В 90-х годах XX века в условиях демократизации общества стала осуществляться система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, которое имело цель формировать личностные ценности у обучаемых. В целостном образовательном пространстве были введены новые учебники с преобладанием плюрализма мнений авторов на учебный процесс, стали расширяться полномочия образовательных учреждений и региональных органов управления образованием. Были введены новые федеральный и региональный компоненты образования. Началось восстановление системы национального образования с реализацией четырёх приоритетных проектов, которые были заложены в Национальном проекте «Образование», объявленным Президентом России Владимиром Путиным в 2005 году. Он обращает особое внимание на внедрение основ поликультурного образования в регионах.
В условиях поликультурного образования глобального социума осуществляется знакомство современной подрастающей генерации с культурным наследием своего этноса, а также культурным своеобразием ближайших и отдаленных этносов, познание и освоение путей налаживания толерантных взаимоотношений с позиций «диалога культур» в новообразованном многоукладном мире, обеспечивается идентификация личности. Содержание поликультурного образования в условиях глобализации реализуется по компонентам: отношенческий (развитие социокультурной идентификации личности); знаниевый (освоение системы понятий и представлений о поликультурной среде); деятельностный (воспитание положительного отношения к культурному окружению); воспитательный (развитие навыков социального общения) [1]. Цель поликультурного образования: формирование личности, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего умениями жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Проблема поликультурного образовании является актуальной, так как сегодня в школы не только Российской Федерации, но и в региональные, поступает большое количество детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев ближнего и дальнего зарубежья [11]. В современных теоретических и нормативных разработках используются понятия «поликультурное воспитание» и «поликультурное образование». Закон Российской Федерации «Об образовании» представляет образование в широком смысле слова как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Большая современная энциклопедия «Педагогика» в узком педагогическом смысле определяет образование как «специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности» [8]. Существенный признак этих дефиниций, отраженный в источниках – близкородственная целевая доминанта, регламентирующая воспитательно-образовательную функцию общества, помогает установить синонимичность вышеуказанных понятий. Современные приоритеты поликультурного образования глобального социума систематизированы в директивном документе, как проект «Концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации». Национальный проект «Образование» обращает особое внимание на внедрение основ поликультурного образования в регионах. В связи с этим за прошедшие пять лет в Республике Татарстан были решены следующие задачи по проработке содержания образования: усовершенствована законодательная база, созданы инновационные механизмы управления образования, обеспечивающие реализацию государственных гарантий доступности образования с учетом национальности, осуществлялось повышение уровня профессиональной подготовки научно-педагогических кадров, в том числе и национальных и т.п.
Таким образом, в Республике Татарстан и в других регионах РФ были созданы условия для качественного развития национального образования на основе поликультурной образовательной модели.
Поликультурное образование – это процесс подготовки личности к социальной, политической и экономической реальности, в котором используются языковые и культурные ресурсы, развивающие интерактивное межкультурное взаимопонимание. Поликультурное образование призвано разрешить противоречие между правом человека на национально-культурное самовыражение в этнически поляризованном мире и его умением взаимодействовать в поликультурном социуме. Именно поэтому в Российскую образовательную систему стали внедряться новые образовательные стандарты (ФГОС), куда были включены национально-региональные компоненты образования. В этом правительственном документе главным требованием государства в системе образования рассматривается воспитание российской гражданской идентичности как чувство принадлежности личности к гражданской общности конкретного государства. В связи с этим федеральные государственные стандарты заложили в свою основу задачи обеспечения развития и сохранения языков и культур народов Российской Федерации. В частности для Республики Татарстан эта проблема имеет особую значимость, т.к. регион является многонациональным [7]. Для изучения влияния элементов исламской культуры на формирование самосознания и самоидентификацию молодежи было проведено исследование среди учащихся высших и средних специальных образовательных учреждений города Набережные Челны. Все респонденты родились и проживают на территории республики Татарстан, и подавляющее большинство – более 70 % – ощущает свою принадлежность к жителям республики и идентифицирует себя как жители Татарстана. В то же время только треть опрошенных ощущают себя носителем элементов мусульманской культуры. Таким образом, наблюдается противоречие: большая часть респондентов считает себя мусульманином, но не считает носителем исламской культуры. Исправить данное несоответствие могла бы популяризация национальной культуры именно среди молодежи, поскольку, как показал опрос, большинство респондентов, изучавших исламскую культуру (34 %), ограничились лишь знаниями школьной программы. В то же время результаты анкетирования демонстрируют благоприятную ситуацию: в целом около 60 % респондентов так или иначе изучали исламскую культуру [10]. Формирование российской гражданской идентичности и сохранение содержания национально-регионального образования в рамках Федеральных государственных образовательных стандартов решает сегодня федеральная программа поликультурного образования. Содержание учебно-методических комплексов направлено на формирование у детей сознания принадлежности своему народу, уважительного отношения к историко-культурному наследию народов Татарстана, России и к мировым культурно-духовным ценностям. В соответствии с требованиями ФГОС, с федеральной программой развития поликультурного образования предусматривается развертывание поликультурных образовательных моделей начального и дошкольного, а также неполного общего и среднего общего образования. В высших учебных заведениях города Набережные Челны Республики Татарстан разрабатываются проекты и ведутся научные исследования в осуществлении направления поликультурного образования. Эти проекты основаны на функциональном двуязычии и опираются на диалоговую межкультурную основу. В городе в начальных классах большинство предметов изучается на родном языке, а в старших классах обучение организовано на трех языках: на русском, татарском и английском, лицеи-интернаты для одаренных детей работают на основе концепции поликультурного образования.
Поликультурное образование в школах и вузах города Набережные Челны успешно осуществляется также и на базе музыкального образования. В настоящее время с внедрением национального компонента в систему музыкального образования Республики Татарстан повысился интерес к музыкальным произведениям композиторов Татарстана: С. Сайдашева, С. Габаши, Ф. Ахметова, Р. Еникеева, Н. Жиганова, А. Ключарева, М. Музаффарова, М. Яруллина, Р. Яхина и др. Их музыкальное творчество позволяет утверждать, что оно эффективно способствует возрождению духовно-этнических традиций татарского народа, формированию общечеловеческих ценностей в личности ребенка, а также ведет к активному приобщению к татарской национальной культуре. Общечеловеческое и национальное в искусстве неотделимы друг от друга, как нерасчленимы эти начала в реальной жизни и в сознании людей. Однако, как показывают результаты нашего исследования, проведенного в 2014 году в Республике Татарстан, почти половина всех опрошенных школьников предпочитает эстрадную музыку, зарубежную эстраду предпочитают 32 % школьной молодежи, классическую музыку слушает только небольшая часть респондентов. Анализ соотношения предпочтений всех возрастов респондентов показал, что развлекательная музыка занимает ведущее место у сегодняшнего школьника, поэтому необходимо преодолевать односторонность выбора молодежи, т. е. «коэффициент однообразия» музыкальных предпочтений [9].
Основы поликультурности закладываются в дошкольном и младшем школьном возрасте в процессе приобщения детей к универсальным, глобальным ценностям как гаранта развития коммуникативной и межкультурной компетенций обучаемых. Особую роль в их становлении играет иноязычное обучение. Обучение неродным языкам – это путь амплификации за счет преимущественного привлечения культурной составляющей в содержание образования, воспитания уважительного отношения обучаемых к представителям разных культур и приобщения к азам толерантности. Прогрессирующее внимание к колоссальному социализирующему и воспитательному потенциалу языкового образования предопределило возникновение и эволюцию языкового поликультурного образования в теории и методике обучения иностранным языкам. Содержание языкового поликультурного образования характеризуется культуроведческим тематическим и дидактическим наполнением о культурах стран. Культуроведческая информация представляется по трем векторам, располагающихся в иерархической последовательности по отношению друг к другу: 1. «Факты культуры»; 2. «Факты культуры+»; 3. Социокультурный подход, нашедший системное воплощение в учебно-методических комплексах для школ с углубленным изучением иностранных языков [12]. Цели современного языкового поликультурного образования направлены на становление и развитие: а) понимания культуры как теоретического конструкта (объекта) в нынешней многоукладной цивилизации, расширение культурного кругозора обучаемых знаниями о схожести и социальных лингвистических, территориальных, религиозных различиях поликультурных государств, материнского и неродных изучаемых языков, между представителями этногрупп; б) коммуникативных умений в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия в духе мира в контексте диалога культур; в) культурного самоопределения обучаемых.
Проблема введения культурологического компонента в содержание билингвального образования в исследованиях дидактов представляется следующими вариантами: акмеолингвистический подход – не эпизодичность, целостность обучения; культурологический подход; лингвокультурный подход; лингвострановедческий подход; социокультурный подход; межкультурологический подход; познавательно-страноведческий подход; этнокультуроведческий подход – изучение лингвистических тем на основе этнопедагогики – самобытной, исторически сложившейся системы воспитания детей и юношества на специальном материале, включающем сведения о традиционной культуре народа; поликультурный подход.
В отечественной теории и методике образования и воспитания проблема использования средств нескольких национальных культур в образовательном процессе – поликультурного подхода, в качестве предмета исследования чрезвычайно актуальна. Зависит ли социальная стабильность плюралистического государства от того, является ли педагогика, педагогикой толерантности и поликультурности обсуждается в многочисленных исследованиях Т. Гелло [4], Г. Волкова [2], Н. Выгодчиковой [3]; А. Джуринского [5], Г. Дмитриева [6], М. Темирджановой [13] и др.
Культуре, ознакомлению с её компонентами принадлежит одно из центральных позиций в иерархии детских ценностей, работающей источником их эмоциональной, духовной и умственной эволюции. Раннее билингвальное образование становится средством развития компетенций жителей современного полилингвального глобального социума в XXI веке – детей дошкольного и младшего школьного возраста как человеческого капитала страны, стремящихся к взаимопониманию и сотрудничеству в различных областях. В городе Набережные Челны придается большое значение реализации стратегий Национального проекта «Образование». В настоящее время дошкольное детство рассматривается как один из основных образовательных резервов, по своей потенциальной содержательной емкости, не уступающее ни одной из последующих образовательных ступеней. Так, в половине дошкольных образовательных учреждениях разработаны и реализуются парциальные программы раннего билингвального образования в качестве компонента вариативной части основной общеобразовательной программ дошкольного образования, которые ориентированы на специфику национальных, социокультурных и иных условий, где осуществляется образовательная деятельность согласно ФГОС дошкольного образования. Кроме того, дошкольники изучают английcкий язык в детских развивающих центрах и клубах. Среди них – центр дошкольного развития «Светлячок», на базе которого проводятся городские и республиканские конкурсы по английскому языку для дошкольников «Smart Kids». Осуществляется тесное взаимодействие специалистов по раннему обучению иностранным языкам Набережночелнинского государственного педагогического университета с педагогами-практиками, организуются методические семинары, курсы повышения квалификации на базе факультета дополнительного образования университета. В 2015 году в детские сады города пришли специалисты-преподаватели английского / немецкого языков в дошкольной организации, прошедшие курсы профессиональной подготовки по программе высшего образования в Набережночелнинском государственном педагогическом университете. Уже более десяти лет в этой образовательной организации на факультете педагогики и психологии успешно осуществляется подготовка учителей иностранного языка для начальной школы по профессиональной образовательной программе 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования, профили подготовки Начальное образование и Иностранный язык). В настоящее время в Республике Татарстан стратегия развития поликультурного образования нацелена на внедрение основ поликультурного образования в рамках республиканской программы сохранения, изучения и развития языков, традиций и культуры народов региона. Данный опыт по развитию поликультурного образования на основе родного языка и сохранения поликультурных основ нерусских народов, может помочь адаптации системы образования национальностей, проживающих в других регионах многонациональной Российской Федерации. Поликультурное образование является необходимостью, так как современный мир развивается сегодня как цивилизация многочисленных самобытных и уникальных культур народов. Взаимодействие культур является условием и средством устойчивого развития мирового сообщества, а идея поликультурности – интегрирующим фактором современного образования.
Таким образом, проблема поликультурного образования становится на современном этапе основным компонентом российского и регионального образования. Поликультурное образование способствует усвоению учащимися знаний о других культурах; уяснению общего и особенного в традициях, образе жизни, культурных ценностях народов; воспитанию молодежи в духе уважения инокультурных систем.
Библиографическая ссылка
Исхакова Н.Р., Сафиуллина Н.З., Кагуй Н.В., Исхакова Л.М. О ТРАЕКТОРИЯХ ВОПЛОЩЕНИЯ ОСНОВ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25502 (дата обращения: 05.12.2024).