Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СО СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Галимов А.М. 1
1 ФГБОУ ВО "Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма"
В силу своей специфики, связанной с ведомственной принадлежностью, поставленными учредителем задачами, особенностями контингента обучающихся и профессорско-преподавательского состава, инфраструктурой и др., образовательным организациям высшего образования спортивного профиля характерна достаточно серьезная и до сих пор не имеющая единого подхода в решении проблема совмещения студентами учебной и спортивной деятельностей. В статье рассматриваются характеристические особенности организационно-педагогических элементов образовательных программ высшего образования спортивного профиля, направленных на интеграцию учебного процесса со спортивной подготовкой, обеспечивающую наиболее оптимальный учет специфики и характера спортивной деятельности студентов. Сделан вывод о том, что спортивная деятельность студента, обучающегося в вузе спортивного профиля, может рассматриваться как его практическая деятельность в рамках образовательной программы, вносящая определенный вклад в формирование у него профессиональных компетенций.
высшее образование
учебный процесс
Спортивная подготовка
интеграция
1. Афанасьева В.М. Спортивная карьера или высшее образование? К вопросу об интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки / В.М. Афанасьева, Ф.Р. Зотова // Наука и спорт: современные тенденции. – 2014. – Т. 4. – № 3. – С. 115-119.
2. Афанасьева В.М. Интеграция образовательного процесса и спортивной подготовки в физкультурных вузах России // Современные проблемы и перспективы развития системы подготовки спортивного резерва в преддверии XXXI Олимпийских игр в Рио-Де-Жанейро Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. Поволжская ГАФКСиТ. – 2015. – С. 512-513.
3. Галимов А.М., Зотова Ф.Р., Давлетова Н.Х. Развитие академических карьер в образовательных организациях высшего образования спортивного профиля // Казанский педагогический журнал. – 2015. – Т. 2, № 5 (112). – С. 272-279.
4. Гусарова А.Н. Педагогические условия подготовки будущих специалистов для работы с воспитанниками спортивных школ олимпийского резерва // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. – 2014. – Т. 11, № 2. – С. 111-118.
5. Зотова Ф.Р., Афанасьева В.М., Давлетова Н.Х., Мавлиев Ф.А. Отношение студентов-спортсменов к интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». – 2015. – 10 (128).
6. Карнаухов Г.З., Григорьева И.И., Черноног Д.Н. Разработка образовательных интегрированных программ в области физической культуры и спорта для учащихся школ-интернатов спортивного профиля и специализированных спортивных классов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2015. – № 1 (25). – С. 108-113.
7. Можаев Э.Э., Можаев Э.Л. Организация процесса обучения студентов высших учебных заведений физкультурно-спортивной направленности в США // Образование и саморазвитие. – 2016. – № 1 (47). – С. 47-51.
8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 N 1367 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
9. Хадиуллина Р.Р. Концептуальные основы использования дистанционного обучения в вузах физической культуры / Р.Р. Хадиуллина, М.И. Галяутдинов. – М.: Теория и практика физической культуры, 2014. – № 4. – С. 57-60.
10. Adyrkhaev S.G. Modern technology of physical education of disabled students in conditions of inclusive education // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. – 2016. – № 1. – С. 4-12.

В настоящее время в Российской Федерации осуществляется достаточно серьезное изменение системы организации, масштаба и содержания высшего образования. Эти изменения неизбежно оказывают чрезвычайно сильное влияние на внутренние ключевые процессы в образовательных организациях высшего образования, формируя новые институциональные практики – структуры и содержания деятельности, организации управления, установление взаимодействия с внешним окружением и др., что становится предметом научно-практических дискуссий по вопросам подготовки кадров.

Хотя образовательный процесс, в общем, регулируется универсальными государственными нормативами, и система высшего образования рассматривается как явление цельное, можно отметить существенные различия в деятельности образовательных организаций разного профиля. Различные внешние и внутренние факторы деятельности профильных вузов создают основу для изменения внутренней структуры образовательных организаций, в которой главной организационной единицей остается образовательная программа.

Общие признаки и тенденции развития, присущие высшей школе в России, характерны и для системы высшего образования в области физической культуры и спорта. К таким характеристикам относятся: инновационный характер образования; интеграция сферы образования, науки и производства; создание учебно-научно-производственных комплексов и кластеров; переход на проектные технологии управления; обновление технологий и содержания образования на основе перехода на новые ФГОС; перехода на многоуровневое образование и др. В то же время, в силу своей специфики, связанной ведомственной принадлежностью, поставленными учредителем задачами, особенностями контингента обучающихся и профессорско-преподавательского состава, инфраструктурой и др., деятельность образовательных организаций высшего образования спортивного профиля обладает некоторыми особенностями. Одной из таких характеристических особенностей является необходимость совмещения студентами, обучающимися в вузах спортивного профиля, учебной и спортивной деятельностей на основе интегрированных образовательных программ.

Надо признать, что в настоящее время проблема интеграции образовательного процесса и спортивной подготовки в образовательных организациях высшего образования спортивного профиля не исследована на достаточном уровне как в научно-методологическом, так и в организационно-методическом аспектах. В этой связи целью нашего исследования стал поиск ответа на вопрос, какие особенности характерны для организационно-педагогических элементов образовательной программы в вузах спортивного профиля, ориентированных на интеграцию учебного процесса со спортивной деятельностью, обеспечивающую наиболее оптимальный учет специфики и характера спортивной деятельности студентов.

В настоящее время, согласно методике мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования, утвержденной приказом Минобрнауки РФ № 637 от 01.08.2013 г., вузы, у которых не менее 60 % студентов обучаются по образовательным программам укрупненной группы направлений подготовки 49.00.00 «Физическая культура и спорт», относятся к группе вузов физической культуры. Все они (в настоящее время в России их 14) являются ведомственными и получают государственное задание на подготовку кадров от Министерства спорта РФ. В вузах данной группы не менее 5 % студентов должны быть членами или кандидатами в члены спортивных сборных команд Российской Федерации. Это означает, что в вузах физической культуры должны обучаться, и на самом деле обучаются, спортсмены высокого класса, для которых спортивная деятельность занимает приоритетное значение по сравнению с учебным процессом. Так, только в ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» (далее – Поволжская ГАФКСиТ) в 2016/2017 учебном году обучаются 5 заслуженных мастеров спорта России; 24 мастера спорта международного класса, 164 мастера спорта России и 276 кандидатов в мастера спорта России. Период обучения в высшем учебном заведении у данной категории студентов совпадает с периодом, когда они планируют достичь вершин спортивной карьеры. Опросы абитуриентов и студентов вузов физической культуры показывают, что большинство из них поступают в вузы спортивного профиля с желанием продолжить свою спортивную карьеру [5]. Например, в Поволжской ГАФКСиТ более 75 % студентов продолжают свою спортивную карьеру, систематически тренируясь и выступая на спортивных соревнованиях разного уровня.

Результаты многочисленных исследований подтверждают, что редко удается успешно совместить получение высшего образования и занятия спортом без некоторого уровня гибкости в образовательных программах [1]. В различных вузах разрабатываются и внедряются в учебный процесс предложения по обеспечению качественного образования без ущерба для спортивной карьеры студентов-спортсменов. Например, некоторые университеты создают элитным спортсменам условия для получения качественного образования, проявляя гибкость в составлении расписания; как в отечественных, так и в зарубежных вузах распространена практика применения дистанционных технологий обучения для спортсменов; интересным является опыт увеличения сроков обучения для действующих спортсменов.

В отечественной научно-методической литературе вопросы интеграции учебного процесса и спортивной подготовки до последнего времени преимущественно рассматривались с точки зрения обеспечения спортивной подготовки обучающихся в различных образовательных организациях. То есть исследования в основном были направлены на решение задач «встраивания» учебного процесса в программу тренировочно-соревновательной деятельности спортсмена, а не на решение задач организации учебного процесса для спортсменов. Тренеры студентов-спортсменов, а также руководители спортивных клубов и федераций, в своих взаимоотношениях с образовательными организациями исходили (некоторые до сих пор так поступают) с позиции «главное – учебный процесс не должен мешать спортивной деятельности».

В последнее время, в силу происходящих в стране социально-экономических изменений, а также в связи с модернизацией высшего образования, ситуация в вопросах отношения специалистов отрасли физической культуры и спорта и самих студентов-спортсменов к учебному процессу стала меняться. В связи с этим появились новые исследования, направленные на изучение вопросов усовершенствования учебного процесса в спортивных вузах путем интеграции спортивной деятельности студента в учебный процесс [2; 3; 4;5;6; 7; 9; 10]. В этих работах отмечается, что студенты-спортсмены испытывают определенные трудности при изучении учебных дисциплин, поскольку они вынуждены большое количество времени уделять тренировочным занятиям, спортивным сборам и соревнованиям, и, соответственно, длительное время находятся далеко от учебного заведения. Пропуски занятий могут стать причиной академической неуспеваемости и трудностей в формировании профессиональных компетенций, а отсутствие возможности участвовать в студенческой жизни может стать причиной возникновения сложностей в социальном взаимодействии с группой.

В современных условиях реализации компетентностной парадигмы подготовки кадров с ориентацией на профессиональные стандарты, образовательные программы все более начинают приобретать практикоориентированный характер. Подготовка профессиональных кадров становится многоаспектным комплексным процессом, не только интегрирующим учебный, исследовательский, проектный, инновационный деятельности, но и предполагающим глубокую включенность студентов в соответствующую отрасль-область деятельности (в нашем случае в отрасль физической культуры и спорта). В этой связи спортивную деятельность студента необходимо рассматривать как его погружение в отрасль и в будущую профессиональную деятельность, которую можно формализовать в рамках системы планирования учебного процесса и управлять ей с учетом требований и ожиданий всех внешних и внутренних заинтересованных сторон. Таким образом, в рамках предлагаемого нами подхода интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью, учет содержания и специфики спортивной деятельности студента становится необходимым условием определения характеристических свойств образовательной программы.

Образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению организации [8].

Традиционно, основные характеристики образовательной программы обучающихся определяются в зависимости от планируемых результатов освоения образовательной программы – компетенции обучающихся, а также знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций и обеспечивающих достижение планируемых результатов. Основные характеристики остаются неизменными (стандартными) для всей образовательной программы вне зависимости от организационно-педагогических условий ее реализации. В свою очередь, организационно-педагогические условия реализации образовательных программ высшего образования в области физической культуры и спорта зависят не только от определенных основных характеристик программы, но еще и от специфики спортивной деятельности студентов-спортсменов.

Исходя из степени вовлеченности студентов в спортивную деятельность, можно выделить две условные группы студентов-спортсменов:

1)  студенты – спортсмены высокой квалификации, проходящие спортивную подготовку на этапе высшего спортивного мастерства (члены и кандидаты в члены сборных команд Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, профессиональных спортивных клубов по индивидуальным и командным видам спорта, а также их резервных составов);

2)  студенты-спортсмены массовых разрядов, выступающие на спортивных соревнованиях межвузовского и регионального уровней.

Наши исследования, а также практика деятельности показывают, что для первой группы студентов-спортсменов необходимо создавать специальные условия реализации образовательных программ высшего образования в области физической культуры и спорта, позволяющие им наиболее оптимальным образом совмещать учебный процесс со спортивной деятельностью. Эти условия должны быть формализованы в виде утвержденных образовательной организацией самостоятельно учебного плана, графика учебного процесса, срока обучения, видов профессиональной деятельности выпускника, применяемых образовательных технологий и способов проведения практик. Именно в указанные элементы образовательной программы, входящие в комплекс ее основных характеристик, закладываются возможности интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью. Для этого уже на этапе планирования образовательной программы и разработки ее структурных элементов необходимо учесть условия реализации образовательной программы высшего образования в области физической культуры и спорта для студентов-спортсменов высокой квалификации, проходящих спортивную подготовку на этапе высшего спортивного мастерства. В связи с этим нами определены основные организационно-педагогические условия интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью, направленные на обеспечение возможностей совмещения студентами учебного процесса со спортивной деятельностью (таблица). 

Элементы характеристики образовательной программы

Организационно-педагогические условия интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью

Учебный план

Возможность перевода студента-спортсмена на индивидуальный учебный план, учитывающий особенностей его спортивной деятельности (вид спорта, уровень спортивного мастерства, спортивные достижения и др.).

График учебного процесса

Возможность перевода студента-спортсмена на индивидуальный график обучения, в котором периоды освоения учебных дисциплин и промежуточных аттестаций должны быть установлены с учетом графика тренировочногои соревновательного процесса студента

Срок обучения

Возможность установления продленного срока обучения (в соответствии с ФГОС ВО не более чем на 1 год по сравнению со сроком, установленным для соответствующей формы обучения)

Применяемые образовательные технологии

Возможность применения элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для изучение учебных дисциплин во время нахождения на тренировочных сборах и соревнованиях вне образовательной организации.

Способы проведения практик

Возможность организации выездных практик на базе федеральных спортивно-тренировочных центров и профессиональных спортивных клубов, где осуществляется спортивная подготовка студента.

Виды будущей профессиональной деятельности

Определение основным видом профессиональной деятельности выпускника по образовательной программе тренерскую деятельность (прикладной бакалавриат), что позволит увеличить объем дисциплин специализации по избранному виду спорта и практик вучебном плане.

 

Технологии реализации определенных нами организационно-педагогические условий интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью для каждого элемента характеристики образовательной программы могут быть разные. Также могут быть разными подходы к нормативно правовому и методическому обеспечению реализации этих условий. Например, если создание возможности перевода студента-спортсмена на индивидуальный график обучения требует только наличия в образовательной организации соответствующего нормативного акта и разработки индивидуального графика в случае необходимости, то организации выездных практик для студентов-спортсменов требует, кроме всего, разработки соответствующих программ практик, обеспечения кадрами, заключения договоров с базами практик и др.

Таким образом, в заключении можем сказать, что обеспечение интеграции учебного процесса со спортивной деятельностью базируется на концептуальном положении о признании спортивной деятельности студента, обучающегося в вузе спортивного профиля, в качестве его практической деятельности, вносящей определенный вклад в формирование у него профессиональных компетенций. Реализация необходимых организационно-педагогических условий совмещения студентами учебного процесса со спортивной подготовкой требует большой организационно-методической работы по их формализации в виде характеристик элементов образовательной программы.


Библиографическая ссылка

Галимов А.М. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СО СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25441 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674