Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Луговская Т.В. 1 Соколова Е.В. 1 Егармин П.А. 1 Герасимова М.М. 1
1 Лесосибирский филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»
В данной статье рассмотрены важнейшие социально-психологические аспекты проблемы профессионального самоопределения в целом и профессионального самоопределения старшеклассников в условиях средней общеобразовательной школы в частности. Авторами обозначены объективные причины, в силу которых проблема профессионального выбора в старшем школьном возрасте является особенно актуальной в настоящее время. В работе проанализированы различные подходы к понятию профессионального самоопределения, показаны роль школы, родителей, сверстников и социального окружения в процессе профессионального самоопределения старшеклассника. В статье раскрыты некоторые особенности психологического развития в юношеском возрасте, связанные с профессиональным самоопределением. Готовность к профессиональному самоопределению старшеклассников включает в себя ряд значимых критериев и рассматривается как одно из главных психологических новообразований старшего школьного возраста.
профессиональное самоопределение
старший школьный возраст
готовность к профессиональному самоопределению
личностные предпосылки профессионального самоопределения
1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Психологические составляющие [Текст]: учеб. пособие. – М.: Академия, 2004. – 336 с.
2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]: учеб. пособие. – М.: Академия, 2010. – 301 с.
3. Кормакова В.Н. Профессионально-личностное самоопределение старшеклассников: содержание, технология, управление [Текст]: учеб. пособие. – Белгород: ИПК НИУ, 2011. – С. 85.
4. Левицкая И.А. Профессиональное самоопределение как социокультурный процесс [Текст] // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2014. – № 2 (58) / Т. 2. – С.136-140.
5. Профориентация [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 2-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 496 с.
6. Соколова Е.В. Приоритеты ценностного сознания современной молодежи в кризисную эпоху // Перспективы науки. – Тамбов, 2011. – № 10 (25). – С. 26-29.
7. Чистов Р.С. Профессиональное самоопределение как стимул и механизм становления человека [Текст] / Е.В. Соколова, Т.В. Луговская // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 11-1. – С. 72-74.

Проблема профессионального самоопределения была и остается одной из актуальных проблем как образования, так и всего общества в целом.

В условиях сложившейся социально-экономической и социокультурной ситуации в современном российском обществе особым образом возникает запрос на новое осмысление проблемы самоопределения молодежи, которое следует рассматривать как массовый, а не эксклюзивный феномен. Источники массового самоопределения связаны с развитием и углублением систем разделения труда той или иной страны или территории [7].

Пристальное внимание к проблеме профессионального самоопределения проявляется уже в древние времена, когда появляется «разделение труда». Более того, Н.С. Пряжников в своих трудах акцентирует внимание на невозможности дальнейшего развития общества без специального внимания к проблеме профессионального самоопределения подрастающего поколения.

Данная проблема является особенно актуальной в настоящий период в силу ряда причин. С одной стороны, подготовленных специалистов, работающих по специальности, которую получают в высших и средних учебных заведениях, становится все меньше. После получения диплома перед многими молодыми людьми встает проблема, которая, казалось бы, уже давно должна остаться позади – «Кем пойти работать?» Целью обучения в ВУЗе для большинства стало лишь получение диплома о высшем образовании, а не профессии, которую они хотели бы освоить. Это приводит к понижению уровня обучаемости, к нежеланию принимать необходимые знания, основываясь на то, что это не пригодится в дальнейшей жизни. В итоге мы получаем плохо подготовленных, а в большинстве случаев работающих не по специальности специалистов.

Учащийся должен более или менее четко видеть то, что происходит с общественным производством, профессиями и специальностями не в теории, а на практике, поскольку если учащийся не мотивирован учиться, то какие бы успешные современные технологии и методы не использовались, его сложно будет чему-нибудь научить [7].

С другой стороны, в силу объективных причин человек в современном обществе в условиях рыночной экономики из-за чрезвычайно высокой подвижности ее конъюнктуры должен быть готов сменить работу и профессию. В этих условиях он должен получить такое базовое профессиональное образование, которое будет позволять ему относительно легко осваивать новые профессии или расширять поле профессиональной деятельности в течение всей жизни. Современные высокотехнологичные производства унифицируют профессиональную деятельность специалиста. Уже сегодня вместо понятия «профессионализм» все чаще используются понятия «образованность» и «компетентность».

Готовность к профессиональному самоопределению формируется в старшем школьном возрасте. Именно юность (старший школьный возраст) является «возрастом» профессионального самоопределения. Перед старшеклассниками стоят вопросы: Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен?

В отечественной науке накоплен достаточно богатый опыт в области теории профессионального самоопределения старшеклассников, который во многом предопределил современные подходы к данной проблеме. Это классические исследования в области профессиональной ориентации и профконсультирования Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистяковой; а также разработанные А.Н. Леонтьевым, Л.С. Выготским и С.Л. Рубинштейном основные положения деятельностного подхода. Среди  зарубежных исследователей в области профессионального самоопределения  особо актуальными и интресными являются работы А. Маслоу, Дж. Голланда, Э. Берна, Д. Сьюпера, Э. Гинзберга и др.

В социально-психологических исследованиях профессионального самоопределения старшеклассников существует два подхода. Первый рассматривает самоопределение как естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста. Так, С.П. Крягжде утверждает, что на начальном этапе профессионального самоопределения оно носит двойственный характер: осуществляется либо выбор конкретной профессии, либо выбор только ее ранга, профессиональной школы – социальный выбор. Если конкретное профессиональное самоопределение еще не сформировалось, то девушка (юноша) пользуется обобщенным вариантом, откладывая на будущее его конкретизацию. Профессиональное самоопределение неразрывно связывается с такой существенной характеристикой юношеского возраста, как устремленность в будущее; с осознанием себя как члена общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего.

Второй подход анализирует самоопределение как искусственно организуемый процесс, который встроен в определенную практику – профориентацию – и только в этом контексте приобретает свою осмысленность и ценность. К этому подходу относятся ставшие классическими исследования в области профессиональной ориентации и профессиональном консультировании Е.А. Климова, А.Е. Голомшток [2].

В современной науке существуют различные определения понятия профессионального самоопределения. В частности С.Н. Чистякова рассматривает профессиональное самоопределение как готовность к выбору профессии и определяет ее как устойчивую целостную систему профессионально важных качеств личности (положительное отношение к избираемому виду профессиональной деятельности, наличие необходимых знаний, умений, навыков). В работах М.В. Ретивых рассматривается профессиональное самоопределение как интегральное свойство личности, способствующее осознанному и самостоятельному осуществлению стратегии профессионального выбора, что проявляется в нравственной, психофизиологической и практической готовности к формированию и реализации профессиональных намерений и стремлений. Н.С. Пряжников утверждает,  что  сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения [5]. По мнению В.А. Полякова, профессиональное самоопределение предполагает выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирования практического, действенного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям ее общественно полезного бытия и саморазвития».

Существуют определенные личностные предпосылки самоопределения, которые представляют собой структурные элементы личности. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:

1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса (волевые черты характера, трудолюбие, наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека);

2) различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования (потребность в профессиональном самоопределении, учебные и профессиональные интересы и склонности, убеждения и установки, ценности и идеалы, представления о жизненных ценностях) [3].

Для   подрастающего   человека   результатом   профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является относительно определенный, положительно эмоционально окрашенный и реалистичный план. Он, как минимум, предусматривает ближайшие шаги на профессиональном пути: выбор формы профессионального обучения, учебного заведения.

Для педагога, занятого руководством профессиональным самоопределением, результатом работы является состояние готовности подрастающего человека к сознательному, самостоятельному обдумыванию (и сейчас, и в дальнейшем) своего профессионального будущего. Это обдумывание должно быть сообразовано с важнейшими общечеловеческими ценностными представлениями и социальными нормами. В свою очередь, общечеловеческие ценностные представления – это не есть усреднение всего того, ради чего может быть активным любой и каждый. Но это то, что характеризует лучшую часть общества – профессионалов, «делателей» чего-то полезного (воспроизводство и совершенствование материальной и духовной культуры во всех ее проявлениях, уважительное отношение к индивидуальному и возрастно-половому своеобразию «другого», взаимообогащение опытом).

Необходимость в руководстве профессиональным самоопределением постоянно воспроизводится в обществе как результат нормальных противоречий его развития. И соответствующие вопросы – органичное звено в системе работы школы.

Педагог, школа составляют, в свою очередь, важное, но не единственное звено в большой системе социальных структур, учреждений общества, источников информации, отдельных лиц или групп, так или иначе фактически влияющих (прямо или опосредствованно, в желательном или нежелательном направлении) на процессы профессионального самоопределения молодежи: это и семья, и друзья ребенка, и органы здравоохранения, и средства массовой информации, произведения литературы и искусства, научные, научно-методические учреждения, органы управления обществом. Важно учитывать возможности, ограничения и фактическое функционирование (или бездействие) каждого из звеньев этой системы в обсуждаемом деле.

Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональной подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает два пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент, как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.

Выбор профессии, осуществляемый человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление: 1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает; 2) объект выбора – то, что выбирают. Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают. Выбор профессии – это не одномоментный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.

Е.А. Климов в своих работах выделяет восемь углов ситуации выбора профессии.

  1. Позиция старших членов семьи. Очень часто родители предоставляют ребенку полную свободу выбора, требуя тем самым от него самостоятельности, ответственности, инициативы. Случается, что родители не согласны с выбором ребенка, предлагая пересмотреть свои планы и сделать другой выбор, считая, что он еще маленький. Правильному выбору профессии часто мешают установки родителей, которые стремятся, чтобы дети компенсировали их недостатки в будущем, в той деятельности, в которой они не смогли себя полностью проявить. Им кажется, что именно их сын или дочь сможет проявить себя, так как у них в отличие от родителей «выше трамплин», с которого они будут погружаться в мир профессии. Исследования показывают, что в большинстве случаев дети соглашаются с выбором родителей, рассчитывая на помощь родителей при поступлении в какое-либо учебное заведение. При этом дети, конечно же, забывают, что работать по данной специальности придется им, а не их родителям. О бесконфликтности выхода из таких обстоятельств можно лишь предполагать.
  2. Позиция товарищей, подруг (сверстников). Дружеские отношения старшеклассников уже очень крепки и влияние их на выбор профессии не исключено, так как внимание своего профессионального будущего сверстников также возрастает. Именно позиция микро группы может стать решающим в профессиональном самоопределении.
  3. Позиция учителей, школьных педагогов, классного руководителя. Каждый учитель, наблюдая за поведением учащегося только в учебной деятельности, все время «проникает мыслью за фасад внешних проявлений человека, ставит своего рода диагнозы относительно интересов, склонностей, помыслов, характера, способностей, подготовленности учащегося». Учитель знает множество той информации, которая неизвестна даже самому ученику.
  4. Личные профессиональные планы. В поведении и жизни человека представления о ближайшем и отдаленном будущем играют очень важную роль. Профессиональный план или образ, мысленное представление, его особенности зависят от склада ума и характера, опыта человека. Он включает в себя главную цель и цели на будущее, пути и средства их достижения. Но планы различны по содержанию и то, какие они, зависит от человека.
  5. Способности. Способности, таланты учащегося старших классов необходимо рассматривать не только в учебе, но и ко всем другим видам общественно ценной активности. Так как именно способности включает в себя будущая профессиональная пригодность.
  6. Уровень притязаний на общественное признание. Реалистичность притязаний учащегося – первая ступень профессиональной подготовки.
  7. Информированность – важная, неискаженная информация – важный фактор выбора профессии.
  8. Склонности, которые проявляются и формируются в деятельности [3].

В IX классе решается вопрос о дальнейшей жизни: что делать – продолжить обучение в школе, пойти в училище или работать? По существу, от старшего подростка общество требует профессионального самоопределения, хотя и первоначального. При этом он должен разобраться в собственных способностях и склонностях, иметь представление о будущей профессии и о конкретных способах достижения профессионального мастерства в избранной области. Это сама по себе крайне сложная задача. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий срок необходимо создать жизненный план – решить вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение).

Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое – составляет основную задачу юношеского возраста, поскольку самоопределившийся в профессиональном плане человек станет стимулом для самого в своем дальнейшем развитии. При переходе от подросткового к юношескому возрасту происходит изменение в отношении будущего: если подросток смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша смотрит на настоящее с позиции будущего. В этом возрасте актуальны вопросы правильности выбора. Учебная деятельность становится учебно-профессиональной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек.

Характерное приобретение ранней юности – формирование жизненных планов. Жизненный план как совокупность намерений постепенно становится жизненной программой, когда предметом размышлений оказывается не только конечный результат, но и способы его достижения. В отличие от мечты, которая может быть и активной, и созерцательной, жизненный план – это план потенциально возможных действий. Жизненные планы старшеклассников, как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе, весьма различны. Главное противоречие жизненной перспективы юношей и девушек – недостаточная самостоятельность и готовность к самоотдаче ради будущей реализации своих жизненных целей. Отдаленная перспектива рисуется многим из них более ясной и отчетливой, нежели ближайшее будущее, зависящее от них самих. Все юноши и девушки размышляют о будущем и строят всевозможные планы, но лишь немногие отдают себе отчет в том, что реальное будущее – это не будущее вообще, но будущее – как определенным образом построенное настоящее, и что насыщение будущего целями есть лишь предпосылка для насыщения настоящего соответствующей практикой. Такое положение является типичным для старшеклассников.

В выпускном классе дети сосредоточиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от подростковых фантазий, в которых ребенок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходится ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, из телепередач и т.д. Этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребенком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности.

Старшеклассник хорошо понимает, что содержание будущей жизни, прежде всего, зависит от того – сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным не выглядел юноша, выбор профессии его главная и постоянная забота.

Таким образом, новообразованием в ранней юности является готовность к профессиональному самоопределению. Готовность к профессиональному самоопределению включает в себя потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. В качестве критериев,   определяющих   готовность   к профессиональному самоопределению у старшеклассников, можно выделить: уверенность (субъективная оценка правильности выбора); адекватность (соответствие выбора особенностям и возможностям личности); осознание действенности (активность и самостоятельность в достижении поставленных целей, готовность реализовать выбор).

Исследование выполняется при поддержке КГАУ «ККФПН и НТД».


Библиографическая ссылка

Луговская Т.В., Соколова Е.В., Егармин П.А., Герасимова М.М. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25422 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674