В условиях перехода российского общества на инновационный путь развития проблема качества образования является актуальной. Проблематика качества образования нашла отражение в нормативных документах, принятых в России на государственном уровне. В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что «стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина» [5].
Статья 2 (п. 29) федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия … и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [15].
Качество дополнительного профессионального образования педагогов сферы дополнительного образования необходимо оценивать не только с позиции соответствия результатов требованиям профессионального стандарта «Педагога дополнительного образования детей и взрослых», но и с точки зрения интересов заказчиков и потребителей образовательных услуг на повышение квалификации.
На основании вышеизложенного качество дополнительного профессионального образования мы будем понимать как степень соответствия результатов и процесса требованиям государства (профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»), запросам потребителей (социальный заказ на повышение квалификации), потребностям, профессиональным затруднениям и интересам субъектов образовательного процесса.
Анализ показателей общепринятых международных стандартов управления качеством позволил выявить оценку показателей в соответствии со следующими характеристиками:
- показатели качества образовательного процесса (дополнительных профессиональных программ);
- показатели результатов дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями дополнительных профессиональных программ [7].
Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Проблема подбора профессиональных кадров для сферы дополнительного образования детей, чьи компетенции и уровень квалификации соответствуют требованиям профессиональной деятельности, сохраняет актуальность в современных условиях, так как их педагогическая деятельность носит многогранный характер. Необходимость создания и внедрения новых механизмов действия и регулирования в данной сфере определяется возрастающей значимостью человеческого капитала в преодолении проблем современного развития дополнительного образования детей.
В целях формирования единого подхода к подбору и назначению кадров образовательных организаций регионального и муниципального уровней следует обеспечить строгое соблюдение норм действующего законодательства РФ [8].
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 46, ч.3) заниматься педагогической деятельностью могут лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и профессиональным стандартам [18].
Развитие в России механизмов рыночной экономики обусловило необходимость модернизации национальной системы квалификаций, определяющей требования к содержанию и условиям труда, уровню квалификации и компетенциям работников в рамках конкретного вида профессиональной деятельности. Одним из элементов национальной системы квалификаций являются профессиональные стандарты. Они рассматриваются как инструмент, способный обеспечить четкую связь между требованиями работодателей и образованием. Стандартизация позволит следить за обновлением квалификаций и их соответствием потребностям рынка труда.
Требования к уровню компетенций и квалификации педагогов дополнительного образования определяют работодатели, которые руководствуются квалификационными характеристиками, профессиональным стандартом педагога дополнительного образования детей и взрослых, ФГОС ВО и СПО, аттестационными процедурами [3]. Согласно обозначенным документам, современный педагог дополнительного образования – это педагог-универсал, который способен быть высококлассным профессионалом не только и не столько в области профиля деятельности, но и в области психолого-педагогической деятельности [1].
Следовательно, современная система дополнительного образования детей испытывает потребность в профессионале, способном оценивать и выбирать эффективные варианты организации образовательного процесса, прогнозировать образовательные результаты, мотивировать обучающихся к познанию, стимулировать творческую деятельность и решать их социальные проблемы.
Авторы разделяют точку зрения А.В. Золотаревой о том, что недостаточно разработанная система кадрового обеспечения организаций дополнительного образования детей оказывает влияние на качество оказываемых образовательных услуг, «… а также существенно снижает успешное функционирование и развитие государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей и подсистем дополнительного образования в образовательных учреждениях других типов» [2, с. 154].
Значимым направлением Концепции развития дополнительного образования детей в контексте нашего исследования является развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей на основе внедрения профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых [4].
С первого января 2017 года (Приказ Минтруда и социальной защиты от 08.12. 2015 № 613н) работодатель при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении оплаты труда должен исходить из профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». В профессиональном стандарте указываются возможные наименования должностей, требования к образованию, опыту практической деятельности, а также особые условия допуска к педагогической деятельности [10]. Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, систематизирующий трудовые функции, выполняемые работниками, и требования к необходимым для этого компетенциям.
Профессиональный стандарт является инструментом реализации стратегии модернизации образования в меняющемся мире и повышения качества образования; объективным измерителем квалификации педагога; средством отбора педагогических кадров; основанием для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем и для формирования эффективной системы оплаты труда. В профессиональном стандарте описываются требования к квалификации, образованию и обучению, опыту; требования к виду выполняемой профессиональной деятельности; дается ее анализ через обобщенные трудовые функции, трудовые действия, место в системе уровней квалификации.
В едином квалификационном (ЕКСД) и тарифно-квалификационном (ЕТКС) справочниках должностей руководителей, специалистов и служащих дается общее описание должностных обязанностей, знаний, требований к квалификации, а в профстандарте представлено последовательное описание профессиональной деятельности через декомпозицию от общего к частному. При определении требований к профессиональной деятельности педагога дополнительного образования работодателю важно помнить, что они должны быть измеримы (диагностируемы) в соответствии с установленными в стране уровнями квалификаций, что их содержание подвижно, меняется на основе постоянного мониторинга объективных изменений в деятельности.
Профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, он содержит информацию об обобщенных трудовых функциях, возможных наименованиях должностей, требования к образованию, обучению, опыту практической деятельности, описание трудовых действий, необходимых знаний и умений [13, ст. 195.1.].
В профессиональном стандарте педагога дополнительного образования детей и взрослых предложены три обобщенные трудовые функции в соответствии с возможными наименованиями должностей (педагог дополнительного образования, старший педагог ДО, тренер-преподаватель, преподаватель; методист, педагог-организатор):
- Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам (педагог дополнительного образования, старший педагог ДО, тренер-преподаватель, преподаватель), в том числе организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы; организация досуговой деятельности обучающихся; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания; педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
- Организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ (методист), в том числе организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых; организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования; мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ.
- Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ (педагог-организатор), в том числе организация и проведение массовых досуговых мероприятий; развитие социального партнерства и продвижение услуг дополнительного образования детей и взрослых; организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности: техническому, художественному, спортивному, туристско-краеведческому и другим [10].
Подбор и назначение кадров работодателями на основе требований профстандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых выступает одним из условий повышения качества дополнительного образования. Реализация требований профессионального стандарта предполагает изменения в повышении квалификации педагогов данной категории.
В институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Оренбургского государственного педагогического университета разработана и апробирована персонифицированная модель повышения квалификации педагогических кадров, которая включает в себя варианты дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров сферы дополнительного образования детей [9]. Программы спроектированы по модульному принципу. Каждый модуль как комплексная практико-теоретическая единица направлен на формирование определенного набора профессиональных действий, соответствующих профессиональному стандарту педагога дополнительного образования детей и взрослых. Модули дополнены существенной долей практики в специально организованной гуманитарной информационной среде (проектирование практико-ориентированных продуктов по согласованию с заказчиком образовательной услуги) и в инновационных организациях дополнительного образования детей на стажерских практиках. Стажерские практики выступают механизмом привлечения работодателей (заказчиков образовательных услуг) к разработке содержания и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Это способствует усилению практической направленности курсовой подготовки за счет объединения имеющихся ресурсов системы образования взрослых и инновационных образовательных организаций и показывает слушателям опыт внедрения идей профессионального стандарта в реальную образовательную практику.
Предлагаемые институтом формы работы со слушателями в период стажерской практики разнообразны, наиболее востребованными являются мастер-классы. Их содержание обеспечивает включение слушателей в деятельность, направленную yf совершенствование (и/или приобретение) профессиональной компетенции. Например, мастер-класс по теме: «Современное занятие» сопровождается работой педагога по заполнению технологической карты занятия и его анализа; результатом становится развитие умения проектировать алгоритм занятия на основе системно-деятельностного подхода [12].
Особенностью любой формы стажерской практики является разработка слушателем практико-ориентированного продукта, который может использоваться им в реальной образовательной практике, например:
- программа обучения по индивидуальному учебному плану;
- модель электронной системы контроля знаний обучающихся; технологическая карта дополнительной общеобразовательной программы;
- технологическая карта по организации индивидуальной и групповой проектной деятельности обучающихся и т.д.
Деятельностный характер стажерской практики позволяет слушателям выделить модернизационные идеи инновационных образовательных организаций и моделировать их исполнение в собственной педагогической деятельности в условиях перехода на профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых [11].
В условиях апробации и внедрения профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых были скорректированы требования к результатам дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки [6].
Для дополнительных профессиональных программ повышения квалификации обозначенной категории слушателей осваиваемые компетенции были приведены в соответствие с перечнем результатов, заданных профессиональным стандартом. Профессиональные компетенции дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки обосновывались на основе соотнесения профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, федеральных государственных стандартов высшего и среднего профессионального образования по направлению «Педагогическое образование». При согласовании требований ФГОС ВО и СПО и профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых нами были обоснованы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции в структуре деятельности педагога сферы дополнительного образования.
В аспекте требований профессионального стандарта авторами предложены варианты набора профессиональных компетенций по должностям «педагог дополнительного образования», «методист», «педагог-организатор».
Согласованный анализ ФГОС ВО по направлению «Педагогическое образование» (44.03.01.), Профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых, требований заказчика образовательных услуг позволил составить паспорт общекультурных и общепрофессиональных компетенций для дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки работников сферы дополнительного образования детей [14].
Таким образом, существующий в современных условиях нормативно-правовой ресурс кадровой политики сферы дополнительного образования детей и взрослых определяет требования к специалистам данной сферы и служит руководством к действию, как для работодателя, так и для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, направленной на повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников и обеспечения их соответствия современным требованиям.
Библиографическая ссылка
Ганаева Е.А., Тавстуха О.Г. К ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25515 (дата обращения: 05.12.2024).