Желание сделать карьеру, реализовать свои амбиции является вполне естественным для современного молодого человека. На вопрос «Чем Вы хотите заниматься в будущем, после окончания обучения?» более половины студентов туманно отвечают: «Хочу стать успешным человеком». Туманно – не потому что скрывают от преподавателя свои планы, а потому что зачастую и сами с трудом представляют, что их ждет в реальном мире. Особенно если говорить о специальности 09.03.03 «Прикладная информатика». Ведь информатику можно применить в самых разных сферах деятельности. Поэтому нам видится необходимым обратить особенное внимание на развитие общекультурных и общепрофессиональных компетенций. Профессиональные компетенции в процессе обучения развиваются постоянно, а вот такие навыки, как организация групповой работы, проведения анализа и т.п. зачастую упускаются. Часто образовательный процесс строится по принципу «Реши сам все задачи», при этом упускается из виду, что человек в процессе трудовой деятельности находится в коллективе. Поэтому необходимо обучать студентов не только как будущих профессионалов, но и как будущих членов рабочей группы, в частности руководителей.
Идеальный руководитель должен обладать определенными компетенциями [3]. Эта проблема очень активно обсуждается в среде хедхантеров и является действительно актуальной. Проведя анализ некоторого количества публикаций и других источников, мы выделили основные компетенции, которые отмечаются большинством авторов:
1. Ориентация на достижения. Правильное целеполагание и донесение до сотрудников своей, иногда чужой, точки зрения в большой степени определяет успех. В этой связи немаловажной является способность преодолевать сопротивление окружающих, как подчиненных, так и вышестоящих.
2. Анализ информации для принятия решений. В связи с этим выделяют: структурирование информации для принятия решений, определение избыточности или недостаточности фактов, владение научным аппаратом для анализа, умение строить прогнозы, вычленение возможных проблем.
3. Организация работы и контроль. Компетенция зачастую основана на опыте, однако, умение четко планировать свои действия является немаловажным фактором для получения успешного опыта подобного рода. Руководитель всегда должен уметь разработать систему поощрений и наказаний для контроля выполнения работы подчиненными.
4. Развитие сотрудников. Руководитель внимателен к сотрудникам и способен учитывать человеческий фактор в коллективе, предусматривает возможность обучения и развития.
5. Влияние на коллектив. Способность управлять группой является неотъемлемым залогом успешного выполнения поставленных задач. Руководитель должен обладать авторитетом. При этом необходимо не только разрешать возникшие проблемы, но и прогнозировать ситуации, в которых они могут зародиться.
6. Самоорганизация. Человек неорганизованный не способен эффективно принимать управленческие решения. Разумное планирование, четкое их выполнение, аккуратность и последовательность в принятии решений – неотъемлемые черты руководителя высокого класса.
Возможность в дальнейшем стать руководителем имеется у каждого сегодняшнего студента любой специальности. Однако управленческие качества необходимо развивать.
Рассмотрим общекультурные и общепрофессиональные компетенции с точки зрения ФГОС 3+ (27.03.2015 N 36589). Проведем сравнительный анализ этих групп компетенций: характерных для руководителя, общекультурных (ОК) и общепрофессиональных (ОПК) на примере специальности 09.03.03 «Прикладная информатика» (уровень бакалавриата) (ОК1-ОК9, ОПК1-ОПК4).
Результаты анализа представим в виде таблиц 1–2 и рисунка 1.
Таблица 1
Распределение компетенций
Компетенции руководителя |
Общекультурные компетенции из ФГОСТ 3+ поколения |
Ориентация на достижения |
· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); · способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); · способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); · способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); · способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); · способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); · способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2); · способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3); |
Анализ информации для принятия решений |
· способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); · способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); · способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1); · способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2); · способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3); |
Организация работы и контроль |
· способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); · способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); · способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1); · способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4). |
Развитие сотрудников |
· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); · способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); · способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); · способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2); · способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4). |
Влияние на коллектив |
· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); · способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); · способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); · способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); · способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); · способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); · способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); · способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1); · способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3); · способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-4). |
Самоорганизация |
· способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); · способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); · способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3); · способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-4); · способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); · способность использовать нормативно-правовые документы, международные и отечественные стандарты в области информационных систем и технологий (ОПК-1); · способность анализировать социально-экономические задачи и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования (ОПК-2); · способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин и современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОПК-3). |
Полученные результаты будут наглядны в виде матрицы распределения компетенций, представленной в таблице 2.
Таблица 2
Матрица распределения компетенций
Ориентация на достижения |
Анализ информации для принятия решений |
Организация работы и контроль |
Развитие сотрудников |
Влияние на коллектив |
Само-организация |
|
ОК1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
ОК2 |
1 |
1 |
1 |
|||
ОК3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
ОК4 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
|
ОК5 |
1 |
1 |
||||
ОК6 |
1 |
1 |
1 |
|||
ОК7 |
1 |
1 |
1 |
|||
ОК8 |
1 |
|||||
ОК9 |
||||||
ОПК1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
ОПК2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
ОПК3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
||
ОПК4 |
1 |
1 |
1 |
В таблицах 1 и 2 отражены характеристики и компетенции, которые должны развиваться на протяжении всего учебного процесса. За развитие ОК отвечают в основном предметы из базовой части дисциплин ФГОСТ. В блоке профессиональных дисциплин делается упор на развитие ОПК и профессиональных компетенций (ПК). Следует заметить, что профессиональные компетенции играют немаловажную, хотя и не решающую, с нашей точки зрения, роль в формировании способности руководить. Однако целью нашей статьи является сопоставление реальных требований к личности руководителя и общих компетенций, которые следует развивать на каждом этапе обучения. В этой связи нам кажется, что особое внимание следует обратить на развитие ОК1, ОК3, ОК4, ОПК1-4 (рисунок), причем в рамках как предметов базовой части, так и профессионального блока.
Количество вхождений каждой ОК и ОПК
Развитие вышеперечисленных компетенций представляется возможным с использование активных методов обучения.
Имитируя различные аспекты профессиональной деятельности (используя имитационные методы), преподаватель ставит перед студентами не только профессиональные задачи, но и задачи общего характера: получение информации, анализ, выделение важных и второстепенных факторов. Преподаватель либо сам формулирует проблему, либо предлагает это сделать студентам.
Для развития компетенций руководителя самыми подходящими, на наш взгляд, являются проведение дискуссий, бесед с выделенной проблематикой. В рамках обсуждения студенты учатся аргументировать свою точку зрения, вести дискуссию на «интеллигентном» уровне. Также можно разбить группу на несколько подгрупп, предоставив студентам возможность сформулировать свою точку зрения и презентовать ее. В рамках таких занятий преподаватель уже четко увидит, каким образом распределяются роли в группе, что можно использовать в дальнейшем при выборе руководителя для выполнения группового практического задания.
В части практических занятий можно назвать метод группового обучения. На последнем этапе, когда получены все теоретические знания и отработаны первичные навыки, небольшие группы студентов выполняют комплексное практическое задание. Идеальный вариант, если оно является сквозным и объединяет несколько предметов. Наш опыт проведения подобных занятий показывает, что численный состав группы не должен превышать пяти человек. Большее количество приводит к тому, что в группе появляются «отдыхающие». Также зачастую при большем количестве участников большая часть времени уходит на обсуждение – ведь каждый имеет свою точку зрения на выполнение задания. При работе в группе появляется взаимообучаемость, развиваются толерантность, самоорганизация. Однако не следует забывать, что любой групповой метод требует пристального внимания со стороны преподавателя и его постоянную работу, как с группой, так и с ее отдельными членами. При этом идеальный вариант, когда профессиональные задачи ставятся только перед руководителем группы, соответственно он же и несет ответственность за результаты. Следует отметить, что выбор неудачного руководителя часто приводит к срыву сроков выполнения задания. Поэтому преподаватель должен оставить за собой право сменить руководителя, чтобы обучение было успешным. На практике мы убедились, что даже просто предупреждение о смене руководителя активизирует его деятельность.
В качестве имитационных методов обучения можно использовать деловую игру, тренинг, имитационную игру, групповое проектирование. Очень хорошо эти методы работают при написании сложных и объемных программных приложений, когда студент может попробовать себя и в роли координатора, и в роли тестера, и в роли программиста. В данном случае решается вопрос, как развития профессиональных компетенций, так и общекультурных.
Проведение занятий в активной форме повышает интерес к обучению, развивает общекультурные и общепрофессиональные компетенции и позволяет студенту «примерить» на себя различные роли.
Подводя итог, следует отметить, что развитие общих компетенций, с нашей точки зрения, напрямую зависит от методов обучения. В современном мире информационных технологий каждый преподаватель имеет практически идеальный инструмент для выбора методов, создания своих собственных подходов и организации разнообразных заданий для развития всех видов компетенций. Следует лишь проанализировать профессиональную деятельность с точки зрения различных сотрудников и проявить некоторую долю фантазии и творчества в подходе к обучению.
Библиографическая ссылка
Беспалько А.А., Сочнева Н.В., Винник В.К. АНАЛИЗ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЯ И МЕТОДЫ ИХ РАЗВИТИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25454 (дата обращения: 21.11.2024).