Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, иного определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы обучающихся. Современное динамично развивающееся информационное общество одной из важных задач образования определяет формирование и развитие коммуникативных умений учащихся. Данный факт подтвержден в последней разработке Федерального государственного общеобразовательного стандарта, определяющем развитие коммуникативной компетентности одной из главных задач образования [9].
Подходы к решению проблем формирования коммуникативных универсальных учебных действий отражены в многочисленных психолого-педагогических исследованиях (Ю.К. Бабанского, А.А. Бодалева, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.А. Любинской, А.С. Макаренко, А.В. Петровского, Е.В. Руденского, Е.О. Селевко, Г.К. Смирновой, В.А. Сухомлинского, Д.Б. Эльконина, др.). Данной проблеме посвящены исследования по методологии развития коммуникативных умений младших школьников (А.Г. Асмолов, Е.Н. Жаркова, М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова и др.). Анализ работ показывает, что в них излагаются общетеоретические положения коммуникации или фокусируется внимание в основном на формировании групп предметных навыков. При этом в условиях активного внедрения ФГОС нового поколения, отмечается необходимость разработки конкретных методик и рекомендаций по развитию метапредметных навыков, коммуникативных универсальных действий.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий ученики, в конечном счёте, приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), умения организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Формируя коммуникативные универсальные учебные действия, ученик научится [2, 9]:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнера;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Одним из наиболее эффективных методов развития коммуникативных универсальных учебных действий, по мнению широкого круга исследователей, является применение дидактических игр в процессе обучения. Именно в общении ребёнок получает опыт анализа, синтеза информации, конкретизации и обобщения, построение понятийного аппарата и т. д. С приходом в начальную школу ребёнок уже обладает некоторыми базовыми навыками коммуникации, которые являются необходимыми не только для процесса образования, но для гармоничного развития психики и личности ребёнка. Среди подобных критериев исследователи выделяют следующий набор:
- потребность детей в коммуникации как со взрослыми, так и с детьми своего возраста;
- обладание некоторыми вербальными и невербальными приёмами общения;
- лояльное (или позитивное) отношение к процессу сотрудничества;
- фокусирование внимания на собеседнике, неподдельный интерес в общении;
- умение слушать собеседника.
Без данного набора базисных умений, как считают исследователи, невозможно формирование полноценного многогранного аппарата коммуникации.
А.Г. Асмолов [2] при характеристике возрастных особенностей коммуникативных умений младших школьников предлагает следующее деление:
- коммуникация как взаимодействие;
- коммуникация сотрудничество;
- коммуникация условие интериоризации.
Коротко охарактеризуем основные особенности психологии младших школьников по этим направлениям.
Взаимодействие, в данном случае, будет заключаться в анализе позиции собеседника и корректировке собственной речи с учётом мнения собеседника.
Учёные отмечают, что навык соотносить собственные действия с действиями других людей ради достижения какой-то определённой цели появляется у детей в дошкольном возрасте. При этом его становление и качественное развитие происходит именно на этапе школьного образования [4]. Однако исследователи отмечают, что дети, приходя в школу, зачастую не обнаруживают этой способности, что проявляется в отказе работать в группе, слабой ориентации на окружающих во время такой деятельности, индивидуализме. Данная ситуация делает особо актуальной активизацию деятельности педагогов по воспитанию и обучению детей работе в команде.
В процессе традиционного обучения, не предполагающего кооперативную работу, имеет место настоящая совместная работа детей – взаимопомощь, взаимоконтроль и т.д. Характерным явлением для этого возраста является установление дружбы и круга знакомств ребёнка с одноклассниками. Во многом данные умения, приобретаемые школьниками на этом этапе, оказывают решающее воздействие на весь последующий характер их дальнейшей социализации и направление личностного развития.
Очевидно, что формирование коммуникативных навыков, связанных с кооперацией, происходит в более короткие сроки и на более качественном уровне, если в рамках учебного процесса делается акцент на специально организуемом сотрудничестве детей [3]. В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникации следует выделять ярко выраженную интериоризирующую составляющую, представленную средствами трансляции разного рода информации другим людям и развитии аппарата рефлексии. Детская речь имеет своеобразный, двоякий характер. С одной стороны, она служит средством трансляции определённого сообщения другому адресату. С другой стороны, речь развивается как всё более точное средство отображения предметного содержания и самого процесса деятельности ребенка. Так, индивидуальное сознание и рефлексивность мышления ребенка зарождаются внутри взаимодействия и сотрудничества его с другими людьми. В соответствии с современными требованиями к уровню освоения программ начального образования, уже к моменту поступления ребёнка в школу он должен уметь строить такие высказывания, которые были бы понятны для собеседника, ориентироваться на его позицию, осознавать те аспекты передаваемой информации, которые партнёру знакомы, а какие – нет.
Существенно влияют на развитие коммуникативных действий у школьников и такой аспект, как существование индивидуальных вариативных особенности общения между учениками. Подтвержден исследованиями тот факт, что у детей существует явное различие между умением взаимодействовать с теми ребятами, с которыми чаще очень тесно пересекаются другие аспекты общения [9].
В условиях традиционного подхода к обучению школьников, проблемы с коммуникативными трудностями ребенка преодолеваются очень трудно в лучшем случае, в худшем случае коммуникативные трудности запускаются и приобретают хронический характер. Следовательно, систематическая работа по развитию ключевых коммуникативных умений является залогом успеха в деле преодоления индивидуальных проблем в развитии младшего школьника.
Игровая форма проведения учебных занятий реализуется с помощью разнообразных дидактических приемов и игровых ситуаций, в данном случае они выступают как вспомогательное средство, призванное заинтересовать, побудить ученика к познавательной деятельности, помочь ребенку сфокусироваться на изучаемом объекте.
Выделим следующие направления, в соответствии с которыми реализуются игровые методы на уроках: целеполагание осуществляется учителем в форме игровой задачи; правило игры становится правилами учебного процесса; учебные материалы становятся элементами игры; игра вводит элемент соревнования в процесс обучения; успех в процессе обучения тесно связан с достижениями ребенка в игровой деятельности.
При этом от понимания учителя назначения и основных видов педагогических игр зависит место и роль игровых методов в процессе обучения и, главное, их эффективность.
Таким образом, игровые технологии [5] являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предметов.
В школе у ребенка появляется новый вид деятельности – учение, но игра тоже сохраняет свое значение, ведь игра – это одно из средств развития коммуникативных навыков. Она не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Ребенка привлекает возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть.
В последнее время поиски ученых (З.М. Богуславская, О.М. Дьяченко, Н.Е. Веракса, Е.О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта и коммуникативных навыков, которые характеризуются гибкостью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.
В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие школьники, несмотря на эгоцентризм, оставшийся со времен дошкольного детства, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры. Содержательное обсуждение вопросов, связанных с ролями и контролем за выполнением правил игры, становится возможным благодаря включению детей в общую, эмоционально насыщенную для них деятельность.
В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать, формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на свое место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в классе. Класс во главе с лидером – лучшая, наиболее естественная модель социализации ребенка принятия им норм общения и взаимодействия с людьми.
Игра – это непрерывная смена позиций. Умение вести себя в определенной роли, неважно будь это руководитель или подчиненный, формирует у школьника адекватную самооценку и способность воспринимать реально свое место в системе общественных отношений. Играя, школьники «впитывают в себя» опыт общения более старших товарищей и взрослых людей. Игра позволяет пережить те эмоции, которые помогают младшему школьнику на игровом уровне уметь контролировать или воздерживаться от них. Игровая ситуация направлена на формирование собственной позиции по тому или иному вопросу. Она позволяет ребенку донести «правильность» своего мнения, с помощью вербальной и невербальной коммуникации доказать свою правоту и логику суждений.
Умение донести до другого человека необходимую информацию, пусть даже это будет облачено в игровую форму – сложный и многоструктурный процесс. Младший школьник преодолевает различные сложности и сталкивается с коммуникативными барьерами, непониманием со стороны реципиента. Однако если игровая ситуация заранее продумана и сконструирована, то игровая задача будет достигнута благодаря гибкости общения и коммуникации.
На этапе формирующего эксперимента, проводимого с обучающимися второго класса общеобразовательной школы, нами был составлен методический комплекс, включающий дидактические игры, призванные способствовать развитию коммуникативных универсальных учебных действий с учетом трех основных направлений в рамках коммуникации.
Формируемые коммуникативные действия |
Дидактические игры |
Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника |
«Математическая эстафета», «Лучший космонавт», «Стрельба по мишеням», «Часы» |
Коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество |
«Цифровая акробатика», «Веселый счет» «Посчитай», «Развиваем наблюдательность» |
Коммуникативно-речевые действия |
«Молчанка», «Придумай слова», «Наборщик» |
Вся проводившаяся работа строилась на поэтапной основе. В начале педагогического эксперимента основной упор делался на применение дидактических игр, направленных на развитие коммуникативно-речевых умений («Молчанка», «Придумай слова», «Наборщик»). Работа имела цель развития индивидуальных умений каждого ученика. При этом особое внимание в ходе занятия уделялось детям с различными проблемами в общении, что положительно сказалось на формировании их умений общаться и интереса к совместной деятельности.
Затем в работу включались игры, направленные на учёт позиции собеседника («Математическая эстафета», «Лучший космонавт», «Стрельба по мишеням», «Часы»). Это позволило закрепить индивидуальные неформальные межличностные связи, обратить внимание детей на тех одноклассников, которые выпадали из их круга общения, игнорируемых ими.
В заключение параллельно с предыдущими видами стали применяться дидактические игры, направленные на развитие кооперации и сотрудничества («Цифровая акробатика», «Веселый счет», «Посчитай», «Развиваем наблюдательность»). Данные игры основной целью имели формирование в классе целостного коллектива, способного решать поставленные учебные задачи.
По результатам проведённого на контрольном этапе комплексного исследования были получены результаты.
Развитие компонентов коммуникативных УУД в экспериментальном (ЭК) и контрольном классах (КК)
Показатель |
Уровень |
|||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
ЭК |
КК |
ЭК |
КК |
ЭК |
КК |
|
Коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника |
44,71 |
29,17 |
44,08 |
41,09 |
11,21 |
29, 74 |
Коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество |
29,82 |
11,2 |
49,87 |
43,06 |
20,31 |
25,74 |
Коммуникативно-речевые действия |
37,22 |
32,45 |
44,01 |
44,81 |
18,77 |
22,74 |
Приведённые результаты диагностических исследований иллюстрируют положительную динамику в развитии коммуникативных умений у детей экспериментального класса. В контрольном классе, где, напротив, подобная динамика является слабо выраженной. Следовательно, введение в структуру уроков математики специального комплекса дидактических игр создало благоприятную почву для формирования разнообразных предметных и метапредметных универсальных учебных действий.
Библиографическая ссылка
Кочетова Е.В., Кузнецова Е.С., Михайлова И.Р. РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД ) МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25461 (дата обращения: 13.10.2024).