Образовательная деятельность в современных военных вузах нацелена на формирование информационной культуры курсантов, являющейся залогом их профессионального саморазвития в условиях информационного общества. При этом огромным потенциалом в развитии информационной культуры курсантов обладает внеаудиторная работа, от организации которой зависит эффективность её формирования. В частности, от эффективности организационно-педагогических условий, моделирующих социокультурное пространство внеучебной деятельности, которые рассматриваются нами как подсистема в общей педагогической системе образовательно-воспитательного процесса военного вуза.
Изучение ряда трудов ученых (А.И. Каптерева, Н.И. Гендиной, Н.В. Лопатиной, Н.А. Слядневой, Г.А. Стародубовой, Л.В. Скворцова, И.Г. Хангельдиевой и др.) позволило выявить показатели информационной культуры личности:
- способность формулировать свою духовную потребность в получении и поиске информации;
- желание познавать природную и социальную действительность;
- стремление овладевать основами культуротворческой деятельности;
- приобщение к информационной коммуникации и овладению компьютерной грамотностью.
При этом основополагающими задачами в формировании информационной культуры личности являются: становление индивидуального стиля поведения личности в информационной среде с учетом специфики её социокультурных интересов, духовных потребностей и способностей; развитие вариативности проявлений индивидуальности при использовании разнообразных технических средств информационной деятельности; организация самообучения продуктивным способам выполнения определенных информационных действий, детерминированных условиями предметной информационной системы в межличностном виртуальном общении; прогнозирование этапов вхождения личности в новое информационное пространство и интеграции в него в результате этого процесса на основе индивидуальных и возрастных особенностей; обоснование выбора совокупности общекультурных факторов, обеспечивающих становление и развитие гуманизма, толерантности, требовательности к себе.
В соответствии с этим особый акцент в процессе формирования информационной культуры личности делается на выделении двух ключевых научных позиций: теоретической и технологической, согласно которым способность личности к самоорганизации является приоритетной.
Таким образом, информационная культура интерпретируется как интегральная характеристика личности, система универсализации общекультурных компетенций личности, нацеленных на реальное понимание личностью своего предназначения в информационном обществе.
Рассмотрим генезис понятия «организационно-педагогические условия», которые по-разному трактуются научными школами, так как их систематизация представляет познавательный интерес как для педагогики в целом, так и для теории социально-культурной деятельности, в частности собственно организационно-педагогические условия – базис, с учетом которого осуществляется взаимодействие конкретно взятых деятельностных процессов при разработке авторских педагогических концепций.
По мнению П.Ю. Наумова, Э.Г. Скрибицкого, под педагогическими условиями понимают совокупность связанных между собой мер, которые необходимы для формирования целенаправленного воспитательно-образовательного процесса с использованием педагогически полезного дидактического обеспечения, создаваемого на базе современных информационных технологий и телекоммуникационных средств с целью развития системы ценностей курсантов [9, с. 43].
Другие авторы сводят сущность исследуемого понятия к трем основным группам:
1) педагогические условия являются совокупностью возможностей материально-пространственной среды и мер педагогического воздействия (А.Я. Найн, В.И. Андреев, Н.М. Яковлева) [6-8]:
- комплекс мер, содержание, приемы и организационные формы воспитательно-образовательного процесса (В.И. Андреев);
- многообразие объективных возможностей, содержания, форм, приемов, средств и материально-пространственной среды, которые ориентированы на выполнение стоящих задач (А.Я. Найн);
- совокупность способов воздействия (объективных возможностей) в рамках педагогического процесса (Н.М. Яковлева);
2) условия связаны с формированием образовательной системы, в состав которой они будут включены в качестве одного из элементов (М.В. Зверева, Н.В. Ипполитова):
- содержательная характеристика одного из элементов образовательной системы – сущность, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между обучающим и обучаемыми (М.В. Зверева);
- элемент образовательной системы, представляющий собой совокупность внутренних (способствующих личностному становлению субъектов процесса обучения) и внешних (реализующих процессуальный аспект системы) составляющих, ориентированных на результативное функционирование и дальнейшее становление этой системы (Н.В. Ипполитова);
3) педагогические условия – последовательно осуществляемая деятельность, направленная на конкретизацию закономерностей как устойчивых связей воспитательно-образовательного процесса и позволяющая проверить результаты проведенного научно-педагогического исследования (С.А. Дынина, Б.В. Куприянов). При этом требуется наличие рядоположности педагогических условий, проверяемых в рамках гипотезы одного исследования [9, с. 44].
Что касается сущности педагогических условий, то она раскрывается в виде постоянно изменяющегося компонента образовательно-воспитательного процесса, многофакторной социально-педагогической проблемы; а также сущностной характеристики и ведущих функций внеаудиторной деятельности.
Таким образом, систему организационно-педагогических условий формирования информационной культуры курсантов во внеаудиторной деятельности следует трактовать с позиций:
- одной из частей образовательно-воспитательного процесса, подверженной воздействию социальных и общекультурных факторов;
- обоснования содержания, функций и педагогических средств образовательно-воспитательного процесса.
Под определением понятия «организационно-педагогические условия формирования информационной культуры курсантов в процессе внеаудиторной деятельности» нами подразумевается технологический комплекс взаимодополняющих направлений, моделирующих образовательную и социокультурную среду вуза (аудиторную и внеаудиторную работу), а именно:
- проектирование информационно-образовательной среды;
- организация информационно-коммуникационного взаимодействия курсантов военных вузов;
- формирование научно-исследовательского интереса курсантов;
- развитие творческих способностей курсантов во внеаудиторной деятельности с учетом дифференциации досуговых предпочтений.
Более подробно охарактеризуем каждое из них.
Первое условие. Проектирование информационно-образовательной среды военного вуза – совокупность материально-технических, интеллектуальных, дидактических ресурсов (демонстрационное оборудование, компьютеры, программные средства и системы, интернет-ресурсы, в том числе электронные учебники и учебные пособия, которые разработаны преподавателями военного вуза), способствующих становлению и развитию процессов социально-культурного взаимодействия между курсантами, военными педагогами и средствами информационных технологий, а также формированию информационной активности курсантов в соответствии с содержанием конкретных учебных курсов и ведущих направлений внеаудиторной деятельности.
Залог достижения успешного проектирования информационно-образовательной среды - учет информационных потребностей курсантов, выступающих в виде осмысленных личностью потребностей в достижении определенных компьютерных данных для решения не только учебных, но и практико-ориентированных задач в социально-культурной сфере. Ведущей формой проектирования выступает информационная деятельность (Т.Б. Захарова, И.В. Роберт и др.) по сбору, использованию, передаче, а также тиражированию информации, осуществляемая на основе современных информационных и коммуникационных технологий.
Второе условие. Применение эффективных информационных технологий, направленных на стимулирование внеаудиторной деятельности. Это – общность методов, способов программного обеспечения, а также технических средств, предназначенная для сбора, переработки, хранения, а также применения информации во внеаудиторной работе курсантов.
Информационные технологии, направленные на активизацию внеаудиторной самообразовательной деятельности курсантов через формирование военно-профессиональной общекультурной компетенции, отражены в паспортизации общекультурных компетенций в структуре учебного плана подготовки специалиста в высшем военном образовании в соответствии с требованиями ФГОС ВО.
При этом образовательный процесс (аудиторная и внеаудиторная работа) включает ситуации для формирования поведенческих моделей практического применения знаний в ситуациях, связанных с профессиональной деятельностью будущих офицеров.
Именно на основе общекультурных компетенций формируется информационная компетентность (Т.В. Добудько, А.Л. Селенов, О.Г. Смолянинова, А.Е. Шухман и др.), обусловленная развитием информационного общества и значимостью создания новой культуры интеллектуальной деятельности с учетом информационных и коммуникационных технологий с целью осуществления информационного взаимодействия между участниками социокультурного процесса.
Третье условие. Научно-методическое обеспечение процесса формирования информационной культуры курсантов. Результативность данного условия достигается через:
- оптимизацию структуры и содержания процесса формирования информационной культуры личности курсантов, в том числе отбор проектных заданий для курсантов, применение проблемных, контекстных, игровых, компьютерных технологий;
- создание у курсантов социальной установки на осознанное формирование информационной культуры во внеаудиторной деятельности;
- социокультурную мотивацию на активизацию саморазвития, саморегуляцию и самооценку всего процесса формирования информационной культуры;
- социокультурное практико-ориентированное содержание процесса организации внеаудиторной деятельности курсантов.
Четвертое условие. Стимулирование информационной активности курсантов в разнообразных видах и формах внеаудиторной деятельности.
Информационная активность как профессионально важное качество будущего военного специалиста обусловлена спецификой образовательно-воспитательного процесса военного вуза. Сущностная ее характеристика связана с умением курсантов отказаться от психолого-педагогических барьеров и готовностью обнаруживать новые способы решения социальных проблем или их формулировок; способностью к нестандартному, конструктивному мышлению и поведению; готовностью и способностью к личной рефлексии и развитию своего творческого потенциала.
Стимулирование информационной активности курсантов предполагает целенаправленное обеспечение культурно-досуговой инфраструктуры для подготовки мероприятий социокультурной направленности, использование общепедагогического арсенала внеаудиторной деятельности для моделирования в образовательном и воспитательном процессе военного вуза социокультурных ситуаций, способствующих культурному саморазвитию и самореализации будущих офицеров, в том числе заинтересованности командиров подразделений в формировании информационной активности курсантов и т.д.
Эффективность вышеперечисленных условий возможна на основе применения современных социально-культурных технологий, интегрированных в информационно-образовательную среду внеаудиторной деятельности, спроектированную с учетом индивидуальных и возрастных особенностей курсантов. При этом во внеаудиторной деятельности создается технологический кластер, в структуру которого входит медиа-кластер, культуротворческий, информационно-коммуникационный.
По сути, процесс формирования информационной культуры курсантов военных вузов в условиях внеаудиторной работы представляет собой многоуровневую систему качественной подготовки к военной службе, позволяющую им успешно овладевать общекультурными и профессиональными компетенциями, повышать уровень информационной грамотности, проявлять информационную активность, развивать свой творческий потенциал. При этом слушатель совершенствует данные навыки на основе добровольности, инициативности, самостоятельности выбора в организации форм внеаудиторной деятельности.
Библиографическая ссылка
Беляев Р.В. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25460 (дата обращения: 05.12.2024).