Актуальность предлагаемой статьи объясняется двумя факторами.
Во-первых, место и роль женщин в жизни страны, будь то образование, наука или политика, всегда были своеобразной «лакмусовой бумажкой», по которой определялся уровень развития демократизма в обществе. Этот путь полон драматизма, жертвенности, поражений и побед. Равенство с мужчиной приходилось (и до сих пор порой приходится) добывать в жесткой борьбе, при этом доказывается не только паритет, но порой женщины явно одерживают верх. К науке и образованию это имеет самое прямое отношение.
Во-вторых, принципиальные изменения, произошедшие на рубеже веков в системе отечественного образования, заставляют наполнять новым контентом методы воспитания, которыми человечество пользовалось веками. Пример как метод воспитания чрезвычайно уязвим, поскольку он в максимальной мере вызывает сопротивление личности воспитанию, по Макаренко. В то же время полностью отказываться от примера как метода воспитания – значит обеднить палитру воспитательного ландшафта. Вопрос заключается в том, как пример может «работать» в новых условиях.
Сегодня российские женщины, как и женщины многих других стран, имеют полное право на доступ к образованию и науке. Почти равное соотношение числа женщин и мужчин в системе высшего образования в России и в других цивилизованных странах мира воспринимается нами как явление обычное и естественное, но таковым оно было не всегда. В науке этот факт тоже нашел подтверждение.
Начнем рассуждение о роли женщины в научной жизни общества с признания факта, что вынужденное иногда превосходство женщин в той или иной сфере – явление, уходящее далеко в глубь веков, когда миссия женщины ограничивалась ее природным предназначением. Докажем выдвинутый тезис на примере западноевропейских стран.
На протяжении столетий мужчины доминировали во всех сферах жизни, а женщины занимали в большей степени подчиненное положение. Еще в античности представительницы женского пола не могли заниматься ни научной, ни преподавательской деятельностью. Даже если кому-то и удавалось попасть в научный мир, то в большинстве случаев их труды и открытия терялись в глубинах истории. Однако не будем забывать о Пифагорейской школе, в числе учеников которой было почти 30 женщин. За пределами этой школы девушки не имели права заниматься наукой. Исключением были гетеры, имевшие достойное образование, и они могли путешествовать и заниматься преподаванием. В школе Эпикура женщинам также разрешали присутствовать на лекциях, но при одном условии – мужское платье было обязательным одеянием. Аристотель был явным сторонником антифеминизма. По его мнению, женский ум не предназначен для интеллектуальных сфер деятельности. При наличии подобных условностей и противоречий мы не можем говорить о высоком социальном статусе женщин в античном мире.
На рубеже XV-XVI вв. Эразм Роттердамский отстаивал идею о необходимости для женщины широкой умственной культуры. Он был убежден, что основой женского образования является изучение классической литературы. Я.А. Коменский в «Великой дидактике» настаивал на равенстве мужчин и женщин в получении образования. С XVI века в Германии создавались городские школы для девочек, а в XVIII в. стали появляться средние учебные заведения − «высшие школы для девушек». В Великобритании школьная программа ограничивалась обучением грамоте и катехизису.
В XIX в. в Европе женское образование претерпело сильные изменения, причиной которых, в первую очередь, было распространение в развитых странах начального обязательного образования. Дети мужского и женского пола стали обучаться вместе. Во второй половине XIX века закрепилась система среднего женского образования. Школы, предназначенные только для женщин, существовали преимущественно в России и США.
На сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. Образование и наука доступны в равной степени мужчинам и женщинам. При этом российское современное общество устремляет свой взгляд на западные тенденции универсализации, и в некоторой степени права женщин и мужчин уравнялись. Дискриминация в образовании прекратилась, и женщины имеют право учиться и преподавать. Роль женщин в науке нельзя недооценивать. В любом историческом периоде можно встретить имена женщин-учёных, которые внесли неоценимый вклад в развитие разных наук. Чтобы доказать безграничные возможности женского интеллекта, можно приводить в пример самые известные имена: Мария Кюри – дважды лауреат Нобелевской премии в области физики и химии, Лиза Майтнер – австрийский физик и радиохимик, Ада (Ловлейс) Байрон, дочь известного поэта – математик, Элизабет Блэквэлл – первая женщина – доктор медицины в истории Америки.
Россия также богата женщинами-учёными: М.Н. Вернадская – первая в России женщина-политэконом, О.А. Добиаш-Рождественская – магистр и доктор всеобщей истории, О.И. Скороходова – первая и единственная в мире глухонемая женщина-ученый, Е.И. Тихеева – создатель методики развития речи детей дошкольного возраста, З.В. Ермольева – микробиолог, академик, получила первые в нашей стране образцы антибиотиков: пенициллина, стрептомицина; интерферона. Этот список может быть продолжен. Деятельность женщин-учёных подробно описана, а открытия признаны мировым сообществом.
Среди светил в области науки и образования встречается немало людей из глубинки. Для доказательства обратимся к жизни, научной и педагогической деятельности удивительной женщины Антонины Ивановны Малютиной, которая долгие годы проработала в Сибири в провинциальном педагогическом вузе и сумела своим бескорыстным трудом и преданностью делу снискать уважение тех, с кем она работала, и тех, кто и сегодня хранит о ней память.
В 1940 г. в небольшом сибирском городе Енисейске был открыт учительский институт, который в 1954 г. обрел статус Енисейского государственного педагогического института. В 1977 г. институт был переведён в город Лесосибирск, и в нынешнее время он является филиалом Сибирского федерального университета. Институт имеет богатую историю в контексте всех перемен, которые произошли за это время в стране, но удивительно то, что до сих пор многие коллеги и бывшие студенты с теплотой и уважением вспоминают замечательного педагога, профессора Антонину Ивановну Малютину, имя которой широко известно в литературоведческих кругах.
В послевоенные годы институт испытывал трудности с комплектованием педагогических кадров. Антонина Ивановна Малютина начала свою педагогическую деятельность в институте в феврале 1942 года, т.е. через два года после его открытия. Более 20 лет она возглавляла кафедру русского языка и литературы. Первой из преподавательского состава получила профессорское звание. Она удивляла знаниями в области литературы «золотого века» и сибиреведения. Её талант литературного критика был отмечен принятием ее в члены Союза писателей СССР.
Судьба Антонины Ивановны схожа с множеством судеб того времени. Родилась 14 марта 1913 года в г. Барнауле Алтайского края в рабочей семье. Её отец Иван Петрович Малютин был писателем из народа, борцом за правду и справедливость. В 85 лет он также стал членом Союза писателей СССР. Произведения Ивана Петровича «Незабываемые встречи», «Воспоминания» и в целом поэтическое творчество нашли свое признание среди таких писателей, как Н. Телешов, Вс. Иванов, А. Фадеев. Антонина Ивановна с детства любила литературу, к ним в гости часто приходили известные писатели и поэты того времени. Вторым пристрастием Антонины Ивановны была музыка, в которой она явно преуспевала.
После того как семья Малютиных переехала в Ярославль, Антонина Ивановна стала ученицей фабричной школы II ступени имени В.И. Ленина при Ярославской большой мануфактуре и работала в редакции газеты «Веретено».
Антонина Ивановна с детства проявляла твердый характер. Так, отец Антонины Ивановны обратился к А. Фадееву с просьбой помочь дочери поступить в Московский государственный университет. Когда в 1930 г. А. Фадеев отправился в Москву, то обнаружил, что время вступительных экзаменов в МГУ завершилось. Антонина решила своей судьбой распоряжаться самостоятельно и, упредив старания отца, поступила в Литературный институт Союза советских писателей на отделение поэзии. Во время обучения молодая студентка подрабатывала пианисткой, была массовиком и сотрудником в газете «Пролетарская правда». После института работала в Сталинграде, где определилась её педагогическая судьба. Антонина Андреевна поступила в педагогический институт и занималась преподаванием литературы в школе. Была руководителем методического объединения словесников и творческого кружка учащихся. Рассказы членов этого кружка вошли в сборник под названием «Счастливое детство и юность» [8].
Вскоре началась Великая Отечественная война, ушли на фронт муж, инженер военного завода, и двое братьев. В этом же 1942 году семья Малютиных как семья офицера Советской Армии была эвакуирована из Сталинграда в Сибирь. Путь в товарном вагоне с престарелой матерью и тремя малолетними детьми продолжался три с половиной месяца. Енисейск, старинный город на могучей сибирской реке, давшей название городу, стал ее судьбой и большой любовью. Не случайно одну из своих семи монографий она посвятила Енисейску — «Город Енисейск». Это произошло в 1957 году [5].
В Енисейске Антонина Ивановна проявила свои лучшие педагогические черты, раскрылся ее научный и литературный талант. Позже, когда Енисейский пединститут был переведен в Лесосибирск, Антонина Ивановна и там продолжила свою деятельность. По окончании аспирантуры в Московском областном педагогическом институте имени Н.К. Крупской она защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме «Сибирские рассказы В.Г. Короленко и их народно-поэтическая основа». Для своего исследования А.И. Малютина выбрала творчество Короленко неслучайно, именно Владимир Галактионович еще в детстве предсказал судьбу маленькой Тони.
Антонина Ивановна была по своей натуре общественником. В 1960-70-е гг. она руководила одной из секций районного общества «Знание», была активным членом учёного совета Енисейского краеведческого музея, художественного совета енисейского народного театра [9]. Как человек, интересовавшийся Сибирью, она организовала студенческий кружок, где студенты под ее руководством изучали сибирскую историю, литературу, знакомились с известными судьбами сибиряков, учились любить те края, которые стали частью их жизни, может быть, и не навсегда.
В 1968 году Антонина Ивановна стала членом Союза советских писателей. Ею написаны книги «Память об отце» (Пермь, 1973), «Певец земли енисейской» − о И.Д. Рождественском (Красноярск, 1976), «Николай Мамин» (Красноярск, 1984), «Судьба суровая и светлая» − об отце И.П. Малютине (Красноярск, 1988), крупные монографии «Город Енисейск» (историко-краеведческий очерк), «Сибирские рассказы В.Г. Короленко и их народно-патриотическая основа». Стоит упомянуть также множество статей и очерков о жизни и творчестве писателей Г. Успенского, Н. Устиновича, П. Драверта, А. Корытковской, И. Гребцова, Н.А. Некрасова, С.Я. Елпатьевского, Н.Д. Телешова, С.Д. Дрожжина, В.Я. Шишкова и др. Печаталась в журналах «Вопросы истории» (Москва), «Неман» (Минск), «Сибирские огни» (Новосибирск), «Енисей» (Красноярск), в «Ученых записках Енисейского пединститута», в коллективных сборниках и краевых газетах. На счету Антонины Ивановны 150 научных и публицистических работ [5].
Антонина Ивановна была награждена орденом «Знак Почета», медалями «За добросовестный труд в Великой Отечественной войне», «За трудовую доблесть», знаками «Отличник народного просвещения», «За отличные успехи в работе в области высшего образования СССР» и многими другими правительственными наградами и благодарностями.
А.И. Малютина – пример достойного гражданина своей страны. Альтруист по натуре, она участвовала в общественной, культурной, политической сферах жизни Енисейска и Лесосибирска. Коллеги и бывшие студенты вспоминают ее как человека удивительной интеллигентности и тактичности. Неравнодушная, она всегда спешила помочь не только словом, но и делом. Именно такая безвозмездная самоотдача оставила благородный образ Антонины Ивановны в сердцах ее коллег, студентов, друзей и знакомых, а это, в свою очередь, главная награда, которую может получить человек [2; 4; 6; 8].
…10 сентября 1998 года в школе-интернате г. Лесосибирска должен был состояться урок в 6-м классе по творчеству В. Астафьева, с которым Антонина Ивановна была знакома лично. Она обещала прийти, чтобы рассказать ребятам о сибирском писателе, познакомить с материалами из личного архива. Эта встреча не состоялась только по одной крайней причине — 9 сентября А.И. Малютиной не стало [5].
В Лесосибирском педагогическом институте ежегодно проводятся Чтения, посвященные памяти А.И. Малютиной. В 2015 г. году они получили статус Всероссийских. Полное название данного мероприятия звучит следующим образом: I Всероссийский форум «Российское могущество прирастать будет Сибирью…» VII Чтения, посвященные памяти А.И. Малютиной.
При составлении текста о жизнедеятельности А.И. Малютиной мы стремились к максимальной объективности. В педагогической работе с историческим материалом, где в центре судьба конкретного человека, недопустимо навязывание мнения. Единственно приемлемым может быть фактологическая основа. Объяснением этому служит как минимум несколько оснований.
Во-первых, любой метод воспитания, даже если он принимается подрастающей личностью, всегда интерпретируется ею по-своему и никогда не принимается безоговорочно. Этот известный феномен саморазвития и способности человека делать выбор [10]. Пример как метод воспитания не является исключением. В педагогической практике известны случаи, когда единственно правильным выходом из положения было создание таких условий, чтобы человек сам принимал для себя решение позитивного изменения и делал выбор нравственного характера.
Во-вторых, прошлое для человека, живущего «здесь и сейчас», зачастую воспринимается как ненужный и неактуальный опыт. К сожалению, нам не встречались научные исследования этого феномена. Эмпирический же опыт, напротив, дает неопровержимые доказательства существования данного явления. Образное «высокомерие» человека настоящего перед прошлым ярко продемонстрировано в знаменитой повести Рея Бредбери «Вино из одуванчиков», где одна из героинь преклонного возраста не могла убедить девятилетних детей, что она тоже когда-то была маленькой девочкой [1].
В-третьих, огромную роль играет система ценностей конкретной эпохи. Для современной молодежи ценности эпохи, в которой жила А.И. Малютина и ее современники, относятся к прошлому, когда доминировали общественные идеалы.
Исходя из выше изложенного, мы разработали серию заданий в курсе «Культура России» в разделе «Енисейск – город-памятник» [7], а приведенный краткий очерк жизнедеятельности А.И. Малютиной стал основой для создания условий ценностного выбора.
Приводим некоторые из заданий.
- Известен факт биографии А.И. Малютиной, когда она, упредив старания отца, не воспользовалась возможностью стать протеже известного писателя А.А. Фадеева и сама поступила в Литературный институт. Как бы Вы поступили на ее месте и почему?
- А.И. Малютина много лет проработала в Енисейском педагогическом институте, хотя ее не раз приглашали работать в крупные города. Выскажите Ваше отношение к решению Антонины Ивановны остаться в небольшом сибирском городе.
- Разработайте сценарий ролевой игры «Заседание кружка по изучению сибирской истории и литературы» и проведите игру. Участники игры: А.И. Малютина, студенты кружка.
- Сделайте анализ одного из произведений А.И. Малютиной в контексте методологического подхода «литература как предмет эстетического цикла» с позиции читателя, автора, критика.
Такие задания лишены жесткого навязывания мнения и «единственно правильного» решения. Студенты свободно высказывают свою точку зрения, «проживая» чужой опыт как возможный собственный. Все это позволяет судить об эффективности проводимой работы.
Наше исследование еще раз доказало, что история отечественного образования – это неисчерпаемый источник для воспитания молодежи и формирования ценностных установок, необходимых для успешной жизни в современном обществе. Вместе с тем в практической работе необходимо использовать исторический пласт словно исподволь, избегая прямых оценок и переноса на современную основу. В нашей работе мы следовали известному постулату К.Д. Ушинского: «…важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него». Полагаем, что пример как метод воспитания в современных условиях будет эффективен, если дать возможность обучающимся свободно интерпретировать любой исторический материал, находя собственные решения. Единственным ограничением может стать, по Канту, «нравственный императив внутри нас».
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного гранта № 16-16-24007 и Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.
Библиографическая ссылка
Ростова М.Л., Семенов В.И., Семенова Е.В. АНТОНИНА ИВАНОВНА МАЛЮТИНА: УЧЕНЫЙ И ПЕДАГОГ ЕНИСЕЙСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (К ВОПРОСУ О ВОСПИТАНИИ НА ПРИМЕРЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ) // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25501 (дата обращения: 13.12.2024).