Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Бурцев В.А. 1 Бурцева Е.В. 1 Садыкова С.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»
В статье рассматривается проблема исследования уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности. Авторами статьи приведены экспериментальные данные исследования критериев, показателей и методик измерения уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности. Ведущую системообразующую роль в структуре спортивной культуры личности авторы отводят креативному компоненту, обеспечивающему функционирование психических процессов, участвующих в реализации творческих способностей личности. Познавательная физкультурно-спортивная деятельность как системно организованный процесс обладает энергетическими, пространственными, временными и информационными характеристиками. Уровень проявления этих характеристик обусловлен адекватными их содержанию креативными способностями: интеллектуальной активности, критичности, широты и глубины мышления, готовности памяти к актуализации опыта, способности выдвижению гипотез и оригинальности видения и решения проблем.
креативный компонент
спортивная культура личности
познавательная физкультурно-спортивная деятельность
уровни развития креативного компонента.
1. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Кисапов Н.Н. Характеристика видов физкультурно-спортивной деятельности студентов // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий». – Казань, 2012. – № 4 (32). – С. 113-118.
2. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Миннахметова Л.Т. Исследование уровня развития личностно-поведенческого компонента спортивной культуры в процессе личностно ориентированного физического воспитания студентов // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С.329-333.
3. Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Мугаллимова Н.Н. Единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности студентов в процессе формирования спортивной культуры личности // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2-24. – С.5493-5497.
4. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Сущность и содержание готовности студентов к физкультурно-спортивной деятельности // Образование и саморазвитие: научный рецензируемый журнал / ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет, ООО «Центр инновационных технологий». – Казань, 2012. – № 3 (31). – С. 140-146.
5. Драндров Г.Л., Бурцев В.А., Бурцева Е.В. Теория и методика подготовки будущих учителей физической культуры к профессиональной творческой деятельности: учебное пособие. – Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2014. – 294 с.

Ведущей идеей, определяющей теоретические подходы к исследованию креативных способностей индивидуума, является концепция творческого развития личности через создание в управляемом образовательном процессе необходимых и достаточных условий, обеспечивающих эффективное осуществление различных видов познавательной физкультурно-спортивной деятельности с целью развития творческого потенциала спортивной культуры личности [1,5].

Физкультурно-спортивная деятельность является одним из специфических видов сознательной, социально-обусловленной активности человека в форме неспециального физического образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации, направленной на удовлетворение социально и личностно-значимых потребностей в реализации творческого потенциала спортивной культуры личности (далее ФСД) [2, 3, 4, 5].

Содержанием познавательной деятельности являются учебный, учебно-тренировочный и соревновательный процессы, направленные на развитие и функционирование составных структурных компонентов спортивной культуры личности (аффективный, когнитивный, конативный, креативный, аксиологический, мотивационный, личностно-поведенческий, физический, информационный, операционный, рефлексивный) [1, 2, 3, 4, 5].

Особая системообразующая роль в структуре спортивной культуры личности принадлежит креативному компоненту, обеспечивающему функционирование психических процессов, участвующих в реализации творческих способностей личности. Целью креативного компонента спортивной культуры личности является обеспечение эффективности реализации творческих способностей, направленных на управление познавательной физкультурно-спортивной деятельностью (далее ПФСД).

Познавательная физкультурно-спортивная деятельность как системно организованный процесс, обладает энергетическими, пространственными, временными и информационными характеристиками. Уровень проявления этих характеристик обусловлен адекватными их содержанию креативными способностями: интеллектуальной активности, критичности, широты и глубины мышления, готовности памяти к актуализации опыта, способности выдвижению гипотез и оригинальности видения и решения проблем. Поэтому показатели этих способностей рассматривались нами в качестве критериев развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе ПФСД.

На развитие и проявление креативных способностей, с одной стороны, оказывает влияние личностный фактор – индивидуальные особенности личности (задатки, наклонности, способности, темперамент), с другой, деятельностный фактор – познавательная физкультурно-спортивная деятельность. Существенное значение личностного фактора определяет значительные межиндивидуальные различия в уровне креативных способностей. Благодаря высокой степени природной обусловленности креативные способности мало поддаются развитию в управляемом образовательном процессе, поэтому межиндивидуальные различия в креативном компоненте сохраняются в период обучения в вузе. Выделяются три уровня развития креативного компонента [1, 2, 3, 4, 5].

Репродуктивный уровень – характеризуется высоким уровнем развития способностей, обуславливающих успешность воспроизведения прошлого опыта (способность памяти к актуализации опыта). Уровень оптимизации – характеризуется высоким уровнем развития интеллектуальной активности, критичности, широты и глубины мышления, обуславливающих успешность коррекции известных способов деятельности с учетом складывающихся условий обучения. Творческий уровень – характеризуется высоким уровнем развития способности к выдвижению гипотез, оригинальности в видении и решении проблем, определяющих в своем взаимодействии успешность творческого поиска и открытия нового знания и способов деятельности [5].

Методика и организация исследования. Уровень развития креативного компонента оценивался с применением комплекса методик, включающих методику самооценки творческого потенциала, вербальный «Тест отдаленных ассоциаций», тесты «Исключение лишнего», «Подведение двух понятий под общую категорию», «Перенос знаний в новые ситуации» и тестовые задания первого и второго уровней усвоения. Методика самооценки творческого потенциала была разработана нами для определения уровня развития мотивов творчества, интеллектуальной активности, критичности мышления, оригинальности видения проблем, способности к выдвижению гипотез и оригинальности мышления [4, 5].

Показатели креативных способностей, полученные с помощью различных методик, оценивались по 5-балльной шкале (табл.1).

Общая оценка оригинальности мышления, так же как и способности к выдвижению гипотез, проводилась на основе суммы баллов по тестам отдаленных ассоциаций Медника и самооценки «Творческого потенциала». После диагностики уровня развития креативных способностей проводилось интегральное оценивание двух групп этих способностей. В первую группу были включены критичность, широта и глубина мышления, интеллектуальная активность, во вторую – оригинальность видения проблем, способность к выдвижению гипотез и оригинальность мышления. Учитывалась сумма баллов по всем входящим в данные группы способностям. При выделении этих групп способностей мы исходили из предположения, что высокий уровень развития первой группы способностей определяет успешность развития креативного компонента на уровне оптимизации, второй группы – на творческом уровне. Успешность развития креативного компонента на репродуктивном уровне связана с высоким уровнем готовности памяти к актуализации опыта. Уровень развития креативного компонента спортивной культуры личности определялся с учетом степени выраженности готовности памяти к актуализации опыта и выделенных нами групп способностей (табл. 1).

Для проверки выдвинутой гипотезы мы провели формирующий педагогический эксперимент по исследованию уровня развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной ФСД. Задача исследования заключалась в изучении динамики мотивов творчества и креативных способностей в процессе обучения в вузе, как субъективных условий развития креативного компонента спортивной культуры личности в процессе познавательной физкультурно-спортивной деятельности.

Таблица 1

Шкала оценки показателей креативных способностей

Методики

диагностики

Показатели

креативных способностей

Уровень развития креативных способностей

высокий

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

 

 

 

 

Самооценка «Творческого потенциала»

Интеллектуальная

активность, баллы

 

Менее 8

 

8-11

 

12-16

 

17-20

 

Более 20

Критичность мышления, баллы

 

Менее 11

 

11-17

 

18-24

 

25-31

 

Более 31

Оригинальность видения проблем, баллы

 

Менее 5

 

5-7

 

8-10

 

11-13

 

Более 13

Способность к выдвижению гипотез, баллы

 

1

 

2

 

3

 

4

 

5

Оригинальность решения проблем, баллы

 

Менее 5

 

5-7

 

8-10

 

11-13

 

Более 13

 

Тест отдаленных ассоциаций Медника

Оригинальность мышления, баллы

 

Более 0,6

 

0,54-0,59

 

0,45-0,53

 

0,39-0,44

 

Менее 0,38

Способность к выдвижению гипотез, баллы

 

Более 24

 

22-23

 

20-21

 

18-19

 

Менее 17

Тесты «Исключение лишнего» и «Подведение понятий под общую категорию»

 

Глубина мышления

 

12

 

11

 

10

 

9

 

8

Тест «Перенос знаний в новую ситуацию»

 

Широта мышления

 

3

 

2

 

2

 

1

 

0

Тестовые задания первого и второго уровня усвоения

 

Готовность памяти к актуализации опыта

 

Более 11

 

 

10-11

 

8-9

 

6-7

 

Менее 6

 

В эксперименте приняли участие студенты 1,4-го курсов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, которые были разделены на контрольную и экспериментальную группы по 100 человек в каждой. В КГ вошли студенты физико-математического факультета, а в ЭГ студенты факультета естественнонаучного образования. Физическое воспитание испытуемых КГ осуществлялось на основе типовой учебной программы по дисциплине «Физическая культура» для студентов вузов. Физическое воспитание в ЭГ проводилось на основе разработанной нами экспериментальной учебной программы личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта.

Результаты исследования и их обсуждение. При анализе динамики уровня креативных способностей отмечается существенное повышение уровня развития всех способностей студентов ЭГ за исключением оригинальности мышления и способности к выдвижению гипотез. Интегральная оценка креативных способностей повысилась у 92 студентов, что составляет 92 % от всей выборки испытуемых этой группы (табл. 2). Среди студентов КГ отмечается достоверное повышение уровня развития критичности мышления. Изменения в уровне развития остальных способностей также направлены в сторону повышения, но не достигают достоверных значений. Тем не менее интегральная оценка уровня развития всех изучаемых нами креативных способностей за 4 года участия в эксперименте повысилась у 77,6 % студентов (Р < 0,01 по критерию знаков) (табл. 2).

Для дифференцирования уровней развития креативного компонента спортивной культуры личности нами были выделены две группы креативных способностей, различающихся по их роли в познавательной ФСД: первая группа обеспечивает успешность деятельности на уровне оптимизации, вторая – на творческом уровне.

Таблица 2

Динамика развития креативных способностей студентов ФФК, баллы (Х ±d)

Экспериментальная группа

 

 

Курс

обучения

Показатели креативных способностей

Интеллектуальная активность

Критичность

 мышления

Оригинальность мышления

Оригинальность видения проблем (по самооценке)

Способность к

выдвижению

гипотез

Глубина

 мышления

Широта

 мышления

 

 

Общая оценка (сумма баллов)

1 курс

3,36± 0,71

3,18 ± 0,75

3,55 ± 0,82

2,92± 0,62

3,62 ± 0,86

3,45± 1,15

4,21±1,12

24,29±6,03

4 курс

3,86± 0,75

3,66 ± 0,60

3,78 ± 0,80

3,60± 0,63

3,88 ± 0,81

4,62± 0,63

4,56± 0,90

27,96±5,12

Р

< 0,01

< 0,01

> 0,05

< 0,01

> 0,05

< 0,01

< 0,05

< 0,01

Контрольная группа

 

 

 

Курс

обучения

Показатели креативных способностей

Интеллектуальная активность

Критичность мышления

Оригинальность мышления

Оригинальность видения проблем (по самооценке)

Способность к

выдвижению

гипотез

Глубина

 мышления

Широта

 мышления

 

 

Общая оценка (сумма баллов)

1 курс

3,34 ± 0,72

3,05± 0,56

3,48 ± 0,63

2,95± 0,85

3,68 ± 0,88

3,56 ± 0,96

4,14± 1,12

24,30±5,72

4 курс

3,44± 0,36

3,18± 0,50

3,54± 0,92

3,19± 0,63

3,69± 0,72

4,04 ± 0,84

4,19± 1,10

25,27±5,07

Р

> 0,05

< 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

< 0,01

Достоверность различий между ЭГ и КГ

1 курс

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

> 0,05

4 курс

< 0,05

> 0,05

> 0,05

< 0,05

> 0,05

< 0,05

> 0,05

< 0,05

 

В начале эксперимента уровень развития обеих групп способностей студентов ЭГ и КГ существенно не различался (табл. 3, 4).

Таблица 3

Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов ЭГ в процессе познавательной ФСД, %

Уровень развития креативного компонента спортивной культуры личности

 

1 курс

 

4 курс

Направленность изменений

 

Р

Уровень развития

интеллектуальной активности, критичности, глубины и широты мышления

 

 

 

 

Высокий

41,6

62,6

повышение – 33,2

 

Средний

41,6

37,4

без изменений – 66,8

< 0,01

Низкий

16,8

0,0

снижение – 0,0

 

Уровень развития

оригинальности мышления и видения проблем, и способности к выдвижению гипотез

 

 

 

 

Высокий

29,0

50,2

повышение – 45,5

 

Средний

33,4

37,4

без изменений – 50,4

< 0,01

Низкий

37,6

12,4

снижение – 4,1

 

Уровень развития креативного компонента спортивной культуры личности

 

 

 

 

Творческий

29,0

50,2

повышение – 46,2

 

Оптимизации

29,2

36,5

без изменений – 50,0

< 0,01

Репродуктивный

25,1

13,3

снижение – 3,8

 

Нулевой

16,7

0,0

 

 

Среди студентов обеих групп преобладают примерно в равной степени лица со средним и высоким уровнем первой группы креативных способностей: 83,4 % в ЭГ и 89,6 % – в КГ. Средний и высокий уровень второй группы креативных способностей выявлен у 62,5 % студентов ЭГ и 72,4 % студентов КГ. Также не обнаружено достоверных различий и в исходном уровне развития креативного компонента в целом. За время эксперимента уровень развития первой группы способностей повысился у одной трети студентов ЭГ (33,2 %), у остальных сохранился на прежнем уровне (Р < 0,01 по критерию знаков). Прирост в уровне развития этих способностей среди студентов КГ менее выражен: отмечается только у 14,0 % испытуемых (табл. 3, 4).

Таблица 4

Развитие креативного компонента спортивной культуры студентов КГ в процессе познавательной ФСД, %

Уровень развития креативного компонента спортивной культуры личности

 

1 курс

 

4 курс

Направленность изменений

 

Р

Уровень развития интеллектуальной активности, критичности, глубины и широты мышления

 

 

 

 

Высокий

31,2

33,3

повышение – 14,0

 

Средний

58,4

63,1

без изменений – 82,4

> 0,05

Низкий

10,4

3,6

снижение – 3,6

 

Уровень развития оригинальности мышления и видения проблем, и способности к выдвижению гипотез

 

 

 

 

Высокий

37,9

34,5

повышение – 20,8

 

Средний

34,3

55,0

без изменений – 68,7

> 0,05

Низкий

27,8

10,5

снижение – 10,5

 

Уровень развития креативного компонента спортивной культуры личности

 

 

 

 

Творческий

37,8

34,4

повышение – 20,9

 

Оптимизации

31,1

52,0

без изменений – 69,0

> 0,05

Репродуктивный

21,7

10,4

снижение – 10,1

 

Нулевой

9,4

3,2

 

 

На более высокий уровень развития второй группы креативных способностей перешли почти половина студентов ЭГ (45,5 %) и только 20,8 % студентов КГ. Наряду с этим у незначительной части студентов КГ отмечается снижение этого показателя (10,5 %).

Уровень развития креативного компонента спортивной культуры личности студентов в процессе познавательной ФСД повысился у каждого второго студента ЭГ (46,2 %). Среди студентов другой группы подобная тенденция наблюдается только у 20,9 % испытуемых. По окончании педагогического эксперимента студенты ЭГ отличались более высоким уровнем развития первой и второй групп способностей: высокий уровень отмечается соответственно у 62 (62,0 %) и 50 (50 %) студентов. Для них характерен и более высокий уровень развития креативного компонента спортивной культуры личности: 50,2 % студентов достигают творческого уровня и 36,5 % – уровня оптимизации. Среди студентов КГ на творческий уровень выходит 34,4 % испытуемых, 52,0 % характеризуется уровнем оптимизации.

Таким образом, обобщая результаты опытно-экспериментальной работы, можно заключить, что традиционная модель физического воспитания обеспечивает развитие креативного компонента спортивной культуры личности студентов КГ только до уровня оптимизации. Реализация разработанной нами экспериментальной учебной программы личностно ориентированного физического воспитания на основе углубленного изучения избранного вида спорта в процессе познавательной ФСД позволяет существенно повысить уровень развития креативного компонента спортивной культуры личности в ЭГ до творческого уровня.


Библиографическая ссылка

Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Садыкова С.В. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25395 (дата обращения: 14.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674