корректировку этических и культурных аспектов образовательного процесса, культивирования процессов самопознания, самоанализа, самооценки, рефлексии учащихся.

Известный канадский исследователь М. Фуллан (M. Fullan) отмечает, что «мы не можем иметь общества, которое учится, без учителей, которые учатся» [2].

По признанию мирового образовательного сообщества, современный учитель – творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением; создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые технологии обучения, интерпретирующий их в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии [4].

Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Анализируя концептуальные подходы к профессии учителя, его подготовке и профессиональному развитию, американские исследователи Б. Берри (B. Berry) и Л.Дарлинг-Гаммонд (L. Darling-Gammond) подчеркивают, что «школа XXI в. требует такого формата преподавания, когда учитель не просто реализует с учениками учебную программу, а создает возможность учащимся самим строить, конструировать знания и развивать способности максимально эффективным способом с опорой на приобретенный ранее опыт» [5].

М. Фуллан описывает семь задач учителя «нового типа»:

  1. Главной целью учителя должно стать стремление изменить жизнь учащихся таким образом, чтобы сделать их более активными и деятельностными.
  2. Учителя должны существенно углублять свои знания по педагогике для того, чтобы непрерывно работать над совершенствованием собственного мировоззрения, формулировать нравственные установки, углублять знания о преподавании и обучении и развивать профессиональную компетентность. Учитель должен демонстрировать другим ощущение профессионального единства и следовать принятой образовательной политике.
  3. Важное значение приобретают умения устанавливать связи между различными участниками школьного взаимодействия.
  4. Кроме личных целей совершенствования, учитель должен проявлять высокий уровень продуктивного взаимодействия и сотрудничества с другими учителями, директорами, родителями, государственными и общественными организациями.
  5. Учителя должны быть готовы к работе в новых условиях в школах, которые объединяют учащихся, формируют команды учителей, высвобождают общее время для планирования, поддерживают активные связи с родителями и обществом.
  6. Среди главных задач необходимо отметить и развитие умения самостоятельно и коллективно участвовать в поиске инновационных решений и методических находок.
  7. Учителя должны ориентироваться в сложном процессе изменений, осознавать важность своевременного решения спорных вопросов, стремиться к постепенному формированию видения, развитию индивидуализма и коллективизма и т.п. [6].

Параллельно с научными поисками в области профессионализма учителей в Канаде интенсивно проводятся исследования в контексте идей «качественного учителя», «эффективного учителя». Большое распространение в международном научном пространстве приобрело определение этого понятия, которое принадлежит исследователям К. Каплан (К. Kaplan) и Т. Оуингз (Т. Owings). Они рассматривают две составляющие «качественного учителя»:

1) профессиональная подготовка учителя, его квалификация (социальное происхождение, умственные способности, профессиональная подготовка, предмет специализации в вузе, уровень результатов по тестам способностей и профессиональных экзаменов на сертификат учителя, наличие опыта профессиональной деятельности);

2) практическая деятельность учителя (качество преподавания определяется такими умениями, как создание положительного учебного настроя в классе; правильный выбор учебных целей и инструментария оценивания знаний; применение соответствующих содержанию обучения и особенностям учащихся методик и форм организации учебного процесса; разработка учебных пособий и методических материалов, способствующих усвоению учебного материала на более качественном уровне) [7].

В этой связи, по нашему мнению, опыт Канады представляет ценность, т.к. профессия учителя в этой стране является престижной и пользуется поддержкой в виде инвестиций в подготовку кадров; проводимая политика характеризуется преемственностью реформ и преобразований; цели образования формулируются четко и конкретно.

Рассмотрим Стандарты профессиональной деятельности учителя (The Standards of Practice for the Teaching), разработанные Педагогическим колледжем провинции Онтарио, которые предусматривают овладение учителем 16 профессиональными компетенциями, сгруппированным по пяти направлениям:

  1. Ответственность за учащихся и процесс обучения. В соответствии с этим учителя: отвечают за благополучие учащихся и их развитие; поддерживают их стремление учиться и поощряют к учебе и достижению успехов; справедливо и с уважением относятся ко всем учащимся; создают такую атмосферу обучения, которая стимулирует стремление решать проблемы, принимать решения, непрерывно учиться, вносить свой собственный вклад в изменяющееся общество.
  2. Высокий уровень сформированности профессиональных знаний и умений. Это не ограничивается лишь знаниями по преподаваемому предмету, но и предполагает способность ориентироваться в изменениях учебного плана, а также правовую подкованность в вопросах законодательства в сфере образования. Кроме того, важным является овладение множеством эффективных методов преподавания, оценки деятельности учащихся, стратегий управления классным коллективом.
  3. Способность к практической организации своей деятельности. Учителя используют обновляемый профессиональный опыт с целью того, чтобы стимулировать учащихся к учебе и достижению успехов; плодотворно общаются с детьми, родителями и коллегами; постоянно оценивают прогресс обучающихся, их достижения и регулярно сообщают о результатах оценки; совершенствуют свою учительскую практику посредством непрерывного обучения, рефлексии, применения различных источников и ресурсов; используют в преподавании соответствующие технологии и демонстрируют адекватные профессиональные навыки.
  4. Лидерская позиция в обучающемся сообществе означает сотрудничество с другими учителями и школьными коллегами; а также партнерскую работу с профессионалами, родителями и членами общества для обеспечения процесса обучения учащихся, достижения ими успеха и выполнения ими школьной программы;
  5. Непрерывное профессиональное образование с целью совершенствования профессиональных навыков. Преподаватель должен активно учиться, заниматься постоянным поиском, оценкой, применением и передачей знаний на протяжении всей своей карьеры [8].

Для каждой из этих составляющих министерство образования Онтарио разработало перечень педагогических компетенций, которые являются обязательными для всех учителей.

Л. Дарлинг-Гаммонд, раскрывая понятие компетенций учителя, задается вопросом: «Что учителя должны знать и уметь?» Исследовательница выделяет следующие ЗУН современного учителя:

Знать:

  • предмет специализации и организовывать его преподавание так, чтобы студенты могли извлекать пользу от предмета;
  • различия: культуры, языка, семьи, общины, пола и других концептов, с которыми они могут столкнуться в процессе обучения;

Уметь:

  • развивать педагогический репертуар знаний, который развивается по мере профессионального роста учителя и наблюдения за учащимися: как они учатся лучше и что их мотивирует;
  • оценивать знания учащихся;
  • быть готовым к профессиональному сотрудничеству;

Владеть:

  • педагогическим инструментарием, что позволит учителю представлять новые знания в доступной для учащихся форме;
  • навыками развития знания, демонстрации продуктивного опыта его применения;
  • технологиями обучения;
  • представлением о процессе обучения;
  • навыками саморефлексии [8].

Для сравнения рассмотрим Кодекс профессиональной компетентности (Code of Professional Competence), разработанный Федерацией учителей провинции Саскачеван, который также отражает баланс знаний, умений и навыков профессиональной компетентности учителя, а именно:

  • создавать и поддерживать атмосферу обучения, которая поощряет и поддерживает рост учащихся в целом;
  • эффективно демонстрировать профессиональный уровень знаний по учебному предмету;
  • поддерживать репертуар учебных стратегий и методов, применяемых в педагогической деятельности;
  • выполнять профессиональные обязанности по оцениванию студентов;
  • рефлексировать об опыте профессиональной деятельности;
  • работать с коллегами в сотрудничестве и развивать эффективные профессиональные отношения с членами образовательного сообщества;
  • осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с принципами равенства, справедливости и уважения к другим [10].

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям и способностям адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Наряду со Стандартами профессиональной деятельности учителя существуют Этические стандарты профессии учителя (The Ethical Standards for the Teaching Profession), которые раскрывают сущность процесса принятия решений и действий членов школьного сообщества, их профессиональные роли, отношения и ценности. Существующие четыре этические нормы – забота, уважение, доверие и честность – составляют основные критерии этики преподавания [9].

Этические стандарты заботы включают в себя сострадание, принятие, понимание, необходимые для развития потенциала студентов. Учителя выражают свою преданность студентам и обучению через положительное влияние, профессиональное суждение и сочувствие на практике.

Этические стандарты доверия воплощают справедливость, открытость и честность в отношениях со студентами, коллегами, родителями, общественностью, основанных на доверии.

В своей профессиональной практике учителя моделируют этические стандарты уважения конфиденциальности, свободы, демократии, духовных и культурных ценностей, социальной справедливости и окружающей среды.

Этические стандарты честности помогают учителям в осуществлении целостности профессиональных обязанностей и ответственности.

Исходя из вышесказанного, можем сделать вывод, что в условиях развития информационного общества и роста глобализации становится востребованной морально-этическая сущность педагогической профессии, актуализация воспитательной (социализирующей) функции профессиональной деятельности учителя.

Стандарты отражают основные направления развития современного общества, которые провозглашены в правительственных законах и актах Канады, а также теоретические положения современной науки об обществе и образовании.

Задача подготовки учителя – посредника между разными культурами – прослеживается в основных документах, определяющих содержание педагогического образования [1]. Общепризнано, что для того, чтобы успешно работать в культурно-многообразной среде, учитель должен быть готов к диалогу с другой культурой, быть способным с пониманием встретить другую шкалу ценностей, понять и принять чужое «Я».

Канадский исследователь – мультикультуралист Б. Левинас (B. Levinas) утверждает, что учителя могут разрушить культурную идентичность учащихся, если они не готовы воспринимать другую культуру и относятся к ней как к чуждому явлению. Он полагает, что современный учитель должен уважать своего ученика, считать его личность уникальной, понимать своеобразие его культуры, не мерить его поступки относительно собственной культуры [3].

Учителям требуется поддержка их инициативы совершенствования профессиональных знаний. При этом учителя получают новые полномочия и активно участвуют в процессе управления школой. В современных условиях управленческая (лидерская) функция является прерогативой не только администраторов и управленцев, а охватывает организацию (школу) в целом, превращаясь в коллективную миссию.

Вместе с тем каждый учитель, выполняя функцию носителя современных общественных изменений и социального улучшения, должен:

- работать со всеми учениками эффективно и бережно, уважать различия, связанные с этнической принадлежностью, расой, полом и особыми потребностями каждого учащегося;

- активно учиться, заниматься постоянным поиском, оценкой, применением и передачей знаний на протяжении всей своей карьеры;

- развивать и применять знания, методы, принципы обучения и оценки для внедрения и мониторинга эффективных развивающих программ для всех учащихся;

- внедрять, оценивать и применять на практике сотрудничество и партнерство с учениками, коллегами, родителями, обществом, правительством, государственными и общественными организациями;

- быть преданным принципам этической и юридической ответственности учителя, применить их на практике;

- развивать личную философию преподавания, которая формируется на уровне организаций, общества и мирового контекста образования.

Проанализировав исследования канадских ученых-педагогов на вопросы моделирования личности современного учителя, мы можем сделать вывод о том, что важнейшими его качествами являются: умение организовывать, планировать и управлять деятельностью в учебной среде; способность налаживать конструктивное общение с учениками, родителями, коллегами и общественностью; проявление толерантного отношения ко всем участникам учебного процесса; способность учителя работать в условиях поликультурной среды; осознание возложенной задачи развития самостоятельного мышления учеников и необходимости непрерывного профессионально-личностного развития; активное участие в процессе реформирования образования в целом и профессионального педагогического образования в частности; принадлежность к профессиональному сообществу педагогов Канады.


Библиографическая ссылка

Боднар С.С. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В КАНАДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25532 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674