В современном социуме ежегодно возрастает число опасных для жизни и здоровья людей факторов. Быстрый рост научно-технического прогресса, урбанизация, стремительность изменений в политической, экономической, социальной сферах, неконтролируемый информационный поток создают угрозу для психологического здоровья и безопасности граждан. Проблема психологической безопасности становится особенно актуальной, в том числе из-за увеличения численности и расширения спектра социально незащищенных, девиантных слоев населения и граждан «групп риска».
К ним прежде всего относятся дети и подростки, воспитывающиеся в условиях учреждений интернатного типа. Как показывает практика, большинство современных сирот - дети, оказавшиеся в условиях интерната при живых родителях в силу алкоголизма, наркомании, жестокого отношения, пренебрежения к потребностям и интересам детей, безработицы. Покидая стены интерната, многие из воспитанников становятся источником угроз безопасности граждан, пополняя ряды категорий «групп риска».
Закрытая среда интерната для его воспитанников является не только образовательной средой, но и средой их жизнедеятельности, микросоциумом. Социальная изоляция в условиях закрытого учреждения способствует искажению эмоциональных связей ребенка с внешней окружающей средой, вызывая нарушения психофизического и социального развития. Внешнее пространство мира представляется воспитанникам интерната как нестабильное, небезопасное, лишающее возможности удовлетворения естественных и социальных потребностей. Поэтому обеспечение безопасности образовательной среды интерната и безопасности личности его воспитанников является важнейшим направлением работы педагогов и психологов.
Изучение развития и формирования психики ребенка в процессе взаимодействия с образовательной средой всегда было приоритетным направлением в российской психологии. В 90-х годах ХХ века появился новый термин - «психологическая безопасность образовательной среды», который стал предметом изучения ученых психологов Б.Г. Ананьева, И.А. Баевой, Е.В. Бурмистровой, Г.В. Грачева, Г.А. Ковалева и прочих.
Безопасность воспитанников интерната зависит от безопасности среды, включающей организационные (неблагоприятные условия проживания, отсутствие необходимой инфраструктуры, большое количество воспитанников, минимальное личное пространство) и педагогические (неэффективный стиль педагогического воспитания и обучения, физическое и психологическое насилие со стороны педагогов) факторы. Но «истинной средой обитания личности является не физическая реальность и не социальная среда, а лишь те их фрагменты, которые отражены в сознании человека и на которых основывается его поведение» (К. Левин) [5].
Поэтому для нормального функционирования человека как личности должны обеспечиваться не только психологическая безопасность образовательной среды, но и психологическая безопасность личности. Чтобы защитить себя от негативных факторов среды, не поддаться чужому влиянию, человеку не достаточно просто жить в безопасных условиях. Он должен быть информирован о понятиях «психологическое насилие», «угроза», «риск», «манипулирование», а самое главное - быть психически здоровым, обладать такими личностными особенностями, как саморегуляция, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, уверенность в себе, самоорганизованность, адекватная оценка ситуации, критичность.
В науке психологическая безопасность личности трактуется учеными в зависимости от различных социально-психологических интерпретаций личности: как процесс, как свойство личности и как состояние.
И.А. Баева определяет психологическую безопасность личности как психическое состояние личности, которое характеризуется переживанием личностью своей защищенности, умением правильно реагировать на возникающую опасность. Особого внимания также заслуживает внутреннее пространство личности: ее мировоззрение, установки, самооценка и другие личностные особенности, определяющие видение своего места в мире [1].
Психологическая защищенность формируется с первых дней ребенка и превращается в установку, определяющую отношение к себе и миру.
Формирование у ребенка базового доверия к миру тесно связано с развитием привязанности, т.е. с отношением к себе и людям, которое дает (или не дает) чувство защищенности и безопасности.
У воспитанников интерната формируется особый, отличный от детей, выросших в условиях семейного воспитания, тип личности, формирование которого было раскрыто в своих исследованиях М.Р. Битяновой, В.Г. Бочаровой, В.Ф. Вишняковой, В.Н. Гуровым, И.В. Дубровиной, В.В. Морозовым, А.М. Прихожан, Л.К. Сидоровой, Н.Н. Толстых.
Неблагоприятные условия жизни, отягощенная наследственность, аномальное внутриутробное развитие в процессе нежеланной беременности матери оказывают негативное влияние на психическое и физическое здоровье детей еще до помещения ребенка в интернат. Установлено, что большинство сирот страдают врожденной психической и неврологической патологией, имеют низкие показатели здоровья.
Психологи И. Лангмейер и З. Матейчек ввели понятие психической депривации как психического состояния, возникающего в результате таких жизненных ситуаций, когда субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени [3].
Чем раньше ребенок был оторван от родителей, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития: недоразвитие эмоционально-волевой сферы, задержка интеллектуального и психического развития, нарушение или отсутствие базового доверия к миру.
Рассматривая социально-психологический аспект безопасности личности воспитанника интерната, можно отметить деформацию системы межличностных отношений, влияющих на формирование чувства защищенности. К подростковому возрасту эти нарушения создают проблему адаптации ребенка в обществе, становление его как личности.
Подростковый возраст характеризуется потребностью в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл, усвоением определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательностью в поведении. Формируется готовность к личностному и жизненному самоопределению, готовность к преодолению трудностей будущей взрослой жизни.
Большую роль в становлении личности, в формировании чувства защищенности играет значимый взрослый, который является культурным посредником между ребенком и обществом в процессе его социализации.
Материнская депривация раннего возраста, дефицит общения в интернатном учреждении, постоянная смена педагогов и воспитателей, неэффективный педагогический стиль воспитания - ведут к нарушению эмоциональной связи «взрослый – ребенок». Происходит деформация системы отношений в виде двух симптомокомплексов: «тревога по отношению к взрослому» и «враждебность по отношению к взрослому» [2].
В условиях интерната взрослый становится не «источником жизненного смысла» для ребенка, а лишь формальным носителем знаний, образцов поведения, поощрений и наказаний. Отсутствие значимого взрослого как объекта подражания и идентификации влияет на социальные компетенции ребенка, социальные навыки решения проблем.
Таким образом, к подростковому возрасту воспитанник интерната не имеет навыка совладания с трудностями, не осознает своих потребностей, прав и обязанностей, психологически не готов к решению проблем и защите от угроз внешнего мира.
Адаптируясь в ограниченном социальном кругу интерната, принимая нормы и ценности своей референтной группы, воспитанник оказывается совершенно дезориентированным в условиях внешнего мира. Сложившиеся в процессе адаптации к условиям интерната механизмы самосохранения и самоорганизации системы психологической зашиты личности, выполняющие стабилизирующую функцию и обеспечивающие его психологическое здоровье в микросоциуме интерната, становятся неконструктивными в дальнейшем процессе социализации.
Исследования психологов (Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский) показывают, что, попадая в ситуации угроз и риска, подросток выбирает неконструктивные способы решения проблем, использует иждивенческие, пассивные копинг-стратегии. Иллюзия психологической безопасности личности ребенка в условиях интерната оборачивается в дальнейшем дезадаптацией. Г.В. Семья обозначил такие условия термином «психологическая квазизащищенность», которая обеспечивает ситуативную, кажущуюся психологическую защищенность в привычных условиях проживания и легко разрушается при столкновении с реальной жизнью [4].
Для исследования готовности подростков к сопротивлению жизненным трудностям было разработано и проведено диагностическое исследование, направленное на изучение поведения детей в трудных жизненных ситуаций, эмоционального фона подростков, отношения к себе и другим. В диагностике прияли участие 34 подростка 8-9-х классов учащихся школ-интернатов и 59 учащихся 8-х классов общеобразовательных школ. Были использованы следующие диагностические методики, направленные на исследование психологической безопасности и защищенности подростков-сирот: методика «Опросник социально-психологической адаптации Р. Даймонда - К. Роджерса»; методика для определения копинг-стратегий WCQ Р. Лазарус и С. Фолкман (в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой), методика «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации» К. Томаса, опросник «Решение трудных ситуаций» (РТС) Я. Боукала (в модификации О.Ю. Михайловой).
Результаты исследования социально-психологической адаптации по методике Р. Даймонда – К. Роджерса показывают преобладание средних значений по всем шкалам.
Таблица 1
Сравнительный анализ результатов исследования подростков общеобразовательной школы и школы-интерната по методике СПА Р. Даймонда – К. Роджерса
Уровни |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||
|
Общеобр. школа |
Школа-интернат |
Общеобр. школа |
Школа-интернат |
Общеобр. школа |
Школа-интернат |
Адаптированность |
|
|
100 |
100 |
|
|
Дезадаптиров. |
25 |
|
75 |
100 |
|
|
Принятие себя |
12,5 |
6 |
81,5 |
94 |
6 |
|
Непринятие себя |
37,5 |
6 |
62,5 |
94 |
|
|
Принятие других |
6 |
6 |
88 |
94 |
6 |
|
Непринят. других |
31 |
|
69 |
100 |
|
|
Эмоц. комфорт |
3 |
9 |
97 |
91 |
|
|
Эмоц. дискомфорт |
19 |
6 |
68,5 |
85 |
12,5 |
9 |
Внутр. контроль |
6 |
|
81,5 |
100 |
12,5 |
|
Внешний контроль |
31 |
|
69 |
100 |
|
|
Доминирование |
15,5 |
25 |
88,5 |
75 |
6 |
|
Ведомость |
6 |
|
91 |
91 |
9 |
9 |
Уход от проблем |
25 |
|
75 |
85 |
|
15 |
Статистический анализ по t-критерию Стьюдента выявил значимые различия по шкалам «Адаптированность» (0,01), «Дезадаптированность» (0,008), «Принятие себя» (0,041), «Непринятие себя» (0,004), «Непринятие других» (0,017), «Внешний контроль» (0,043), «Уход от проблем» (0,002). Наибольшие различия наблюдаются по шкалам «Дезадаптированность», «Непринятие себя», «Уход от проблем», по которым у воспитанников интерната обнаружены более высокие показатели.
У школьников наблюдается больший разброс значений, выявлены и низкие и высокие показатели, тогда как у воспитанников интерната превалируют средние показатели, что может свидетельствовать также о большей стандартизации, ригидности мышления и эмоций у воспитанников интерната. У подростков из обычной школы процент низких показателей по шкалам «Дезадаптированность», «Непринятие себя», «Непринятие других», «Эмоциональный дискомфорт», «Внешний контроль», «Уход от проблем» выше, тогда как у воспитанников интерната низкие показатели практически отсутствуют.
Результаты проведенного исследования копинг-стратегий по методике WCQ Р. Лазарус и С. Фолкман показали, что для подростков обеих групп свойственны довольно высокие результаты по всем видам совладающего поведения, трудно выделить какой-либо один стиль поведения в трудных ситуациях.
Таблица 2
Сравнительный анализ результатов исследования подростков общеобразовательной школы и школы-интерната по методике определения копинг-стратегий WCQ Р. Лазарус и С. Фолкман
Уровни |
Низкий |
Средний |
Высокий |
|||
|
Общеобр. школа |
Школа-интернат |
Общеобр. школа |
Школа-интернат |
Общеобр. школа |
Школа-интернат |
Конфронтация |
22 |
0 |
50 |
76 |
28 |
24 |
Дистанционирование |
9 |
6 |
73 |
68 |
19 |
26 |
Самоконтроль |
6 |
6 |
60 |
64 |
34 |
20 |
Поиск соц. поддержки |
9 |
20 |
57 |
77 |
34 |
3 |
Принятие ответственности |
9 |
6 |
25 |
88 |
66 |
6 |
Бегство-избегание |
13 |
3 |
65 |
62 |
22 |
35 |
Планирование решения |
6 |
6 |
72 |
91 |
22 |
3 |
Положительная переоценка |
0 |
6 |
66 |
74 |
34 |
20 |
Но можно отметить, что ученики общеобразовательной школы отдают приоритет продуктивной стратегии «Принятие ответственности» (70%), тогда как воспитанники интерната показали довольно высокие результаты по непродуктивным стратегиям «Дистанцирование» и «Бегство-избегание» (66% и 63%). Статистический анализ по t-критерию Стьюдента не выявил значимых различий в выборе копинг-стратегий у диагностируемых групп. Можно сделать вывод о том, что подросткам общеобразовательных школ в показателях свойственен разброс данных, присутствуют как низкие, так и высокие показатели, в то время как воспитанникам интерната присущ больший процент средних показателей.
Статистический анализ результатов проведенного исследования по опроснику «Решение трудных ситуаций» (РТС) Я. Боукала по t-критерию Стьюдента выявил значимые различия в выборе стратегий по шкалам: «Уход» (0,000), «Наркотизация» (0,01), «Агрессия к людям» (0,000).
Таблица 3
Сравнительный анализ результатов исследования подростков общеобразовательной школы и школы-интерната по опроснику «Решение трудных ситуаций» (РТС) Я. Боукала (средние показатели)
|
Уход |
Наркотизация |
Механизм снижения психического напряжения |
Вербальная агрессия |
Агрессия к людям |
Агрессия на предметы |
Агрессия к себе |
Интрапунитивное отношение к ситуации |
Компенсация |
Возрастание усилий к достижению цели |
Общеобр. школа |
56 |
0 |
64 |
56 |
44 |
44 |
48 |
64 |
64 |
72 |
Школа-интернат |
72 |
60 |
64 |
58 |
68 |
58 |
52 |
64 |
60 |
60 |
Из результатов сравнительной характеристики видно, что у воспитанников интернатов высокие показатели по непродуктивным и аддиктивным стратегиям решения трудных ситуаций: «Уход» (72%), «Сравнение своих проблем с проблемами других» (68%), «Вербальная агрессия» (68%), «Агрессия к людям» (68%), у учеников общеобразовательной школы высокие показатели по продуктивной стратегии «Возрастание усилий к достижению целей». По шкале «Наркотизация» у воспитанников интерната более высокие показатели, чем у учеников школы (60% и 40%) соответственно. У подростков обеих групп достаточно высокие показатели по шкалам «Агрессия», «Интрапунитивное отношение к ситуации», «Механизмы снижения психического напряжения»: эмоциональное реагирование на ситуацию, возложение вины на себя, самообвинение или, наоборот, переход к пассивному соучастию, когда вся ответственность за последствия снимается с себя и возлагается на кого-то, бывает свойственным ребенку подросткового возраста [5].
Таким образом, полученные при диагностике результаты позволили сделать следующие выводы.
- Различия в результатах использования копинг-стратегий трудных ситуаций у воспитанников интерната и учеников общеобразовательной школы малозначительны. Не имея сформированного стиля борьбы с трудностями, подростки пытаются использовать разные стратегии.
- В обеих исследованных группах выявлены довольно высокие показатели непродуктивных поведенческих стратегий, что говорит о процессе формирования способов психологической защищенности подростков и требует профилактической работы педагогов и психологов.
- Результаты исследования показали у воспитанников интерната несбалансированность функционирования когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов копинг-поведения, использование непродуктивных поведенческих стратегий, таких как уход от проблем, дистанцирование, агрессия, наркотизация, что говорит о психологической незрелости подростков, неготовности к трудным ситуациям. Воспитанникам интерната свойственны стандартные ответы на вопросы методик, большая доля средних значений показателей, что свидетельствует о неразвитости оценочных механизмов, эмоциональной ригидности.
Таким образом, можно сделать вывод о необходимости работы педагогов и психологов по формированию правильных поведенческих стратегий борьбы с трудностями, нейтрализации и нормализации негативных эмоциональных состояний подростка, коррекции межличностных отношений у воспитанников интерната.
Библиографическая ссылка
Кузнецова Е.В., Матяш Н.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25462 (дата обращения: 03.12.2024).