Интеграция российского высшего образования в европейское и мировое образовательное пространство актуализировала вопросы интернационализации для отечественных вузов. При этом необходимо понять, как и для чего «интернационализировать» образовательный процесс в условиях, когда международная деятельность традиционно входит в число устойчивых направлений работы, какие преимущества это даст студентам, педагогам и вузу в целом; какие «побочные эффекты» и «осложнения» могут возникнуть. Для четкого понимания сущности, механизмов реализации и потенциала интернационализации полезно обратиться к опыту зарубежных стран, в частности, США, где интернационализации как фактору повышения качества высшего образования уделяется в последние годы большое внимание.
Согласно большинству наиболее распространенных в мире определений, интернационализация представляет собой привнесение международных и глобальных аспектов в целеполагание и реализацию всех функций вуза – образовательной, исследовательской, социальной – с целью совершенствования подготовки выпускников к эффективной самореализации в глобальном информационном обществе [5,8]. По мнению исследователей, в условиях нарастающей глобализации интернационализация не только повышает ориентированность работы вузов на клиента/потребителя (студент, выпускник, работодатель и пр.), но и актуализирует следующие функции высшего образования:
- Основная миссия: генерирование знания посредством научных исследований, передача знания обучающимся, трансляция научного знания в жизнь во благо общества. Интернационализация расширяет границы содержания образования для студентов, преподавателей.
- Удовлетворение потребностей клиента/потребителя (студент, выпускник, работодатель и пр.): благодаря интернационализации критический анализ и сопоставление внутренних и глобальных позиций, взглядов и тенденций интегрировано в образовательный процесс, что содействует успешной жизни и работе выпускников вузов.
- Историческая миссия – вклад в развитие благосостояния своей страны. Интернационализация высшего образования содействует удовлетворению нужд общества и национальных интересов: экономическое развитие отдельной страны происходит в условиях тесной взаимозависимости национальных экономик.
- Глобализация высшего образования: международная конкуренция за привлечение лучших ученых, преподавателей, студентов, идей и их реализации растет в условиях нарастающей необходимости в трансграничном сотрудничестве. Вузы из разных стран используют потенциал партнерских отношений друг с другом в обучении, научной работе, социальной деятельности, что сложно и дорого для отдельно взятого учебного заведения. Поэтому, несмотря на конкуренцию, международное партнерство в высшем образовании будет набирать обороты, т.к. движущие силы инноваций и генерирования знания все более глобальны [6].
Таким образом, интернационализация как тенденция и стратегическое направление в развитии высшего образования основана на интересах отдельных граждан (студентов) и институтов (вузов), а также на внутренних и внешнеполитических интересах государств и регионов. По результатам исследования, положения дел в области интернационализации в высшем образовании США на 2011 год – такое исследование регулярно каждые 5 лет проводится Советом ACE с 2001 года – в целом по сектору высшего образования был достигнут заметный прогресс в определенных аспектах интернационализации, наряду со стагнацией и даже снижением показателей в других, причем ситуация сильно отличается от вуза к вузу. 29 % респондентов отметили роль президента/ректора вуза в активизации интернационализации. Финансирование инициатив либо возросло, либо осталось на прежнем уровне. Основные направления интернационализации, получившие наибольшую поддержку и ресурсное обеспечение согласно опросу: внутренняя интернационализация (содержание образования), стратегические партнерства с зарубежными вузами, правительствами и корпорациями; расширение набора иностранных студентов и преподавателей. Также значительно выросло внимание к оценке деятельности вузов по интернационализации образования и пересмотру запланированных результатов обучения студентов (в 37 % вузов по данным 2011 года по сравнению с 30 % по опросу 2006 года). 55 % вузов США заявили о проектировании глобально/международно-ориентированных результатов обучения (на 10 % больше, чем по итогам 2006). Тенденции в области интернационализации: существенно выросло внимание к оценке влияния мер по развитию интернационализации на академические успехи студентов, а также к разработке глобально/международно-ориентированных результатов обучения. Большее распространение получила практика найма преподавателей с международным опытом преподавания и исследований, хотя этот аспект компетенции преподавателей игнорируется в вопросах найма на долгосрочной контрактной основе и карьерного продвижения. Академическая мобильность остается приоритетным направлением интернационализации, при этом процесс интернационализации образовательного процесса идёт медленно. Международные партнерства принимают все более разнообразные формы, однако в их работу вовлечено очень небольшое число представителей вузов [10]. В 2016 году проходит очередной этап исследования состояния интернационализации, причем к изучавшимся ранее аспектам добавились новые, в соответствии с реалиями сегодняшнего дня: тенденции приема на обучение в международные совместные программы и программы двойных дипломов, стратегическое планирование и управление международными партнерствами, источники финансирования инициатив по интернационализации.
Принимая во внимание значимость, которую приобрела интернационализация высшего образования в педагогических, политических и широких общественных кругах США, к активной разработке концептуальных вопросов проектирования, внедрения и мониторинга мер по развитию интернационализации на национальном и институциональном уровнях высшего образования приступили как отдельные исследователи, так и крупнейшие и наиболее влиятельные организации в сфере образования. Лидерами здесь являются Американский совет по образованию (American Councilon Education, ACE) и Ассоциация международных деятелей образования (Association of International Educators, NAFSA). Именно эти организации предложили термин «всесторонняя интернационализация» (англ. comprehensive internationalisation – «всесторонняя / комплексная интернационализация») для обозначения идеальной модели интернационализированного высшего образования [6,4], подчеркнув тем самым необходимость целостного, комплексного, стратегически выверенного подхода к разработке политики, программ и инициатив с целью повышения глобальной ориентации и международного взаимодействия вузов. Ниже будет рассмотрена деятельность АСЕ как провайдера научных знаний об интернационализации, информационной поддержке и методического сопровождения вузов в их стремлении к эффективной реализации мер по интернационализации образования.
Совет ACE – ассоциация 1700 аккредитованных вузов (двух- и четырехгодичных колледжей, частных и публичных университетов, коммерческих и некоммерческих вузов) – стала уделять особое внимание вопросам реализации и оценки качества интернационализации в высшем образовании в середине 2000-х годов, в частности, разработке рекомендаций по интернационализации и эффективной реализации международных партнерств для вузовской администрации разных уровней, изучению взаимосвязи между интернационализацией и мультикультурным образованием и пр. В 2009 году ACE учредил Центр интернационализации и глобального сотрудничества (Center for Internationalization and Global Engagement, CIGE), который, в тесном взаимодействии с другими организациями сферы образования США и всего мира, занимается анализом и мониторингом важнейших аспектов сферы высшего образования и реализует программы и услуги – в том числе электронные базы данных о лучших практиках и эффективных инструментах интернационализации – с целью поддержать в вузах развитие интернационализации и участие в глобальных процессах [9].
В противовес распространенному узкому взгляду на интернационализацию как развитие академической мобильности студентов и международной публикационной активности преподавателей, Совет АСЕ предложил модель всесторонней интернационализации, включающей шесть компонентов, каждый из которых, в свою очередь, состоит из нескольких составляющих:
- четко определенные обязательства вуза: стратегическое планирование; создание комитета по интернационализации; участие заинтересованных сторон в кампусе; оценка деятельности;
- административное управление, структура и кадровое обеспечение: высшее руководство вуза; международный отдел;
- учебные программы, внеучебная деятельность и результаты обучения: требования общеобразовательной подготовки (первые 2 года обучения); интернационализация курсов учебных дисциплин; внеучебная деятельность; результаты обучения студентов; современные информационные технологии;
- политика и практика в отношении преподавательского состава: политика долгосрочных контрактов и карьерного продвижения; рекомендации по найму; внутривузовская система повышения квалификации;
- студенческая мобильность: политика перезачета кредитов; материальная помощь и финансирование; ознакомительные программы и программы непрерывной профессиональной подготовки;
- сотрудничество и партнерства: этап 1 – стратегическое планирование; этап 2 –рассмотрение возможных форматов сотрудничества; этап 3 – определение потенциальных партнеров; этап 4 – постоянное управление [4].
Стратегическое планирование с привлечением основных заинтересованных сторон позволяет сформулировать обязательства вуза в области интернационализации образования, а также разработать дорожную карту для их выполнения. Формализованные инструменты оценки подкрепляют данные обязательства, четко определяя цели и обеспечивая подотчетность вуза за их реализацию при поддержке высшего руководства и соответствующих административных структур. Поскольку образовательная миссия университетов является ключевой, международные и глобальные аспекты должны быть интегрированы в учебную, научно-исследовательскую и внеучебную деятельность студентов. С учетом интернационализированного материала курсов основных и дополнительных образовательных программ, межкультурные компетенции должны быть отражены в ожидаемых результатах обучения. Одна из основных задач, требующих проработки во всех вузах, участвующих в лаборатории – это интернационализация образовательного процесса, в которой, согласно исследованиям под эгидой ACE, можно выделить 4 уровня:
- Уровень отдельного учебного курса (содержание обучения, дидактические материалы, виды учебной деятельности и задания, результаты обучения студентов).
- Уровень компонента образовательной программы (модули основной и дополнительной специализации; сертификационные программы).
- Уровень образовательных программ, ведущих к получению академических степеней (результаты обучения студентов, принятые на уровне вуза; требования к освоению дисциплин общеобразовательного цикла; требования к освоению иностранных языков).
- Уровень дисциплин как отраслей научного знания (глобальный контекст содержания обучения/учебного материала; роль профессиональных ассоциаций и аккредитующих организаций) [7].
Роль преподавателей в интернационализации образовательного процесса в вузе трудно переоценить, поскольку именно они транслируют идеи и принципы интернационализации в жизнь. Институциональная политика и механизмы поддержки, как материальной, так и нематериальной, должны обеспечить ППС возможности совершенствовать собственную межкультурную компетентность и тем самым повысить влияние на образовательный опыт студентов. Вместе с тем нельзя недооценивать и роль студенческой академической мобильности, как входящей, так и исходящей. Вводные курсы, программы профессиональной переподготовки и другие стратегии поддержки студентов помогают студентам легче интегрироваться в образовательную среду вуза, что повышает ценность и качество обучения. Важнейшим аспектом интернационализации для многих вузов является установление сотрудничества с другими вузами и эффективное управление деятельностью партнерств. Продуктивное межвузовское взаимодействие открывает возможности для того, чтобы обеспечить студентам и преподавателям получение образовательного и научно-педагогического опыта за рубежом, усовершенствовать учебные планы и программы, получить доход, повысить репутацию вуза в своей стране и за рубежом. Таким образом, все компоненты модели всесторонней интернационализации, разработанной Центром интернационализации и глобального сотрудничества Американского совета по образованию, представляют собой тесно взаимосвязанные направления институциональных программ, политики и инициатив, которые выступают предметом внутренней и внешней экспертизы при оценке качества интернационализации высшего образования.
Прежде всего, помощь заключается в том, что Центр содействует в разработке, внедрении, устойчивой реализации и совершенствовании эффективных программ посредством тесного сотрудничества с вузами в рамках различных программ, среди которых создание сообщества «Сотрудничество в интернационализации» для вузовских преподавателей и администрации как площадки для непрерывного обсуждения текущих вопросов; система мероприятий – трехдневных семинаров с последующим выполнением проекта в сотрудничестве с опытным наставником для руководящих сотрудников вузов, ответственных за интернационализацию; ежегодный форум для высшего руководящего звена университетов; специальные проекты, направленные на изучение специфических вопросов интернационализации (потенциал интернационализации программ межкультурного образования; интернационализация образования в колледжах и университетах с исторически сложившимся «темнокожим» контингентом студентов и др.).
Востребованной среди американских вузов является программа ACE и CIGE «Лаборатория интернационализации» (ACE Internationalization Laboratory), действующая с 2002 года [3]. Проект предусматривает, что профессионалы ACE на протяжении 18 месяцев оказывают непрерывное информационно-методическое и организационное сопровождение вузам в их работе по развитию интернационализации в кампусе: подготовке и проведении самообследования для выявления существующего положения дел, разработке стратегического плана и проектировании практических мер по его реализации. Взаимодействие носит регулярный характер (очное, по электронной почте и телефону) с тем, чтобы процесс как можно в большей степени отвечал специфике и потребностям вуза. Прежде всего, вузу предлагается сформировать лидерскую команду по развитию интернационализации во главе с представителем высшего руководства вуза с тем, чтобы провести ревизию реального состояния дел в области и чётко определить институциональные цели и задачи, а затем разработать или обновить план действий. Эксперты ACE посещают с однодневным визитом кампус вуза-участника, чтобы поддержать старт проекта в самом начале, приняв участие в дискуссиях с участием лидерской команды и других групп влияния в вузе с тем, чтобы содействовать развитию диалога, выделить главные проблемы и поставить ключевые вопросы, прояснить цели и обеспечить поддержку процессам интернационализации. Сопровождение включает организацию трех обучающих семинаров в центральном офисе ACE, на которых представители всех вузов-участников лаборатории (как минимум 2 сотрудника, ответственные за интернационализацию, от каждого вуза) анализируют текущее состояние интернационализации в вузах, выявляют и обсуждают сильные стороны и зоны роста, определяют цели и задачи интернационализации, работают над разработкой/корректировкой стратегического плана и программы практических мер. В заключительной стадии лаборатории команда экспертов, включая профессионалов ACE и представителей вузов, посещает кампус для оценки проведенной в рамках проекта работы и выработки рекомендаций для дальнейшего развития интернационализации. Продолжительность визита 1–2 дня, включает встречи с президентом, старшим руководством, членами совета, ППС, административными работниками, студентами.
С 2002 года по настоящий момент в работе «Лаборатории интернационализации» приняли участие 104 американских вуза самого разного профиля, из них 13 до сих пор являются действующими участниками проекта, в настоящий момент идет набор кандидатов в 14-ю группу. Как правило, участие вузов в проекте обеспечивается грантовым финансированием. Одним из участников 11-й Лаборатории (2013–2015 гг.) в составе группы из 11 университетов был Университет Клемсона, (г. Клемсон, Южная Каролина, США), основанный в 1889 г. как сельскохозяйственный колледж и занимающий в настоящее время 21-е место среди лучших публичных университетов США (рейтинг издания U.S.News&WorldReport 2016), и 1-е место среди университетов своего штата (рейтинг журнала Kiplinger′s). Ориентированный на преподавание и исследования в области инженерного дела и техники, университет предлагает более 200 программ, 80 программ бакалавриата, 110 программ магистратуры и свыше 50 программам докторантуры; контингент студентов в 2015/16 уч. году составил около 22 тыс. студентов.
Цель участия в проекте – разработать план всесторонней интернационализации и глобального сотрудничества. Как и большинство вузов Лаборатории, для участия в проекте университет использовал грантовое финансирование. Команда вузов, в составе которой университет работал в лаборатории, оказалась самой разнородной и «разнокалиберной» из всех предыдущих групп лаборатории: в нее вошли и крупные исследовательские университеты, и небольшие общинные колледжи, как городские, так и сельские вузы, как частные, так и публичные. По мнению экспертов ACE, такая гетерогенность контингента участников проекта стала дополнительным фактором успеха командной работы: необходимость вывода интернационализации из «периферийного» в магистральное направление развития вуза, тщательно спланированное, обсужденное и принятое на институциональном уровне, а также на уровне каждого подразделения и отдельного сотрудника.
На первом этапе для подготовки единого отчета о самообследовании в октябре 2013 года 32 представителя преподавательского, административного и студенческого состава из каждого колледжа и вспомогательного подразделения университета сформировали целевую группу по интернационализации для проведения в 2013–14 году внутреннего обследования международной деятельности по следующим направлениям:
- Учебные планы и преподавание;
- Научно-исследовательская деятельность;
- Профессорско-преподавательский состав;
- Долгосрочный контракт, карьерное продвижение и повторное назначение на должность;
- Иностранные студенты и климат в кампусе;
- Программы обучения за рубежом;
- Международные партнерства и инициативы;
- Политика, процедуры и административная инфраструктура;
- Английский как второй язык.
Как показало самообследование, международная работа в университете велась в контексте, в котором интернационализация не входила в число институциональных приоритетов, соответственно, поддержка руководства и доступные ресурсы были ограничены. Подразделения вуза и их отдельные представители проявляли инициативу в области интернационализации – международное сотрудничество в исследованиях, создание возможностей для получения опыта за рубежом для студентов, преподавание, участие в конференциях за рубежом, привлечение иностранных студентов в магистерские программы, сотрудничество с международными компаниями, проведение исследований по актуальным во всем мире проблемам – для реализации индивидуальных целей и задач сотрудников и подразделений. Соответственно, масштаб и успех данных инициатив являются полностью заслугой отдельных подразделений и сотрудников. Вместе с тем все без исключения международные инициативы в кампусе испытывали затруднения по причинам (1) отсутствия поддержки от центрального руководства университета; (2) ограниченных материальных ресурсов; (3) недостаточной прозрачности информации [1].
Неравномерность распределения ресурсов и децентрализация усилий в области интернационализации обусловили неравномерность степени скоординированности, подготовленности, оперативной эффективности и успеха международных инициатив. Среди блестящих мер тех подразделений университета, которые четко сформулировали свое видение интернационализации, проект Школы Архитектуры “Fluid Campus”, вовлеченность в международные исследования преподавателей и студентов факультета биоинженерии, междисциплинарные программы «Язык и здравоохранение» и «Язык и международная торговля», деятельность предприятий университетского кампуса в сотрудничестве с международными компаниями, расположенными в штате, а также признанная на национальном уровне международная программа обучения. Другие, не столь успешные и согласующиеся с миссией университета инициативы по интернационализации, включают рост контингента зарубежных преподавателей, аспирантов и магистрантов – при отсутствии чётко выработанной стратегии отбора и приема на работу/обучение и достаточной инфраструктуры для приема, иммиграционных вопросов и других услуг для данной категории преподавательского и студенческого контингента; международная научно-исследовательская деятельность и заслуги ППС университета. Выделены также наиболее проблемные области международной деятельности, такие как интернационализация бакалаврских программ, разработка международно-ориентированных программ магистратуры, стратегия набора иностранных студентов в программы бакалавриата; соискание грантов на международные исследования из международных источников; партнерства и работа для достижения социально значимых и экономических задач университета.
Международная деятельность в вузе носила в целом фрагментарный характер, не было единого широкого понимания того, что такое «глобальное сотрудничество» и «интернационализация»; последняя чаще всего сводилась к направлению студентов бакалавриата на обучение за рубеж. Очень редко интернационализация осуждалась в аспектах интернационализации содержания образования, внеучебной деятельности студентов, научной работы, программ магистратуры, социальной работы и экономического развития. Потенциал присутствия в кампусе иностранных преподавателей и студентов не использовался в полной мере как ресурс интернационализации образования. Потенциал интернационализации как комплексного, всеохватного процесса не использовался в степени, адекватной для вуза такого масштаба, миссии и репутации – равно как и в степени, отвечающей потребностям студентов и преподавателей.
Вместе с тем самообследование выявило прочную основу для развития интернационализации: обновленный состав высшего руководства университета, включение международного сотрудничества в стратегический план университета 2010–2020, вхождение в 20 лучших публичных университетов страны – все говорит о своевременности разработки плана интернационализации. Активный ППС, ориентированный и мотивированный к международно-ориентированной деятельности, ориентированные на глобальное лидерство студенты, сотрудничество между подразделениями университета, активная исследовательская работа и наличие признанных ученых и условий для научной работы, образовательные программы высокого качества, сотрудничество университета с бизнес-средой и социальной инфраструктурой штата – основы для развития интернационализации.
По итогам анализа работы по данным направлениям были подготовлены отчеты; на основании выводов отчетов всех девяти подкомиссий целевой группой были даны рекомендации, которые в наиболее общем виде можно представить следующим образом:
- Интегрировать глобальное сотрудничество в концепцию развития и стратегический план университета, а также разработать план реализации всесторонней интернационализации.
- Создать административное подразделение для руководства и сопровождения процесса интернационализации кампуса.
- Культивировать в кампусе культуру и климат, способствующие росту понимания глобальных вопросов, содействующих культурному разнообразию и сотрудничеству в глобальном масштабе.
- Интернационализировать программы бакалавриата.
- Расширить круг международно ориентированных магистерских программ и инициатив.
- Развивать научно-исследовательскую и творческую деятельность, направленную на решение глобальных проблем и международное сотрудничество.
- Повысить уровень международной компетентности (экспертного знания) среди преподавателей и администрации университета за счет участия в работе глобальных сетей (ассоциаций).
- Развивать институциональный подход к глобальным партнерствам и инициативам.
- Обеспечить стратегическое управление процессом привлечения, отбора, зачисления и сохранения контингента иностранных студентов.
- Создать доступные места для проведения международных мероприятий в кампусе.
- Обеспечить диверсификацию и инновационность при проектировании возможностей международной деятельности для студентов [2].
В январе – феврале 2015 года результаты были представлены во всех подразделениях университета, обратная связь от аудитории была интегрирована в резюме, подытоживающее отчеты подкомиссий – и итоговые документы направлены в ACE для подготовки визита внешних экспертов. 9–10 мая 2015 года прошли встречи внешней комиссии с руководством вуза, целевой группой по интернационализации и тремя фокус-группами. Формирование лидерской команды, комиссий и подкомиссий, ответственных за «свой» участок в самообследовании и активно участвовавших в консолидированной дискуссии по общим результатам, привело в выработке единого, институционального, интегрированного взгляда на цели, задачи, роль и место интернационализации в развитии вуза и повышении качества образования.
Подход ACE к реализации и оценке качества всесторонней интернационализации деятельности вуза, а также опыт Лаборатории интернационализации и участия в ней Университета Клемсона показывает, что новые цели, задачи и условия осуществления высшего образования требуют новых решений. Интернационализация может стать действенным инструментом совершенствования всех уровней образовательного процесса и деятельности вуза в целом. Важную роль в обеспечении эффективности интернационализации высшего образования играет ее внутренняя и внешняя оценка – тот самый «свежий взгляд», которого часто не хватает для преодоления инерции и принятия нужных решений перед лицом новых задач и новых возможностей.
Библиографическая ссылка
Кузьминых Ж.О., Пауэлл Г.М., Райчаудхури У. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ США // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25426 (дата обращения: 02.04.2025).