Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АПРОБАЦИИ КОНЦЕПЦИЙ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ

Ильина А.В. 1 Коптелов А.В. 1
1 ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»
В статье рассматриваются научно-методические аспекты апробации концепций предметных областей. Необходимость выделения указанной проблематики обусловлена тенденциями модернизации общего образования. В частности, на законодательном уровне поставлена задача обновления содержания учебных предметов. Указанный процесс возможно реализовать при условии готовности педагогов к реализации обновленного содержания обучения. Материалы публикации отражают опыт организации апробации концепций предметных областей в Челябинской области с привлечением ресурсов Сетевой школы консультантов по вопросам достижения современного качества образования. Научно-методическое обеспечение апробационных процедур рассмотрено в контексте реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Инновационные методы управления муниципальными системами образования». Продуктом реализации указанной программы явился модульный курс для организаторов и участников апробации, в ходе которого слушатели осваивают пятиступенчатый алгоритм организации апробационных процедур на муниципальном уровне.
концепции предметных областей
научно-методическое сопровождение
общее образование
профессиональный стандарт
педагогическая деятельность
управление качеством образования
дополнительное профессиональное образование
1. Баранова Ю.Ю., Коптелов А.В. Модель государственно-общественного управления научно-методическим сопровождением достижения качества образования посредством ресурса региональной сетевой школы консультантов // Государственно-общественное управление как механизм достижения современного качества образования в условиях действия нового законодательства: материалы Всероссийской научно-практической конференции: В 2 ч. Ч 1. / под ред. А.И. Кузнецова, Е.А. Коузовой, В.Н. Кеспикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – Ч 1.  С. 10-14.
2. Государственно-общественное управление качеством общего образования: специфика осуществления на различных уровнях принятия решений: монография / М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов, Ю.Ю. Баранова и др.; науч. ред. д-р пед. наук В.Н. Кеспиков. – Челябинск: 2015. – 300 с.
3. Кеспиков В.Н. Инновационные концепты ДПО в условиях реализации профессиональных стандартов педагогических работников // Современное дополнительное профессиональное педагогическое образование. – 2016. – № 1(5). – С. 1-11.
4. Коптелов А.В., Маркина Е.И. Дорожная карта как инструмент стратегического планирования деятельности региональной Сетевой школы консультантов / А.В. Коптелов, Е.И. Маркина // Методист. – 2016. – № 4. – С. 2–7.
5. Коптелов А.В., Баранова Ю.Ю., Маркина Е.И. Организация деятельности региональной Сетевой школы консультантов по вопросам обеспечения достижения современного качества образования // Методист. – 2016. – № 3. – С. 2–5.
6. Коптелов А.В., Баранова Ю.Ю. Сетевая школа консультантов как ресурс достижения современного качества общего образования // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: www.science-education.ru/117-13227.
7. Коптелов А.В., Обоскалов А.Г., Пахомова Е.М. Мониторинг результатов диссеминации инновационного педагогического опыта победителей приоритетного национального проекта «Образование» на региональном и муниципальном уровнях как условие распространения лучших педагогических практик: сборник научно-методических материалов. – Челябинск: ЧИППКРО, 2012. – 180 с.
8. Научно-методическое и информационно-аналитическое обеспечение управления качеством образования на региональном и муниципальном уровне: опыт, проблемы, перспективы. Методические материалы по итогам семинара-совещания для руководителей и специалистов муниципальных методических служб Челябинской области 21 августа 2015 г. / М.И. Солодкова, А.В. Коптелов и др.; под ред. В.Н. Кеспикова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2015. – 120 с.
9. Организация научно-методического сопровождения апробации концепций модернизации предметных областей: методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций / А.В. Коптелов, А.В. Ильина, Е.И. Маркина и др.; под ред. М.И. Солодковой. – Челябинск: ЧИППКРО, 2016. – 116 с.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 года № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/media/files/uSB6wfRbuDS4STDe6SpGjaAEpM89lzUF.pdf (дата обращения: 01.09.2015).
11. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 года № 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129/ (дата обращения: 01.09.2015).

В условиях обновления содержания общего образования вопросы модернизации предметных областей рассматриваются в качестве приоритетных. В частности, в Федеральной целевой программе развития образования на 2016–2020 годы (далее – ФЦПРО) определены задачи разработки концепций по всем учебным предметам, посредством которых будет осуществляться модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС общего образования [10]. Следовательно, концепции предметных областей рассматриваются законодателем в качестве базиса, определяющего содержательные линии по каждому преподаваемому учебному предмету, что, в свою очередь, отразится на профессиональной деятельности каждого педагога, участвующего в реализации образовательных программ.

В рассматриваемом контексте следует обратить внимание на научно-методические аспекты развития профессиональной компетентности педагогов с точки зрения реализации профессионального стандарта «Педагог». В частности, в профессиональном стандарте отражены профессиональные компетенции, которую напрямую связаны с реализацией педагогом предметных концепций. Так общепедагогическая функция включает следующие трудовые действия:

  • разработку и реализацию программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы;
  • планирование и проведение учебных занятий;
  • организацию, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной общеобразовательной программы обучающимися.

Реализация указанных действий осуществляется при условии владения педагогами необходимыми знаниями в области преподаваемого предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и основной общеобразовательной программы [11]. В то же время осуществление профессиональной деятельности невозможно без знания педагогическими работниками нормативно-правовых документов, к которым относятся, в том числе, концепции предметных областей.

При реализации трудовой функции «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования» педагогам необходимо владеть такими умениями, как:

  • планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с основной общеобразовательной программой;
  • разработка рабочей программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечение ее выполнения;
  • разработка и реализация проблемного обучения, осуществление связи обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждение с обучающимися актуальных событий современности [11].

Выделенные выше позиции обуславливают необходимость организации процедур апробации концепций предметных областей на муниципальном уровне с привлечением профессионально-общественных сообществ. В частности, на территории Челябинской области с 2013 года функционирует Сетевая школа консультантов по вопросам достижения современного качества образования (далее – Сетевая школа) [1;4; 5; 6]. В рамках осуществления апробации концепций предметных областей деятельность Сетевой школы регламентируется мероприятиями дорожной карты [4]. Одним из результатов реализации дорожной карты в 2016 году явилась разработка специалистами ГБУ ДПО ЧИППКРО и участниками Сетевой школы единых подходов к апробации концепций предметных областей на территории Челябинской области.

В частности, под апробацией концепций предметных областей (далее – апробация) мы понимаем целенаправленную организованную деятельность руководящих и педагогических работников по реализации теоретических положений концепций предметных областей с целью подготовки рекомендаций по созданию условий их применения. Осуществление апробации возможно при условии сформированных у педагогов профессиональных компетенций, касающихся разработки и корректировки рабочих программ, планирования учебных занятий с обучающимися, организации оценки достижения обучающимися планируемых результатов в контексте содержания концепций предметных областей.

Цель апробации концепций предметных областей состоит в подготовке рекомендаций по созданию условий применения положений концепций предметных областей в практической деятельности руководящих и педагогических работников.

В качестве задач апробации концепций предметных областей нами выделены:

  • создание организационных условий для апробации концепций предметных областей;
  • формирование мотивационных условий к участию в апробации концепций предметных областей;
  • создание методических условий для апробации концепций предметных областей;
  • определение критериев и показателей результативности апробации концепций предметных областей.

Для создания методических условий апробации концепций предметных областей на муниципальном уровне возможно использование ресурса региональной Сетевой школы консультантов по достижению современного качества образования. Как было сказано выше, основным направлением деятельности Сетевой школы в 2016 году стало научно-методическое сопровождение рассматриваемого процесса. В рамках обучения участников Сетевой школы в марте – апреле 2016 года по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Инновационные методы управления муниципальными системами образования» была организована проектная деятельность по разработке программы модульного курса «Научно-методическое сопровождение апробации концепций модернизации предметных областей» трудоемкостью 16 часов [9].

Указанный выше модульный курс разработан для целевой аудитории организаторов апробации, среди которых специалисты муниципальных методических служб, руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций, руководителей школьных, районных или городских методических объединений. Курс ориентирован на решение таких задач, как:

  • актуализация и систематизация представлений организаторов и участников апробации о содержании положений концепций предметных областей;
  • формирование умения создавать организационные, мотивационные, методические условия проведения апробации концепций предметных областей на различных уровнях;
  • совершенствование компетенции педагогического проектирования организаторов и участников апробации концепций предметных областей;
  • совершенствование умения оценки результативности апробации концепций предметных областей.

Особое внимание в рамках проектирования содержания курсовой подготовки организаторов и участников апробации было уделено определению планируемых результатов освоения слушателями модульного курса:

  • во-первых, исходя из необходимости учета выработанных единых подходов к апробации концепций предметных областей, выделенной цели и сформулированных задач;
  • во-вторых, на основе тщательного анализа и отбора перечня формируемых у слушателей компетенций, а именно необходимых педагогам для осуществления апробации знаний и умений, сформулированных в профессиональном стандарте [3].

Взаимосвязь планируемых результатов и формируемых у слушателей в ходе освоения модульного курса «Научно-методическое сопровождение апробации концепций модернизации предметных областей» компетенций отражена в таблице, представленной ниже.

Взаимосвязь планируемых результатов и формируемых у слушателей в ходе освоения модульного курса «Научно-методическое сопровождение апробации концепций модернизации предметных областей» компетенций

Планируемые результаты освоения модульного курса

Перечень формируемых у слушателей компетенций

- сформированность готовности к принятию целей, задач апробации концепций предметных областей;

- знание приоритетных направлений развития системы образования в части реализации концепций предметных областей в контексте мероприятий ФЦПРО;

- сформированность готовности к комплексному научно-методическому сопровождению апробации концепций предметных областей;

- умение регламентации деятельности, распределения полномочий между участниками апробации концепций предметных областей;

- владение методами адресной методической поддержки, приёмами и средствами мотивации в контексте апробации концепций предметных областей;

- сформированность умения применять в практической деятельности технологии педагогического проектирования;

- владение технологией разработки рабочих программ учебных предметов, реализуемых в рамках основных общеобразовательных программ в контексте апробации концепций предметных областей;

- владение технологиями разработки содержания технологических карт учебных занятий, оценочных материалов в контексте апробации концепций предметных областей;

- сформированность умения применять в практической деятельности формы, методы и приемы оценочной деятельности.

- владение формами, методами и приемами оценочной деятельности в контексте апробации концепций предметных областей;

- владение способами анализа и корректировки содержания основных общеобразовательных программ в контексте апробации концепций предметных областей.

 

Содержание модульного курса реализуется по трем направлениям – разделам. Первый раздел «Нормативно-правовые основания научно-методического сопровождение апробации концепций предметных областей» направлен на формирование понимания у слушателей концептуальных и нормативных оснований апробации с точки зрения соблюдения законодательства в сфере образования к достижению современного качества общего образования [2].

Второй раздел «Комплексный подход к созданию условий научно-методического сопровождения апробации концепций предметных областей» нацелен на формирование представлений у слушателей о необходимости применений комплексного подхода по созданию условий научно-методического сопровождения рассматриваемого процесса (организационных, мотивационных, методических). Особое место в указанном разделе уделено вопросам овладения организаторами и участниками апробации умениями регламентации деятельности по осуществлению апробационных процедур на институциональном уровне.

Третий раздел «Проектирование деятельности по научно-методическому сопровождению апробации концепций предметных областей» носит практико-ориентированный характер. В процессе освоения содержания указанного раздела организаторы и участники апробации осваивают технологии педагогического проектирования. В частности, осуществляется освоение пятиступенчатого алгоритма организации апробации концепций предметных областей на муниципальном уровне.

Так на первой ступени, учитывая многоаспектность апробационного процесса, слушателям предлагается разработать подходы к формированию рабочей группы по апробации концепций предметных областей. Например, рабочая группа может быть как гомогенной, т.е. организованной на базе конкретного районного (городского) методического объединения учителей-предметников, так и гетерогенной, т.е. включать в себя педагогических работников, реализующих содержание различных предметных областей. Независимо от того, какой принцип формирования группы будет взят за основу, важное значение будет иметь персональный состав участников апробации, прежде всего, мотивированных к апробационной деятельности педагогов.

Вторая ступень – ознакомление организаторов и участников апробации с содержанием концепций предметных областей и особенностями их апробации, которое может осуществляться в различных формах, среди которых: обучение представителей школьных команд на модульном курсе в ГБУ ДПО ЧИППКРО; самостоятельная работа Сетевых консультантов с участниками апробации; участие в реализации сетевых научно-прикладных проектов [3] и иные формы.

На третьей ступени осуществляется собственно организация процесса апробации концепций предметных областей на муниципальном уровне. Организаторами апробации на данном этапе должен будет сделан акцент на создании комплекса условий для оказания консультационной поддержки участников апробации [7; 8]. При этом важно организовать представление педагогическому сообществу результатов или продуктов деятельности по апробации, что определяет целевую установку четвертой ступени алгоритма.

Заключительная ступень является ключевой, так как именно на ней принимаются решения о дальнейшем использовании и распространении опыта по апробации концепций предметных областей, что будет свидетельствовать о результативности апробационной деятельности. Причем принятие решений может сопровождаться подготовкой методических рекомендаций для широкой педагогической общественности по организации процесса модернизации технологий и содержания обучения на основе концепций предметных областей. Для продвижения методических рекомендаций и продуктов апробации концепций предметных областей (учебно-методических материалов, например, лучших рабочих программ педагогов) на территории Челябинской области возможно воспользоваться ресурсом Учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области. Результатом данной деятельности должно стать формирование банка данных лучших научно-методических продуктов апробации концепций предметных областей (шестой этап), которые могут быть востребованы педагогическим сообществом как отдельного муниципалитета, так и всей региональной образовательной системы.

В заключение отметим, что научно-методическое сопровождение апробации концепций предметных областей обеспечивает подготовку руководящих и педагогических работников к выполнению задач, направленных на модернизацию образования, внедрение инноваций в сфере общего образования. В процессе научно-методического сопровождения педагогической деятельности создаются условия для профессионального роста работников образования, развития их компетентности, то есть научно-методическое сопровождение можно связывать с менеджментом и рассматривать как технологию организации взаимодействия субъектов образования. В то же время существенную роль играют мотивационные условия, которые формируются не только исходя из понимания мотивационного компонента как отношения педагога к предмету апробации, но и определения индивидуальных проблемных точек предстоящих инноваций у субъектов апробации и путей их решения [9].


Библиографическая ссылка

Ильина А.В., Коптелов А.В. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АПРОБАЦИИ КОНЦЕПЦИЙ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25500 (дата обращения: 06.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674