Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОСВОЕНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бабинова Н.В. 1
1 1ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»
В статье уточняется понятие «проектная деятельность», рассмотрены этапы реализации методики формирования готовности к освоению универсальных учебных действий, этапы развития проектной деятельности. Под проектной деятельностью мы понимаем самостоятельную деятельность обучающихся, которая способствует достижению дидактических целей и направлена на решение конкретных жизненных проблем, включая поиск необходимой информации, выдвижение гипотез, выполнение плана действий и завершается получением осязаемого продукта. В качестве результата автор рассматривает готовность к освоению универсальных учебных действий, при этом выделяет четыре компонента готовности – личностный, эмоционально-волевой, интеллектуальный и коммуникативный. По мнению автора, методика формирования готовности к освоению универсальных учебных действий детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности содержит четыре этапа – диагностический, подготовительный, практический и результативный, каждый из которых имеет свою цель, методы, формы организации.
проектная деятельность
готовность к освоению универсальных учебных действий
дети дошкольного возраста.
1. Бабинова Н.В. Развитие креативности, творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством проектной деятельности // Теоретические и прикладные вопросы специальной педагогики и психологии: материалы международной научно-практической конференции. – Прага, 2013.
2. Бабинова Н.В. Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста // Педагогические системы развития творчества: Материалы 12 Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Екатеринбург, 2014. – С. 117-121.
3. Бабинова Н.В. Субъект-субъектные отношения как условие организации проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 4. – С. 45-50.
4. Бабинова Н.В. Модель формирования основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 10. – С. 223-230.
5. Бабинова Н.В. Диагностика сформированности основ универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 1. – С. 137-143.
6. Бабинова Н.В. Структура готовности к школе в аспекте подготовки детей старшего дошкольного возраста к освоению универсальных учебных действий // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3; URL:http://www.science-education.ru/article/view?id=24773.
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – С 64.
8. Веракса Н.Е. Субъектность дошкольника и педагога / Сборник материалов Первой международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (27–28 октября 2011 года, Москва). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – С.45-49.
9. Воронина Л.В. Методология проектирования математического образования периода детства [Текст] : монография / Л.В. Воронина. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 332 с.
10. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – С 64.
11. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – С. 224.

Основу современной системы дошкольного образования составляет опора на активность обучаемого, ребенок из объекта получения знаний становится полноправным субъектом образовательного процесса. Поэтому ведущее место должно отводиться методам, построенным на активности самого обучающегося.

Проектная деятельность способствует формированию логического мышления, творческих способностей, объединяет знания, полученные в рамках разных образовательных предметов, и приобщает к решению конкретных жизненно важных проблем. Мы понимаем под проектной деятельностью самостоятельную деятельность обучающихся, которая способствует достижению дидактических целей и направлена на решение конкретных жизненных проблем, включая поиск необходимой информации, выдвижение гипотез, выполнение плана действий и завершается получением осязаемого продукта [2].

Цель

Описание методики формирования готовности к освоению универсальных учебных действий детей дошкольного возраста в проектной деятельности.

Методы исследования: моделирование, педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, тестирование, анализ результатов проектной деятельности детей, опытно-поисковая работа.

Результаты исследования

Целью данной методики является формирование готовности к освоению универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста. Нами были выделены следующие компоненты готовности к освоению универсальных учебных действий: личностный, эмоционально-волевой, интеллектуальный и коммуникативный [1; 4; 5; 6].

Личностный компонент готовности подразумевает формирование познавательной мотивации. Дети овладевают навыками взаимодействия с взрослыми и друг с другом, принятия ответственности за принятое решение, ориентации на планируемый результат, который имеет практический характер, учатся целеустремленности в достижении цели.

Эмоционально-волевой компонент готовности к освоению универсальных учебных действий включает овладение умением увидеть проблему, определить цель, совместно спланировать действия и распределить обязанности, соотнося их с предполагаемым результатом деятельности, реализовать мероприятия намеченного плана, проводить анализ результатов и способов действий.

Интеллектуальный компонент готовности заключается в развитии познавательной активности и познавательных интересов, развитии таких основополагающих умственных действий, как анализ и синтез, классификация на основе сравнения, установления между предметами и явлениями причинно-следственных и временных отношений. Дети получают представление о различных источниках информации, особенностях работы с ними, учатся из потока информации выделять главное.

Коммуникативный компонент готовности к освоению универсальных учебных действий заключается в умении формулировать проблему, цель, договариваться и распределять и брать на себя определенные роли, выражать и обосновывать собственную точку зрения и понимать точку зрения других. Кроме того, формируется внутренняя речь как регулирующий фактор деятельности.

Предлагаемая методика формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к освоению универсальных учебных действий в проектной деятельности содержит четыре этапа – диагностический, подготовительный, практический и результативный [9].

Диагностический этап методики определяет средства и методы оценки начального состояния сформированности у детей старшего дошкольного возраста готовности к освоению универсальных учебных действий, а также готовности педагогов к организации проектной деятельности детей.

Содержание подготовительного этапа методики носит пропедевтический характер для организации самостоятельной проектной деятельности детей, поскольку у детей до 5 лет ещё недостаточно накоплено опыта деятельности, уровень развития мыслительных процессов ещё не позволяет ребенку увидеть проблему, определить пути и способы её решения, выдвигать гипотезы, в случае неудачи или недостижения цели переключиться на другой способ деятельности, представить полученный результат и проанализировать ход деятельности [2]. При этом ведущая роль отводится взрослым, дети подключаются к активной работе, учатся совместно со взрослым ставить цель, планировать действия, соотносить полученный результат с предполагаемым, анализировать ход деятельности. Дети постепенно знакомятся с проектной деятельностью, упражняются в наблюдении, рассуждении. Овладевают навыками, необходимыми для самостоятельной проектной деятельности.

Для того чтобы педагоги и родители были готовы к организации проектной деятельности, необходима система специальных мероприятий, включающая консультации, круглые столы, открытые просмотры, тематические выставки.

Практический этап методики рассматривает содержание, определяет средства, методы, приемы и формы организации разных видов проектов детей старшего дошкольного возраста, реализация которых будет способствовать формированию готовности к освоению универсальных учебных действий.

Содержание проектной деятельности обеспечивает познавательное, физическое, социально-коммуникативное, речевое и художественно-эстетическое развитие ребенка. Содержание должно включать возможности социального окружения, что, безусловно, будет опираться на личный опыт ребенка, способствовать его социализации. Взрослые должны обеспечить максимальное использование потенциала различных видов детской деятель­ности, их интеграцию в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Данный этап является вторым этапом развития проектной деятельности и носит название развивающего. На данном этапе дети уже активнее организуют совместную деятельность со сверстниками, самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль. Взаимодействие между детьми и взрослыми строится на основе субъектности [3; 8]. Третий этап развития проектной деятельности – творческий,  проектная деятельность ребенка носит самостоятельный характер.

Согласно предложенной нами методике проектная деятельность осуществляется следующим образом:

1 этап – подготовительный.

Цель этапа: создание условий для возникновения внутренней потребности погружения в проектную деятельность.

Содержание деятельности: проведение вводной беседы с целью формирования первичного представления об изучаемом объекте или выявления знаний детей о нём, поддержание интереса всей группы к данной теме или проблеме.

Методы: дискуссия, использование игровых мотиваций, использование сюрпризных моментов, включение игровых и сказочных персонажей, создание проблемных ситуаций, познавательные беседы, беседа, рассказ, объяснение, наводящие, уточняющие, обобщающие вопросы воспитателя.

Формы организации: фронтальная форма проведения непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах.

Важным условием является то, что решаемая проблема должна являться значимой для детей, затрагивающей реальные стороны жизни, но при этом её решение не должно быть очевидным, предусматривать исследовательский поиск, возможную вариативность решения. Проблему, являющуюся основной идеей проектов, не только предлагает педагог, но и подсказывают сами дети.

2 этап – организационный.

Цель этапа: выявление информации, усвоенной ранее и необходимой для решения проблемы, организация и направление деятельности обучающихся.

Содержание деятельности: совместное определение темы, цели проекта, составление плана предполагаемых действий. Взрослый ориентирует детей в возможных источниках информации, поиск информации, практическое применение полученных знаний, умений, направленное на решение проблемы.

Методы: дискуссия, работа с книгой, наблюдение, демонстрация, иллюстрация, использование музыкального сопровождения, использование художественного слова, обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе предстоящей игры и творческой деятельности, «минутки общения» или ситуативный разговор, предоставление возможности сделать самостоятельный выбор материалов, способов действий, партнеров и т.д., и поощрение детей за сотрудниче­ство, внимательность, доброжелательность, игры-экспериментирования с разнообразными материалами, создание проблемных ситуаций, познавательные беседы, наводящие, уточняющие, обобщающие вопросы воспитателя, «нормотворчество», совместное обсуждение информации, планирование, распреде­ление ролей, само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности (прежде всего, при работе в микрогруппах).

Хотя дети дошкольного возраста ещё не могут самостоятельно в одиночку разработать и реализовать проект, но определенная доля самостоятельности предусматривается на каждом этапе. Взрослые помогают структурировать содержательные части проекта (с определением поэтапных результатов). Предусматривается участие всех детей группы, поскольку застенчивые дети, дети с нарушением развития порой остаются неактивными. Проектная деятельность дает возможность проявить себя всем участникам группы. Застенчивых детей педагог старается включить в работу подгруппы, в которой нет явных лидеров, хвалить их за успешные результаты. Старается создать ситуацию, в которой застенчивый ребенок сможет активно проявить свои сильные стороны. Для детей с нарушением развития педагог старается подобрать задания, которые входят в зону их ближайшего развития, а не просто самые легкие, также подчеркивая перед остальными детьми их успехи и вклад в общее дело [1]. Для наиболее сильных детей педагог планирует задания, которые не удаются им легко, но входят в зону их ближайшего развития. При этом педагог не форсирует развитие, не дает заведомо самое сложное задание, а старается обогатить познавательную сферу благодаря амплификации.

Формы организации: фронтальная или групповая форма проведения непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности детей и взрослых, самостоятельной деятельности детей.

3 этап – презентационный.

Цель этапа: внешняя оценка и самооценка результатов реализации проекта.

Содержание деятельности: презентация результатов проекта для других детей, родителей, общественности в виде выступления, театрализованного представления, газеты, дизайн-проекта, книги и т.д.

Методы: беседа, дискуссия, демонстрация, использование музыкального сопровождения соответствующего характеру осуществляемой деятельности, ее темпу и содержанию, использование дизайн-проектов, использование художественного слова, игры-инсценировки.

Результат проектной деятельности конкретный, осязаемый, значимый для детей. Если для педагога результатом выступают знания и умения детей, то для дошкольника результатом проектной деятельности становится только то, что он может применить. К получению конечного продукта подключаются все дети группы. Когда каждый чувствует, осознает личный вклад (свой или своей семьи), то результат становится заслугой каждого. Результатами проектной деятельности могут стать: альбом («Такие разные медведи», «Красная книга Урала»), макет («Семь чудес света»), газета («Защитники Родины»), выставка конкурсных работ («Макаронная фантазия», «Осень золотая»), праздничный дизайн группы и т.д.

Особого внимания заслуживает необходимость организации объективной внешней оценки проектов, обеспечивающей оценку их эффективности. Характер этой оценки зависит от типа проекта, от темы проекты, его содержания и условий проведения. Если это исследовательский проект, то он обязательно включает этапность реализации, при этом успех всего проекта зависит от четкости организации работы на каждом отдельном этапе. Если проект творческий, презентацию можно организовать в виде конкурса, смотра и т.д.

Формы организации: фронтальная форма проведения непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности детей и взрослых.

4 этап – аналитический.

Цель этапа: обсуждение и анализ результатов и хода выполнения.

Содержание деятельности: экспертиза полученного результата в процессе определения соответствия конечного продукта планируемому результату и заданным критериям, анализ процесса деятельности по реализации идеи, выявление ошибок, самооценка качества выполнения работы, обсуждение ситуаций, в которых дети смогут применить новые способы действий, определение перспективы дальнейшей работы.

Методы: беседа, дискуссия, обсуждение ситуаций взаимодействия в ходе игры и творческой деятельности, побуждающие вопросы, коллективное формулирование выводов, само- и взаимоконтроль интеллектуально-познавательной деятельности.

Формы организации: фронтальная, групповая или индивидуальная форма проведения образовательной деятельности в режимных моментах, совместной деятельности детей и взрослых.

В работе с дошкольниками мы предлагаем разные типы проектов: исследовательские («Откуда берется соль», «Урал – наш общий дом»), информационные («Профессии наших мам», «Чему учат в школе»), творческие («Как встречали новый год наши бабушки», «Осень золотая»), ролево-игровые («Может, волк не виноват», «Цветик-семицветик»), нормотворческие («Друзья Светофора», «Наша группа – самая дружная»), практико-ориентированные («Огород на подоконнике», «Мой любимый микрорайон») [2; 3; 7; 11].

Результативный этап методики направлен на оценку результата формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к освоению универсальных учебных действий. С помощью психолого-педагогической диагностики на разных этапах появляется возможность фиксации уровня актуального развития ребенка, чтобы педагоги и родители могли понять, как с ним работать дальше [5]. Важное место в психолого-педагогической диагностике занимает наблюдение. Педагог наблюдает за поведением и характером взаимоотношений между детьми в ходе проектной деятельности. Результаты наблюдений фиксируются, их анализ позволяет сделать вывод о выраженности проявлений тех или иных аспектов универсальных действий. Диагностику мы предлагаем дополнить анкетой для родителей, которая призвана оценить степень совпадений или расхождений в оценке педагога и родителей и результатами диагностики. Анкета включает вопросы, отражающие степень выраженности тех или иных компонентов готовности к освоению универсальных учебных действий.

Выводы

Методика формирования готовности к освоению универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности направлена на формирование следующих компонентов: личностного, эмоционально-волевого, интеллектуального и коммуникативного.

Предлагаемая методика формирования у детей старшего дошкольного возраста готовности к освоению универсальных учебных действий в проектной деятельности содержит четыре этапа – диагностический, подготовительный, практический и результативный, каждый из которых имеет свою цель, методы, формы организации.

Методика учитывает этапы формирования проектной деятельности у детей – подготовительный, развивающий и творческий.

Диагностический этап подразумевает оценку готовности детей, педагогов и родителей к организации проектной деятельности. Подготовительный этап обеспечивает готовность детей, педагогов и родителей к проектной деятельности. Практический этап включает организацию различных типов проектов – исследовательских, информационных, творческих, ролево-игровых, нормотворческих, практико-ориентированных. Результативный этап методики предусматривает использование высоко-формализованных (тесты) и низко-формализованных (наблюдение) методов диагностики, а также анкетирование родителей.


Библиографическая ссылка

Бабинова Н.В. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К ОСВОЕНИЮ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25484 (дата обращения: 19.02.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074