Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Евтушенко И.В. 1
1 Московский педагогический государственный университет
Разработка обновленного содержания учебного предмета «Музыка» для обучающихся с легкой умственной отсталостью, соответствующего современным требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), является одной из проблем отечественной специальной педагогики. Необходимость данных разработок обусловлена нарушениями высших психических функций, присущих умственно отсталым обучающимся, имеющим распространенный характер и определяющим направления коррекционно-развивающих технологий, преодолевающих отклонения развития, представляющих возможность педагогам выявлять эффективность музыкального воспитания. Материалы отечественных исследований сравнительно мало представляют обоснование основных положений и результаты музыкального воспитания детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. В статье предлагаются основные положения учебного предмета «Музыка», сформулированные в ходе исследования, осуществленного в рамках организованного Министерством образования и науки РФ Проекта «Разработка программно-методического и учебно-дидактического обеспечения реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 дополнительный, 1 классы)».
умственно отсталые обучающиеся
задачи учебного предмета «музыка»
цель учебного предмета «музыка»
1. Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. К проблеме модернизации программ подготовки бакалавров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-22994.
2. Борякова Н.Ю., Данилова А.М., Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В., Левченко И.Ю., Лифанова Т.М., Орлова О.С., Ткачева В.В., Туманова Т.В., Филичева Т.Б. К вопросу о наименовании отдельных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 10-2. – С.175-177.
3. Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья / И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева, И.Ю. Левченко и др. – М., 2013.
4. Евтушенко Е.А. Театрализованная деятельность детей-сирот // Среднее профессиональное образование. – 2010. – № 3. – С.23-25.
5. Евтушенко Е.А., Артемова Е.Э., Евтушенко И.В., Тишина Л.А. Проектирование модели реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки бакалавров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» в условиях сетевого взаимодействия // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23919.
6. Евтушенко Е.А., Евтушенко И.В. К оценке уровня нравственной воспитанности обучающихся с умственной отсталостью//Современные проблемы науки и образования. –2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24421.
7. Евтушенко И.В. Использование регулятивной функции музыки в воспитании детей с легкой умственной отсталостью // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/113-10919.
8. Евтушенко И.В. Методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых школьников // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-13. – С. 2963-2966.
9. Евтушенко И.В. Модель музыкального воспитания умственно отсталых школьников в системе специального образования // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. – М., 2014.
10. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей-сирот. М., 2003.
11. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник Университета Российской академии образования. – 2008. – № 2(40). – C. 113-115.
12. Евтушенко И.В. Современные подходы к разработке модели социализации умственно отсталых детей // Особые дети в обществе: сб. науч. докладов и тезисов выступл. участников I Всеросс. съезда дефектологов. 26–28 октября 2015 г. – М., 2015. – С. 68-75.
13. Евтушенко И.В. Формирование основ музыкальной культуры умственно отсталых школьников в системе специального образования: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2009.
14. Евтушенко И.В. Формирование профессионально-правовой компетентности учителя-дефектолога // Коррекционная педагогика. – 2008. – № 1 (25). – С.57-66.
15. Евтушенко И.В., Готовцев Н.Г., Слепцов А.И., Сергеев В.М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и с ограниченными возможностями здоровья глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-3. – С. 492-496.
16. Евтушенко И.В., Евтушенко Е.А., Левченко И.Ю. Профессиональный стандарт педагога-дефектолога: проблемы разработки содержания // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – М., 2015. – № 4. – С. 684-690.
17. Евтушенко И.В., Евтушенко И.И. Основы формирования гуманных межличностных отношений в классном коллективе старшеклассников в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: материалы IV Междунар. науч.-практич. конференции, Москва, 26–27 июня 2014 г. / под ред. И.В. Евтушенко, В.В. Ткачевой. – М., 2014. – С.130-136.
18. Евтушенко И.В., Казючиц М.И., Чернышкова Е.В. Музыкальное сочинительство как профилактика профессиональной деформации личности педагога-дефектолога // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 8-1. – С. 111-115.
19. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К проблеме разработки профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20910.
20. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24279.
21. Евтушенко И.И. Внеучебная деятельность как фактор формирования правовой культуры старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/111-10104.
22. Евтушенко И.И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 4. – С.356-361.
23. Казючиц М.И., Евтушенко И.В. Использование современной авторской песни в музыкальном воспитании умственно отсталых обучающихся // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 5-5. – С. 790-794.
24. Олигофренопедагогика / Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова, И.А. Грошенков, И.В. Евтушенко и др. – М., 2009.
25. Орлова О.С., Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Вопросы содержания профессионального стандарта «Педагог-дефектолог» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; URL: http://www.science-education.ru/130-23294.
26. Ткачева В.В., Евтушенко И.В. К проблеме организации профессиональной ориентации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья со сложным дефектом // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2; URL: www.science-education.ru/129-22142.

Целью образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Музыка» выступает педагогическая деятельность по формированию элементарной музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой составной части духовной культуры личности [1-26]. Основой музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступает интегративное понятие, включающее приобретение элементарных компонентов качеств, важных для занятий музыкальной деятельностью. К подобным качествам можно отнести овладение всеми обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями музыкальными компетенциями, не предусматривающими их профессиональную подготовку к занятиям музыкой (стойкий интерес, положительно окрашенная мотивация; база простейших музыкальных знаний; наличие внемузыкальных представлений; адекватность эмоций чувствам, представленным в музыке; реализация усилий в достижении завершенного результата при овладении навыками музыкальной деятельности; «чистое» голосоведение мелодии, верное интонирование; осмысление содержания песенного контента; точность при воспроизведении метроритма, правильное звукоизвлечение при игре на музыкальных инструментах детского оркестра).

Задачи учебного предмета «Музыка»: накопить первоначальные впечатления от музыкального искусства и получить доступный опыт (овладеть элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями); приобщить к музыкально-культурной среде, представляющей обучающимся музыкальные впечатления; сформировать потребность и привычку слушания музыки, посещения публичных выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, творческих коллективов и готовность к самостоятельной музыкальной деятельности; развивать способность получения удовольствия от прослушанных музыкальных произведений, выделяя собственные предпочтения в восприятии музыки, приобретая опыт музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной самостоятельной деятельности; развивать музыкальность, как комплекс способностей, необходимый для занятий именно музыкальной деятельностью (восприятие музыки, музыкально-когнитивные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство метроритма, звуковысотный, тембровый слух и др.); обогащать представления об отечественных, прежде всего, русских музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды, торжества), сформировать духовно-нравственные качества личности (любовь к Родине, преданность Отчизне, патриотизм, гордость отечественной музыкальной культурой), как в урочной, так и во внеурочной деятельности; сформировать элементарные представления и умения процессов сочинительства, импровизации, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, самостоятельность при использовании доступных технических средств в реализации потребности прослушивания музыкальных произведений в записи; применять психокоррекционные и психотерапевтические возможности разнообразных видов музыкальной деятельности в преодолении у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени (интеллектуальными нарушениями) характерного для них нарушения развития и профилактики отклонений социальногоповедения.

«Музыка» – учебный предмет, служащий формированию у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развитию их музыкальных способностей, устойчивой положительной мотивации к различным видам музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны быть выработаны необходимые умения восприятия музыки, навыки музыкального исполнительства, приобретены сведения о творчестве композиторов, элементарные музыкально-теоретические представления. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» может быть успешно обеспечена особыми психокоррекционными и музыкально-психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах воспитательной и развивающей направленности, природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) учебный предмет «Музыка» является обязательным учебным предметом предметной области «Искусство и проводится в первом дополнительном, и с первого по пятый классы. Еженедельно в первом дополнительном и первом классах на учебный предмет «Музыка» выделяется два часа, а со второго по пятый класс – один час в неделю. При составлении расписания в первом дополнительном и первом классах необходимо равномерное распределение занятий в течение учебной недели.

В ходе освоения учебного предмета «Музыка» предусмотрено достижение личностных и предметных результатов. К личностным результатам мы относим: положительную мотивацию к занятиям различными видами музыкальной деятельности; готовность творчески взаимодействовать и коммуницировать с окружающими взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе равноправия, сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми общественно приемлемыми нормами; практическое применение сформированного в урочной и внеурочной деятельности музыкального опыта, в том числе в социокультурных проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; способность осознавать себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; адекватную самооценку собственных музыкальных способностей; начальные навыки эффективного реагирования на текущие изменения социального мира; наличие музыкально-эстетических предпочтений, идеалов, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; доброжелательность, отзывчивость, открытость, понимание и сопереживание чувствам других людей; установку на здоровый образ жизни, заботливое отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.

Дифференцируя предметные результаты учебного предмета «Музыка», можно выделить минимальный и достаточный уровни сформированности музыкальной культуры обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

К минимальному уровню отнесены следующие предметные результаты: изложение примерного содержания знакомых музыкальных произведений; представления о музыкальных инструментах и их звучании; пение с инструментальным сопровождением и acapella (с помощью педагога); интонационно выразительное совместное с одноклассниками исполнение песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование гласных звуков при вокализации и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение частей песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни; различение основных жанров музыкальных произведений: песня, танец, марш; передача ритмического рисунка основной мелодии с помощью хлопков, голоса, ударных музыкальных инструментов); дифференциация характера музыкальных произведений (веселое, грустное); владение элементами представлений о нотной грамоте.

К достаточному уровню отнесены следующие предметные результаты: самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и acapella; представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании; сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.; владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка»:

- фортепьяно, баян, аккордеон, клавишный синтезатор (электромузыкальный инструмент);

детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, румба, металлофон, ксилофон, блок-флейта, колокольчики);

- народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);

звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;

- оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;

- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;

- нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;

- дирижерская палочка;

- дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе, пособие «музыкальная лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем: таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).


Библиографическая ссылка

Евтушенко И.В. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25494 (дата обращения: 24.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074