Сегодня процесс интернационализации высшего образования помимо студенческой и преподавательской мобильности включает реформирование программ и учебных планов, сотрудничество в научно-исследовательской сфере через социальные сети, сетевые педагогические и профессиональные сообщества и ассоциации, открытое и дистанционное обучение без границ, региональное и зарубежное сотрудничество институтов, международное разделение труда и другие виды деятельности.
Наблюдаемое в последние десятилетия развитие трансграничного образования явилось прямым следствием того, что высшее образование во многих странах приобретает массовый характер, расширяется сфера использования новых информационно-коммуникационных технологий, возникла и получила признание идея развития экономики, основанной на знаниях, увеличилась интернационализация рынка труда и потребность в квалифицированной рабочей силе. Соответственно, происходит диверсификация способов поставки образовательных услуг, где наряду с развитием мобильности студентов и преподавателей все большее развитие получают мобильность образовательных программ и мобильность образовательных институтов. В этой связи, при определении стратегических ориентиров развития педагогического и любого другого вуза необходимо учитывать ряд инноваций в образовательном процессе и способах (прежде всего технологических) «доставки» знаний, которые меняют ландшафт мирового образования [3].
Цель исследования – аргументировать необходимость и особенности развития информационно-технологического обеспечения электронного обучения высшей образовательной организации.
В ходе подготовки статьи автором применялись теоретические и эмпирические методы исследования дидактического и методологического аспектов рассматриваемой проблемы.
Результаты исследования
В целях обеспечения возможности больше учиться, обновлять и расширять свою квалификацию, в системе мер, намеченных Минобрнауки РФ, предполагается формирование доступного информационно-технологического обеспечения и электронных образовательных ресурсов для всех уровней образования, в чем, несомненно, начинает играть первостепенную роль система развития информационно-технологического обеспечения высшего образования [5].
В этом направлении деятельности 14 февраля 2012 года Государственной думой принят закон № 11-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» (одобрен Советом Федерации 22 февраля 2012 года) [8].
Основная суть принятых поправок заключается в следующем:
При реализации образовательных программ независимо от форм получения образования, могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в образовательном учреждении должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС), по сути, представляющей собой реализованный комплекс информационно-технологического обеспечения образовательного процесса [6].
Учитывая все вышеизложенное, под «информационно-технологическим обеспечением» будем понимать – электронные, информационные и образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих организационных мероприятий и программно-технологических средств, качественно и комплексно обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме, независимо от их мест нахождения с гарантированным качеством [1].
По сравнению с зарубежными вузами, российские вузы значительно отстают в объеме использовании электронного обучения: на сегодняшний момент есть всего несколько вузов России, которые могут вести электронный учебный процесс относительно любой дисциплины, любого направления подготовки или специальности.
Существующий рынок услуг, направленный на развитие информационно-технологического обеспечения электронного обучения, можно разделить на 2 сегмента:
- компании-разработчики программного обеспечения;
- компании-разработчики электронных курсов и электронных образовательных ресурсов.
1. Первый сегмент составляет основную часть рынка услуг электронного обучения. К нему относятся компании-разработчики программного обеспечения, которых также можно условно разделить на сегменты:
- разработка LMS (Learning management system – система управления обучением) и LCMS (Learning Content Management Systems – система управления учебным контентом);
- инструменты для организации и проведения вебинаров или виртуальных классов;
- создание средств для разработки электронных курсов и информационно-технологического обеспечения (системы разработки курсов).
Разделение на сегменты условное, так как многие компании представляют все сегменты e-learning, другие – имеют разработки в двух или одном сегменте.
1.1. LMS представляет собой платформу для развертывания электронного обучения.
Платформа выполняет следующие функции:
- предоставляет интерфейс для процесса обучения и взаимодействия преподавателя и обучающихся;
- предоставляет обучающимся доступ к учебному порталу, который является отправной точкой для доставки всего информационно-технологического обеспечения;
- предоставляет необходимые инструменты для формирования учебных программ, контроля их прохождения, составления отчетов о результативности обучения, организации коммуникаций между студентами и преподавателями;
- управляет обучающимися, включая задачи регистрации и контроля доступа пользователей к системе и к учебному контенту;
- организует слушателей в группы для предоставления им общих курсов и составления отчетности;
- управляет аудиторными и преподавательскими ресурсами;
- отвечает за интеграцию дополнительных элементов учебного процесса (практические занятия, лабораторные работы, тесты, средства совместной работы);
- обеспечивает механизмы защиты, необходимые для сетевой среды e-learning.
В России очень часто термин LMS используют как синоним термина система дистанционного обучения (СДО). Однако это не совсем так. LMS – это лишь программное обеспечение для функционирования самой системы дистанционного обучения. Сама СДО включает в себя технологический аспект (программное обеспечение и аппаратную часть), процессы организации обучения в условиях ДО, и людей, которые будут обеспечивать эти процессы (администраторы, преподаватели, методисты, студенты, абитуриенты и т.д.) [2].
LCMS – это система, которая сконцентрирована на задаче управления содержанием информационно-технологического обеспечения, но не самим процессом обучения. Сама система ориентирована не на конечных пользователей e-learning, т.е. обучающихся, а на специалистов по разработке электронных курсов, т.е. программистов. LCMS ориентирована на развитие, управление и публикацию содержимого информационно-технологического обеспечения и поставляется, как правило, через LMS.
LCMS является многопользовательской средой, в которой разработчики могут создавать и хранить образовательный контент, управляя им с помощью центрального хранилища объектов. В этом отличие LMS и LCMS: LMS не имеет возможности создания и изменения курсов, она не может использовать содержимое одного курса для создания другого. Это входит в возможности LCMS: система может создавать, управлять и поставлять не только отдельные учебные модули, но и управлять и редактировать отдельные части информационно-технологического обеспечения. Система управления учебным контентом хранит материалы учебного курса, создает классификацию материалов, ведет историю изменений контента, позволяет вести коллективную работу над наполнением курса и формировать его из отдельных компонентов. Эти материалы могут включать в себя медиа-файлы, созданные в других средствах разработки, моделирование, текст, графику или любой другой объект, составляющий содержимое контента.
В настоящее время граница между LMS и LCMS стирается, т.к. разработчики LMS включают в них функциональность, характерную для LCMS, т.е. возможности управления учебным контентом, а решения категории LCMS могут реализовывать возможности общего управления обучением.
Существует еще TMS (Talent Management System) – система управления талантами, уже получившая распространение на западе, но еще не дошедшая до России. TMS представляет собой интегрированный пакет программного обеспечения, основанный на 4 столпах управления талантами: прием на работу, служебная деятельность, обучение и развитие. TMS является помощником для компаний в обеспечении стратегического развития с помощью накопления и развития человеческого капитала. По мнению Bersin & Associates, TMS может быть определена как осуществление комплексных стратегий и систем, направленных на улучшение процессов набора, развития и мотивации людей с необходимыми навыками и способностями для удовлетворения текущих и будущих потребностей организации.
1.2. Инструменты для организации и проведения вебинаров и виртуальных классов. Вебинар или виртуальный класс – это технологии и инструменты для проведения онлайн встреч и совместной работы в режиме реального времени с помощью веб камер. Может использоваться также для проведения виртуальных уроков, проведения лекций и семинаров. По сути, это конференция или семинар, которая проводится не в конференц-зале с реальными участниками, а с помощью веб-камеры у экрана монитора, планшета или смартфона.
1.3. Средства для разработки электронных курсов. Представляет собой удобную программную оболочку, организованную таким образом, что даже незнакомый с программированием человек, обычный пользователь ПК сможет легко разобраться в процессе создания обучающего контента. Текст лекций и обучающих материалов можно редактировать по своему усмотрению, разбивать его на разделы (модули), вставлять иллюстрации, всплывающий текст, флэш-рисунки и многое другое.
Средства для разработки информационно-технологического обеспечения бывают встроенными в LMS и независимыми от нее. В первом случае потребитель не сталкивается с интеграцией средства и LMS – они дополняют друг друга. Но, как правило, встроенные средства разработки ограничены с точки зрения функциональности. Поэтому очень часто при наличии встроенного средства разработки компании и организации дополнительно покупают независимые решения.
Идеальная система информационно-технологического обеспечения умеет легко обновлять контент и обмениваться им, она удобна в работе и проста в использовании, она легко внедряется в LMS и поддерживает международные стандарты [4].
2. Второй сегмент составляет небольшую долю рынка e-learning (по крайней мере, в России). Компании, занимающиеся созданием электронных курсов и электронных образовательных ресурсов, выполняют непосредственно наполнение электронного курса базой знаний для обучающихся, т.е. создают архив учебных материалов, лекций, создают тесты и опросы и т.п.
В данном сегменте основной формой информационно-технологического обеспечения являются электронный курс (пакет (кейс), изучение которого является управляемым), симуляция (виртуальная среда, имитирующая реальные условия деятельности), лекция (веб семинар, запись вебинара). Может использоваться практически любой электронный контент: графика, анимация, видео, документы и т.д. Разработка электронного курса может быть коллективной и индивидуальной, на основе готовых шаблонов или полностью авторской.
Создание электронных курсов e-learning – наиболее трудоемкий процесс в этапе внедрения системы развития информационно-технологического обеспечения. Пользоваться услугами сторонних компаний не обязательно, потребители электронного обучения, по своему усмотрению, могут наполнять электронные курсы самостоятельно или обращаться к специалистам. Другое дело, что, например, в России таких компаний пока немного. За последние годы на рынок стали выходить новые компании, оказывающие такие услуги, но этот сегмент все еще не заполнен в полной мере, особенно его, практически нет в сфере высшего педагогического образования.
Рассматривая электронное обучение, нельзя не сказать о его структуре, которая включает в себя три ключевых компонента – технологии, люди и процессы.
Технологии. Прежде всего, это программное обеспечение (ПО), позволяющее проводить сам процесс обучения. В области e-learning ПО делится на LMS и LCMS (см. выше).
Система управления обучением (LMS) позволяет планировать и проводить учебный процесс, управлять тестированием и контролировать процесс получения знаний, а также вести учет и анализ результатов обучения.
Учебный контент информационно-технологического обеспечения (LCMS) в электронном обучении состоит, как и в жизни, из учебников, лекций, практических заданий, тестов и экзаменов, только в электронном виде.
Люди. Управление процессом обучения осуществляет преподаватель (или в другом варианте – тьютор), который контролирует прохождение обучения учащимися, записывает видеолекции или проводит вебинары, осуществляет создание и проверку тестовых работ и принимает итоговую окончательную аттестационную работу [7].
Процессы. Процесс подразумевает организацию объединения преподавателей, учащихся и администраторов, а также их взаимодействие, в одном учебном процессе. А также сам процесс обучения.
Электронное обучение, так же как и заочное, предполагает значительный объем самостоятельной работы. Но преимущество e-learning в том, что оно обладает интерактивными возможностями общения преподавателя с учащимися. Это достигается с помощью видео и веб-конференций в виде лекций и семинаров, чатов и электронной почты. Групповые занятия и лабораторные работы проходят на форумах или с помощью веб-конференций. По окончании обучения, при необходимости, обучающийся пишет и сдает аттестационную работу, которая, также при необходимости, может быть защищена в очной форме.
Заключение
Зарубежный опыт говорит о том, что при наличии качественной системы развития информационно-технологического обеспечения и грамотного построения учебного процесса, во многих отраслях эффективность электронной формы обучения не уступает эффективности очной формы обучения. На сегодняшний день это официально признано на уровне ООН и ЮНЕСКО. В мире технологии e-learning в равной мере востребованы как в сегменте индивидуального образования, так и в сфере корпоративного обучения. Например, в Германии, по данным социологов, работодатели ценят электронно-дистанционное обучение даже выше очного. И причиной этого является то, что качество этой формы обучения не уступает очным формам, что достигается хорошим информационно-технологическим обеспечением и качеством экзаменов при отсутствии коррупции.
Следует также отметить, что эффективность развития системы информационно-технологического обеспечения электронного обучения высшей образовательной организации во многом будет зависеть от оптимальности организации всех её основных компонентов (электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, электронной информационно-образовательной среды) и качества реализации организационно-педагогических условий.
Библиографическая ссылка
Гущин А.В. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25487 (дата обращения: 13.12.2024).