Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Андреева Г.Б. 1 Никитина О.А. 1
1 ФКОУ ВПО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России)
Введение в действие федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения положило начало переходу от традиционного приоритета знаний, умений и навыков как конечных целей образования к формированию у обучающихся необходимых профессиональных и общекультурных компетенций. Низкий уровень сформированности общекультурных компетенций оказывает негативное влияние на профессиональную деятельность, не позволяет качественно выполнять служебные задачи. На формирование и развитие общекультурных компетенций нацелены различные учебные дисциплины, среди которых особый потенциал имеют языковые дисциплины. Реализация образовательной и воспитательной функции данных дисциплин открывает возможность моделировать ситуации общения будущей профессиональной деятельности, повышать речевое мастерство, развивать эстетические чувства и нравственные качества обучающихся. Процесс формирования общекультурных компетенций многогранен и осуществляется в рамках интеграции учебной, научной и воспитательной работы всей образовательной организации.
образовательная деятельность
общекультурные компетенции
студенты юридического профиля
федеральные государственные образовательные стандарты.
1. Леонова Е.В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. – 2010. – № 2. – C. 124–131.
2. Плужник И.Л., Кузнецов П.С. Специфика юридического образования в США // Российское право. – 2009. – № 11–12(64-65). – С. 84-90
3. Фортова Л.К., Поликарпова М.Ж. К вопросу о коммуникативной компетентности юриста // Молодой ученый. – 2015. – № 24. – С. 1039-1041.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (Специальность 031001 Правоохранительная деятельность). – М., 2011.
5. Teaching and Learning Legal Professionalism //American Bar Association Section of Education and Admissions to the Bar. – 1996. – 230 p.

Специалисты юридического профиля широко востребованы как в России, так и во всем мире. Именно поэтому проблема подготовки юридических кадров не теряет своей актуальности. Начиная с 90-х годов XX столетия в российской и зарубежной юриспруденции наблюдалось особое внимание к повышению качества профессиональной подготовки юристов. Например, в США результатом этого явился пересмотр роли юридического образования в обществе с точки зрения изменения акцентов в подготовке студентов-юристов и внесения в их образовательные программы обязательных курсов по профессиональной коммуникации и юридической этике [5]. В российском юридическом образовании также наблюдается изменение приоритетов в подготовке студентов юридического профиля, причем существенное внимание уделяется вопросам обучения профессиональному общению и формированию общекультурных компетенций и нравственных норм поведения.

Профессиональная пригодность специалиста юридического профиля определяется не только наличием специального образования и опыта практической работы, знанием юридических дисциплин, действующего законодательства, развитыми профессиональными компетенциями, но и высоким уровнем культуры, знанием языка, умением ориентироваться в самых разных ситуациях общения, достаточно развитыми коммуникативными способностями, что, в свою очередь, является неотъемлемым компонентом общекультурных компетенций.

Низкий уровень культуры общения, связанный с недостатком специальных знаний и с несформированностью общекультурных компетенций, оказывает существенное влияние на их деятельность, служебную карьеру и психическое состояние, снижает степень удовлетворенности от профессиональной деятельности, не позволяет качественно выполнять служебные задачи. Достаточно часто работодатели вынуждены констатировать недостаточность, а порой и отсутствие у пришедших устраиваться на работу выпускников юридических вузов тех компетенций, которые представляют коммуникативную готовность. В рамках исследований Л.К. Фортовой и М.Ж. Поликарповой было установлено, что работодатели отмечают у бывших выпускников недостаточный уровень сформированности устной и письменной речи, а также владения невербальными способами общения. Каждый седьмой из проанкетированных работодателей недоволен уровнем имеющихся у выпускников сформированных умений производить обмен коммуникативными навыками с применением технических средств связи. Выявленные претензии к уровню коммуникативной готовности выпускников юридических факультетов и вузов могут являться закономерным следствием игнорирования необходимости целенаправленного формирования такой готовности в системе высшего юридического образования [3].

На формирование и развитие общекультурных компетенций нацелены различные учебные дисциплины, предусмотренные основными профессиональными образовательными программами по направлению подготовки «Юриспруденция» и специальности «Правоохранительная деятельность», среди которых особый потенциал имеют «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации», «Иностранный язык». Реализация образовательной функции данных дисциплин открывает возможность моделировать ситуации общения будущей профессиональной деятельности, повышать речевое мастерство, развивать эстетические чувства и нравственные качества обучающихся. В связи с этим актуализируется проблема использования потенциала данных курсов в целенаправленном процессе формирования общекультурных компетенций специалистов юридического профиля.

Традиционно в начале учебного года на кафедре иностранных языков проводится викторина для курсантов и студентов 1 курса «Английский язык – окно в мир». Основная часть викторины проходит в интерактивной форме и состоит из заданий, включающих в себя как лингвистический, так и страноведческий материал. Задания подобраны таким образом, что способствуют совершенствованию практических речевых умений, развитию логического и творческого мышления, языковой догадки и как результат – формированию как общекультурных, так и коммуникативных компетенций обучающихся.

С учетом требований Концепции развития УИС РФ до 2020 года, которая предполагает расширение контактов с пенитенциарными системами иностранных государств, развитие международного сотрудничества, изучение и распространение зарубежного опыта в сфере исполнения наказаний и проведение научных исследований на основе реализации международных проектов, кафедра иностранных языков и кафедра уголовно-исполнительного права проводят совместный круглый стол «Особенности уголовно-исполнительных систем зарубежных стран», на котором курсанты представляют результаты своих исследований по проблемам зарубежной пенитенциарной практики.

В докладах участников научного мероприятия рассматриваются уголовно-исполнительные системы как европейских стран, так и ряда азиатских, африканских и южноамериканских стран. Столь широкое географическое представительство обусловлено желанием участников круглого стола проследить общемировые тенденции в исполнении уголовных наказаний, а также ознакомить участников с национальными особенностями отдельных стран в этой сфере.

Повышению уровня общекультурных компетенций обучающихся способствует и использование в практике обучения материалов, представляемых на круглом столе «Использование интерактивных и информационно-коммуникационных технологий при формировании общекультурных и языковых компетенций курсантов, студентов и слушателей вузов ФСИН России», в ходе работы которого рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных технологий в процессе подготовки специалистов по стандартам третьего поколения, интерактивные формы работы как способ организации аудиторных занятий и самостоятельной работы курсантов, студентов и слушателей, внедрение инновационных технологий в академическую деятельность для повышения качества образования, а также проблемы совершенствования научно-методического и ресурсного обеспечения инновационной деятельности образовательных организаций.

Идея единства и целостности педагогического процесса, в котором формирование компетенций происходит не только в ходе обучения, но и в процессе осуществления внеучебной работы, обязывает преподавателя задействовать весь арсенал имеющихся в распоряжении вуза учебных и внеучебных средств. В формировании общекультурных компетенций особое место отводится воспитательной работе. Именно интеграция учебной, научной и воспитательной работы способствует более эффективному формированию общекультурных компетенций курсантов и студентов академии, обогащает их жизнедеятельность.

Во время Недели творчества курсантов и студентов образовательных учреждений ФСИН России «Виват, курсанты!» проводятся культурно-образовательные мероприятия День русского языка и День английского языка и культуры.

Курсанты и студенты академии принимают активное участие в литературно-музыкальной композиции «Мы учимся на родине С.А. Есенина». Поэзия С.А. Есенина входит в культурное и духовное наследие мировой цивилизации и помогает осознать роль русского языка в формировании общекультурных компетенций курсантов и слушателей, в установлении в курсантской среде равноправных культурных отношений.

Участие курсантов разных национальностей в подобного рода мероприятиях помогает обрести уважение к чести и достоинству каждого народа, развивать «способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия» (ОК-3) [4], поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального общения.

В День английского языка и культуры проводится межвузовская олимпиада среди курсантов вузов ФСИН России, в которой принимают участие команды из Владимирского юридического института ФСИН России, Воронежского института ФСИН России, Самарского юридического института ФСИН России и команда, представляющая Академию ФСИН России. День английского языка и культуры продолжается праздником «In the Realm of English», в ходе которого курсанты и студенты представляют свои выступления в пяти номинациях – стихотворение на английском языке, лучшая презентация, стенгазета о странах изучаемого языка, песня на английском языке, макет, изготовленный своими руками. Участие в культурно-образовательных мероприятиях позволяет курсантам проявить свои способности, мотивирует к углубленному изучению русского и иностранных языков, формирует   общекультурные компетенции.

В рамках ежегодной межвузовской научно-теоретической конференции адъюнктов, соискателей, курсантов, слушателей и студентов «Человек: преступление и наказание» на кафедре иностранных языков проходит заседание секции «Основные концепции преступления и наказания в англосаксонской и романо-германской системах права». В работе секции принимают участие курсанты и адъюнкты академии, в качестве научных консультантов выступают ведущие профессоры кафедр юридического профиля.

Подобные мероприятия способствуют развитию способности понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5); способности к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9); способности анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11) и т.д.[4].

Одним из перспективных направлений деятельности Академии ФСИН России является реализация дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации». При подготовке переводчиков в сфере профессиональной деятельности огромное внимание уделяется формированию языковых и коммуникативных компетенций, а также компетенций межкультурного взаимодействия. Формирование данных компетенций возможно только в рамках интеграции учебной и научной деятельности. Именно поэтому на базе кафедры иностранных языков проводится межвузовский научно-практический семинар курсантов и студентов высших учебных заведений «Иностранный и русский языки в сфере профессиональной и межкультурной коммуникации».

В ходе семинара обсуждаются актуальные проблемы лингвистики и межкультурной коммуникации, различные аспекты формирования общекультурных и профессиональных компетенций сотрудников ведомственных учреждений, роль русского и иностранных языков в профессиональной деятельности сотрудника УИС.

В целях разъяснения роли иностранного языка в профессиональной деятельности в рамках Недели науки на базе кафедры иностранных языков проходит научно-практический семинар «Иностранный язык в научной работе курсантов и студентов». В ходе работы семинара демонстрируются разнообразные функции иностранного языка, которые могут быть использованы курсантами и студентами при проведении различных видов научной работы. Достаточно подробно анализируются принципы работы с печатными изданиями на иностранном языке, однако особое внимание уделяется методам поиска и работы с иноязычными информационными источниками, представленными в Интернет, что в свою очередь способствует развитию способности работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-16) [1].

Интересным направлением по формированию общекультурных компетенций курсантов и студентов академии стала организация и проведение интерактивных занятий на базе Государственного историко-архитектурного музея-заповедника «Рязанский Кремль», что, несомненно, способствует развитию способности уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия (ОК-3) [4].

Несмотря на то, что кафедра иностранных языков видит свою миссию как формирование общекультурных компетенций курсантов и студентов академии, кафедра изучает возможности приобщения курсантов к их профессиональной деятельности посредством привлечения к взаимодействию с территориальными органами.

В рамках плана взаимодействия с территориальными органами кафедра иностранных языков сотрудничает с воспитательными колониями. Для воспитанников данных исправительных учреждений организуется ряд культурно-воспитательных мероприятий, непосредственное участие в подготовке и проведении которых принимают курсанты академии. Привлечение курсантов к проведению подобных мероприятий способствует формированию таких общекультурных компетенций, как способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-8); способность анализировать свои возможности, самосовершенствоваться, адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности и изменяющимся социокультурным условиям, приобретать новые знания и умения, повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень, развивать социальные и профессиональные компетенции, изменять вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-11); способность к осуществлению педагогической деятельности в сферах публичной и частной жизни (ОК-12) [4].

Эффективность формирования общекультурных компетенций посредством языковых дисциплин обусловлена несколькими факторами. Во-первых, данные дисциплины направлены на развитие языка, овладение профессиональной терминологией, умениями юридически грамотно оформлять оперативные и служебные документы, формулировать распоряжения, объяснять суть предписаний. Язык как средство общения формирует понятийно-категориальный аппарат, развивает память, абстрактное мышление, то есть обеспечивает интеллектуальное развитие курсантов и слушателей. Изучение иностранного и русского языков будущими специалистами позволяет расширять словарный запас, работать над образностью и яркостью речи, точным восприятием устного слова и точной передачей мыслей, краткостью формулировок, логичностью построения и изложения высказываний, умением выражать свои чувства словами.

Во-вторых, будучи дисциплинами прагматическими, иностранный и русский языки обращены не только к системе языка, но и к взаимоотношениям «язык – человек» и их оптимальному построению. Культура речи – неотъемлемая часть общей культуры, а речь человека – его визитная карточка. Способность говорить в соответствии с нормами языка, логично, кратко, уместно, выразительно – непременный атрибут современного специалиста. От того, насколько хорошо он владеет речью, насколько развиты его общекультурные компетенции, зависят его успехи не только в профессиональной деятельности, но и в повседневном общении с людьми.

В-третьих, дисциплины «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации», «Иностранный язык» обладают большими воспитательными возможностями, позволяющими воздействовать на личность обучающегося, раскрывать его нравственный, интеллектуальный и творческий потенциал.

В-четвертых, данные дисциплины обладают интегративными свойствами, то есть аккумулируют информацию по общетеоретическим дисциплинам, формируют позицию по отношению к будущей профессиональной деятельности, осуществляют связь с практикой, воспитывают профессиональные качества и умения. Уже в процессе обучения знания, умения и навыки применяются для решения специальных коммуникативных задач. Можно говорить о некоторых направлениях связи дисциплин «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой документации», «Русский язык в деловой коммуникации», «Иностранный язык» с правовыми дисциплинами. Так, они являются вводными и содержат сведения, необходимые для более глубокого понимания закономерностей, например, уголовно-процессуальной деятельности. Кроме того, концентрируют и создают теоретические основы для таких разделов права, как конфликтология, судебная этика, оперативно-розыскная деятельность. Например, приемы установления контакта со свидетелем, изучаемые в рамках тактики допроса свидетеля, могут использоваться на более общем уровне для выработки рекомендаций по установлению контактов с различными лицами в разных ситуациях. И, наоборот, приемы установления контакта с аудиторией, изучаемые в курсах «Русский язык и культура речи», «Русский язык в деловой коммуникации», «Русский язык в деловой документации», «Иностранный язык», могут использоваться для выработки рекомендаций по изучению специальных дисциплин: основ профессиональной деятельности юриста, юридической педагогики и психологии.

Результатом подготовки в вузе становится профессионал, в личности которого системно представлены как необходимые научно-методологические знания, так и базовые общекультурные компетенции, обусловливающие умения творчески действовать и совершенствоваться в инновационной, научной и педагогической среде, в социокультурном и межкультурном жизненном пространстве и позволяющие осознавать свою социальную роль, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах.


Библиографическая ссылка

Андреева Г.Б., Никитина О.А. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25504 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674