Успешность в некоторых профессиональных сферах, таких как психология, педагогика, медицина, определяется особенностями межличностного взаимодействия. В этих условиях особую роль в профессиональной деятельности приобретает умение понять эмоциональное состояние партнера по общению, возрастает значение эмпатии, которая является ядром коммуникативной компетенции [1]. Как известно, профессиональная врачебная деятельность имеет ряд специфических особенностей, и ее успешность определяется не только и не столько собственно профессиональными знаниями и навыками, сколько умениями реализовать их в своей деятельности за счет развития профессиональных качеств личности. Труд врача характеризуется тем, что в нем существенное место занимает высокая частота межличностных контактов при общении с больными и их родственниками. В деятельности врача коммуникативная компетентность обеспечивает осуществление эффективной коммуникации (с пациентами, их родственниками, коллегами и т.д.). Это такая коммуникация, которая способствует продвижению в решении проблем участниками общения; обеспечивает достижение целей общения с оптимальными затратами (отсутствие нервно-психических перегрузок) и приводит к достижению взаимопонимания между партнерами по общению [3]. Профессиональная компетентность врача формируется на основе базисных медицинских навыков, научного знания и моральных ценностей. Ее основными компонентами являются способность приобретать и использовать знания, интегрировать их с помощью клинического мышления, а также реализовывать и передавать их в процессе коммуникации с пациентами и коллегами, руководствуясь этическими принципами. В этой связи формирование коммуникативных навыков, т.е. развитие способности осуществлять эффективную коммуникацию, в настоящее время становится одной из ключевых задач непрерывного медицинского образования. Коммуникативные навыки являются одной из важнейших составляющих успешной деятельности врача любой специальности, обеспечивая ему эффективное и качественное взаимодействие не только в модели «врач - пациент», но и при общении с коллегами, младшим медицинским персоналом и родственниками пациентов. К сожалению, в процессе обучения до настоящего времени коммуникативные навыки не сформулированы ни в одном методическом источнике и конкретная оценка этих навыков отсутствует. В связи с этим формирование коммуникативной компетентности в системе высшего медицинского образования занимает особое место в его реализации. Коммуникативные навыки – это способность человека к общению. Уровень этого умения зависит и от характера индивида, и от того, как он работает над собой. Искусство коммуникации включает в себя умение устанавливать контакт с окружающими и поддерживать его, а также способность производить на других людей нужное впечатление. Коммуникативные навыки и умение правильного их применения являются одними из главных качеств будущего врача. Умение подойти к больному – ценнейшее дарование врача. Ведь врач – это коммуникатор, ведущий беседу с пациентом (коммуникантом) [4]. Коммуникабельность можно условно разделить на два типа: письменную и устную.
1. Письменная коммуникабельность проявляется в том, знаете ли Вы правила написания деловых писем и заполнения разного рода официальных документов, а также насколько грамотно Вы пишете (имеются ли у вас пунктуационные, орфографические или синтаксические ошибки). Ваша речь должна быть максимально лаконичной и в то же время в нескольких фразах вы должны уметь донести необходимую информацию до читателя. Нужно уметь излагать мысли кратко и емко.
2. Устная коммуникабельность дает Вам больший простор для самовыражения и применения своих вербальных навыков общения. Устная коммуникабельность предполагает наличие умения четко излагать свои мысли, умения слушать своих собеседников и при этом располагать их к себе [6]. Если в профессиональной компетентности ведущую роль играет проблемно-практический аспект, то в общекультурной компетентности ведущую роль играют уже смысловой и коммуникативный аспекты [2]. По словам министра здравоохранения В.И. Скворцовой, «для того чтобы сформировать врача, необходим непрерывный многолетний курс обучения, построенный на единой идеологии и преемственном подходе, сочетающем необходимые элементы теоретической, научной и практической подготовки» [5]. Учебному заведению важно иметь представление о том, какова динамика формирования ведущих профессиональных компетенций, включая коммуникативные навыки, будущих специалистов.
Цель исследования: провести сравнительный анализ формирования коммуникативных и организаторских склонностей студентов 4-6 курсов лечебного факультета; интернов, клинических ординаторов и врачей, обучающихся на кафедре-клинике хирургических болезней им. проф. А.М. Дыхно с курсом эндоскопии и эндохирургии ПО лечебного факультета; студентов 1 курса факультета фундаментального медицинского образования (ФФМО) – Педиатрия, обучающихся на кафедре сестринского дела и клинического ухода ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава РФ.
Материал и методы исследования
В анкетировании приняли участие 143 респондента: 77 студентов лечебного факультета (24 студента 4-го курса, 23 студентов 3-го курса, 30 студентов 6-го курса); 25 студентов 1 курса ФФМО - Педиатрия; 13 интернов, 10 клинических ординаторов по специальности «Хирургия»; 18 врачей-хирургов со стажем работы от 10 до 30 лет. Анкетирование было анонимным, предлагаемая анкета «Коммуникативные и организаторские склонности – КОС» (В.В. Синявский, В.А. Федорошин) содержала 40 вопросов.
Тест КОС можно проводить и с одним испытуемым, и с группой. Испытуемым раздаются тексты опросника, бланки для ответов и зачитывается инструкция. Цель обработки результатов – получение индексов коммуникативных и организаторских склонностей. Для этого ответы испытуемого сопоставляют с дешифратором и подсчитывают количество совпадений отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям.
Уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей характеризуется с помощью оценок по шкале следующим образом:
1) испытуемые, получившие оценку 1, – это люди с низким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей;
2) испытуемые, получившие оценку 2, имеют коммуникативные и организаторские способности ниже среднего уровня. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды;
3) для испытуемых, получивших оценку 3, характерен средний уровень проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью;
4) испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий;
5) испытуемые, получившие высшую оценку 5, обладают очень высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских способностей. Они испытывают потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремятся к ней.
Результаты исследования и их обсуждение
После проведенного анализа анкетирования при определении уровня коммуникативных склонностей были получены следующие результаты, которые представлены на рис. 1. Отмечено, что 40% студентов 1-го курса имеют высокий уровень коммуникативных склонностей, 10,4% - средний и 49,6% - низкий. Среди студентов 4-го курса большая часть имеют низкий уровень - 41%; 34% респондентов имеют высокий уровень коммуникативных склонностей и 25% - средний уровень. При анализе анкет студентов 5-го курса высокий уровень преобладает, что составляет 60%, у 6-го курса получены результаты одинаковые: по 46% высокого и низкого уровней коммуникативных склонностей. У интернов преобладает средний уровень, что составило 80%, и по 10% иных уровней коммуникативных склонностей. У клинических ординаторов 2-го года преобладает высокий уровень, что составило 49%, вероятно, следует сделать вывод, что обучающиеся сознательно выбрали свою будущую профессию, постоянно совершенствуя свои коммуникативные навыки в беседе с больными, родственниками, коллегами, показывая высокий результат. При анкетировании практикующих врачей доминирует низкий уровень - 50%, 41% - со средним уровнем, и лишь 9% - с высоким уровнем коммуникативных склонностей.
Рис. 1. Уровень распределения коммуникативных склонностей (%)
После проведенного анализа анкетирования при определении уровня организаторских склонностей были получены следующие результаты, которые представлены на рис. 2. Отмечено, что наиболее высокий уровень отмечен у студентов 5-го курса (55%) и у клинических ординаторов (42%); средний уровень организационных склонностей отмечен у интернов (80%); низкий уровень преобладает у студентов 1-го курса и врачей (50%).
Рис. 2. Уровень распределения организационных склонностей (%)
В общей сложности одна треть обследуемых с низким уровнем, одна треть со средним уровнем и одна треть выше среднего являются носителями коммуникативных и организационных склонностей.
Создается впечатление, что в наши дни осваивать специальность хирурга в клинической интернатуре и ординатуре пришли люди с лучшими показателями коммуникативных и организационных способностей.
В заключение хочется отметить, что большую роль в формировании коммуникативных навыков занимает санитарное просвещение. Санитарное просвещение – это комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни. Санитарное просвещение является обязательным служебным долгом медицинских работников. Задачами санитарного просвещения являются: пропаганда ЗОЖ, физической культуры, рационального питания, борьбы с вредными привычками, знакомство населения с профилактикой заболеваний. Одним из направлений данной работы является создание санбюллетеней. Выбрав тему санбюллетеня, студенты обосновывают ее актуальность, что повышает его практическую значимость, и демонстрируют компетентность в умении художественно оформить необходимую информацию доступным языком, понятным для любого возраста. Этот вид деятельности позволяет проявить творческий потенциал студента, что представлено на рис. 3.
Рис. 3. Санбюллетень на тему «Дозированная ходьба»
Данный вид деятельности формирует у студентов коммуникативные навыки в общении, повышает в их глазах значимость своей будущей профессии, в итоге позволяет готовить из студентов специалистов, которые будет востребованы на современном рынке труда.
Выводы:
1. Проведение анкетирования позволило оценить уровень коммуникативных навыков и степень подготовленности их к работе с пациентами.
2. Для решения выявленной проблемы необходимо осуществлять профессиональный отбор на этапе поступления в медицинский вуз, а в процессе получения медицинского образования целенаправленно формировать коммуникативную компетентность будущих врачей, включая последипломное образование.
3. Обучение коммуникационным навыкам должно начинаться, когда студенты в наибольшей степени восприимчивы, то есть на ранних этапах медицинского обучения.
4. Существенное значение в формировании коммуникативных навыков имеет санитарное просвещение.
Библиографическая ссылка
Турчина Ж.Е., Турчина Т.К., Нор О.В., Шарова О.Я. ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ И ОБУЧАЮЩИХСЯ ИНСТИТУТА ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25449 (дата обращения: 03.12.2024).