Новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования ориентированы на обучение специалистов в соответствии с компетентностным подходом, который направлен на подготовку будущих педагогов дошкольного образования, способных успешно решать профессиональные задачи. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к результатам освоения основных образовательных программ, выпускник должен обладать тремя группами компетенций: общепрофессиональными, общекультурными и профессиональными (ФГОС ВО 2015).
Под профессиональной компетентностью педагога дошкольного образования мы понимаем интегральную характеристику, определяющую способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Компетентность педагога проявляется при решении профессиональных задач. Сущность компетентности заключается в том, что она может проявляться при условии личностной заинтересованности в определенном виде деятельности. На практике содержанием деятельности, имеющей личностную ценность, может быть достижение конкретного результата или способа поведения.
Как правило, компетентность реализуется в настоящем, но ориентирована на будущее. Можно утверждать, что компетентный специалист предвидит изменения, ориентирован на стабильное самостоятельное образование. Компетентностный подход ФГОС предполагает изменение взаимодействия студента, преподавателя и работодателей. Проведённые исследования в ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» выявили, что успешность обучения предполагает активность самих обучающихся как самоорганизующейся системы в системе «преподаватель – студент» социального взаимодействия в образовательно-культурной среде учреждения; значимость преподавателя, как личности, способность к сотрудничеству, личностное поведение.
На современном этапе профессиональное образование уже развивается как открытая система. Работодатель формулирует требования к качеству профессионального образования выпускников, которые высшее образовательное учреждение должно удовлетворить. Одной из основных причин сложившегося в России противоречия между знаниями и навыками, полученными в вузе, и требованиями рынка труда является несоответствие между учебными программами подготовки специалистов в вузах и реальными потребностями рыночной экономики. Второй является то, что от специалистов требуется не знание теоретических основ, а умение анализировать проблемы и находить правильные решения в конкретных ситуациях. Современная система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость, конструктивность и динамичность. Однако, предъявляя высокие требования к вузам (по улучшению качества подготовки выпускников, как профессиональной, так и личностной), в свою очередь, сами работодатели не стремятся активно участвовать в учебном процессе, не обеспечивают будущему бакалавру хорошую практику, ссылаясь при этом на занятость. У студента же зачастую отсутствует заинтересованность в получении дополнительных навыков и знаний, он пассивно принимает то, что дают. Мы понимаем, что взаимодействие с работодателями является сложным, состоящим из различных по содержанию этапов, форм и методов, процессом, цель которого состоит в подготовке кадров, ориентированных на инновационную деятельность в образовательной сфере.
Изученный опыт организации социального партнерства позволил обобщить все направления деятельности, которые возможны во взаимодействии партнеров, и которые, на наш взгляд, могут рассматриваться как способы повышения качества профессионального образования. На основе этого разработана структурная модель взаимодействия преподавателей с работодателями (рис. 1). Данная модель представляет собой целостную систему взаимосвязанных структурных блоков: целевого, методологического, содержательно-организационного, процессуально-деятельностного и результативного.
Компетентностная ориентация ФГОС ВО ориентирует вузы России на повышение мобильности и конкурентоспособности выпускников в рыночной среде и интенсифицирует взаимодействие высших учебных заведений с работодателями, осуществляемое на основе Федерального закона от 01.12.2007 г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования», ФГОС ВО по направлению 44.03.01 – Педагогическое образование и профилю подготовки «Дошкольное образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1426 от «04» декабря 2015 г. и других нормативно-правовых документов.
Рис. 1. Структурная модель взаимодействия преподавателей с работодателями в процессе формирования профессиональной компетентности студентов
Целью реализации модели является: обеспечение всех основных аспектов модернизации высшего профессионального образования: формирование стратегии развития учебного заведения, содержания образования, организация образовательного процесса, контроль качества образования, изучение рынка труда, кадровое обеспечение, стажировка педагогических работников.
Концептуальный блок модели представлен концептуальными подходами, принципами и методами деятельности. Основу предлагаемой нами модели составляют системный, субъектно-деятельностный и компетентностный подходы. Так, системный подход предполагает изучение объекта как системы целостного комплекса взаимосвязанных элементов в единстве со средой, в которой они находятся. Сущность подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики составляющих систему отдельных элементов. При системном подходе педагогическая система рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса (преподаватель и студенты), содержание образования (общая, базовая и профессиональная культура), методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Цели в обучении на основе компетентностного подхода (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.) определяются в соответствии с тремя критериями. Во-первых, они должны описывать деятельность, выполнение которой ожидается от обучаемого. Во-вторых, они определяют условия, в рамках которых выполняется данный вид деятельности. В-третьих, цели устанавливают стандарт, или уровень выполнения деятельности, которой должен быть достигнут. Иногда цели обучения подразделяются на когнитивные, психомоторные и аффективные (относящиеся к межличностным поведенческим аспектам и ожиданиям, относительно того, что студенты должны демонстрировать владение приемлемыми практиками).
Субъектно-деятельностный подход, по В.А. Сластенину, строится на основе теории самоорганизации: обучение основывается не на прямых причинно-следственных зависимостях, а протекает неоднозначно под воздействием разных внешних и внутренних факторов.
Принципы: равноправие сторон; содействие государства в развитии социального партнерства на демократической основе; соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных норм правовых актов, содержащих нормы трудового права; полномочность представителей сторон; свобода выбора представителей в обсуждении вопросов, характеризующих сферу труда; добровольность принятия сторонами на себя обязательств; реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами; контроль за выполнением принятых коллективных договоров; ответственность сторон за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений; привлечение обучающихся к процессу проектирования учебного курса, обеспечивая личностную ориентированность обучения.
Процессуально-деятельностный блок содержит направления совместной деятельности выпускающей кафедры и работодателей: практическое обучение студентов в образовательных организациях; расширение спектра образовательных услуг вузов, востребованных на рынке труда; определение требований к качеству подготовки специалистов, включения в ООП дополнительных компетенций с учетом мнения ведущих работодателей; разработка и рецензирование учебно-программной документации; проведение ведущими специалистами дошкольного образования региона учебных занятий для студентов вузов: лекционных курсов, семинаров, мастер-классов, деловых игр, практикумов и др.; участие представителей работодателей в итоговой государственной аттестации выпускников; повышение квалификации представителей работодателей в вузе на факультете дополнительного образования; участие работодателей в научно-практических конференциях, учебных проектах, днях науки в вузе и т.д.; совместные научные исследования; трудоустройство выпускников; организация и совместное участие в региональных консультативных советах с целью совершенствования содержания профессионального образования с учетом потребностей региона и др. [2].
Со студентами на практических занятиях по дисциплинам отрабатываются интерактивные методы и приемы работы с дошкольниками. Так, одно из занятий по курсу «Теории и технологии развития детской изобразительной деятельности» проводится в форме диспута «Дети и декоративно – прикладное искусство». Студенты распределяются на подгруппы и выполняют задания: 1 подгруппа: «Аналитики» анализируют образовательные программы и составляют резюме (является ли объем содержания раздела приобщения к декоративно-прикладному искусству дошкольников достаточным и необходимым, соответствует ли его содержание интересам современных детей, каковы линии усложнения материала). 2 подгруппа: «Теоретики» составляют эссе, посвященное одному из видов ДПИ (промыслов) ХМАО-Югры, которое может использоваться в работе с детьми (1–2 стр.). 3 подгруппа: «Критики» подбирают аргументы против необходимости ознакомления современных дошкольников с произведениями декоративно-прикладного искусства ХМАО-Югры. 4 подгруппа: «Практики» обосновывают новые формы ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством ХМАО-Югры. 5 подгруппа: «Мастера» разрабатывают и проводят нетрадиционные формы ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством ХМАО-Югры (с использованием элементов театрализованных игр, фольклора, народной музыки).
На занятии подгруппы выступают со своими сообщениями, задают вопросы командам-оппонентам. Чтобы придумать что-то новое, необходимы новые идеи. Поэтому на учебных занятиях мы широко используем метод фокальных объектов (Ф. Кунце, Ч. Вайтинг, А. Страунинг). Суть метода заключается в том, что объект находится в фокусе, в центре внимания: например, придумать фантастическое животное, используя дерево кедр в фокусе внимания, наделяя фантастическое животное его признаками и характеристиками (таблица).
Использование метода фокальных объектов
Качества объекта в фокусе (например, кедр) |
Качества фантастического животного |
Колючий |
Покрыто колючками, жесткой шерстью |
Зеленый |
Шерсть зеленого цвета |
Устойчивый |
Огромные лапы, с трудом их передвигает |
Высокий |
Животное огромное, высокое |
Нарядный |
На шерсти яркие пятна |
Пахучий |
Издает резкий запах; если возникает опасность – ядовитый; если животному хорошо - приятный |
Пушистый |
Шерсть длинная, лохматая |
Растущий |
Непрерывно растет |
Студентам предлагается придумать название животного, нарисовать его, подумать о том, кто его родители, где оно будет жить, чем питаться и т.д. Этот прием уместно использовать и в работе с детьми дошкольного возраста [1, 5, 6].
Компетентностный подход в подготовке специалистов требует практико-ориентированного характера обучения. Для его реализации мы проводим бинарные лекции, позволяющие как интегрировать содержание различных дисциплин, так и способствовать формированию умения студентами переносить полученные знания. Например, в ходе бинарной лекции «Формирование эстетического отношения к природе у дошкольников» раскрываются эстетические функции природы, технологии наблюдений за объектами природы. После наблюдений явлений и предметов природы можно использовать произведения пейзажной живописи, чтобы показать, как художники выражают свое отношение, эмоциональное состояние в художественных образах. Приёмы композиционных и колористических вариантов способствуют пониманию детьми роли цвета и композиции в живописи в передаче чувств, настроения. Предлагаемая нами модель последовательности восприятия изображения дошкольниками (рис. 2) направляет внимание не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности.
Размер в высоту |
Размер в ширину |
Из каких частей состоит? |
В какие цвета окрашен? |
Перечисли мелкие детали |
Фон |
Рис.2. Последовательность восприятия изображения
Модель «Время года» (рис. 3) показывает детям пространственное расположение предметов, изображенное время года.
Рис. 3. Модель «Время года»
Каждый может изобразить несколько пейзажей, отражающих настроение: мрачный, спокойный, веселый, сказочный и т.д. Выполняя задание, ребенок воспользуется своим опытом наблюдения природы, отбора разнообразных впечатлений, которые соответствуют определенному настроению. Получившиеся пейзажи оцениваются с точки зрения соответствия выбранной теме в игровой форме.
В результате проведенной работы по отработке интерактивных методов и приемов работы с дошкольниками: метод фокальных объектов, приёмы композиционных и колористических вариантов, метод моделирования, мы установили, что у студентов сформировано умение интегрировать образовательные области «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие» для реализации ФГОС дошкольного образования (ФГОС дошкольного образования 2013) [4].
На производственной педагогической практике студенты 4 курса участвуют в планировании учебно-воспитательной работы, отражая в планах занятия, экскурсии экологического содержания. Кроме того, практиканты привлекаются к проведению нетрадиционных методов и форм работы с дошкольниками. Интересным оказался метод проектов. В ходе проекта «Дождики» в старшей группе объектом внимания его участников стал дождь. «Какие бывают дожди?». Ответом на этот вопрос и стала цель проекта. Детям предстояло понаблюдать за дождями, вспомнить, каким бывает дождь в разные времена года, спросить у взрослых родственников, как называются дожди, поискать их вместе в книжках. Так, в детских рассказах появились: ливень, грибной дождик, веселый летний, и холодный зимний со снегом, и грустный осенний, и дождь через солнышко. В ходе проекта постоянно звучало, что дождь необходим растениям, дождь к урожаю, земля рада дождю, дождик умывает город и т.д. Общий вывод: «Дождь – это тоже погода. У природы не бывает плохой погоды». Завершился проект выставкой детских рисунков: «Каким бывает дождь!» Результаты показали, что дошкольники готовы к глубокому исследованию предмета, в ходе которого им приходится решать довольно сложные задачи.
Сказанное выше позволяет сделать вывод о том, что методическая и практическая подготовленность будущих специалистов к решению задач ФГОС дошкольного образования требует значительного совершенствования, профессиональная направленность студентов является важным условием формирования их профессиональной компетентности. Умение студента самоопределяться в нестандартной ситуации возможно сформировать в условиях индивидуализации образовательного процесса. Заданный стандартом «шаблонный» образовательный маршрут разбивается на осознанно выбранные и индивидуально сконструированные траектории изучения дисциплин в соответствии с местом данных курсов в итоговом портфолио студента и компетенциях, отразившихся в образовательном результате. В процессе реализации индивидуальной образовательной траектории студента формируются следующие компетенции: готовность к разрешению проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения; технологическая компетентность, т.е. готовность к пониманию алгоритма деятельности, что позволяет технологически мыслить в тех или иных жизненных ситуациях; готовность к самообразованию, т.е. способность выявлять проблемы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях; готовность к использованию информационных ресурсов, что позволяет человеку принимать осознанные решения на основе критически осмысленной информации; готовность к социальному взаимодействию, т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу, что позволяет использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задач; коммуникативная компетентность, т.е. готовность представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, что позволяет использовать ресурс коммуникации для решения задач.
Библиографическая ссылка
Гончарова Е.В., Телегина И.С. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВО // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25389 (дата обращения: 21.11.2024).