Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА В ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ергазина А.А. 1
1 Актюбинский университет им. С. Баишева
В данной статье описаны стратегические условия, способствующие формированию социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности. К таким условиям относятся: насыщение поликультурного образовательного пространства вуза аксиологическими смыслами социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности; разработка и реализация механизма социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности и культурно-коммуникативные ситуации в системе интеркультурных практик. Названные стратегические условия содействуют формированию социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности за счет адекватно отражающих цель исследования методов, форм, приемов и средств их реализации. Анализируется специфика названных условий и их смыслы в педагогическом измерении, отражающие их направленность на социальный выбор и формирование социальной ответственности студентов в интеркультурной деятельности. Формирование социальной ответственности студента развертывается посредством обеспечения совокупности социализирующих факторов и условий их реализации в интеркультурной деятельности.
стратегия
стратегические условия
поликультурная среда
проблемное обучение
иностранный язык
культурно-коммуникативные ситуации
интеркультурные практики.
1. Ергазина А.А. Формирование опыта интеркультурной деятельности студента в образовательной среде вуза [Текст]: дис. … канд. пед. наук (13.00.01) / А.А. Ергазина; Оренб. гос. пед. университет. – Оренбург, 2006. – 180 с.
2. Карпухин С.В. Социальная ответственность личности как философская проблема [Текст]: автореф. дис. ... д-ра философ. наук (09.00.11) / С.В. Карпухин; С.-Петерб. гос. технол. ин-т (техн. ун-т). Ин-т предпринимательства. – Санкт-Петербург, 2000. – 37 с.
3. Кирьякова, А.В. Аксиология образования. Ориентация личности в мире ценностей [Текст] / А.В. Кирьякова. – М.: Дом педагогики, 2009. – 318 с.
4. Минцберг Г. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегического менеджмента [Текст] /Г. Минцберг, Б. Альстранд, Ж. Лампель; Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2013. – 367 с. (Серия «СКОЛКОВО»).
5. Янова М.Г. Актуализация ответственного отношения студентов педуниверситета к образованию в контексте межкультурной коммуникации [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук (13.00.01) / М.Г. Янова; Краснояр. гос. пед. университет. – Красноярск, 2004. – 20 с.

Центральным понятием стратегического условия является термин «стратегия». Литературные источники и научные разработки предлагают разнообразные трактовки этого понятия.

По мнению Г. Минцберга, понятие «стратегия» включает в себя пять определений:

- стратегия как план (руководство, ориентир, направление развития);

- стратегия как принцип поведения;

- стратегия как позиция;

- стратегия как перспектива;

- стратегия как прием [4].

В педагогике понятие «стратегия» появилось недавно. Необходимость появления этого феномена объясняется, на наш взгляд, тем, что в рамках модернизации Российского образования, рассчитанной на перспективу, ведется активный поиск путей, способов, условий, средств качественной подготовки специалистов, как на теоретическом, так и практическом уровнях. Педагогическое сообщество понимает, что решение проблем образования невозможно достичь «путем ускорения», следовательно, необходимо намечать долгосрочные цели и планировать адекватные действия, которые определят общую перспективную линию развития образования, то есть его стратегию.

В рамках нашего исследования были определены стратегические условия формирования социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности, реализуемые за счет специально разработанного педагогического обеспечения, включающего формы, методы, приемы, средства, соответствующие смысловым характеристикам научно обоснованных условий:

- насыщение поликультурного образовательного пространства вуза аксиологическими смыслами социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности;

- разработка и реализация механизма социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности;

- культурно-коммуникативные ситуации в системе интеркультурных практик.

Первое стратегическое условие – насыщение поликультурного образовательного пространства вуза аксиологическими смыслами социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности – реализуется в процессе организации проблемного обучения.

Сущностная и содержательная характеристика феномена «ценность» является одной из понятийных универсалий гуманитарных наук, указывающих на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений окружающего мира. Такое понимание ценности позволяет связать ее с педагогическим контекстом, в частности с приобщением студентов к ценностям социальной ответственности. Понятие «ценности социальной ответственности» рассматривается нами как единство духовных, творческих, рефлексивных, праксиологических ориентиров личности. При этом нами обращено внимание на образовательный контекст исследуемого явления.

Вопрос взаимоотношения ценностных ориентаций личности и социальной ответственности не случаен. Именно правильный выбор ценностных ориентаций способствует превращению человека из «подданных властей» в сознательного, свободного и ответственного Гражданина – патриота своего Отечества, вносящего свой вклад в его развитие [2]. Направляющим стержнем реализации ценностных ориентаций личности в условиях вариантности выбора выступает ее социальная ответственность. Она является средством как внутреннего регулятора поведения и действия личности, так и внешнего – со стороны общества, социальной группы. А ценностные ориентации – это своего рода ориентир и каркас, на котором держатся личностные качества, ответственность человека. Социальная ответственность личности неотделима от ее ценностных ориентаций, которые позволяют ей использовать и развивать свои духовные резервы, владеть чувствами, эмоциями, быть принципиальной и целеустремленной в решении поставленных перед собой задач.

Внутренний механизм ценностных ориентаций и социальной ответственности весьма сложен и недостаточно разработан в современной научной литературе. В нашу задачу не входит подробный анализ различных точек зрения ученых по указанной проблеме. Обратим внимание лишь на то, что ценностные ориентации в отличие от других ценностных категорий (оценка, установка личности, значимость, интерес и т.п.) наиболее тесно и непосредственно связаны с поведением субъекта, являясь одним из регуляторов, и в этом их специфика. По определению В.С. Карпухина, ценностные ориентации – это «зафиксированные в сознании человека его личные и социальные установки, убеждения, предпочтения, проявляющиеся в избирательном отношении к совокупности материальных, духовных благ и идеалов, которые рассматриваются им как предметы, цели или средства удовлетворения потребностей жизнедеятельности» [2, с. 61].

В данном определении показывается суть ценностной ориентации, которая заключается именно в выделении особенностей субъектного отношения, его субъективного аспекта. Это отношение существует как результат сознательного, оценочного выбора жизненно значимых предметов, явлений на основе каких-то личных ценностей, ценностей общества. Здесь важно заметить, что фиксированные установки имеют бессознательный характер. Осознание установки происходит лишь при изменившихся условиях окружающей среды, в результате чего осуществляется ее замена. Этого нельзя сказать о ценностной ориентации. Ценностная ориентация опирается на идеи, а не на бессознательное реагирование и представляет собой систему осознанных отношений субъекта к окружающему миру и к себе самому, которые выступают как значимые отношения для его бытия. Фиксированные установки лежат в основе ориентационной деятельности, их система сопровождает и направляет эту деятельность. Установки актуализируют ценностную ориентацию. Ценностная ориентация, осуществленная многократно, переходит на уровень бессознательного, становится установкой и в дальнейшем сама способствует ценностно-ориентационной деятельности. Поэтому ценностная ориентация «выступает с одной стороны, как конкретное проявление отношения личности к окружающей среде, а с другой – как система установок, которые регулируют поведение личности в каждом конкретном случае» [3]. Формирование же ценностных ориентаций происходит в процессе социализации, в процессе отражения субъектом ценностей, через которые осуществляется выделение и осознание им своей личности.

Данное условие реализуется в процессе проблемного обучения. В основе организации процесса проблемного обучения имеет принцип поисковой учебно-познавательной деятельности студента, то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что он довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает студентам факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов студенты самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью преподавателя определенные понятия, законы.

Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:

Проблемная ситуация       проблема     поиск способов ее решения       решение проблемы

Полный цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов: возникновение проблемной ситуации; осознание сущности затруднения и постановка проблемы; нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы; доказательство гипотезы; проверка правильности решения проблем.

Принято считать, что содержание образования включает в себя четыре основных компонента: систему знаний; систему общих интеллектуальных и практических умений; опыт творческой деятельности, выступающий основой для дальнейшего развития культуры; опыт эмоционально-волевого отношения к миру и себе. Следовательно, можно выстроить четыре группы познавательных проблем, результатом решения которых будет: новое знание, новое умение, опыт творчества; ценностно-эмоциональное отношение. Проблемы первой группы будут создаваться на основе необходимости в открытии неизвестных ранее фактов, понятий, законов, теорий, знаний о способах деятельности, оценочных знаний. Проблемы второй группы связаны с условием овладения логическими, предметно-типовыми, научно-предметными умениями. Третья группа проблем выступит катализатором процесса освоения опыта творческой деятельности, четвертая – опыта формирования оценочных суждений.

Второе стратегическое условие – разработка и реализация механизма социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности через содержание и средства обучения. Данный механизм реализуется на занятиях иностранного языка, имеющий педагогический и межкультурный потенциал формирования социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности.

«Специфичность образовательных задач, имплицируемая самим предметом «иностранный язык», заключается в том, чтобы не только максимально развить коммуникативные способности студентов, но и помочь студенту приобрести индивидуальный опыт интеркультурной деятельности» [1]. Для ее решения необходимо освоить и новые методы преподавания, направленные на развитие всех четырех видов владения языком, и принципиально новые учебные материалы, с помощью которых можно научить людей эффективно общаться. Научить людей общаться (устно и письменно), научить производить, создавать, а не только понимать иностранную речь – это трудная задача, осложненная еще и тем, что общение – не просто вербальный процесс. Нами выявлены факторы, влияющие на эффективность данного процесса: социокультурные (наращивание процессов глобализации и информатизации); мотивация общественности на культуру, знание правил этикета, знания невербальных форм выражения. Цель управления учебным процессом в этом случае состоит в такой его организации, при которой определенная система методических приемов (учебный диалог, ролевая игра и др.) формирует у студентов личностные и деловые качества, навыки эффективной коммуникации, предопределяющие успешную профессиональную карьеру в любой области деятельности. Интерактивные методики через субъектную позицию студентов в процессе обучения обеспечивают формирование поведенческих стереотипов в разных ситуациях иноязычной культуры.

В процессе преподавания иностранного языка педагог, порой неосознанно, чаще сознательно (если это преподаватель высокого уровня владения иностранным языком) сам транслирует студентам стереотипы «чужой» культуры, что и является одной из целей интеркультурной коммуникации. Характер взаимоотношений «преподаватель – студент» играет существенную роль во вхождении в иноязычное культурное пространство. Чаще звучат просьбы, а не приказы, формулы вежливости становятся неотъемлемой частью языка повседневного общения. При изучении иностранного языка у студента осознается не только его собственная культура, но и уже сформированные представления о других культурах. Сравнение, анализ фактов, феноменов, принадлежащих разным культурам, должны быть основными процедурами приобщения студентов к новой культурной реальности. Эти приемы выполняют также важную миссию социализации, культурного самоопределения студента. В данном процессе понимание самобытности иной культуры также важно, как и понимание общего, объединяющего представителей разных культур. Студент начинает ощущать себя членом человеческого сообщества, объединенного общими нравственными ценностями. Социокультурная компетенция возрастает, превращается в компетенцию интеркультурную. Важно овладение иностранным языком с учетом принципа интеркультурной направленности обучения. Термин «интеркультурный» подчеркивает признание множественности культурных групп, идею взаимопроникновения культур, стремление к взаимопониманию и взаимодействию. Принцип предполагает специфическую культурную тематику и соответствующие приемы обучения.

В процессе изучения иностранного языка происходит ориентация на взаимодействующие компоненты культур и их интеграцию в целостном культурном пространстве мировой цивилизации. Такое социокультурное содержание выступает как общий фонд опыта, который способствует пониманию учащимися новой культуры. Оно представлено такими темами, как жизнь, личность, межличностные отношения, место проживания, работа, образование, питание и покупки, творчество, перемещения в пространстве, средства общения, моральные нормы и ценности. Приоритет, отданный этим темам, позволяет студенту размышлять о чужих для него культурах, не теряя связи со своим миром, сравнивать, дискутировать, выработать собственное мнение о чужой стране и осмыслить отношение к своей культуре, выработать свое персональное сознание. Сопоставительные приемы работы с социокультурным материалом являются обязательным компонентом в рамках выделенной тематики.

Обучение иностранному языку строится на принципах постижения культуры его носителей, цели и содержание которого ориентируют студентов на овладение не просто иностранным языком, а иноязычной культурой в целом. Педагогический и межкультурный потенциал иностранного языка способствует проявлению у студентов интереса к образу жизни, взглядам, ценностям других, внимание к вопросам идентичности, происходит определение собственно позиции в сфере человеческих отношений, формирования чувства социальной ответственности, а также развитие умений рефлексии и рассуждения, целостного восприятия культурной картины мира, структурированной языками и уникальной системой ценностей каждого народа.

Третье стратегическое условие – культурно-коммуникативные ситуации в системе интеркультурных практик – отражает пофазовую технологию формирования социальной ответственности в модусе гармоничного единства «социальной ответственности» и «интеркультурной деятельности»: непосредственное включение в интеркультурную практику, подражание образцу и включение в проблемно-ориентированный анализ культурно-коммуникативных ситуаций.

Культурно-коммуникативная ситуация – это «искусственно созданная обстановка, в которой ее участник вынужден действовать и демонстрировать уровень коммуникативной компетенции, которым он владеет» [5]. Решение проблемы формирования социальной ответственности студента в интеркультурной деятельности посредством использования культурно-коммуникативных ситуаций в системе интеркультурных практик, обеспечивалось коммуникациями в форме форумов, конференций, круглых столов, вебинаров, тематических диалогов, дискуссий, ролевых игр. Опираясь на ситуации, выделенные нами, мы сделали вывод о связи ситуации с интеркультурной деятельностью студента. Учебная ситуация несет в себе ситуативно-жизненный смысл, переживается студентами как важное событие. Такая ситуация определяет включение пережитых и осмысленных событий в индивидуально мысленный эксперимент. Ситуации, основанные на способности участников высказать свое мнение, поступать «как считаю нужным», определяющие противодействие участников – коммуникантов, побуждают субъекта к активной деятельности. Ситуация складывается из объективных предпосылок, то есть продиктована обстоятельствами, и субъективных, обусловленных способностями субъекта к коммуникации и рефлексии. Объективные предпосылки ситуаций способствуют формированию социальной ответственности в интеркультурной деятельности посредством перевода личностных качеств студента из потенциального поля в актуальное. Субъективные предпосылки побуждают студента участвовать в ситуации или создавать вокруг себя атмосферу, тождественную ситуациям, заявленным в культурно-коммуникативных ситуациях, в которых студент сможет реализовать себя с точки зрения ответственного отношения к интеркультурной деятельности.

Включение студентов в интеркультурные практики, с одной стороны, будет способствовать осознанию ими интеркультурной практики как одной из форм вхождения в культуру, поскольку, чем разностороннее деятельность студента, тем активнее он включен в реальные общественные отношения трудовых или научных коллективов, с другой – развитию социальной активности, формированию чувства социальной ответственности может способствовать только насыщенная реальная общественная жизнь вуза, направленная на решение социально значимых задач, на обеспечение всех сфер деятельности студентов.

Заключение

Таким образом, движущей силой социальной ответственности выступает интеркультурная деятельность, в процессе которой человек осуществляет осмысленный выбор действий, его деятельность и поведение регулируются нравственными ценностями, которые помогают ему различать добро и зло. Являясь постоянным «мотиватором» деятельности, происходит постепенный переход ответственности с внешнего уровня на внутренний, и одновременно сама постепенно трансформируется в личностное качество, способствуя таким образом духовному развитию личности и становлению ее социальной ответственности. В целом нами рассматривается формирование социальной ответственности как процесс, охватывающий мотивационно-ценностную, когнитивную и деятельностную сферы личности, которые развертываются посредством обеспечения совокупности социализирующих факторов и условий их реализации в интеркультурной деятельности.

В своей работе мы не утверждаем, что существуют лишь три стратегических условия формирования социальной ответственности в интеркультурной деятельности, а лишь разработали и экспериментально реализовали их в исследовании. Данные стратегические условия оказали положительное влияние на динамику сформированности исследуемого феномена у студентов университета.


Библиографическая ссылка

Ергазина А.А. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ СТУДЕНТА УНИВЕРСИТЕТА В ИНТЕРКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25403 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674