Изучение проблемы рискованного поведения подростков [7] ориентирует специалистов на реализацию системно-интегративного подхода к ее решению. Системность сопряжена, прежде всего, с реализацией воспитательной системы школы, которая понимается нами как: 1) сегмент социокультурного пространства общества, отражающий его противоречия и одновременно стабилизирующий и гуманизирующий социум; 2) целостный педагогический процесс, в котором взаимообусловлены воспитание и обучение, в устойчивой взаимосвязи представлены компоненты: субъекты, отношения, содержание образования, его средства, цель и концепция как идеологическое ядро системы, технология и программа реализации. Выделяя «гуманистические смысложизненные ориентации личности» (подробно их содержание представлено в монографии И.В. Ульяновой «Современная педагогика. Воспитательная система формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников», 2015) в качестве идеологического ядра воспитательной системы школы, педагогический коллектив получает возможность систематически, целенаправленно и планомерно транслировать в образовательном процессе гуманистические ценности, содействовать подопечным в осознанном, позитивном целеполагании.
Для этого в образовательном процессе наряду с мета,-микропринципами (В.А. Сластенин, Е.А. Шиянов) [4] в образовательном процессе реализуются мезопринципы: онтологический, валеологический, гендерно-психологический, этико-эстетический, профилактический, профориентационный, - на основе которых реализуется социально-психологическая и педагогическая деятельность посредством соответствующих воспитательных направлений [5].
Наряду с этим в контексте профилактического направления осуществляется центрация на позитивном (оправданном) и негативном (неоправданном) видах рискованного поведения подростков, когда риск связан: 1) с возможными успехами, продвижениями, преодолениями препятствий, сохранением жизни или – 2) наоборот, с бесцельностью, необдуманностью, беспечностью, пренебрежением к жизни. Для этого социальным педагогом, психологами, классными руководителями школы с учетом принципа пролонгации в классах с 1 по 11 проводится специальная диагностика наличия у обучающихся рискованного поведения (в целом представляющая собой мониторинговую систему), полученные результаты заносятся в социально-психолого-педагогическую карты классов [6]. К диагностическому материалу относятся:
- Анкета рискованного поведения (диагностический арсенал социального педагога).
- Методика готовности к риску (RSK) Шуберта; методика «Исследование склонности к риску» А.Г. Шмелева, методика «Самооценка склонности к экстремальному поведению (М. Цуккерман), опросник «Импульсивность-7» (Айзенка в модификации А. Долныковой и Т.В. Корниловой), методика изучения решительности (И.П. Петяйкин), вопросник для диагностики игровой зависимости, тест на определение неуверенности в себе и др. (диагностический арсенал педагога-психолога, подбираемый целесообразно ситуации).
- Методики «Признаки импульсивности у ребенка», «Импульсивность и слабость самоконтроля» (по И.П. Башкатову) (диагностический материал классного руководителя).
Обобщение и систематизация полученных на основе диагностики результатов позволяет классным руководителям совместно со специалистами социально-психологической службы школы определить в каждом классе типологические группы рискованного поведения обучающихся: группу школьников с позитивным рискованным поведением (это социально-психологическая норма), группы экстрарискованного, интрорискованного и группу нефиксируемого рискованного поведения [7].
С учетом полученных данных разрабатывается Программа профилактической работы школы (целесообразно на 3-5-лет), на его основе - содержание профилактической работы с классом. Педагогическая профилактика – это целенаправленная и согласованная педагогическая деятельность учителя, классного руководителя, педагога-психолога, социального педагога, привлекаемых к ней специалистов медицинских и правоохранительных учреждений в школе, включающая устойчивый комплекс взаимодополняющих видов деятельности:
- медико-санитарное и правовое просвещение;
- воспитательно-разъяснительную деятельность, ориентирующую личность на здоровый образ жизни как условие сохранения психологического здоровья;
- психодиагностику (наблюдение, тестирование, оценка продуктов деятельности) и психокоррекцию (тренинги личностного роста с акцентом на ситуации выбора, ценности жизни, самореализацию);
- оформление технологической карты развития личности и класса (где отражены педагогическая траектория личностного развития школьников, степень соответствия возрастной норме, наличие акцентуаций, сфера интересов).
Социально-психологическая служба школы выявляет мотивы (социально-психологические, конституционально-психологические, культурные, патологические) рискованного (девиантного) поведения обучающихся, содействует им в формировании устойчивых навыков самозащиты, умения сказать «Нет!» в случае вовлечения в асоциальные сообщества и корректирует направленность их развития посредством вовлечения учащихся в просоциальную деятельность.
Педагогическая профилактика реализуется в контексте профилактического воспитания – это систематическое целенаправленное взаимодействие педагогов с обучающимися с целью предупреждения их рискованного (девиантного и делинквентного) поведения. Особое внимание в рамках профилактического воспитания оказывается школьникам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, прежде всего смерти близких или развода родителей и т.п.
Педагогическая профилактика предполагает 3 уровня реализации:
1) пропедевтическая работа (на основе концепции формирования гуманистических смысложизненных ориентаций школьников, формирующей установку на позитивное мышление, жизнесбережение, оптимистичные перспективы);
2) работа с актуальной проблемой ученика;
3) индивидуальная поддержка обучающихся в посттравматический период.
Направления профилактической работы со школьниками:
1) Программа «Здоровый образ жизни»:
- профилактика агрессивного, виктимного, экстремального поведения (1-11 кл.);
- профилактика табакокурения (1-11 кл.);
- профилактика приобщения обучающихся к алкоголю (6-11 кл.);
- профилактика приобщения обучающихся к наркотикам (7-11 кл.);
- «Тренинг противостояния опасным влияниям» (7-11 кл.);
- профилактика аддикций: компьютерной, игровой, пищевой и проч. (1-11 кл.).
2) Программа «Мир моих увлечений»:
- профилактика вовлечения обучающихся в неформальные молодежные объединения деструктивной направленности (6-11 кл.);
- отслеживание занятий обучающихся по интересам, вовлечение в школьные клубы по интересам, поддержка занятий в учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта) (1-11 кл.);
- профилактика вовлечения обучающихся в религиозные секты (5-11 кл.);
- профилактика вовлечения обучающихся в криминальные группировки; профилактика противоправных действий: воровства, мошенничества, вандализма и т.п. (программа «Правовое воспитание») (6-11 кл.);
- профилактика бродяжничества (содействие неблагополучной семье в стабилизации взаимоотношений, изолирование ученика из асоциальной среды) (1-11 кл.);
- профилактика ксенофобии (1-11 кл.).
Активная профилактическая работа по ряду направлений начинается с 6-7-го классов, она включает беседы обучающихся с сотрудниками правоохранительных органов, работу школьного Совета профилактики (мини-консилиум с приглашением ученика, родителей, классного руководителя, социального педагога, педагога-психолога, учителей, администрации школы для коллективного анализа проблемы и оформления рекомендаций семье по воспитанию ребенка), посещение учениками лектория «Человек и право» (например, в юношеской библиотеке) с целью ознакомления с деструктивными явлениями социума, отработки навыков отказа от сомнительных предложений (профилактические тренинги), а главное – укрепления самоуважения, содействия в позитивной самореализации, конкретизации жизненных планов.
С учениками 1-6-х классов акцент ставится на работе по формированию навыков самовыражения, саморегуляции, самооценивания, изучению проблемных жизненных ситуаций, осознанию ближайших перспектив деятельности интериоризации личностью гуманистических ценностей. Обучающихся не просто знакомят с условиями здорового образа жизни, а совместно с семьей вовлекаются в него посредством формирования навыков позитивного взаимодействия, конструктивного разрешения конфликтов, содействия в выборе занятий по интересам (через тематические классные часы, общешкольные мероприятия, социально-психологические занятия).
В целом педагогическая модель профилактической работы со школьниками представляет собой следующие ступени:
- Превентивная работа с классом (беседы, тренинги по отработке навыков просоциального поведения), родителями (родительские собрания, индивидуальные беседы), вовлечение учеников в кружки, секции, клубы по интересам.
- Работа с классом по формированию навыков позитивного, гуманно ориентированного целеполагания, умений сказать «Нет!», сделать осознанный жизнесберегающий, нравственный выбор; работа с родителями (родительские собрания в системе Родительского всеобуча, индивидуальные беседы).
- Специальная работа с учениками группы риска; работа с конкретными семьями (при необходимости - привлечение специалистов медицинских, правоохранительных учреждений).
- Формирование у школьников убеждения в необходимости выбора здорового образа жизни (дискуссии, индивидуальные беседы, элементы уроков рефлексивного характера, театрализация и т.п.) и готовность помогать сомневающимся обучающимся (включенность в шефскую, волонтерскую работу).
Таким образом, выявляется закономерность включения социально-психолого-педагогической работы с проблемами рискованного поведения подростков не на уровне автономного вопроса, но в системе комплексной профилактической деятельности в рамках смысложизненноориентационной воспитательной системы, выделив следующие этапы:
- пропедевтический (1-5 классы),
- актуальный (6-8 классы),
- постактуальный (9-11 классы).
Вместе с тем профилактическая работа с подростками требует специального социально-психолого-педагогического сопровождения каждого школьного класса, где родители становятся активными субъектами взаимодействия с педагогами и обучающимися: они оправданно занимают дуальную позицию. Например, во время бесед-лекций правового, медицинского, психологического характера они совместно с детьми выполняют роль слушателей (что обусловливает и эмоциональное сближение членов семьи и одновременно содействует утверждению статусной позиции старших). Позитивно зарекомендовали себя такие лекционные встречи-беседы с учениками 6-9-х классов, как: «Авантюризм и жизненный успех», «Лихачество в жизни подростков: достоинство или жизненная проблема?», «Гемблинг и право», «Табакокурение – серьезный вред для здоровья и жизни», «Алкоголь – опасность для здоровья и жизни», «Риски наркомании», «Интернет как друг и враг» и проч. В классах, где учителя гуманитарных дисциплин (русского языка и литературы, истории, обществознания) данные темы в дальнейшем предлагали ученикам на уровне сочинений, докладов, дискуссий, факты проявления негативных рискованных действий, поступков не отмечались.
Весьма ценными для укрепления эмпатийных отношений в семье и ее связей со школой, усиления авторитета взрослых являются, как показала практика, тренинги общения, в которых участвуют все ученики класса, а также несколько родителей и классный руководитель, ряд учителей. В целом расширение состава взрослых, принимающих участие в социально-психолого-педагогическом сопровождении подростков с рискованным поведением, в значительной степени повышает их авторитет среди подрастающего поколения, усиливает воспитательное, личностно развивающее, коррекционное влияние.
Социокультурными средствами профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в воспитательной системе формирования гуманистических смысложизненных ориентаций личности определены: семья, наука, искусство, прикладные философия и психология, право, общение, юмор, творческий труд, спорт, природа, личностный опыт субъектов образовательного процесса. Образовательные средства (формы): урок, систематические социально-психологические занятия (1-11 кл.), тренинг, внеучебные мероприятия (просветительские, трудовые, развлекательные), школьные кружки, секции, клубы по интересам, занятия в образовательных организациях дополнительного образования. Участие учеников в указанных образовательных формах связано с их включением не только в учебную деятельность, но и в рефлексивную, педагогическую, творческую, организаторскую, по осуществлению выбора и целеполагания.
В качестве инновационного проекта морально-нравственной, смысложизненноориентационной гармонизации личности ученика, в частности, подростка, как профилактики рискованного поведения, в представленной воспитательной системе акцентируется вопрос о комплектации класса как социально-учебной группы накануне поступления детей в школу. Реализуемые в настоящее время в нашей стране дифференцированный и /или стихийный подходы к решению данного вопроса повышают риск дисбаланса в классах детей из семей высокого и низкого социокультурных статусов, что, как следствие, провоцирует появления девиантной среды в самом классе. Нами предлагается формирование класса как мини-модели общества, где пропорционально представлены дети обоих полов, всех темпераментов, разного уровня учебной подготовки, благодаря чему значительно стабилизируется система взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса и профилактируется появления предпосылок к рискованному поведению (методика данной процедуры описана в трудах И.В. Ульяновой, зафиксированных в постатейном списке литературы).
Наряду с этим нами было выявлено, что учебные группы первоклассников, основу которых составляют бывшие группы детского сада, более уязвимы с точки зрения познавательной, социальной активности, им в большей мере свойственны пассивность, индифферентное отношение к происходящим событиям, чем интерес к новым жизненным реалиям, субъектам, требованиям; на этом фоне в значительно большей степени с самого начала учебного года нами отмечались факты отчуждения детей от образовательного процесса, непослушание, конфликтность, выраженное соперничество. Наблюдение в течение последующих лет за данными классами показало: отсутствие у ребенка необходимости мобилизации позитивных личностных ресурсов при формировании нового социокультурного образа, при освоении новой социокультурной роли первоклассника, школьника становится фактором, провоцирующим рискованное поведение в подростковом возрасте.
Все вышеперечисленные в статье условия социально-психолого-педагогического сопровождения школьников на уровне смысложизненноориентационной воспитательной системы школы доказали свою эффективность в рамках проводимого эксперимента на базе СОШ №16 г. Владимира (1999-2012 гг.), Молодежного образовательного проекта в рамках Международного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме» (Психологический институт РАО).
В качестве выводов отметим:
- социально-психолого-педагогическое сопровождение подростков с рискованным поведением малоэффективно в случае капсулирования проблемы в возрастном аспекте, мероприятийном подходе, в условиях отчуждения семьи обучающихся от школы, педагогического коллектива и результативно, когда сопрягается с целостным педагогическим процессом на протяжении всех лет обучения, с 1 по 11 классы, включено в профилактическое направление педагогической деятельности смысложизненноориентационной воспитательной системы, реализуется школой совместно с семьей;
- социально-психолого-педагогическое сопровождение подростков с рискованным поведением необходимо осуществлять, в том числе, на уровне конкретных диагностических процедур и школьного мониторинга в целом, что предоставит педагогам и специалистам социально-психологической службы актуальную информацию о состоянии рискованного поведения обучающихся в целом и определит конкретные пути их решения.
Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 16-26-01003.
Библиографическая ссылка
Ульянова И.В., Попова Т.А., Евсеева И.Г. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ С РИСКОВАННЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ СМЫСЛОЖИЗНЕННООРИЕНТАЦИОННОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25393 (дата обращения: 21.11.2024).