Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА

Чайковский А.Е. 1 Родина Н.А. 1 Нацвалова М.Ю. 1
1 Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Рассматриваются понятия «социально-психологический тренинг», «креативность», принципы работы тренинговой группы. Авторы анализируют научные трактовки термина «социально-психологический тренинг». В основе статьи лежит идея, что креативность – необходимая составляющая личности студента, которая охватывает широкий круг мыслительных и личностных способностей, определяющих становление и воплощение творческой личности. Рассматриваются упражнения по развитию креативности студентов в процессе социально-психологического тренинга, анализируется эффективность этих упражнений, определяются основные принципы работы тренинговой группы (принцип активности, творчества, объективации поведения, партнерского общения), условия, содействующие развитию творческого мышления студентов. Одной из важнейших задач подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности является развитие у них способности, позволяющей свободно мыслить, находить нестандартные решения сложных задач, эффективно реализовывать поставленные цели, способности, называемой креативностью. Социально-психологический тренинг широко используется психологами, педагогами в работе с детьми, со студентами, специалистами, руководителями предприятий и организаций.
психологическая безопасность
атмосфера открытости
межличностное взаимодействие
самосознание
креативность
социально-психологический тренинг
1. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Изд-во “Ось-89", 2009. – 176 с.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. – Санкт-Петербург: Питер, 2010. –368 с.
3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: ЛГУ, 1985. – 256 с.
4. Емельянов Ю.Н. Активные групповые методы социально-психологической подготовки специалистов. – Л.: ЛГУ, 1985. – 173 с.
5. Зайцева Т. Теория психологического тренинга. Психологический тренинг как инструментальное действие. – СПб.: Речь; М.: Смысл, 2012. – 80 с.
6. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма. – М.: Интор, 2015. – 48 с.
7. Петровская Л.А. Общение – компетентность-тренинг. – М.: Смысл, 2007. – 387 с.
8. Тарасов В. Искусство управленческой борьбы. – М.: Добрая книга, 2014. – 432 с.
9. Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов / Л.Н. Шепелева. – Санкт- Петербург: Питер, 2014. – 157 с.
10. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности: проблемы, методы, результаты исследований и практики. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2004. – 368 с.

Цель работы преподавателя – это всестороннее развитие личности обучаемого: психическое, интеллектуальное, нравственное и т.д. Специфика педагогики высшей школы требует от преподавателя личностного принятия социальных задач общества, творческого понимания целей и задач конкретных действий, умения учитывать интересы студентов и преобразовывать их в заданные цели учебной деятельности.

Можно выделить несколько принципов, лежащих в основе моделирования продуктивного учебного взаимодействия:

  1. В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия, отношения, стиль общения, при этом учебные взаимодействия преподавателя должны выступать ведущей силой процессов обучения и воспитания.
  2. Наиболее существенную роль в развитии познавательных действий, мотивов личности обучаемого играет тот тип взаимодействия, при котором через активное участие в совместной с преподавателем продуктивной деятельности активизируется и собственная творческая продуктивная деятельность обучаемого. Реализация всего богатства межличностных отношений участников (обучаемых, преподавателя) обеспечивается в данном типе взаимодействия тем полнее, чем глубже они входят в систему сотрудничества друг с другом. И это в равной мере относится ко всем участникам педагогического процесса. В подлинном, действительном сотрудничестве преподаватель не в меньшей степени обучается и воспитывается, чем обучаемые.

Сегодня вопрос о подготовке творчески мыслящих специалистов является особенно актуальным. Это влечет за собой необходимость исследования новых направлений, форм, методов обучения и воспитания личностей, проявляющих самостоятельность, инициативу, умеющих креативно мыслить. Традиционное образование, ориентированное на получение знаний, формирование умений и навыков в предметной области, отстаёт от современных требований. Необходимо, чтобы основой образования стали не столько учебные дисциплины, сколько способы мышления и деятельности. Одной из главных форм развития творческого поведения является социально-психологический тренинг. Сфера применения его чрезвычайно широка: повышение квалификации работников технических отраслей, образования, медицины и многих других. Особенно эффективно социально-психологический тренинг может быть применим в процессе обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.

Целью настоящей работы является рассмотрение социально-психологического тренинга как одного из методов развития творческих способностей студентов, разработка комплекса упражнений, способствующих повышению уровня креативности, независимо от выполнения ими любого вида деятельности.

Тренинг – одна из форм обучения, отличающаяся интенциональностью и структурированностью. Термин тренинг применяется в широком и узком значении этого слова. С одной стороны, для обозначения любой кратковременной интенсивной подготовки. Как правило, это вспомогательное действие наряду с основным образовательным и воспитательным. С другой стороны, его используют в качестве синонима слова «тренировка».

Как форму обучения тренинги можно подразделить в соответствии с их целями, либо методами, либо содержанием занятий. Целью этой формы обучения сможет быть успешное выполнение профессиональных задач, совершенствование в каком-либо виде деятельности, повышение эффективности труда, социализация или инкультурация.

Содержанием (предметом) тренингов является формирование компетенций или их компонентов: знаний, умений и навыков. Существует и широкая трактовка предмета тренинга – приобретение опыта, новых деловых и психологических качеств, более глубокого понимания сути дела, достижение инсайтов.

Большинство отечественных психологов в качестве цели социально-психологического тренинга рассматривают развитие компетентности в общении [5].

Главная цель проведения социально-психологического тренинга – повышение компе­тентности в сфере общения. Кроме того, в процессе реализации тренинга решаются и профессиональные задачи. Особенно важно это для тех, кто работает в социальной системе взаимодействия.

Главная цель достигается последовательным решением следующих задач:

  1. Приобретение знаний в области психологии личности, груп­пы, общения.
  2. Приобретение умений и навыков профессионально ориен­тированного общения. Например, умение правильно построить деловую беседу, выслушать и понять собеседника, установить с ним контакт, умение участвовать или руководить дискуссией и т.п.
  3. Коррекция, формирование и развитие установок, необхо­димых для успешного общения.
  4. Развитие способности адекватно и полно воспринимать и оценивать себя и других людей, а также взаимоотношения, скла­дывающиеся между людьми.
  5. Коррекция и развитие системы отношений личности.

Термин «социально-психологический тренинг» имеет несколько научных трактовок. Так, например, Ю.Н. Емельянов указывает на то, что тренинг – это «модель для изучения социальнo-психoлогических явлений», «практическая лаборатория для формирования коммуникативных умений» [3, с.17]; Л.А. Петровская рассматривает социальнo-психолoгический тренинг как «средствo психологическoго воздействия», направленное на получение и развитие знаний, социальных установок, приобретение опыта в области межличностного общения [7, с.45].

Наше исследование базируется на трудах С.И. Макшанова, который рассматривает тренинг как «многофункциональный метoд преднамеренных изменений человека, группы и организации» [5,с.27] и Ю.Н. Емельянова, в трудах которого социально-психoлогический тренинг представлен как «совокупность методoв развития способностей к oбучению или oвладению любым сложным видoм деятельности» [4, с.15]. И в первом, и вторoм случае ключевым словом является "изменение". Мы полагаем, что грамотно организованный социально-психологический тренинг должен способствовать только положительным изменениям личности, развитию коммуникативных навыков, творческих способностей всех участников тренинга.

Социально-психологический тренинг широко используется психологами, педагогами в рабoте с детьми, со студентaми, специалистами, рукoводителями предприятий и организаций.

Одними из основных форм обучения в тренинге являются делoвые игры, группoвые дискуссии, ролевые игры, всевозможные варианты «мозгoвoго штурмa», метод анализа практических ситуаций [1]. В процессе социально-психологического тренингa главным фактором воздействия становится не информация, котoрая исходит от психoлога, а группa, процессы группoвой динамики. Поэтому основными методами оказания воздействия в рaмках сoциально-психoлогического тренингa «являются не диалог, а групповая дискуссия и ролевая игрa» [9, с.68].

Правомерна постановка следующих вопросов: как эффективно организовать работу участников тренинга? На что следует обратить внимание, какие идеи, принципы должны составить основу обучения?

На наш взгляд, рабoту тренингoвой группы необходимо строить на следующих принципaх:

Во-первых, это принцип активности. Всем участникам тренингa необходимо включиться в деятельность группы. Активные действия участников являются основой эффективной работы тренинга. Все должны быть вовлечены в данный процесс. Лишь в процессе активной деятельности участники познают мир, открывают для себя что-то новое, неизвестное, непознанное. Формат тренинга предоставляет его участникам возможность не только включиться в действия в любой момент занятия, но и свободно перемещаться, изменять свои роли в процессе общения, активно взаимодействовать со всеми участниками группы.

Во-вторых, принцип творчества. Духом творчества должно быть проникнуто все вокруг. В процессе тренинга его участники раскрывают свой потенциал, осознают определенные закономерности, продуцируют новые креативные идеи. В группе создается определенная психологическая атмосфера, способствующая свободе и развитию творчества и характеризующаяся непредсказуемостью, спонтанностью, неопределенностью.

В-третьих, следует отметить принцип объективации (осознания) поведения. В процессе проведения тренинга педагог старается создать условия, позволяющие перевести поведение участников с импульсивного на осознанный уровень. Именно обратная связь и становится главным средством этого процесса. Поэтому важнейшая задача педагога-тренера – создание условий для эффективной обратной связи в группе. Необходимо обратить внимание на тот факт, что обратная связь может быть как положительной, так и отрицательной (корректирующей). Тренеру важно добиться того, чтобы оба вида обратной связи имели только положительное влияние на участников группы.

Наконец, принцип партнерского (субъект-субъектного) общения. При партнерском общении учитываются интересы всех участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания, признается ценность каждой личности. При реализации этого принципа в группе создается атмосфера искренности и открытости, доверия и принятия, котoрая позволяет участникам группы свободно говорить, действовать, творить, не боясь ошибиться, сделать что-то неправильно. Этот принцип тесно взаимодействует с принципoм творческой позиции участникoв тренинга. Последовательная реализация вышеназванных принципoв – залог эффективной рабoты группы тренингa.

Одной из важнейших задач подготовки студентов к будущей профессиональной деятельности является развитие у них способности, позволяющей свободно мыслить, находить нестандартные решения сложных задaч, эффективно реализовывать поставленные цели, способности, называемой креативностью. Степень креативности определяет уровень и интенсивность творческого процесса. Креативность может проявляться в каждом виде деятельности, она характеризует как личность в целом, так и отдельные её способности. Первым шагом к возникновению творчества могут послужить не только имеющиеся знания, но и восприимчивость к новым идеям, направленным на переосмысление уже сложившихся стереoтипов. Психологи рассматривают креaтивность не как единый фактoр, а совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у тoго или инoго индивидa. Психологами доказано, что основными условиями для формирования креативности являются:

- психологическая безопасность;

- эмпатическое понимание и свобода от оценок;

- климат психологической свободы;

- атмосфера открытости и спонтанности [10].

Среди условий, содействующих развитию творческого мышления, можно выделить следующие:

- ситуации незавершенности (в отличие от четко заданных и контролируемых);

- разрешение и поощрение вопросов;

- создание и разработка приемов, инструментов для дальнейшей деятельности;

- стимулирование независимости в суждениях, ответственности за принятые решения;

- акцент на самостоятельных наблюдениях, разработках и обобщениях.

Вышеуказанные условия развития креативности реализуются в ходе социально-психологического тренинга. Преподаватель должен, прежде всего, обеспечить благоприятные условия для творчества, организовать соответствующую обстановку. Наиболее успешны в этом процессе те педагоги, которые создают в образовательной среде атмосферу свободы и понимания, возможность творческого использования полученных знаний в самостоятельных исследованиях, которые опираются на различные виды мышления (дивергентное, критическое, конвергентное), ценят и поощряют самостоятельность и оригинальность идей.

Целью тренинга креативности является развитие умения понимать и анализировать причины и динамику различных социальных ситуаций, а также умения принимать творческие, нестандартные решения в различных ситуациях межличностного взаимодействия. Задача тренера – создать такие условия, которые позволяют участникам сначала почувствовать свободу творчества, потом понять механизмы, помогающие им в генерировании новых идей, а после этого – научиться управлять этими механизмами и специально запускать их.

Перед началом проведения социально-психологического тренинга для студентов Института экономики и предпринимательства ННГУ им. Н.И. Лобачевского, направлений: «Менеджмент» (23 чел.), «Экономика» (24 чел.), «Торговое дело» (18 чел.) нами был использован тест вербальной креативности С. Медника [2, c.323] (диагностический), при помощи которого было проведено обследование студентов для выявления имеющегося у них уровня вербальной креативности. Второй вариант теста (контрольный) студенты выполнили после того, как тренинг по повышению уровня креативности был проведен. Данная методика предназначена для выявления вербальной креативности, что, на наш взгляд, в отличие от диагностики невербальной креативности, более целесообразен для проведения нашего исследования, учитывая специфику направлений испытуемых (менеджмент, торговое дело, экономика), каждое из которых предполагает наличие у студентов способности к логическому изложению мыслей, умения грамотно и в то же время креативно строить свои высказывания, умения расположить к себе собеседника и т.д. Авторы «Краткого теста творческого мышления» под ред. Е.И. Авериной считают возможным отдельное применение суммы вербальной и невербальной батарей тестов на креативность, объясняя это тем, что «…суммарный балл по каждой шкале или по обеим шкалам вместе дает довольно стабильный индекс общего творческого потенциала …» [6, с.19]. Студентам предъявлялись тройки слов. Элементы предложенных слов взяты из взаимно отдаленных ассоциативных областей. Задача испытуемых состояла в установлении ассоциативной связи между словами при помощи поиска четвертого слова, которое должно было таким образом объединить имеющиеся элементы, чтобы с каждым из них можно было образовать новое словосочетание. Стимульный материал теста представлял собой пятьдесят троек слов. Представленная методика (диагностический тест) была разработана для выявления уже имеющегося у испытуемых креативного потенциала. Методика, предложенная испытуемым после прохождения социально-психологического тренинга, выявила повышение уровня креативности студентов в результате проведения социально-психологического тренинга.

Упражнения по развитию креативности, проведенные в рамках социально-психологического тренинга («Гипотетическая ситуация», «Совмещение пространственно разделенных объектов», «Мои сильные стороны», «Перевоплощения» и др.), оказали позитивное влияние на развитие внутреннего потенциала его участников. Направление и эффективность этого влияния зависели от ряда психологических особенностей членов групп, в частности, связанных с социально-демографическим фактором (возраст, пол), с такими свойствами личности, как экстраверсия, интроверсия, тревожность, независимость, смелость, потребность в доминировании, риск, предприимчивость и др. Выбор упражнений обусловлены многими факторами: содержанием тренинга, особенностями группы, конкретностью ситуации, психологическими особенностями каждого из участников этого процесса. Например, для студентов, отличающихся самодостаточностью, активной направленностью на партнера по взаимодействию, эффективными оказались творческие техники (решение творческих задач, интерактивные игры, драматизация). Техники арттерапии и сказкотерапии были предложены неуверенным в себе участникам, отличающихся повышенной эмоциональностью и импульсивностью, высоким уровнем тревожности. Техники «вызова» (бизнес – игры по методике В. Тарасова) [8] оказались наиболее эффективны для уверенных в себе студентов, отличающихся высоким уровнем ответственности и самоконтроля.

Разработанные упражнения для развития креативности оказались эффективными, что подтвердило принципиальную необходимость целенаправленного развития креативности студентов в условиях социально-психологического тренинга.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод: социально-психологический тренинг помогает студентам осознавать и осваивать новые знания, умения, творить и экспериментировать в различных ситуациях межличностного общения, облегчает процессы самопознания и самораскрытия студентов, способствует развитию их креативности. Преподавательская деятельность во многом определяет становление постоянно развивающегося нового поколения с его стремлением к познанию мира. Именно от педагогов зависит то, как это познание будет организовано, насколько насыщенно творческим оно будет.


Библиографическая ссылка

Чайковский А.Е., Родина Н.А., Нацвалова М.Ю. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25442 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674