В настоящее время в Российской Федерации осуществляется достаточно серьезное изменение системы организации, масштаба и содержания высшего образования. Эти изменения неизбежно оказывают чрезвычайно сильное влияние на внутренние ключевые процессы в образовательных организациях высшего образования, формируя новые институциональные практики – структуры и содержания деятельности, организации управления, установление взаимодействия с внешним окружением и др., что становится предметом научно-практических дискуссий по вопросам подготовки кадров.
Хотя образовательный процесс, в общем, регулируется универсальными государственными нормативами, и система высшего образования рассматривается как явление цельное, можно отметить существенные различия в деятельности образовательных организаций разного профиля. Различные внешние и внутренние факторы деятельности профильных вузов создают основу для изменения внутренней структуры образовательных организаций, в которой главной организационной единицей остается образовательная программа.
Общие признаки и тенденции развития, присущие высшей школе в России, характерны и для системы высшего образования в области физической культуры и спорта. К таким характеристикам относятся: инновационный характер образования; интеграция сферы образования, науки и производства; создание учебно-научно-производственных комплексов и кластеров; переход на проектные технологии управления; обновление технологий и содержания образования на основе перехода на новые ФГОС; перехода на многоуровневое образование и др. В то же время, в силу своей специфики, связанной ведомственной принадлежностью, поставленными учредителем задачами, особенностями контингента обучающихся и профессорско-преподавательского состава, инфраструктурой и др., деятельность образовательных организаций высшего образования спортивного профиля обладает некоторыми особенностями. Одной из таких характеристических особенностей является необходимость совмещения студентами, обучающимися в вузах спортивного профиля, учебной и спортивной деятельностей на основе интегрированных образовательных программ.
Надо признать, что в настоящее время проблема интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в образовательных организациях высшего образования спортивного профиля не исследована на достаточном уровне как в научно-методологическом, так и в организационно-методическом аспектах. В этой связи целью нашего исследования стал поиск ответа на вопрос, какие особенности характерны для организационно-педагогических элементов образовательной программы в вузах спортивного профиля, ориентированных на интеграцию учебного процесса со спортивной деятельностью, обеспечивающую наиболее оптимальный учет специфики и характера спортивной деятельности студентов.
В настоящее время, согласно методике мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, утвержденной приказом Минобрнауки РФ № 637 от 01.08.2013 г., вузы, у которых не менее 60 % студентов обучаются по образовательным программам укрупненной группы направлений подготовки 49.00.00 «Физическая культура и спорт», относятся к группе вузов физической культуры. Все они (в настоящее время в России их 14) являются ведомственными и получают государственное задание на подготовку кадров от Министерства спорта РФ. В вузах данной группы не менее 5 % студентов должны быть членами или кандидатами в члены спортивных сборных команд Российской Федерации. Это означает, что в вузах физической культуры должны обучаться, и на самом деле обучаются, спортсмены высокого класса, для которых спортивная деятельность занимает приоритетное значение по сравнению с учебным процессом. Так, только в ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (далее – Поволжская ГАФКСиТ) в 2016/2017 учебном году обучаются 5 заслуженных мастеров спорта России; 24 мастера спорта международного класса, 164 мастера спорта России и 276 кандидатов в мастера спорта России. Период обучения в высшем учебном заведении у данной категории студентов совпадает с периодом, когда они планируют достичь вершин спортивной карьеры. Опросы абитуриентов и студентов вузов физической культуры показывают, что большинство из них поступают в вузы спортивного профиля с желанием продолжить свою спортивную карьеру [5]. Например, в Поволжской ГАФКСиТ более 75 % студентов продолжают свою спортивную карьеру, систематически тренируясь и выступая на спортивных соревнованиях разного уровня.
Результаты многочисленных исследований подтверждают, что редко удается успешно совместить получение высшего образования и занятия спортом без некоторого уровня гибкости в образовательных программах [1]. В различных вузах разрабатываются и внедряются в учебный процесс предложения по обеспечению качественного образования без ущерба для спортивной карьеры студентов-спортсменов. Например, некоторые университеты создают элитным спортсменам условия для получения качественного образования, проявляя гибкость в составлении расписания; как в отечественных, так и в зарубежных вузах распространена практика применения дистанционных технологий обучения для спортсменов; интересным является опыт увеличения сроков обучения для действующих спортсменов.
В отечественной научно-методической литературе вопросы интеграции учебного процесса и спортивной подготовки до последнего времени преимущественно рассматривались с точки зрения обеспечения спортивной подготовки обучающихся в различных образовательных организациях. То есть исследования в основном были направлены на решение задач «встраивания» учебного процесса в программу тренировочно-соревновательной деятельности спортсмена, а не на решение задач организации учебного процесса для спортсменов. Тренеры студентов-спортсменов, а также руководители спортивных клубов и федераций, в своих взаимоотношениях с образовательными организациями исходили (некоторые до сих пор так поступают) с позиции «главное – учебный процесс не должен мешать спортивной деятельности».
В последнее время, в силу происходящих в стране социально-экономических изменений, а также в связи с модернизацией высшего образования, ситуация в вопросах отношения специалистов отрасли физической культуры и спорта и самих студентов-спортсменов к учебному процессу стала меняться. В связи с этим появились новые исследования, направленные на изучение вопросов усовершенствования учебного процесса в спортивных вузах путем интеграции спортивной деятельности студента в учебный процесс [2; 3; 4;5;6; 7; 9; 10]. В этих работах отмечается, что студенты-спортсмены испытывают определенные трудности при изучении учебных дисциплин, поскольку они вынуждены большое количество времени уделять тренировочным занятиям, спортивным сборам и соревнованиям, и, соответственно, длительное время находятся далеко от учебного заведения. Пропуски занятий могут стать причиной академической неуспеваемости и трудностей в формировании профессиональных компетенций, а отсутствие возможности участвовать в студенческой жизни может стать причиной возникновения сложностей в социальном взаимодействии с группой.
В современных условиях реализации компетентностной парадигмы подготовки кадров с ориентацией на профессиональные стандарты, образовательные программы все более начинают приобретать практикоориентированный характер. Подготовка профессиональных кадров становится многоаспектным комплексным процессом, не только интегрирующим учебный, исследовательский, проектный, инновационный деятельности, но и предполагающим глубокую включенность студентов в соответствующую отрасль-область деятельности (в нашем случае в отрасль физической культуры и спорта). В этой связи спортивную деятельность студента необходимо рассматривать как его погружение в отрасль и в будущую профессиональную деятельность, которую можно формализовать в рамках системы планирования учебного процесса и управлять ей с учетом требований и ожиданий всех внешних и внутренних заинтересованных сторон. Таким образом, в рамках предлагаемого нами подхода интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью, учет содержания и специфики спортивной деятельности студента становится необходимым условием определения характеристических свойств образовательной программы.
Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению организации [8].
Традиционно, основные характеристики образовательной программы обучающихся определяются в зависимости от планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции обучающихся, а также знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов. Основные характеристики остаются неизменными (стандартными) для всей образовательной программы вне зависимости от организационно-педагогических условий ее реализации. В свою очередь, организационно-педагогические условия реализации образовательных программ высшего образования в области физической культуры и спорта зависят не только от определенных основных характеристик программы, но еще и от специфики спортивной деятельности студентов-спортсменов.
Исходя из степени вовлеченности студентов в спортивную деятельность, можно выделить две условные группы студентов-спортсменов:
1) студенты – спортсмены высокой квалификации, проходящие спортивную подготовку на этапе высшего спортивного мастерства (члены и кандидаты в члены сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, профессиональных спортивных клубов по индивидуальным и командным видам спорта, а также их резервных составов);
2) студенты-спортсмены массовых разрядов, выступающие на спортивных соревнованиях межвузовского и регионального уровней.
Наши исследования, а также практика деятельности показывают, что для первой группы студентов-спортсменов необходимо создавать специальные условия реализации образовательных программ высшего образования в области физической культуры и спорта, позволяющие им наиболее оптимальным образом совмещать учебный процесс со спортивной деятельностью. Эти условия должны быть формализованы в виде утвержденных образовательной организацией самостоятельно учебного плана, графика учебного процесса, срока обучения, видов профессиональной деятельности выпускника, применяемых образовательных технологий и способов проведения практик. Именно в указанные элементы образовательной программы, входящие в комплекс ее основных характеристик, закладываются возможности интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью. Для этого уже на этапе планирования образовательной программы и разработки ее структурных элементов необходимо учесть условия реализации образовательной программы высшего образования в области физической культуры и спорта для студентов-спортсменов высокой квалификации, проходящих спортивную подготовку на этапе высшего спортивного мастерства. В связи с этим нами определены основные организационно-педагогические условия интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью, направленные на обеспечение возможностей совмещения студентами учебного процесса со спортивной деятельностью (таблица).
Элементы характеристики образовательной программы |
Организационно-педагогические условия интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью |
Учебный план |
Возможность перевода студента-спортсмена на индивидуальный учебный план, учитывающий особенностей его спортивной деятельности (вид спорта, уровень спортивного мастерства, спортивные достижения и др.). |
График учебного процесса |
Возможность перевода студента-спортсмена на индивидуальный график обучения, в котором периоды освоения учебных дисциплин и промежуточных аттестаций должны быть установлены с учетом графика тренировочногои соревновательного процесса студента |
Срок обучения |
Возможность установления продленного срока обучения (в соответствии с ФГОС ВО не более чем на 1 год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения) |
Применяемые образовательные технологии |
Возможность применения элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для изучение учебных дисциплин во время нахождения на тренировочных сборах и соревнованиях вне образовательной организации. |
Способы проведения практик |
Возможность организации выездных практик на базе федеральных спортивно-тренировочных центров и профессиональных спортивных клубов, где осуществляется спортивная подготовка студента. |
Виды будущей профессиональной деятельности |
Определение основным видом профессиональной деятельности выпускника по образовательной программе тренерскую деятельность (прикладной бакалавриат), что позволит увеличить объем дисциплин специализации по избранному виду спорта и практик вучебном плане. |
Технологии реализации определенных нами организационно-педагогические условий интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью для каждого элемента характеристики образовательной программы могут быть разные. Также могут быть разными подходы к нормативно правовому и методическому обеспечению реализации этих условий. Например, если создание возможности перевода студента-спортсмена на индивидуальный график обучения требует только наличия в образовательной организации соответствующего нормативного акта и разработки индивидуального графика в случае необходимости, то организации выездных практик для студентов-спортсменов требует, кроме всего, разработки соответствующих программ практик, обеспечения кадрами, заключения договоров с базами практик и др.
Таким образом, в заключении можем сказать, что обеспечение интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью базируется на концептуальном положении о признании спортивной деятельности студента, обучающегося в вузе спортивного профиля, в качестве его практической деятельности, вносящей определенный вклад в формирование у него профессиональных компетенций. Реализация необходимых организационно-педагогических условий совмещения студентами учебного процесса со спортивной подготовкой требует большой организационно-методической работы по их формализации в виде характеристик элементов образовательной программы.
Библиографическая ссылка
Галимов А.М. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СО СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25441 (дата обращения: 02.04.2025).