Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВУЗА

Дьяченко Т.В. 1 Евсеева С.А. 1
1 Лесосибирский филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева»
В статье рассматривается проблема использования эффективных форм и методов профориентационной работы вуза со школьниками для решения задачи подготовки конкурентоспособных и высококвалифицированных специалистов. Статья посвящена практическому применению в профориентационной работе вуза нетрадиционной формы ее проведения - формы квеста для учащихся старших классов общеобразовательных школ и профессиональных образовательных организаций. В работе рассмотрены цели, задачи профориентационного квеста, ход проведения. В процессе квест-игры учащиеся, выполняя в интерактивной форме задания на тематических станциях, знакомятся с особенностями профессиональной деятельности по направлениям подготовки, реализуемым в вузе, а также получают информацию о профессиях, наиболее востребованных на рынке труда. Проведение профориентации в форме квеста будет способствовать сознательному и обоснованному выбору учащимися будущей профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.
профориентационная работа
профориентационный квест
профессиональная деятельность
профессиональное самоопределение
выбор профессии
1. Дюкова Т.С. Современные формы и методы профориентационной работы в образовательном учреждении [Электронный ресурс] // ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» : сайт. - URL: http://ipk.68edu.ru/consult/uros/1543-konsult-sovr-formy-2013.html (дата обращения: 15.09.2016).
2. Егармин П.А. Интерактивная профориентационная система вуза / П.А. Егармин, А.П. Мохирев, И.А. Петрова // Инновации в образовании. – 2015. - № 3. - С. 141-146.
3. Егармин П.А. Студентоцентрированное обучение в информационно-образовательной среде вуза / П.А. Егармин, И.А. Петрова // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2015. - № 2. - С. 18-26.
4. Мохирев А.П. Использование симулятора технологической машины как инновационный подход при подготовке инженера / А.П. Мохирев, Е.В. Горяева, П.А. Егармин // Инновации в образовании. – 2014. - № 5. - С. 162-170.
5. Мохирев А.П. Тренажеры-симуляторы лесозаготовительных машин при подготовке квалифицированных кадров // Актуальные проблемы лесного комплекса. – 2014. - № 40. - С. 12-15.
6. Об утверждении справочника востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, в том числе требующих среднего профессионального образования [Электронный ресурс] : Приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 832. – URL: http://rosmintrud.ru/ (дата обращения: 15.09.2016).
7. Организация профориентационной работы в условиях образовательной практики : учебно-методическое пособие / сост. Н.Э. Касаткина, Т.А. Жукова, Т.Б. Игонина, С.Л. Лесникова, Е.С. Мичурина, И.В. Тимонина, Г.Г. Тупикин // Кемеровский государственный университет. – Кемерово, 2012. – 146 с.
8. Титова С.В. Эффективный метод профориентационной деятельности вуза [Электронный ресурс] // Мир современной науки. – 2011. - № 6. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/effektivnyy-metod-proforientatsionnoy-deyatelnosti-vuza (дата обращения: 15.09.2016).
9. Халина Е.В. Профориентационное мероприятие в форме квест-игры «Дорога знаний» // Образование. Карьера. Общество. – 2014. - № 2 (41). – С. 46-50.

Одной из приоритетных задач, стоящих перед высшей школой, является подготовка конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров для экономики страны. Рыночные отношения кардинально меняют характер труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В условиях рыночной экономики возрастают требования к качеству подготовки высококвалифицированных специалистов, способных адаптироваться в быстро меняющейся производственной и социально-экономической среде.

Необходимым условием подготовки грамотных специалистов, способных успешно осуществлять трудовую деятельность, является адекватное профессиональное самоопределение учащихся. Поэтому в современных условиях в процессе профориентационной работы с молодежью необходимо учитывать индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой [1; 3]. «Изменения, происходящие в современном обществе, требуют новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у обучаемых навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формированию…умения разрешать проблемы, возникающие…как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении» [9].

Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача. В психолого-педагогической литературе профессиональная ориентация рассматривается как:

  • процесс оказания помощи старшеклассникам в выборе профессии в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда;
  • целенаправленная деятельность школы и ее партнеров, учащихся и родителей по оказанию помощи в сознательном и обоснованном выборе профессии.

Одним из направлений профориентационной работы является «формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях» [7]. В процессе проведения этой работы «необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного региона, наличие высших и профессиональных учебных заведений. Профессиональное просвещение молодежи основывается на реальной потребности в конкретных профессиях» [7]. В связи с этим одним из критериев его эффективности в современных образовательных условиях является достаточность информации о профессиях и путях их получения. «Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать ее обоснованный выбор» [1]. Он должен четко представлять профессиональные требования к человеку, знать конкретное место получения профессии и потребности в данных специалистах общества в целом и региона в частности.

В этом направлении, на наш взгляд, необходима взаимосвязь школы и вуза с целью практического ознакомления учащихся с профессиями, востребованными на рынке труда данного региона, выявления их интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

Методы профориентационной работы высшего образовательного учреждения можно разделить на активные и пассивные. К пассивным методам относятся лекции, беседы о направлениях подготовки, проводимые преподавателями образовательного учреждения, распространение полиграфической продукции, оформление информационных стендов о направлениях и профилях вуза и т.д. Активные методы профориентации образовательного учреждения предполагают использование интерактивных форм работы и направлены на косвенное вовлечение предполагаемых абитуриентов в мир науки и студенчества [8]. К ним относится привлечение школьников, учащихся профессиональных учебных заведений к работе вузовских научных кружков, научно-практических конференций, организация олимпиад для школьников, проведение тренингов, дискуссий, ролевых и деловых игр и др. [8].

В настоящее время в филиале СибГАУ в г. Лесосибирске успешно реализуются активные формы проведения профессиональной ориентации: создание интерактивной профориентационной системы вуза [2], проведение дней науки и дней открытых дверей, организация предметных олимпиад, выполнение совместных научных и социальных проектов, создание специализированных классов для углубленной подготовки по ряду дисциплин. Взаимодействие вуза и школы положительным образом сказывается на решении социальных задач региона:

  • помощь молодежи в области занятости и досуга;
  • поддержка и продвижение инновационных идей молодежи;
  • довузовская подготовка школьников.

Именно поэтому вузу необходимо искать новые пути сотрудничества со школой. Практика проведения профориентационной работы в филиале СибГАУ в г. Лесосибирске показала, что одним из эффективных активных методов профориентации является квест, который был проведен в вузе для старшеклассников и учащихся профессиональных образовательных организаций при финансовой поддержке КГАУ «Красноярский фонд поддержки научной и научно-технической деятельности».

Выбор квеста в качестве метода профориентации не случаен, ведь квест, первоначально создававшийся как компьютерный жанр, давно вышел за пределы технологичных гаджетов и сегодня является популярным семейным и молодежным развлечением. Профориентационный квест представляет собой обследование реального мира, в нашем случае мира профессий, включая решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий.

Профориентационный квест «Горизонты профессий» проводился для повышения уровня информированности школьников и учащихся профессиональных образовательных организаций о специфике и особенностях профессий, востребованных на рынке труда Красноярского края, а также для развития их собственных профессиональных предпочтений.

Цель квеста заключалась в содействии в профессиональном самоопределении, создании позитивной мотивации учащихся к осознанному выбору будущей профессии, имеющей первостепенное значение для Красноярского края в соответствии с приоритетными направлениями развития региона.

В соответствии с поставленной целью в задачи мероприятия входило:

  • формирование у учащихся личностных и общественно значимых мотивов выбора профессии с учетом приоритетных направлений развития Красноярского края;
  • повышение уровня информированности учащихся об актуальных профессиях в Красноярском крае;
  • создание условий для раскрытия способностей учащихся;
  • повышение компетентности обучающихся в области планирования карьеры;
  • формирование позитивного имиджа и повышение конкурентоспособности вуза.

Для работы над проектом профориентационного квеста был создан оргкомитет, задачи которого состояли в разработке Положения и программы квеста, определения основных мероприятий по его подготовке и проведению, решении организационных вопросов, утверждении состава жюри.

Перед началом квеста все команды были разделены в результате жеребьевки на две группы. Во время инструктажа ребят познакомили с правилами и особенностями квест-игры, команды получили общее задание и маршрутный лист, отражающий последовательность прохождения этапов. К каждой команде был прикреплен куратор из числа студентов. Общее задание для каждой команды - составление изображения, связанного с одной из профессий, востребованных на рынке труда Красноярского края. Изображение должно составляться из пазлов, получаемых командой за успешное прохождение этапа.

Сначала квест проходили команды первой группы, а команды второй группы в это время посещали мастер-классы. Затем группы менялись местами.

Квест состоял из нескольких этапов (станций). Этапы представляли собой интерактивные площадки, где участники выполняли задания, ориентированные на знакомство с профессиональной деятельностью по приоритетным направлениям развития Красноярского края и направлениям, реализуемым в филиале СибГАУ в г. Лесосибирске: информатика и вычислительная техника, менеджмент, социальная работа, технологические машины и оборудование, технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств, экономика.

Для повышения информированности учащихся об особенностях профессии экономиста на станции «Экономика» было предусмотрено проведение ролевой игры и мастер-класса.

Получение экономического образования традиционно является популярным выбором среди современных абитуриентов. И это оправданно. Так, в справочнике востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, утвержденном Приказом Минтруда России в 2015 г., насчитывается двадцать шесть профессий в сфере «Финансы и экономика» и «Социальное обеспечение», требующих экономической подготовки [6]. Однако далеко не у всех абитуриентов есть четкое представление о том, кто такой экономист, где его место на предприятии, что входит в должностные обязанности.

При помощи ролевой игры учащихся познакомили с различными областями профессиональной деятельности экономистов (финансы, маркетинг, управление, предпринимательство и др.), а также с особенностями их профессиональных компетенций. Данная игровая методика направлена также на повышение у участников уровня осознания такого понятия, как специализация в рамках профессии, и на расширение информированности о многообразии профессионального труда экономистов.  

В рамках ролевой игры в аудитории было создано несколько площадок, каждая из которых соответствовала определенному виду профессиональной деятельности экономиста. В процессе игры школьники выполняли роли работников экономических служб производственного предприятия, коммерческого банка, налоговой инспекции, пенсионного фонда. По ходу прохождения каждой площадки участникам предлагалось ознакомиться с характеристикой основных функций конкретного работника (бухгалтера, менеджера, финансового аналитика, налогового инспектора и др.) и выполнить ряд упражнений, в упрощенной форме отражающих данный вид трудовой деятельности.

Целью проведения мастер-класса являлось повышение экономической грамотности школьников в повседневной жизни и интереса к деятельности, связанной с экономикой и бизнесом. Участникам мастер-класса была предоставлена возможность овладеть реальными знаниями и навыками расчета цены на товар на основе затратного метода. В ходе мастер-класса школьники ознакомились с основными статьями затрат на производство товара, правилами установления надбавки к себестоимости, поскольку целью предпринимательской деятельности является получение прибыли.

На станции «Технология деревообработки» ребятам предстояло выполнить задание по определению породы и пороков древесины, так как областью профессиональной деятельности инженера-технолога по этому направлению является обеспечение технологического процесса деревообработки; производство пиломатериалов, производство плитных материалов и мебели, столярно-строительных изделий, шпал, отделки деталей из древесины и древесных материалов.

В лаборатории комплексного использования древесины учащиеся узнали о процессе производства древесно-волокнистых плит, им были наглядно продемонстрированы все этапы получения плиты из древесной массы.

Профессиональная деятельность лесоинженера связана с организацией производства, проектированием, строительством и эксплуатацией лесозаготовительных, лесохозяйственных и лесопромышленных предприятий, проектированием лесных дорог и путеводного транспорта. В настоящее время подготовка высококвалифицированных кадров для лесозаготовительной отрасли приобретает все большую значимость. «С появлением и использованием дорогостоящих современных лесозаготовительных машин зарубежного производства (харвестеров, форвардеров, валочно-пакетирующих машин) появилась возможность достижения высокой производительности лесозаготовок». Но многолетний опыт показал, что для успешного использования этих высокотехнологичных машин необходим соответствующий уровень подготовки кадров. «Для более качественной подготовки специалистов созданы тренажеры-симуляторы лесозаготовительных машин» [4; 5]. На этапе квеста «Лесозаготовка» после мастер-класса по работе на симуляторе харвестера, используемого в учебном процессе при подготовке инженеров в области лесного дела, учащиеся должны были выполнить на нем задание по валке дерева.

На этапе «Социальная работа» учащиеся на нескольких площадках узнали о специфике деятельности социального работника. В процессе ролевой игры школьники выполняли роли работников органов социальной защиты населения, фонда социального страхования, службы занятости, Пенсионного фонда.

Станция «Информатика» была оформлена в стиле «эскейп-рума» - интеллектуальной игры, где игроков запирают в помещении, из которого они должны выбраться за определенное время, находя предметы и решая головоломки. Одной из главных задач при создании эскейп-рума являлось создание сценария и сюжетной линии, загадки локаций создавались на завершающем этапе и соответствовали сюжету и атмосфере игры. Все задачи и головоломки комнаты были связаны с информационными технологиями и их применением в различных сферах деятельности: использование QR-кода, кодирование и защита информации, монтаж и установка аппаратного обеспечения персонального компьютера. В течение этапа игры участников сопровождали тьюторы из числа студентов вуза, помогавшие игрокам при ее прохождении.

На этапе «Актуальные профессии в Красноярском крае» учащихся познакомили с профессиями, наиболее востребованными на рынке труда края. Ребятам было необходимо выполнить задание по выбору из предложенного списка профессий тех, которые можно получить при обучении в филиале СибГАУ в г. Лесосибирске.

Время выполнения заданий фиксировалось экспертами этапов в маршрутном листе каждой команды. После успешного выполнения заданий этапа команда получала от эксперта площадки подсказку о направлении движения по маршруту и часть пазла. По окончании прохождения всех этапов в маршрутном листе фиксировалось время прохождения всего маршрута, и команды представляли членам жюри полученный пазл и название изображенной на нем профессии. В результате выявились победитель и призеры игры.

Кроме квест-игры, в рамках мероприятия с целью профдиагностики было организовано компьютерное профориентационное тестирование для школьников, которое проводилось по методике МГУ им. М.В. Ломоносова в форме творческого диалога учащегося с компьютером и включало вопросы по трем блокам:

  • оценка структуры интересов по восьми сферам профессиональной деятельности: техника, наука, искусство, общение, бизнес, знак, природа, риск;
  • оценка структуры интеллекта (вычисления, лексика, эрудиция, логика, внимание);
  • оценка структуры личности (активность, согласие, самоконтроль, эмоциональная стабильность).

Результаты тестирования включали:

  • графический профиль с результатами по каждому измеряемому тестом качеству (интересы, способности, личностные качества);
  • диаграмму, показывающую наиболее подходящие для учащегося направления профильного обучения в старшей школе;
  • списки наиболее подходящих профессий;
  • подробные рекомендации по изучению результатов тестирования.

Итоги мероприятия были подведены в работе круглого стола «Эффективные методы профориентационной работы в рамках взаимодействия школы и вуза», на котором преподаватели вуза совместно с педагогическими работниками образовательных учреждений, представителями центра занятости также обсудили опыт и наиболее эффективные методы проведения профориентационной работы.

Таким образом, проведение в вузе в рамках профориентационной работы мероприятия в форме квеста позволит учащимся в интерактивной форме получить информацию о профессиях, востребованных на рынке труда, поможет будущим абитуриентам стать субъектами своего профессионального самоопределения, что приведет к появлению у них внутренней готовности осуществить осознанный самостоятельный выбор в профессиональной сфере.

Работа выполнена при поддержке КГАУ «ККФПНиНТД».


Библиографическая ссылка

Дьяченко Т.В., Евсеева С.А. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ ФОРМ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25397 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674