Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Шинкарева Л.В. 1 Панасенко К.Е. 1
1 ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
Решение глобальных экологических проблем, существующих в современном мире, требует формирования у подрастающего поколения нового типа взаимоотношений человека и природы, направленного на преодоление деградации природной среды и ее сохранение. Сказанное актуализирует проблему использования потенциала экологического образования дошкольников, поскольку именно в этом возрасте наиболее активно формируются мировоззренческие установки, связанные с пониманием единства природы и общества, их целостности. А это предполагает создание условий, обеспечивающих решение задач экологического образования детей. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение проблемы педагогического обеспечения экологического образования детей старшего дошкольного возраста. В статье обосновывается необходимость разработки модели педагогического обеспечения экологического образования детей старшего дошкольного возраста, предлагается сама модель с кратким описанием ее составляющих.
педагогическое обеспечение
экологическое образование дошкольников
педагогическое обеспечение экологического образования
моделирование
модель
1. Захлебный А.Н. Культурологический подход к современному экологическому образованию [Электронный ресурс] // ЭПНИ «Вестник Международной академии наук. Русская секция». - 2012. - № 1. – С. 39—43. - Режим доступа: http://www. heraldrsias.ru/online/2012/1/215.
2. Исаенко Ю.М. Педагогическое обеспечение двигательной активности детей 3-4 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореф. дис. … канд. пед. наук. — Белгород, 2012. — 18 с.
3. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. : Детство-Пресс, 2016. – 352 с.
4. Новикова Ж.Л. Воспитание ребенка – дошкольника. Разумного, ответственного, самостоятельного, инициативного, наблюдательного, коммуникативного, активного: в мире природы. — М. : ВЛАДОС, 2005. — 208 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2013/11/PR_1155.pdf (дата обращения: 15.09.2016).
6. Шинкарева Л.В., Братчина А.А. Модель педагогического обеспечения экологического образования детей старшего дошкольного возраста // Новая наука: стратегии и векторы развития : тезисы докл. Международ. науч.-практ. конф. (19 января 2016 г., г. Ижевск). — Стерлитамак : РИЦ АМИ, 2016. — С. 127-131.

В современных условиях развития общества становится очевидным тот факт, что проблемы взаимодействия человека и природы являются наиболее актуальными. Человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии повышения экологической культуры и грамотности всех людей, начало становления которых приходится на первые семь лет. Дошкольный возраст - ответственный период жизни человека, период бурного физического и психического развития ребенка, интенсивного накопления представлений об окружающем мире, который выступает фундаментом для последующих этапов жизнедеятельности человека. Поэтому экологическое образование подрастающего поколения обретает особое значение.

Анализ передового педагогического опыта, результаты педагогических исследований доказывают необходимость создания целостной системы работы по осуществлению экологического образования детей дошкольного возраста. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение проблемы педагогического обеспечения экологического образования старших дошкольников. Под педагогическим обеспечением экологического образования старших дошкольников мы понимаем педагогическую деятельность, направленную на создание условий и активизацию ресурсов с целью решения задач данного вида образования детей.

Одной из задач нашего исследования мы определили разработку и обоснование модели педагогического обеспечения экологического образования детей старшего дошкольного возраста. При этом модель представляет собой искусственный объект, образ реально существующего объекта (или явления) в виде предмета, схемы, чертежа, конструкций (в зависимости от характера модели), который отображает и воспроизводит в более доступном и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта. В процессе моделирования педагогических явлений появляется возможность воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых систем и процессов, что позволяет объективно оценить их, прогнозировать тенденции их развития, а также управлять этим развитием.

Разрабатывая модель педагогического обеспечения экологического образования детей, мы опирались на модель педагогического обеспечения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста Ю.М. Исаенко [2]. Эта модель, на наш взгляд, является наиболее подходящей и отражает все необходимые блоки педагогического обеспечения. Данную модель мы адаптировали, учитывая особенности экологического образования дошкольников, включив отдельные специфические составляющие [6].

Целостная модель педагогического обеспечения экологического образования старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения представлена на рисунке.

Остановимся на описании предложенной модели и кратко охарактеризуем ее элементы. Цель реализации модели - это формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Модель педагогического обеспечения экологического образования детей дошкольного возраста

Методологическую базу педагогического обеспечения экологического образования детей дошкольного возраста представляют ресурсный, культурологический, личностно ориентированный и деятельностный подходы.

Ресурсный подход в сфере образования позволяет рассматривать педагогическое обеспечение с разных позиций: как современный способ проектирования развития образовательного учреждения, его перспектив (А.М. Кондаков); как управление функционированием и развитием системой совокупности ресурсов, привлекаемых для осуществления воспитательного процесса (В.В. Измайлова); как особую педагогическую деятельность, которая заключается в управлении функционированием и развитием совокупности разных видов ресурсов (А.И. Тимонин). Где ресурсы – это источники будущих действий, условия, средства, внутренние возможности, способствующие решению определённых задач.

Культурологический подход обеспечивает анализ любой сферы жизнедеятельности человека, в том числе сферы образования, через призму системообразующих культурных понятий. И как подчеркивает А.Н. Захлебный, культурологический подход в экологическом образовании предполагает соединение двух подходов: «образование в культуре» и «культура в образовании»; конструирование содержания, технологий, требований к результатам образовательного процесса и способов их оценки с точки зрения многообразия взаимосвязей в системе «экологическое образование – экологическая культура» [1].

Личностно ориентированный подход можно определить как методологическую направленность в педагогической деятельности, позволяющую посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопроявления, саморазвития и самореализации личности ребенка, развития его индивидуальности.

Деятельностный подход - один из ведущих подходов экологического образования дошкольников. Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования (В.П. Арсентьева, Н.Н. Вересов, Л.С. Игнаткина, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, З.П. Плохий, Н.А. Рыжова и др.), в дошкольном возрасте можно сформировать у детей систему ценностных ориентаций, представлений о мире природы, обеспечить их набором необходимых навыков и умений взаимодействия с окружающей действительностью, позитивного поведения и деятельности в природе. Однако наличие соответствующих представлений у детей само по себе не переходит в практическую деятельность. Экологические представления, умения, навыки, которые ребенок усваивает в процессе организованной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности, совместной деятельности со взрослым, должны стать основой мотивации его участия в посильных видах эколого-ориентированной деятельности, связанных и с познанием, и с освоением, и с преобразованием, и с сохранением природной среды, что требует от ребенка проявления активности как потребности в деятельности и личностного отношения. Причем эта деятельность в детском саду должна осуществляться таким образом, чтобы ребенок становился субъектом собственной активности, отношений, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служила средством его развития.

Следующим элементом модели педагогического обеспечения экологического образования старших дошкольников выступают основные группы принципов: общепедагогические (научности, доступности, систематичности и др.); специфические принципы экологического образования (принцип природосообразности, принцип позитивного прогнозирования, принцип непрерывности) и специфические принципы экологического образования дошкольников (конструктивизма, регионализма, деятельности и др.).

Наиболее эффективным, по нашему мнению, педагогическое обеспечение экологического образования детей дошкольного возраста будет осуществляться при соблюдении следующих условий: экологизации различных видов деятельности детей, экологической компетентности педагогов и родителей; учета региональных традиций и природных особенностей родного края; обогащения эколого-развивающей предметно-пространственной среды; осуществления социального партнерства.

В структуре педагогического обеспечения экологического образования старших дошкольников мы выделяем мониторинг как необходимую процедуру, позволяющую проанализировать реальное состояние экологического образования детей, оценить его качество и эффективность, а также отследить динамику экологического, личностного развития старших дошкольников, их образовательных достижений. Полученные в ходе мониторинга результаты подвергаются анализу, и проектируется дальнейшая деятельность по решению задач экологического образования детей с учетом их возможностей, потребностей, интересов. Помимо этого, осуществляется консультирование, координация и коррекция деятельности всех участников данного процесса.

В модели педагогического обеспечения экологического образования старших дошкольников мы рассматриваем его содержательный и процессуальный аспекты. Процессуальное обеспечение экологического образования детей включает организованную образовательную деятельность дошкольников, самостоятельную деятельность детей, совместную деятельность взрослого и ребенка в режимных моментах.

Организованная образовательная деятельность представляет собой совместную деятельность воспитателя с детьми, осуществляющуюся, прежде всего, в форме образовательной ситуации, которая протекает в конкретный временной период, планируется и целенаправленно организуется педагогом. Особенностью такой ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Образовательные продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, модель, коллекция, поделка, выращенное растение и др.), так и нематериальными (новое знание, идея, отношение, переживание). Основными задачами образовательных ситуаций являются формирование у детей системы экологических представлений по конкретной теме, новых умений и навыков, развитие способности рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Образовательные ситуации могут включаться в образовательную дея­тельность в режимных моментах. Они направлены на систематизацию, углубление, обобщение имеющихся у детей экологических представлений, закрепление соответствующих умений, их применение в новых ситуациях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Образовательные ситуации могут «запускать» самостоятельную эколого-ориентированную деятельность детей через создание проблемных ситуаций, требующих самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к явлениям, объектам живой и неживой природы, элементам эколого-развивающей среды, которая должна обеспечивать каждому ребёнку выбор интересной для него деятельности, стимулировать его активное взаимодействие с ее предметами.

Содержательный аспект педагогического обеспечения экологического образования детей представлен основной образовательной программой дошкольного образования, обязательная часть которой разработана  с учетом Комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой и др. [3], а также парциальной образовательной  программы «Росинка» [4], которая определила содержательную часть основной образовательной программы, формируемую участниками образовательных отношений.

В качестве предполагаемого результата в модели представлена экологическая культура детей старшего дошкольного возраста, особенности и уровень сформированности которой определяются с учетом «возможных достижений ребенка» в общении с природой на этапе завершения дошкольного образования, т.е. целевых ориентиров, прописанных  в ФГОС дошкольного образования [5].

В формировании основ экологической культуры детей, в решении задач экологического образования дошкольников особая роль принадлежит педагогу. Именно он должен помочь воспитанникам сделать правильный выбор, обеспечить передачу ценностей экологической культуры. Поэтому следующим результатом в модели обозначена экологическая компетентность педагога, которая определяется как интегративное качество личности и предполагает наличие совокупности интегрированных знаний, умений и убеждений, а также личностных качеств, позволяющих эффективно проектировать и осуществлять экологическое образование дошкольников. Экологическая компетентность в структуре личности специалиста дошкольного образования непосредственно связана с общекультурной, специальной, социально-личностной компетенциями. Так, общекультурная компетенция определяется сформированностью экоцентрического экологического сознания, владением природосообразными способами взаимодействия с природой. Специальная компетенция устанавливает профессиональный уровень педагогической деятельности и включает наличие специальных знаний по теории и технологии экологического образования дошкольников, дошкольной педагогике и др., умение применять их на практике. Социально-личностная компетенция связана с владением способами творческого самовыражения и коммуникации, наличием способности самостоятельно эффективно организовывать свою профессиональную деятельность, самостоятельно принимать решения, видеть проблему.

Важным субъектом экологического образования детей являются родители, которые оказывают непосредственное влияние на становление основ экологического мировоззрения развивающейся личности, характера субъективного отношения к природе. Педагогам следует учитывать тот факт, что у родителей уже достаточно прочно сформированы собственные взгляды, представления, убеждения в отношении взаимодействия с природой, и довольно часто они основываются на анропоцентрической парадигме. Кроме того, интересы современных родителей порой концентрируются исключительно на дидактическом аспекте образовательного процесса, в ущерб воспитательному и развивающему. Поэтому педагогам при планировании работы в рассматриваемом контексте необходимо не только знать, но и учитывать эти особенности. В связи с этим сотрудничество с родителями должно быть партнерским, непрерывным, а содержание - лично значимым для них.

Экологизация развивающей предметно-пространственной среды дошкольной организации предполагает создание новых и обогащение ее традиционных элементов («экологических зон», «видовых точек»). «Экологические зоны» - это специальные места в помещении и на территории дошкольного образовательного учреждения, являющиеся элементами его развивающей предметно-пространственной среды, а также объекты живой и неживой природы. «Видовые точки»элементы развивающей среды, объекты природы, как естественные, так и специально созданные на территории экологической тропы детского сада. Каждый элемент среды имеет свое функциональное назначение. Вариативность среды проявляется в выборе, сочетании отдельных ее элементов как традиционных, так и новых, в зависимости от региональных природных особенностей и возможностей конкретного образовательного учреждения.

Представленная модель педагогического обеспечения экологического образования старших дошкольников характеризуется целостностью, вариативностью, взаимодополняемостью, функциональностью.

Таким образом, модель педагогического обеспечения экологического образования детей старшего дошкольного возраста представлена следующими составляющими: целью, методологическими подходами, принципами, структурой и условиями реализации педагогического обеспечения экологического обеспечения детей, процессуальным и содержательным его аспектами, предполагаемым результатом.


Библиографическая ссылка

Шинкарева Л.В., Панасенко К.Е. ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25410 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674