Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,931

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В КОНТЕКСТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ МЕДИАПРОЕКТА «ВЫ НЕ БЫЛИ В ЕНИСЕЙСКЕ?»)

Семенов В.И. 1 Румянцев М.В. 2 Семенова Е.В. 1
1 Лесосибирский педагогический институт - филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
2 Сибирский федеральный университет
В статье рассматривается проблема воспитания чувства патриотизма у обучающихся современной российской школы. Актуализирована сложность решения проблемы в современных условиях. Раскрыто понятие и дана сущностная характеристика аксиологического подхода, призванного снять остроту проблемы патриотического воспитания. Доказано, что одним из наиболее действенных средств воспитания патриотизма может стать использование проектной методики, где стартовым моментом выступает выдвижение проблемы, актуальной для исполнителей проекта. Приведены описание и ход экспериментальной работы по разработке и внедрению проектной методики в процессе воспитания патриотизма у обучающихся в школах молодого сибирского города Лесосибирска. Доказано, что эффективность работы зависит от включения проекта в широкий контекст социальной деятельности обучающихся. Описан опыт организации и проведения интеллектуального конкурса «Большая восьмерка», где обучающиеся, выполнив ряд заданий, в итоге выбрали тему для проекта на основе их интереса к культурно-историческому наследию старинного сибирского города Енисейска. Материальным результатом проекта стал фильм «Вы не были в Енисейске?», где обучающиеся выразили свое отношение к старине.
патриотизм
патриотическое воспитание
аксеологический подход
ценность
культурное наследие
енисейск
проектная методика
1. Вы не были в Енисейске? [Электронный ресурс] URL: https://www.youtube.com/watch?v=O0dq_QZdWHo.
2. Гачев Г. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. – М., 1995.
3. Майничева А.Ю. Недвижимые объекты культурного наследия сибирских городов в аспекте концепции культурного капитала (на примере Енисейска) // Вестник Томского государственного университета. – 2012. − № 1. – С.43-58.
4. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. − 3-е изд., испр. и доп. − М.: Академия, 2000. − 200 с.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник. − 944с.
6. Пико А. Жизнь транзитного пассажира [Электронный ресурс] URL: lib.rin.ru/doc/:/93421p.himl (дата обращения 15.09.2016).
7. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов вузов. − М.: Академия, 2007. − 365 с.
8. Риккерт Г. Ценность и действительность [Электронный ресурс] URL: http://kulturoznanie.ru/?work=cennost_i_deistvitelnost (дата обращения 10.09.2016).
9. Розин В.М. Философия субъективности. – М.: АПКиППРО, 2011. – 380 с.
10. Тер-Минасова С.Г. Преподавание иностранных языков в современной России: надо подумать // Иностранные языки в школе. – 2015. − № 11. – С. 21-29.

Патриотизм сегодня по праву можно отнести к одному из самых противоречивых феноменов жизни современной России. События, которые произошли в стране и в мире на рубеже XX и XXI вв., кардинально изменили представление о родине и отношение к ней у миллионов россиян. Сегодня признано, что стройная система патриотического воспитания молодежи, которая просуществовала весь советский период, безвозвратно ушла в прошлое. Страна и молодое поколение как часть ее граждан оказались перед сложной ситуацией аксиологического характера, когда нужно решить самим: кто мы в этой стране и как к ней относиться теперь, когда мир стал иным? В жизни многих взрослых, включая педагогический корпус, родителей, а также самих обучающихся образовалась ниша, заполнить которую оказалось сложно. Но, несмотря на это, нельзя сказать, что в последние десятилетия в отечественной школе ничего не предпринималось в данной области. Следует отметить принципиально новый подход к воспитанию, в том числе и патриотическому, который был обозначен еще педагогами-новаторами в конце XX в. Идея самоопределения нашла яркое воплощение в педагогической теории и практике, в работах и деятельности О. Газмана, А. Тубельского, Н.Е. Щурковой, Л.И. Маленковой и др.

Немаловажную роль сыграл факт поиска и апробации новых технологий воспитания, среди которых существенную роль сыграло внедрение проектной методики как активного средства, позволяющего обучающемуся активно включиться в деятельность, проявляя и формируя свою субъектность [9].

Цель настоящей статьи – проанализировать опыт воспитания патриотизма у обучающихся в ходе участия в проектной деятельности. Материалом исследования служит организация и выполнение медиапроекта «Вы не были в Енисейске?»

Известно, что педагогическая теория и педагогическая практика часто оказываются по разные стороны того, что происходит с личностью в период ее становления и взросления. Но если в некоторых аспектах можно проследить некоторое пересечение, например, в теории и практике социализации [5], то каждодневная практика убеждает нас в том, что в многообразной палитре воспитания есть сферы, которые уязвимы изначально в силу невозможности исследовать феномены, где эмпирика доминирует над теорией.

К воспитанию чувства патриотизма у подрастающего поколения высказанная выше идея имеет самое прямое отношение. Сложность и неоднозначность воспитания любви к своему отечеству (а именно так трактуется понятие патриотизма в Толковом словаре С.И. Ожегова [5.С.496]) исходит, прежде всего, из того, что здесь мы имеем дело с категориями ненаучными. В самом деле, понятие «любовь» менее всего соотносится со строгостью научной категоризации, потому что она отражает эмоциональную сферу человека, исследовать которую крайне сложно. «Отечество» равно как и «родина» − также ненаучные понятия, хотя в отличие от понятия «любовь» здесь эмоциональная сторона выглядит мягче, и допустимы толкования, интерпретации, рассуждения, анализ и синтез. Тем не менее, соединенные воедино, эти два понятия не позволяют обнаружить в феномене определенных закономерностей, характерных для поля научного исследования. Эта специфика усугубляется тем, что у каждого человека существует свое понимание отчизны и родины и, соответственно, любви к ней.

Вместе с тем ситуация не столь тупиковая, как кажется на первый взгляд. Полагаем, то определенную степень научной ясности может внести аксиологический подход.

Исторически теория ценностей в виде систематизированной обособленной науки рассматривается как часть философского знания. Данная теория в том или ином ее виде всегда присутствовала в ряде философских учений всех исторических эпох, будь то античный мир, средневековье или новое время. Однако это не означает, что подход к рассмотрению ценности возможен только в контексте философской науки. Современный подход к рассмотрению аксиологии логичен в самых различных областях, где педагогика занимает далеко не последнее место.

Отметим, что существует несколько подходов к определению понятия «ценность». Так, в обыденном сознании под этим словом чаще всего понимается общая система устоев и принципов человека или общества. Мы разделяем мнение философа Г. Риккерта, который трактует понятие «ценности» как идеал и ориентир социокультурного развития общества. В своих работах философ утверждает, что в результате осознания ценностей люди формируют определенные установки, которые используют в жизни и повседневной деятельности [8]. Если следовать логике приведенного толкования ценностей, то можно утверждать, что оно отражает взаимосвязь с такими категориями, как «этика», «мораль», «нормы общественного поведения», «долг» и «идеал» и др. Опыт развития человеческого общества доказывает, что ценности невозможно навязать, они «вынашиваются» человеком, требуя что-то взамен. Недаром слова «ценность» и «цена» имеют один корень. Принятие ценностей − сложный путь выбора, который должен сделать сам человек. По сути, крах системы советского воспитания – это не что иное, как логический исход не «выстраданных», а навязанных ценностей.

Ценности, принятые человеком, становятся для него чем-то вроде «охранной грамоты». Он дороги человеку с психологической точки зрения: он готов защищать свои устои от посягательств, оскорблений, всего того, что нарушает систему его взглядов на мир. С социальной же точки зрения, ценностный компонент способен приобщить индивида к определенным группам в обществе или же к определенному целому обществу или даже нации. В этом контексте аксиологический компонент жизни общества и отдельно взятого человека тесно переплетен с ценностными установками целой нации, ее моральными устоями и национальной идеей. Здесь отношение к родине оказывается в центре формирования ценностной картины мира человека, наполняя его смысловыми характеристиками. Большую роль играет менталитет, система привычек жизни в определенной культуре, язык и др. То, как именно сложится тот или иной морально-ценностный ориентир определенной культуры или страны, зависит от трех факторов: географии, истории, климата, причем доказан приоритет географического фактора [2]. Но в то же время реальность убеждает нас в том, что привычка жить в определенной культуре и среде вовсе не обязательна для формирования чувства патриотизма. Серьёзным испытанием для современного человека, живущего в открытом мире, является возможность оценивать и сравнивать условия жизни в разных странах и культурах. Эта «свобода» оказывается для человека «несвободой», отражением его ценностной картины мира, своеобразным испытанием, и здесь понятие патриотизма может вообще быть для него несущественным или же быть серьёзно переосмысленным и индивидуально интерпретированным. Свидетельством тому является легкость эмиграции в нынешнее время, появление «людей мира», новой популяции «транзитных пассажиров» [6], возможностей, предоставляемых участникам Болонского процесса или работникам, занятым в работе транснациональных компаний. При этом любой человек может испытывать чувство любви к своей родине или нет в зависимости от массы факторов. Доминирующими здесь выступают ценности, связанные с местом его рождения, детством и качеством сегодняшней жизни.

И все же, несмотря на приведенные выше размышления, пускать патриотизм и воспитание этого чувства у подрастающего поколения на самотек ни в коей мере нельзя уже потому, что именно это чувство является цементирующей основой, сохраняющей нацию и страну в целом. В этом видится важность понимания того, как эту работу необходимо организовывать сегодня в новых условиях. Здесь крайне велика роль технологий, позволяющих создать пространство для ценностного выбора. Педагогический опыт последних десятилетий доказал, что одним из наиболее действенных средств является использование в работе педагогов проектной методики. Это объясняется тем фактом, что проект, выполненный согласно правилам [7], в своей основе содержит проблему, важную для его автора, а, значит, предполагает ценностный выбор.

Перейдем к анализу конкретной работы в данном направлении.

Наш опыт убедил нас, что проект, который выполняют обучающиеся, не должен быть самоцелью. Одним из условий эффективности проектной методики является включение его в широкий контекст разнообразной деятельности. В нашем случае таким контекстом стал интеллектуальный конкурс «Большая восьмерка», который проводится в образовательных учреждениях г. Лесосибирска Красноярского края с 2015 года. Основная цель конкурса − формирование муниципальной команды из патриотично настроенных и высокообразованных школьников, владеющих английским языком. Поскольку доминирующей идеей конкурса является интеллектуальное развитие обучающихся, то важными требованиями стали владение ораторским искусством, коммуникабельность и умение вести дискуссии по широкому кругу проблем.

Конкурс сложен и имеет свою динамику. Он состоит из серии этапов: школьный, очный городской и заключительный городской.

Основными задачами проведения данного конкурса явились:

  1. Создание условий для эффективного развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся в предметной области «Английский язык» и его популяризация.
  2. Стимулирование самостоятельной работы учащихся по изучению английского языка и мотивации к самообучению.
  3. Предоставление возможности участникам конкурса применить свои знания в нестандартных ситуациях, развить социальный опыт посредством участия в совместной проектной деятельности.
  4. Поощрение и стимулирование участников конкурса и учителей, которые приняли участие в его подготовке.

Первый этап конкурса включал в себя самопрезентацию участников на английском языке и написание эссе на тему «Английский язык – мой шаг на пути к успеху». Формальная задача данного этапа – отбор кандидатов в состав муниципальной команды от образовательного учреждения. Анализ эссе показал, что в них превалировала идея важности владения английским языком в современном мире. Обучающиеся обстоятельно представляли свое воображаемое будущее, где владение английским языком позволит им быть успешными, работать в международных компаниях, путешествовать по миру, общаться с представителями других культур. За два года проведения конкурса ни один из его участников не выразил актуальную идею о том, что владение английским языком позволит им рассказывать миру о своей стране [10].

Авторы лучших эссе в количестве шестнадцати человек приняли участие в муниципальном этапе, который предполагал три состязания: тест по грамматике английского языка, электронную игру «Лингвистическая викторина» и неподготовленный живой диалог с преподавателями кафедры иностранных языков Лесосибирского педагогического института – филиала Сибирского федерального университета, среди которых был преподаватель из Кембриджского университета − носитель английского языка и англоязычной культуры. Этот диалог оказался самым сложным испытанием для участников конкурса, поскольку от них потребовалось проявить целый комплекс компетентностей. Собственно лингвистическая компетентность оказалась далеко не самая существенная, потому что она должна была проявиться в конкретной коммуникативной ситуации, где «срабатывали» социокультурная и презентационная компетентности. Участники конкурса столкнулись с необходимостью продемонстрировать свою заинтересованность темой разговора, общую эрудицию, умение вести беседу. В центре оказалась личность обучающегося, проявление его индивидуальности, личные интересы и отношение к проблемам, которые получили актуализацию в ходе работы круглого стола.

Финальное задание для восьми победителей предполагало разработку и реализацию социального проекта на английском языке по проблеме, которая представляет интерес для всей группы участников конкурса. Тема проекта была выбрана обучающимися самостоятельно. Они остановили свой выбор на событии, которое будет отмечаться в 2019 г. в Красноярском крае – 400-летии старинного сибирского города Енисейска. Этот выбор оценивается нами как несколько неожиданное решение в силу нескольких причин.

Во-первых, интересны географический и исторический факторы. Участники конкурса родились и живут в молодом сибирском городе Лесосибирске, который может оцениваться как некая противоположность Енисейску.

Основанный в 1619 г. Енисейск пережил за свое историческое время череду периодов расцвета и упадка. Сегодня Енисейск представляет собой город без необходимой для дальнейшего развития экономической базы и может рассчитывать только на «взгляд в прошлое», которое было богато экономическими и культурными достижениями. Особую ценность представляет культурное наследие Енисейска, которое запечатлено в архитектуре, религиозных сооружениях, художественных традициях, музейных экспонатах, менталитете жителей города. Исследователи [3] связывают будущее Енисейска с возрождением и сохранением культурно-исторического ландшафта некогда процветающего города, который в XIX в. считался одним из самых красивых города России.

Лесосибирск – город, отметивший в 2015 г. свое 40-летие, возник в советское время как центр лесодеревообрабатывающей промышленности региона. В нынешнее время продукция предприятий города продолжает быть востребованной на мировом рынке, в силу чего экономический потенциал города оценивается достаточно высоко. Город построен в традициях советского градостроения конца XX в., его культурная составляющая только начинает складываться. Вместе с тем в городе уже есть свои достопримечательности, одной из которых является набережная реки Енисея, – любимое место отдыха горожан, откуда открывается величественный вид на великую сибирскую реку и окрестности.

В ходе экспериментальной работы с участниками интеллектуального конкурса мы менее всего могли предположить, что тема возрождения культурного наследия Енисейска будет представлять интерес для обучающихся, родившихся и живущих в молодом растущем городе, где большинство жителей – мигранты. Тем интереснее оказались результаты. Обучающиеся объяснили свой выбор темы проекта следующим образом. В ходе предварительного обсуждения ими было высказано общее мнение о том, что у них есть потребность во впечатлениях, которые может дать только посещение старинного города. Соседство с Енисейском они воспринимают как большую удачу, поскольку они могут бывать там достаточно часто, ходить по улицам, наслаждаться размеренным и тихим образом жизни города, его архитектурой, деревянной резьбой, посещать краеведческий музей и частные музеи, которые признаны уникальными феноменами современной культурной жизни Енисейска. Таким образом, была актуализирована проблема, которая оказалась важной для всех участников проекта: зачем молодому человеку, проживающему в молодом растущем городе, бывать в Енисейске, постигая его культурно-историческое наследие? Что это ему дает?

Следующим этапом работы над проектом стал поиск информации. Здесь мы подсказали обучающимся вариант, вполне соответствующий логике выдвижения проблемы, где личностный фактор был решающим. Участники проекта решили рассказать о тех местах в Енисейске, которые им наиболее запомнились, понравились и стали своего рода талисманом и брендом старинного города. Каждый выбрал свой сюжет, для рассказа о котором понадобилось проявить умение представить свое любимое место в Енисейске и найти новую информацию об этом месте. При этом рассказы получились эмоционально окрашенными, наполненными деталями, значимыми для автора.

Материальным воплощением проекта стал медиапродукт в виде фильма «Вы не были в Енисейске?» [1]. Название, звучащее несколько рекламно, тем не менее, содержит в себе предложение посетить этот удивительный, с точки зрения авторов фильма, город. Сюжет фильма незамысловат: группа обучающихся в школах Лесосибирска прогуливается по набережной Енисея, и каждый из них делится своими впечатлениями от посещения Енисейска, рассказывает о любимом месте в старинном городе и о событии, в котором ему довелось принять участие. Так появился сюжет об августовской ярмарке в Енисейске как яркой попытке вернуть Енисейску былую славу центра торговли в Сибири. Социальный проект «Вы не были в Енисейске?» представил собой ненавязчивую попытку приглашения к путешествию в место, которое очень дорого авторам, и они творчески ответили на вопрос, прозвучавший на предварительном этапе создания проекта: «Зачем современному молодому человеку обращение к старине?»

Мы проинтерпретировали результаты проекта следующим образом.

С точки зрения аксиологического подхода, о чем шла речь выше, говорить о том, насколько история и культура России и Сибири, воплощенная в старинном сибирском городе Енисейске, стали ценностью для участников проекта, сложно уже потому, что ценностные позиции и ориентиры проверить практически невозможно. Тем не менее, как показали наши наблюдения, тот интерес, с которым участники проекта его разрабатывали и воплощали, инициатива и ярко окрашенное эмоциональное отношение к теме проекта, убеждают нас в том, что такого рода проекты лишены формализма и способны стать реальным социальным опытом для его участников. Более того, сама тема проекта и материал, с которым работали его участники, напрямую связан с феноменологией родных мест, которые составляют основу для появления привязанности к ним. Эти глубинные связи, уходящие в детские впечатления и переживания, могут составить тот импринтинг, который станет для некоторых из них основанием любви к родине, которая требует к себе не только эмоционального отношения, но прежде всего формирования мотивации изменить ситуацию, сделать так, чтобы культурно-историческое наследие было сохранено и приумножалось.

Как показал наш опыт, историческое и культурное богатство старинного сибирского города Енисейска призвано стать базой для формирования качеств социально активной личности, для которой понятия «патриотизм» и «любовь к родине» будут сопряжены с деятельностью.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного гранта № 16-16-24007 и Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.


Библиографическая ссылка

Семенов В.И., Румянцев М.В., Семенова Е.В. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В КОНТЕКСТЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА (НА ПРИМЕРЕ МЕДИАПРОЕКТА «ВЫ НЕ БЫЛИ В ЕНИСЕЙСКЕ?») // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25423 (дата обращения: 13.05.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074