Партнерство – одно из ключевых понятий теории менеджмента, где под партнерством подразумевается сотрудничество для достижения стратегически существенных целей и задач, которые являются взаимовыгодными между независимыми организациями. Под социально-культурным партнерством вузов и музеев мы понимаем их творческое сотрудничество, взаимодействие в области подготовки кадров для сферы культуры, культурно-досуговой деятельности, сохранения и развития традиционной народной культуры, других направлений социально-культурной деятельности. По определению Т.И. Баклановой, социально-культурная деятельность представляет собой целенаправленную деятельность различных социальных институтов по организации и педагогическому руководству досуговой деятельностью населения в сфере культуры.
Социально-культурное партнерство вуза и музеев направлено на две взаимосвязанные цели:
- цель музея – использование научного, образовательного, творческого потенциала вуза для развития музейных видов и форм социально-культурной деятельности;
- цель вуза – использование музейных экспозиций, различных форм социально-культурной деятельности музеев, методов музейной педагогики для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов, обучающихся по таким направлениям высшего образования «Социально-культурная деятельность», «Педагогическое образование», «Народная художественная культура» и другим.
В современных Федеральных государственных образовательных стандартах по данным направлениям высшего образования предусмотрено формирование отдельных компетенций будущих бакалавров и магистров, касающихся традиционной народной культуры. Их формированию может способствовать развитие социально-культурного партнерства педагогических вузов, вузов культуры с этнографическими, краеведческими, музыкальными музеями, музеями изобразительного и декоративно-прикладного искусства, музеями-заповедниками народного зодчества и другими музеями, в экспозициях и образовательных программах которых отражены различные явления и процессы в сфере традиционной народной культуры и этнокультурного образования.
В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) разрабатываются и внедряются несколько направлений развития социально-культурного партнерства вуза и музеев по подготовке студентов к сохранению и развитию традиционной народной культуры: в содержании образовании отражаются инновационные подходы к социально-культурному партнерству вуза и музеев в контексте этнокультурной педагогики [5,10], ведется работа по формированию средствами музейной педагогики этнокультурной компетентности студентов [7], осуществляется подготовка студентов к разработке и реализации этнокультурных образовательных программ и др.
На кафедре социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ в учебные планы подготовки студентов по направлениям «Социально-культурная деятельность» и «Педагогическое образование» включены дисциплины «Народное художественное творчество», «Теория и история народной художественной культуры», «Современные модели этнокультурного образования» и др., изданы современные учебники, учебные пособия, программы для студентов, в содержании которых отражены, в частности, актуальные проблемы взаимодействия образовательных организаций и музеев по разработке музейных этнокультурных образовательных программ [4,8,9 и др.].
Актуализации и повышению научного уровня содержания этнокультурных дисциплин способствовали международные научно- практические конференции «Этнокультурные процессы в современном мире» (ноябрь 2013 г.) и «Традиционная народная культура в современной социально-культурной деятельности и образовании» (март 2015 г.), организованные кафедрой социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ. В этих конференциях приняли участие ученые из многих городов и регионов России (Москвы и Московской обл., Арзамаса, Белгорода, Великого Новгорода, Владивостока, Горно-Алтайска, Ижевска, Йошкар Олы, Кемерово, Махачкалы, Нижнего Новгорода, Твери, Ханты-Мансийска и др.), а также из Армении, Казахстана и США. В материалах конференций отражен опыт социального партнерства нескольких музеев и вузов, например, опыт бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа», который является методическим центром в области этнографии коренных народов Югры для этнографических, исторических, краеведческих музеев округа, имеющих в фондовых коллекциях (или собраниях) предметы материальной и духовной культуры хантов, манси, лесных ненцев. На базе музея «Торум Маа» для студентов ежегодно, начиная с 1999 года, проводятся научно-практические семинары по возрождению, сохранению и популяризации традиционных занятий, таких как изготовление предметов быта, средств передвижения, орудий и сооружений охотничьего промысла, рецептов национальной кухни, с привлечением мастеров-носителей традиционной культуры обских угров. В МГПУ проблемы этнокультурной деятельности музеев входят в содержание некоторых учебных дисциплин, исследуются в курсовых и научных студенческих работах, магистерских и кандидатских диссертациях. Например, в рамках учебной дисциплины «Народное художественное творчество» наши магистранты посетили музей знаменитого во всем мире народного художественного промысла Гжели, побывав на родине отечественной керамики, гончарства, фарфора с уникальной синей подглазурной росписью. Во время музейной экскурсии они познакомились с историей этого промысла, а на мастер-классе И.В. Коршуновой, кандидата педагогических наук, представителя нашей научной школы «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры», освоили основы лепки и традиционной гжельской росписи.
Также программой курса «Народное художественное творчество» была предусмотрена самостоятельная работа магистрантов в Музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства (г. Москва), и в других московских музеях, хранящих народные музыкальные инструменты, произведения народного художественного творчества, различные предметы традиционного народного быта.
Особое значение для формирования этнокультурной компетентности студентов имеет дальнейшее развитие социального партнерства вузов с различными видами музеев, в экспозициях которых представлены традиционные жилища и другие памятники материальной народной культуры. Важно знакомить студентов с экспозициями, этнокультурными образовательными проектами и программами исторических, этнографических, художественных и других музеев, а также непосредственно музеев народной культуры и краеведческих музеев в разных регионах России. В них наряду с экскурсиями проходят праздники народного календаря, мастер-классы народного декоративно-прикладного творчества, фольклорные концерты, образовательные этнокультурные программы и другие мероприятия.
Разноплановую этнокультурную деятельность осуществляют музеи- заповедники деревянного зодчества и народного быта: Кижи (Карелия), Витославлицы (Новгородская область), Коломенское (г. Москва), Малые Карелы (Архангельская обл.), Владимиро-Суздальский музей-заповедник, а также Этнографический парк-музей «Этномир» в Калужской области и др. В них не только хранятся памятники материальной народной культуры, но и «оживают» старинные праздничные и семейно-бытовые народные традиции, проходят разнообразные образовательные и игровые программы, этнографические спектакли и концерты фольклорных коллективов.
Также необходимо знакомить студентов с музеями народной культуры, созданными при участии детей и родителей в дошкольных образовательных организациях и школах. Несколько музеев русской культуры созданы в московских детских садах и школах с этнокультурным русским компонентом содержания образования, участвовавшим с середины1990-х годов в экспериментальной работе (под научным руководством Т.И.Баклановой) по созданию модели столичного образования в рамках государственной программы г. Москвы «Столичное образование». В этих образовательных организациях, кроме музеев, имитирующих интерьеры старинной русской избы, оформлены помещения, интерьеры которых напоминают боярские палаты, а также домашний театр, музыкальную гостиную, бальный зал и картинную галерею в дворянской усадьбе. В школьном Музее московской культуры (СОШ № 683 г. Москвы) были оформлены такие тематические экспозиции, как «Москва музыкальная», «Москва театральная», «Москва литературная», «Москва живописная», «Москва праздничная» и др.[1].
Вся этнокультурная образовательная деятельность детских музеев базируется на идеях и методах музейной педагогики и этнопедагогики. В программах внеурочной этнокультурной деятельности школ все большее внимание уделяется знакомству с музейными экспозициями, отражающими различные формы традиционной народной праздничной, семейно-бытовой, игровой культуры, различные виды народного художественного творчества и т.п., применяются педагогические технологии проектной деятельности, современные информационно-коммуникативные технологии.
На кафедре социально-культурной деятельности Институт акультуры и искусств МГПУ студенты изучают содержание разработанных педагогами кафедры учебников, учебных пособия и программ для общего и дополнительного этнокультурного образования детей. Например, учебное пособие Т.И. Баклановой для 4 класса «Основы духовно-нравственной культуры народов России: русские традиционные народные календарные праздники»[3]. В него включены практические задания по посещению школьниками различных музеев, в которых хранятся старинные самодельные переносные кукольные театры –«вертепы», использовавшиеся для народных кукольных представлений в дни Зимних святок, старинные самодельные маски для народных святочных сценок, куклы фольклорного театра Петрушки, участвовавшие в ярмарочных спектаклях в дни народных праздничных гуляний, и другие экспонаты, дающие наглядные представления о народных традициях празднований на Руси Рождества, Масленицы, Троицы, Ивана Купалы и других старинных народных календарных праздников.
Методика работы по данному учебному пособию для 4 класса раскрыта в пособии для студентов, учителей и педагогов дополнительного образования «Русская культура.1–4 классы», подготовленному авторским коллективом кафедры социально-культурной деятельности Института культуры и искусств МГПУ. [9]. В содержании учебно-методического комплекта «Русская культура» для 1–4 классов, созданного этим же авторским коллективом, отражены многие этнокультурные программы музеев г. Москвы [2,6,9].
Для реализации рассмотренных направлений подготовки студентов к этнокультурной деятельности с использованием этнопедагогического потенциала музеев, необходимо, на наш взгляд, не только развивать сложившуюся практику формирования этнокультурной компетентности студентов, но и дополнять ее новыми компонентами. Например, разработать и ввести в учебные планы дисциплину «Музейная этнопедагогика», а некоторые практические занятия и самостоятельную работу студентов по этой дисциплине посвятить участию студентов в создании в вузе музея народной культуры как базы учебной и научно-исследовательской деятельности.
Специальное внимание необходимо уделить повышению квалификации и переподготовке педагогических кадров к осуществлению этнокультурного дополнительного образования детей. Различные виды и формы такого образования осуществляются в настоящее время не только в образовательных организациях, но и в музеях, библиотеках, других учреждениях культуры, реализующих дополнительные образовательные программы детей и взрослых.
На их кадровое обеспечение направлена, в частности, новая дополнительная образовательная программа повышения квалификации «Этнокультурное дополнительное образование детей» (Т.И. Бакланова, О.И. Киселева, 2016 г.). Данная программа разработана в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н, по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» (уровень магистратуры). Цель программы – совершенствование этнокультурных компетенций слушателей, необходимых для разработки и реализации дополнительных развивающих этнокультурных программ для детей. Данная программа может быть реализована для повышения квалификации музейных работников в условиях социально-культурного партнерства вуза и музеев.
Программа рассчитана на 72 часа, состоит их трех разделов.
Раздел 1. «Теоретические основы этнокультурного дополнительного образования детей» включает рассмотрение сущности, понятийно-терминологической системы, концептуальных основ и актуальных проблем развития данной сферы этнокультурной образовательной деятельности.
Раздел 2. «Основное содержание дополнительных этнокультурных образовательных программ для детей» знакомит педагогов, музейных работников с исследованиями и практикой организации традиционных народных праздников в социально-культурных учреждениях, в условиях внеурочной деятельности и дополнительного образования, а также с особенностями различных видов народного художественного творчества, отраженных в содержании этнокультурной деятельности современных образовательных организаций и учреждений культуры.
Раздел 3. «Разработка и реализация дополнительных этнокультурных образовательных программ для детей». В нем рассматриваются общие требования к проектированию и реализации дополнительных развивающих программ, особенности разработки и реализации таких программ для дошкольников и школьников разных возрастных категорий, проблемы педагогического маркетинга этнокультурных образовательных программ для детей и др.
Посредством данного и других учебных курсов в МГПУ внедряется научно обоснованная инновационная система подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров к этнокультурной деятельности в учреждениях культуры и образования, в том числе – к разработке и реализации музейных программ, направленных на этнокультурное образование как средство патриотического, духовно-нравственного, этнокультурного, художественно-эстетического воспитания граждан Российской Федерации.
Результаты и перспективы развития социально-культурного партнерства МГПУ и музеев в этнокультурной сфере планируется обсудить в рамках предстоящей в марте 2017 года Международной научно-практической конференции «Этнокультурная деятельность в современных образовательных и организациях и учреждениях культуры: опыт, проблемы, перспективы». К участию в этом научном форуме приглашаются ученые и практики этнокультурной деятельности, включая сотрудников музеев.
Библиографическая ссылка
Бакланова Т.И., Медведь Э.И., Киселева О.И. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПАРТНЕРСТВА ВУЗА И МУЗЕЕВ ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К СОХРАНЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ТРАДИЦИОННОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25478 (дата обращения: 06.12.2024).