В течение нескольких десятилетий сердечно – сосудистые заболевания остаются основной причиной в структуре смертности, обуславливая 49% всех смертей и 30% смертей лиц в возрасте моложе 65 лет.
Ежегодно острое мозговое нарушение кровообращения поражает от 5,6 до 6,6 миллионов человек и уносит 4,6 миллионов жизней по всему миру. Смертность от инсультов в Российской Федерации – одна из наиболее высоких в мире (175 случаев на 100 тысяч населения), это до 400 тысяч в год. Наблюдается омоложение инсульта с увеличением его распространенности у лиц трудоспособного возраста – до 65 лет. Показатели заболеваемости и смертности от инсульта среди лиц трудоспособного возраста в России возросли, за последние 10 лет, более чем на 30 процентов [3].
Важным фактором восстановления здоровья в ситуации болезни является активная позиция самого пациента, определенная установка и вера в выздоровление, которая может способствовать эффективности лечения и последующей реабилитации больного. В этой связи, изучение мотивационного компонента в структуре внутренней картины болезни является на сегодняшний день актуальной проблемой. Современные исследования показывают, что пациентам с нарушениями мозгового кровообращения в реабилитационном периоде необходима психологическая помощь с целью повышения адаптационных возможностей и улучшения качества жизни [11].
Многие пациенты, перенесшие ОНМК, вследствие различных нарушений, не способны самостоятельно справляться с бытовыми трудностями. Ощущение беспомощности является основной причиной развития психических расстройств и неадаптивных реакций у этого контингента больных. Постинсультная депрессия и тревожность встречается до 72 % пациентов, перенесших инсульт [12].
Как считает Н.Г. Ермакова, для больных, перенесших инсульт, характерен дефицит толерантности к физическим и психологическим нагрузкам, существенно пониженной способности к адекватному восприятию и элементарному логическому мышлению. Острое нарушение мозгового кровообращения сопровождаются изменением привычного образа жизни, значительным снижением ее качества, нередко потерей социального статуса. У пациентов могут возникать ощущения незащищенности, отсутствия контроля над собственной жизнью, что может приводить к чувству беспокойства, беспомощности, страха [2].
В исследовании Д.Н. Капаховой и М.П. Билецкой, целью которого было изучение особенностей адаптации лиц, перенесших ишемический инсульт, подчеркивается, что для пациентов характерно отрицание вызывающих тревогу обстоятельств. Авторы отмечают склонность пациентов к избеганию тревоги путем перехода на более ранние стадии развития. Об этом свидетельствуют предпочитаемые типы отношения к болезни: сенситивный, тревожный и паранойяльный. Для мужчин с ОНМК в большей степени характерны меланхолический и апатический типы реагирования на болезнь. Для женщин с ОНМК в большей степени характерны гармоничный, эгоцентричный и паранойяльный типы отношения к болезни [4].
Ситуация болезни, в связи со своим стрессогенным характером, может изменять и структуру мотивационной сферы больного человека, ставя на первое место в этой иерархии – ценность здоровья. В этой связи крайне важным становится формирование мотивации на выздоровление и активность личности в условиях стресса.
Среди личностных переменных, отвечающих за совладающее поведение в ситуациях стресса, С. Мадди выделяет жизнестойкость. Д.А. Леонтьев определил жизнестойкость, как отвагу находится в стрессовой ситуации, либо ситуации неопределенности, и при этом оставаться максимально независимым от собственных негативных переживаний [1].
Е.И. Рассказова в своей работе «Жизнестойкость и выбор будущего в процессе реабилитации» приходит к выводу о том, что ситуация, травмирующая личность, например, болезнь, в определенном смысле, служит «проверкой на прочность» для убеждений человека, и в этой связи ставит вопрос о ресурсах мотивационно-смысловой сферы, которые возможно задействовать в реабилитации [8].
Следовательно, можно отметить, что пациенты с острым нарушением мозгового кровообращения в реабилитационном периоде характеризуются интенсивностью негативных переживаний, негативными установками по отношению к прогнозу и течению болезни, используют непродуктивные механизмы психологической защиты, избирают жертвенную, пассивную или обвинительную тактику, перекладывая ответственность за процесс реабилитации и результат лечения на других, склонны искать информационную и эмоциональную поддержку, по большей части, у социального окружения, что свидетельствует о меньшем использовании ими личностных ресурсов. Это обстоятельство позволяет говорить о необходимости изучения значимых психологических факторов, способствующих наиболее благоприятному течению реабилитации у пациентов с ОНМК.
Произошедший инсульт кардинально меняет жизнь пациента и его родственников. Даже при минимальном неврологическом дефекте тяжёлый стресс, возникающий у пациента, сопровождающий его во время пребывания в стационаре и в процессе лечения, накладывает отпечаток на поведение больного в последующем. В связи с этим особую значимость представляет период всесторонней реабилитации пациента [2].
К основным принципам реабилитации относятся раннее начало реабилитационных мероприятий, систематичность и длительность. М. В. Соколова считает, наиболее важный принцип реабилитации пациентов с ОНМК – активное участие самого больного в процессе, а так же его близких [10].
Е.В. Костенко отмечает, что важное место в комплексной реабилитации пациентов, перенесших инсульт, занимает психологическая реабилитация. Она неразрывно связана с медицинской стороной восстановления, так как способствует улучшению психоэмоционального состояния и адаптирует пациентов к новым условиям жизнедеятельности в ситуации болезни. В результате этого происходит значительное увеличение процента пациентов, выполняющих медицинские назначения. Важным аспектом психокоррекционного воздействия, по мнению Е. В. Костенко, является обучение пациентов переоценке существующих у них ценностей, это способствует снижению интенсивности негативных переживаний, переключению внимания на иные аспекты жизни пациента. Важным представляется формирование активной жизненной позиции пациента, главным образом, по отношению к своей болезни, что достигается путем формирования установок на гармоничное развитие и положительных социальных интересов, то есть коррекции внутренней картины болезни и неверных представлений о течении и прогнозе заболевания [5].
Целью экспериментального исследования явилось изучение особенностей мотивационного компонента внутренней картины болезни и жизнестойкости пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения в реабилитационном периоде.
Исследование проводилось на базе Красноярского центра нейрореабилитации, Сибирского клинического центра, ФГБУЗ ФМБА России с участием проходивших реабилитацию в условиях стационара пациентов неврологического отделения, в количестве 30 человек, из них 14 женщин и 16 мужчин. Все обследуемые – это люди в возрасте от 45 до 77 лет, имеющие образование от средне-специального до высшего. Исследование проводилось в индивидуальном порядке и на добровольной основе.
Первоначально обследуемым было предложено выбрать утверждения методики ТОБОЛ (тип отношения к болезни). После этого им предъявлялись методики: «Тест жизнестойкости» Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой и опросник А.А. Реана (МУН) «Мотивация успеха и боязнь неудачи» [7, 6, 9]. Время выполнения методик было не ограничено. В выборе методов исследования мы исходили из поставленной цели, а также индивидуальных особенностей обследуемых.
Полученные показатели исследования типов отношения к болезни указывают на то, что у пациентов с ОНМК в период реабилитации диагностируются различные типы отношения к болезни. В частности, у пациентов, перенесших ишемический инсульт, преобладают такие типы отношения к болезни, как сенситивный, эгропатический, тревожный и ипохондрический. Это свидетельствует о неумении адекватно переносить неприятные и болевые ощущения в ожидании улучшения, что может способствовать снижению продуктивности лечения и реабилитации. Пациенты отличаются повышенной эмоциональной ранимостью. Они могут испытывать тревогу из-за маловероятных неприятностей, тем самым выстраивать механизмы психологической защиты и не замечать реальных проблем.
В результате проведенного нами психодиагностического исследования показателей жизнестойкости у пациентов с ОНМК в реабилитационном периоде, было выявлено, что жизнестойкость пациентов с ОНМК в период реабилитации характеризуется нормативными и низкими показателями, это может означать невысокие адаптивные способности в ситуации стресса, которым и является болезнь. Пациентам сложно противостоять трудностям, совладать с превалирующими негативными эмоциями и занять активную позицию по отношению к выздоровлению. Это может сказываться на эффективности реабилитации и лечения.
Результаты опросника «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН) А.А. Реана позволяют нам говорить о том, что в данной выборке пациентов с ОНМК в реабилитационном периоде преобладает низкий мотивационный уровень. Это свидетельствует о том, что большинство исследуемых пациентов уже заранее боятся возможной неудачи, ожидают негативных последствий в стрессовой ситуации и, вследствие этого, думают о путях избегания этой гипотетической неудачи, а не о способах достижения возможного успеха. Также они отличаются повышенной тревожностью и низкой уверенностью в своих силах.
На следующем этапе нашего исследования мы провели корреляционный анализ между исследуемыми признаками, для которого использовали коэффициент корреляции Пирсона.
В ходе корреляционного анализа нами была выявлена значимая взаимосвязь между показателями общей жизнестойкости и уровнем мотивации на успех у пациентов с ишемическим инсультом в реабилитационном периоде (r=0,767, при p≤0,01). Между компонентами жизнестойкости и мотивацией также выявлена прямая связь. Вовлеченность значимо коррелирует с мотивацией успеха (r=0,726, при p≤0,01). Коэффициент связи контроля с уровнем мотивации составил 0,653 при уровне значимости p≤0,01. Выявлена прямая связь шкалы «Принятие риска» и мотивации успеха (r=0,695, при p≤0,01). То есть, чем выше уровень мотивации, тем выше показатели жизнестойкости, и, наоборот, мотивация на боязнь неудачи имеет положительную взаимосвязь с низкой жизнестойкостью пациентов.
Между признаками мотивационной направленности и типом отношения к болезни достоверно было установлено следующее: высокий уровень мотивации у пациентов с ОНМК прямо связан с типами отношения к болезни первого (адаптивного) блока – гармоничным и эгропатическим, в то время как низкий уровень мотивации связан с типами отношения интрапсихического (тревожный, ипохондрический, неврастенический) и интерпсихического (паранойяльный, дисфорический) блоков.
Выявлена значимая корреляционная связь мотивационной направленности с некоторыми типами отношения к болезни, а именно – это гармоничный, эгропатический, тревожный, ипохондрический, неврастенический, паранойяльный, дисфорический типы. Мотивация на успех находится в прямой связи с гармоничным (r=0,436, при p≤0,05) и эргопатическим типом отношения к болезни (r=0,623, при p≤0,01).
Выявлена отрицательная связь между уровнем мотивации и тревожным типом отношения к болезни (r=-0,509,приp≤0,01). Низкая мотивация увеличивает вероятность непрерывного беспокойства в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения, тревожного и угнетенного настроения.
Выявлена обратная связь между высоким уровнем мотивации и ипохондрическим типом отношения к болезни (r=-0,383, при p≤0,05). Низко мотивированные пациенты чрезмерно сосредотачиваются на болезненных ощущениях, придают большое значение всем неприятным проявлениям, преувеличивают их интенсивность, при этом стремятся сообщать о них врачам и медицинскому персоналу. Предпочитают лечиться у авторитетных врачей, многократно проходят обследования, но не верят в успех и эффективность лечения.
Выявлена обратная связь между высоким уровнем мотивации и неврастеническим типом реагирования на болезнь (r=-0,383, при p≤0,05).
Высокий мотивационный уровень находится в отрицательной связи с паранойяльным типом отношения в ситуации болезни (r=-0,410, при p≤0,05). Мотивация на успех имеет обратную связь с дисфорическим типом реагирования на болезнь (r=-0,410, при p≤0,05). Мотивированные на боязнь неудачи пациенты с ОНМК проявляют признаки дисфорического типа: склонны обвинять в своей болезни других людей, в связи с чем бывают вспышки озлобленности. Требуют особого внимания к себе и подозревают окружающих в злом умысле.
Таким образом, мотивационная направленность на успех, соответствующая высокому уровню мотивации, у пациентов с ОНМК в реабилитационном периоде, способствует жизнестойким убеждениям, вере в собственную силу, посредством активного участия в процессе реабилитации, возможности повлиять на развитие событий, непосредственно происходящими с пациентом. Они выбирают более адаптивные типы отношения к болезни, тогда как мотивация на боязнь неудачи, соответствующая низкому уровню мотивации, приводит пациентов к формированию дезадаптивной внутренней картины болезни и, соответственно, типам отношения к ней. Пациенты с ОНМК данной категории характеризуются низким уровнем жизнестойкости, не верят в успех собственных действий, занижают свои возможности, направляя психическую активность на негативные переживания и тревожность, а не на процесс лечения и реабилитации.
На основании проведенного исследования и описанных выводов был составлен ряд практических рекомендаций, направленных на адаптацию внутренних психологических ресурсов, способствующих повышению эффективности реабилитационных мероприятий. Воздействие посредством психокоррекционных методов на мотивационно-поведенческую сферу, способствует формированию жизнестойких убеждений у пациента, перенесшего инсульт, формированию активной позиции в отношении реабилитации.
Библиографическая ссылка
Чупина В.Б., Попенко Н.В. ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ И УРОВНЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У ПАЦИЕНТОВ С ОСТРЫМ НАРУШЕНИЕМ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ПЕРИОДЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25495 (дата обращения: 09.12.2024).