Целью образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Музыка» выступает педагогическая деятельность по формированию элементарной музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как неотъемлемой составной части духовной культуры личности [1-26]. Основой музыкальной культуры обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) выступает интегративное понятие, включающее приобретение элементарных компонентов качеств, важных для занятий музыкальной деятельностью. К подобным качествам можно отнести овладение всеми обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с незначительными музыкальными способностями музыкальными компетенциями, не предусматривающими их профессиональную подготовку к занятиям музыкой (стойкий интерес, положительно окрашенная мотивация; база простейших музыкальных знаний; наличие внемузыкальных представлений; адекватность эмоций чувствам, представленным в музыке; реализация усилий в достижении завершенного результата при овладении навыками музыкальной деятельности; «чистое» голосоведение мелодии, верное интонирование; осмысление содержания песенного контента; точность при воспроизведении метроритма, правильное звукоизвлечение при игре на музыкальных инструментах детского оркестра).
Задачи учебного предмета «Музыка»: накопить первоначальные впечатления от музыкального искусства и получить доступный опыт (овладеть элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями); приобщить к музыкально-культурной среде, представляющей обучающимся музыкальные впечатления; сформировать потребность и привычку слушания музыки, посещения публичных выступлений профессиональных и самодеятельных музыкальных исполнителей, творческих коллективов и готовность к самостоятельной музыкальной деятельности; развивать способность получения удовольствия от прослушанных музыкальных произведений, выделяя собственные предпочтения в восприятии музыки, приобретая опыт музыкально-исполнительской и музыкально-оценочной самостоятельной деятельности; развивать музыкальность, как комплекс способностей, необходимый для занятий именно музыкальной деятельностью (восприятие музыки, музыкально-когнитивные процессы, музыкальная память, эмоциональные переживания, чувство метроритма, звуковысотный, тембровый слух и др.); обогащать представления об отечественных, прежде всего, русских музыкальных традициях (праздники, обычаи, обряды, торжества), сформировать духовно-нравственные качества личности (любовь к Родине, преданность Отчизне, патриотизм, гордость отечественной музыкальной культурой), как в урочной, так и во внеурочной деятельности; сформировать элементарные представления и умения процессов сочинительства, импровизации, аранжировки, звукозаписи, звукоусиления и звуковоспроизведения, самостоятельность при использовании доступных технических средств в реализации потребности прослушивания музыкальных произведений в записи; применять психокоррекционные и психотерапевтические возможности разнообразных видов музыкальной деятельности в преодолении у обучающихся с умственной отсталостью легкой степени (интеллектуальными нарушениями) характерного для них нарушения развития и профилактики отклонений социальногоповедения.
«Музыка» – учебный предмет, служащий формированию у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развитию их музыкальных способностей, устойчивой положительной мотивации к различным видам музыкальной деятельности. В процессе реализации учебного предмета «Музыка» в ходе занятий такими видами музыкальной деятельности, как восприятие музыки, хоровое пение, изучение элементов музыкальной грамоты, игре на музыкальных инструментах детского оркестра, у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должны быть выработаны необходимые умения восприятия музыки, навыки музыкального исполнительства, приобретены сведения о творчестве композиторов, элементарные музыкально-теоретические представления. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» может быть успешно обеспечена особыми психокоррекционными и музыкально-психотерапевтическими свойствами различных видов музыкальной деятельности. Музыкально-образовательный процесс основан на принципах воспитательной и развивающей направленности, природосообразности, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) учебный предмет «Музыка» является обязательным учебным предметом предметной области «Искусство и проводится в первом дополнительном, и с первого по пятый классы. Еженедельно в первом дополнительном и первом классах на учебный предмет «Музыка» выделяется два часа, а со второго по пятый класс – один час в неделю. При составлении расписания в первом дополнительном и первом классах необходимо равномерное распределение занятий в течение учебной недели.
В ходе освоения учебного предмета «Музыка» предусмотрено достижение личностных и предметных результатов. К личностным результатам мы относим: положительную мотивацию к занятиям различными видами музыкальной деятельности; готовность творчески взаимодействовать и коммуницировать с окружающими взрослыми и другими обучающимися в различных видах музыкальной деятельности на основе равноправия, сотрудничества, толерантности, взаимопонимания и принятыми общественно приемлемыми нормами; практическое применение сформированного в урочной и внеурочной деятельности музыкального опыта, в том числе в социокультурных проектах с обучающимися с нормативным развитием и другими окружающими людьми; способность осознавать себя гражданином России, гордящимся своей Родиной; адекватную самооценку собственных музыкальных способностей; начальные навыки эффективного реагирования на текущие изменения социального мира; наличие музыкально-эстетических предпочтений, идеалов, потребностей, ценностей, чувств и оценочных суждений; доброжелательность, отзывчивость, открытость, понимание и сопереживание чувствам других людей; установку на здоровый образ жизни, заботливое отношение к собственному здоровью, к материальным и духовным ценностям.
Дифференцируя предметные результаты учебного предмета «Музыка», можно выделить минимальный и достаточный уровни сформированности музыкальной культуры обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
К минимальному уровню отнесены следующие предметные результаты: изложение примерного содержания знакомых музыкальных произведений; представления о музыкальных инструментах и их звучании; пение с инструментальным сопровождением и acapella (с помощью педагога); интонационно выразительное совместное с одноклассниками исполнение песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование гласных звуков при вокализации и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение частей песни: вступление, запев, припев, проигрыш, окончание песни; различение основных жанров музыкальных произведений: песня, танец, марш; передача ритмического рисунка основной мелодии с помощью хлопков, голоса, ударных музыкальных инструментов); дифференциация характера музыкальных произведений (веселое, грустное); владение элементами представлений о нотной грамоте.
К достаточному уровню отнесены следующие предметные результаты: самостоятельное исполнение разученных песен, как с инструментальным сопровождением, так и acapella; представления обо всех включенных в Программу музыкальных инструментах и их звучании; сольное пение и пение хором с выполнением требований художественного исполнения, с учетом средств музыкальной выразительности; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; знание основных средств музыкальной выразительности: динамические оттенки (форте-громко, пиано-тихо); особенности темпа (быстро, умеренно, медленно); особенности регистра (низкий, средний, высокий) и др.; владение элементами музыкальной грамоты, как средства графического изображения музыки.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Музыка»:
- фортепьяно, баян, аккордеон, клавишный синтезатор (электромузыкальный инструмент);
детские музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник, маракасы, румба, металлофон, ксилофон, блок-флейта, колокольчики);
- народные инструменты (деревянные ложки, свистульки, трещотки);
звукозаписывающее, звукоусиливающее и звуковоспроизводящее оборудование;
- оборудование для видеозаписи и видеовоспроизведения, проекционное оборудование с экраном;
- персональный компьютер (с необходимыми текстовыми, в том числе музыкальными, редакторами, программным обеспечением для подготовки презентаций, видеоматериалами, аудиозаписями;
- нотный материал, учебно-методическая литература, научно-популярная литература по музыкальному искусству;
- дирижерская палочка;
- дидактический материал (репродукции картин, портреты композиторов и исполнителей, плакаты с изображением музыкальных инструментов различных составов оркестров, хоров, ансамблей; комплект знаков нотного письма на магнитной основе, пособие «музыкальная лесенка», демонстрационные материалы, подготовленные учителем: таблицы с признаками средств музыкальной выразительности, картинки, рисунки, фигурки, макеты; элементы театрального реквизита: маски, шапочки, костюмы сказочных персонажей).
Библиографическая ссылка
Евтушенко И.В. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25494 (дата обращения: 05.12.2024).