Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПАРТНЕРСТВА ВУЗА И МУЗЕЕВ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Бакланова Т.И. 1 Медведь Э.И. 1 Киселева О.И. 1
1 ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
Статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики – подготовке студентов педагогического вуза к этнокультурной деятельности с использованием ресурсов современных музеев народной культуры, этнографических музеев- заповедников и других. В статье нашли отражение некоторые результаты комплексного исследования кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств Московского городского педагогического университета по теме «Социально-культурное партнерство вузов, музеев и библиотек в условиях инновационного развития», завершенного в 2016 году. Важное внимание в процессе данного исследования было уделено научному обоснованию обновления содержания этнокультурного образования студентов, разработке экспериментальных программ учебных дисциплин, предназначенных для подготовки будущих бакалавров и магистров к этнокультурной деятельности. Также изучались проблемы использования современных педагогических технологий проектной деятельности, информационно-коммуникативных технологий для подготовки педагогических кадров к разработке и реализации музейных этнокультурных образовательных проектов и программ.
музейные образовательные программы.
этнокультурное образование
этнокультурная деятельность
народная культура
1. Бакланова Т.И. Вклад в модернизацию этнокультурного образования // Этнодиалоги: альманах. – 2011. – № 1 (34). – С.27-46.
2. Бакланова Т.И. Инновационная образовательная система «Русская культура» для начальной школы // Наука и образование в современной конкурентной среде. – 2015. – № 1 (2). – С.26-30.
3. Бакланова Т.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники: учеб. пособие для 4 кл. – М.: АСТ. Астрель, 2015. – 96 с.
4. Бакланова Т.И. Педагогика народного художественного творчества: учебник для вузов. – Санкт-Петербург, 2016. – 160 с.
5. Бакланова Т.И. Этнокультурная педагогика. Проблемы русского этнокультурного и этнохудожественного образования [Электронный ресурс]: монография / Т.И. Бакланова. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2015. – 155 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/35190. – ЭБС «IPRbooks», по паролю.
6. БаклановаТ.И., Медведь Э.И.Сохранение и развитиетрадиционной народной культуры в современных социокультурных условиях как компонент содержания учебно-методического комплекта «Русская культура» для начальной школы //Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1; URL: http://www.science-education.ru/121-17701.
7. Бакланова Т.И., Медведь Э.И. Социально-культурное партнерство музеев и вузов как фактор формирования этнокультурной компетентности студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: www.science-education.ru/128-21591.
8. Педагогика культуротворческого досуга: учебное пособие / Н.Г Панова, С.Ш. Умеркаева, М.Г. Кайтанджян, И.Д. Левина, Э.И. Медведь, Г.И. Грибкова, О.И. Киселева, Т.И. Бакланова, Н.А. Опарина, В.И. Портников, Г.В. Ганьшина. – М.: ООО «Перспектива», 2016. –260 с.
9. Русская культура. 1–4 классы. Программа и методические материалы / Т.И. Бакланова, Э.И. Медведь, М.Г. Кайтанджян, Н.А. Опарина, Е.В. Дольгирева / Программа и методические материалы. – Саратов: Вузовское образование, 2015. – 79 с.
10. Социально-культурное партнерство: вуз – музей – библиотека в условиях инновационного развития: коллективная монография / Н.Г. Панова, О.И. Киселева, В.И. Портников, Г.И. Грибкова, Г.В. Ганьшина, Е.В. Дольгирева, Э.И. Медведь, Т.И. Бакланова, С.Ш. Умеркаева, Н.А. Опарина, О.Л. Косибород. – М.: ООО «Перспектива», 2016. – 308 с.

Партнерство – одно из ключевых понятий теории менеджмента, где под партнерством подразумевается сотрудничество для достижения стратегически существенных целей и задач, которые являются взаимовыгодными между независимыми организациями. Под социально-культурным партнерством вузов и музеев мы понимаем их творческое сотрудничество, взаимодействие в области подготовки кадров для сферы культуры, культурно-досуговой деятельности, сохранения и развития традиционной народной культуры, других направлений социально-культурной деятельности. По определению Т.И. Баклановой, социально-культурная деятельность представляет собой целенаправленную деятельность различных социальных институтов по организации и педагогическому руководству досуговой деятельностью населения в сфере культуры.

Социально-культурное партнерство вуза и музеев направлено на две взаимосвязанные цели:

  • цель музея – использование научного, образовательного, творческого потенциала вуза для развития музейных видов и форм социально-культурной деятельности;
  • цель вуза – использование музейных экспозиций, различных форм социально-культурной деятельности музеев, методов музейной педагогики для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по таким направлениям высшего образования «Социально-культурная деятельность», «Педагогическое образование», «Народная художественная культура» и другим.

В современных Федеральных государственных образовательных стандартах по данным направлениям высшего образования предусмотрено формирование отдельных компетенций будущих бакалавров и магистров, касающихся традиционной народной культуры. Их формированию может способствовать развитие социально-культурного партнерства педагогических вузов, вузов культуры с этнографическими, краеведческими, музыкальными музеями, музеями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музеями-заповедниками народного зодчества и другими музеями, в экспозициях и образовательных программах которых отражены различные явления и процессы в сфере традиционной народной культуры и этнокультурного образования.

В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) разрабатываются и внедряются несколько направлений развития социально-культурного партнерства вуза и музеев по подготовке студентов к сохранению и развитию традиционной народной культуры: в содержании образовании отражаются инновационные подходы к социально-культурному партнерству вуза и музеев в контексте этнокультурной педагогики [5,10], ведется работа по формированию средствами музейной педагогики этнокультурной компетентности студентов [7], осуществляется подготовка студентов к разработке и реализации этнокультурных образовательных программ и др.

На кафедре социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ в учебные планы подготовки студентов по направлениям «Социально-культурная деятельность» и «Педагогическое образование» включены дисциплины «Народное художественное творчество», «Теория и история народной художественной культуры», «Современные модели этнокультурного образования» и др., изданы современные учебники, учебные пособия, программы для студентов, в содержании которых отражены, в частности, актуальные проблемы взаимодействия образовательных организаций и музеев по разработке музейных этнокультурных образовательных программ [4,8,9 и др.].

Актуализации и повышению научного уровня содержания этнокультурных дисциплин способствовали международные научно- практические конференции «Этнокультурные процессы в современном мире» (ноябрь 2013 г.) и «Традиционная народная культура в современной социально-культурной деятельности и образовании» (март 2015 г.), организованные кафедрой социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ. В этих конференциях приняли участие ученые из многих городов и регионов России (Москвы и Московской обл., Арзамаса, Белгорода, Великого Новгорода, Владивостока, Горно-Алтайска, Ижевска, Йошкар Олы, Кемерово, Махачкалы, Нижнего Новгорода, Твери, Ханты-Мансийска и др.), а также из Армении, Казахстана и США. В материалах конференций отражен опыт социального партнерства нескольких музеев и вузов, например, опыт бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», который является методическим центром в области этнографии коренных народов Югры для этнографических, исторических, краеведческих музеев округа, имеющих в фондовых коллекциях (или собраниях) предметы материальной и духовной культуры хантов, манси, лесных ненцев. На базе музея «Торум Маа» для студентов ежегодно, начиная с 1999 года, проводятся научно-практические семинары по возрождению, сохранению и популяризации традиционных занятий, таких как изготовление предметов быта, средств передвижения, орудий и сооружений охотничьего промысла, рецептов национальной кухни, с привлечением мастеров-носителей традиционной культуры обских угров. В МГПУ проблемы этнокультурной деятельности музеев входят в содержание некоторых учебных дисциплин, исследуются в курсовых и научных студенческих работах, магистерских и кандидатских диссертациях. Например, в рамках учебной дисциплины «Народное художественное творчество» наши магистранты посетили музей знаменитого во всем мире народного художественного промысла Гжели, побывав на родине отечественной керамики, гончарства, фарфора с уникальной синей подглазурной росписью. Во время музейной экскурсии они познакомились с историей этого промысла, а на мастер-классе И.В. Коршуновой, кандидата педагогических наук, представителя нашей научной школы «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры», освоили основы лепки и традиционной гжельской росписи.

Также программой курса «Народное художественное творчество» была предусмотрена самостоятельная работа магистрантов в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва), и в других московских музеях, хранящих народные музыкальные инструменты, произведения народного художественного творчества, различные предметы традиционного народного быта.

Особое значение для формирования этнокультурной компетентности студентов имеет дальнейшее развитие социального партнерства вузов с различными видами музеев, в экспозициях которых представлены традиционные жилища и другие памятники материальной народной культуры. Важно знакомить студентов с экспозициями, этнокультурными образовательными проектами и программами исторических, этнографических, художественных и других музеев, а также непосредственно музеев народной культуры и краеведческих музеев в разных регионах России. В них наряду с экскурсиями проходят праздники народного календаря, мастер-классы народного декоративно-прикладного творчества, фольклорные концерты, образовательные этнокультурные программы и другие мероприятия.

Разноплановую этнокультурную деятельность осуществляют музеи- заповедники деревянного зодчества и народного быта: Кижи (Карелия), Витославлицы (Новгородская область), Коломенское (г. Москва), Малые Карелы (Архангельская обл.), Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а также Этнографический парк-музей «Этномир» в Калужской области и др. В них не только хранятся памятники материальной народной культуры, но и «оживают» старинные праздничные и семейно-бытовые народные традиции, проходят разнообразные образовательные и игровые программы, этнографические спектакли и концерты фольклорных коллективов.

Также необходимо знакомить студентов с музеями народной культуры, созданными при участии детей и родителей в дошкольных образовательных организациях и школах. Несколько музеев русской культуры созданы в московских детских садах и школах с этнокультурным русским компонентом содержания образования, участвовавшим с середины1990-х годов в экспериментальной работе (под научным руководством Т.И.Баклановой) по созданию модели столичного образования в рамках государственной программы г. Москвы «Столичное образование». В этих образовательных организациях, кроме музеев, имитирующих интерьеры старинной русской избы, оформлены помещения, интерьеры которых напоминают боярские палаты, а также домашний театр, музыкальную гостиную, бальный зал и картинную галерею в дворянской усадьбе. В школьном Музее московской культуры (СОШ № 683 г. Москвы) были оформлены такие тематические экспозиции, как «Москва музыкальная», «Москва театральная», «Москва литературная», «Москва живописная», «Москва праздничная» и др.[1].

Вся этнокультурная образовательная деятельность детских музеев базируется на идеях и методах музейной педагогики и этнопедагогики. В программах внеурочной этнокультурной деятельности школ все большее внимание уделяется знакомству с музейными экспозициями, отражающими различные формы традиционной народной праздничной, семейно-бытовой, игровой культуры, различные виды народного художественного творчества и т.п., применяются педагогические технологии проектной деятельности, современные информационно-коммуникативные технологии.

На кафедре социально-культурной деятельности Институт акультуры и искусств МГПУ студенты изучают содержание разработанных педагогами кафедры учебников, учебных пособия и программ для общего и дополнительного этнокультурного образования детей. Например, учебное пособие Т.И. Баклановой для 4 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники»[3]. В него включены практические задания по посещению школьниками различных музеев, в которых хранятся старинные самодельные переносные кукольные театры –«вертепы», использовавшиеся для народных кукольных представлений в дни Зимних святок, старинные самодельные маски для народных святочных сценок, куклы фольклорного театра Петрушки, участвовавшие в ярмарочных спектаклях в дни народных праздничных   гуляний,   и   другие   экспонаты,   дающие   наглядные представления о народных традициях празднований на Руси Рождества, Масленицы, Троицы, Ивана Купалы и других старинных народных календарных праздников.

Методика работы по данному учебному пособию для 4 класса раскрыта в пособии для студентов, учителей и педагогов дополнительного образования «Русская культура.1–4 классы», подготовленному авторским коллективом кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ. [9]. В содержании учебно-методического комплекта «Русская культура» для 1–4 классов, созданного этим же авторским коллективом, отражены многие этнокультурные программы музеев г. Москвы [2,6,9].

Для реализации рассмотренных направлений подготовки студентов к этнокультурной деятельности с использованием этнопедагогического потенциала музеев, необходимо, на наш взгляд, не только развивать сложившуюся практику формирования этнокультурной компетентности студентов, но и дополнять ее новыми компонентами. Например, разработать и ввести в учебные планы дисциплину «Музейная этнопедагогика», а некоторые практические занятия и самостоятельную работу студентов по этой дисциплине посвятить участию студентов в создании в вузе музея народной культуры как базы учебной и научно-исследовательской деятельности.

Специальное внимание необходимо уделить повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров к осуществлению этнокультурного дополнительного образования детей. Различные виды и формы такого образования осуществляются в настоящее время не только в образовательных организациях, но и в музеях, библиотеках, других учреждениях культуры, реализующих дополнительные образовательные программы детей и взрослых.

На их кадровое обеспечение направлена, в частности, новая дополнительная образовательная программа повышения квалификации «Этнокультурное дополнительное образование детей» (Т.И. Бакланова, О.И. Киселева, 2016 г.). Данная программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н, по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры). Цель программы – совершенствование этнокультурных компетенций слушателей, необходимых для разработки и реализации дополнительных развивающих этнокультурных программ для детей. Данная программа может быть реализована для повышения квалификации музейных работников в условиях социально-культурного партнерства вуза и музеев.

Программа рассчитана на 72 часа, состоит их трех разделов.

Раздел 1. «Теоретические основы этнокультурного дополнительного образования детей» включает рассмотрение сущности, понятийно-терминологической системы, концептуальных основ и актуальных проблем развития данной сферы этнокультурной образовательной деятельности.

Раздел 2. «Основное содержание дополнительных этнокультурных образовательных программ для детей» знакомит педагогов, музейных работников с исследованиями и практикой организации традиционных народных праздников в социально-культурных учреждениях, в условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования, а также с особенностями различных видов народного художественного творчества, отраженных в содержании этнокультурной деятельности современных образовательных организаций и учреждений культуры.

Раздел 3. «Разработка и реализация дополнительных этнокультурных образовательных программ для детей». В нем рассматриваются общие требования к проектированию и реализации дополнительных развивающих программ, особенности разработки и реализации таких программ для дошкольников и школьников разных возрастных категорий, проблемы педагогического маркетинга этнокультурных образовательных программ для детей и др.

Посредством данного и других учебных курсов в МГПУ внедряется научно обоснованная инновационная система подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров к этнокультурной деятельности в учреждениях культуры и образования, в том числе – к разработке и реализации музейных программ, направленных на этнокультурное образование как средство патриотического, духовно-нравственного, этнокультурного, художественно-эстетического воспитания граждан Российской Федерации.

Результаты и перспективы развития социально-культурного партнерства МГПУ и музеев в этнокультурной сфере планируется обсудить в рамках предстоящей в марте 2017 года Международной научно-практической конференции «Этнокультурная деятельность в современных образовательных и организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы». К участию в этом научном форуме приглашаются ученые и практики этнокультурной деятельности, включая сотрудников музеев.


Библиографическая ссылка

Бакланова Т.И., Медведь Э.И., Киселева О.И. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПАРТНЕРСТВА ВУЗА И МУЗЕЕВ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25478 (дата обращения: 01.10.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074