Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ГЕНЕЗИС НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СОЗНАНИИ

Чердымова Е.И. 1 Мачнев В.Я. 1
1 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева
Научно-технический прогресс в развитии человечества привел к появлению и массовому использованию таких технологий, которые поставили вопрос о необратимых нарушениях экологического равновесия на планете. Техногенные экологические катастрофы в своей основе имеют экопрофессиональные ошибки, поскольку технические системы конструируются и управляются людьми без учета законов существования и развития живых систем. В современных условиях во всех видах профессиональной деятельности человека, несущих угрозу окружающей среде, необходимо уделять внимание ошибкам прошлых лет и в будущем стараться избегать аналогичных действий, которые уже стали частью горького опыта человечества. Этого можно достигнуть, если больше внимания уделять становлению экопрофессионального сознания человека в интересах устойчивого развития. В условиях трансформации российского общества, реформирования экономики, особую актуальность и социальную значимость приобретает необходимость расширения научных исследований в области изучения специфики экологического, профессионального и экопрофессионального сознания различного рода специалистов.
экологическое сознание
профессиональное сознание
экопрофессиональное сознание
1. Акопов Г.В. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований [Текст]: монография. – М.: Институт психологии РАН, 2010. – 272 с.
2. Гагарин А.В. Воспитание природой. Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания [Текст]: монография. – М.: Московский городской психолого-педагогический институт, 2000. – 232 с.
3. Дерябо С.Д. Две модели экологии [Текст]. – 1998. – № 1. – С. 34–40.
4. Иващенко, А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности [Текст]: монография. – М.: РУДН, 2008. – 422 с.
5. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды [Текст]: словарь-справочник. – М.: Просвещение, 1992. – 320 с.
6. Скребец В.О. Еколопчна психолога [Текст]. – Киев: МАУП, 1998.
7. Чердымова Е.И. Модель интеграции экологической и профессиональной подготовки студентов в процессе обучения в вузе [Текст]: монография. – Москва: УРАО, 2012. – 231 с.

В настоящее время образование в интересах устойчивого развития продолжает формироваться в качестве всеобъемлющей программы, позволяющей решать вопросы индивидуализации образования, а также связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы. Это подтверждено принятием Боннской декларации в рамках Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (2009 г.) и проектом основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, где важным аспектом является экологическое просвещение, а 2017 год был объявлен Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В «Основах государственной политики в области экологического развития России до 2030 года» четко сформулирована мысль о том, что развитие экономики страны напрямую зависит от решения образовательной задачи по формированию у молодежи экологической культуры. В Указе Президента РФ «Об утверждении основ государственной культурной политики» общекультурное развитие молодежи рассматривается как фактор обеспечения национальной безопасности страны. В Плане действий по реализации Основ предусмотрена разработка методологического, программного и учебно-методического сопровождения реализации экологической составляющей ФГОС НОО, ООО, СОО на основе Концепции общего экологического образования. Формирование экопрофессионального сознания напрямую связано с экопрофессиональной подготовкой, осуществляемой различными социальными институтами общества. Особое место среди них занимает высшая профессиональная школа. В то же время анализ содержания вузовского образования показывает, что именно профессиональное сознание является тем главным «узлом», где сосредоточены основные противоречия между существующей практикой подготовки профессионала и проявлением в его профессиональной деятельности экологических намерений.

Изучение психолого-педагогической литературы по исследуемой проблематике показывает, что решение проблемы интеграции «экологической» и «профессиональной» подготовки личности, осуществляемое на философско-этическом, психологическом, педагогическом уровнях, обязывает раскрыть генезис научных представлений об экологическом, профессиональном, экопрофессиональном сознании.

Существующее положение большой ангажированности и незначительной востребованности сознания в теоретических и прикладных работах нельзя признать случайным для существующей системы психологических знаний и практики, тем более, что в целой плеяде новых направлений отечественной психологии сознание «работает» не только как основная категория, но и как отчетливо операционализируемое понятие.

Главная, ведущая роль в формировании нового экологического мировоззрения, его распространении и утверждении в общественном сознании отводится образованию. Поиск путей решения в поле формирования экопрофессионального сознания личности лежит в русле решения вопроса о его структуре и уровнях развития.

В психолого-педагогических научных исследованиях рассматривались подходы к формированию экологического сознания с различных позиций: с общетеоретической (М.Н. Берулава, А.В. Гагарин, А.В. Иващенко, С.Д. Дерябо, Д.Н. Кавтарадзе, Н.А. Лызь, Н.Н. Моисеев, В.И. Панов, Т.В. Ильясова, В.А. Сластенин, Л.В. Тарасов и др.); с мировоззренческо-аксиологической (З.И. Васильева, Н.Д. Никандров, А.В. Кирьякова, И.Я. Лернер и др.); с методической (И.П. Белов, В.И. Горовая, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Н.М. Мамедов, И.Н. Пономарева, И.Т. Суравегина, В.М. Сенкевич и др.).

В ряде работ выдвигаются идеи проектирования образовательного процесса, обеспечивающего формирование экологического сознания студента через интеграцию, целостность, системность (С.В. Алексеев, А.И. Арнольдов, Н.Ф. Винокурова, С.Н. Глазачев, В.И. Данильчук, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Л.С. Зорилова, В.В. Николина, Б.М. Сапунов, В.А. Сластенин, Р.В. Степанец и др.).

В то же время большинство психолого-педагогических исследований носит общетеоретический характер или касается вопросов образования, тогда как многие психологические аспекты формирования экопрофессионального сознания студентов – будущих специалистов, остаются менее исследованными.

Актуальность приобретает проблема структуры сознания. Обзор концепций Г.В. Акопова, В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, Ф.Е. Василюка, В.А. Ганзена, В.П. Зинченко, В.Н. Мясищева, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др. разрешает определить различные подходы к определению и описанию структуры и уровней сознания. Проанализировав структуру сознания, мы видим, что большинство авторов в структуре индивидуального сознания выделяют четыре основные психологические характеристики: «совокупность знаний»; «различение субъекта и объекта»; «отношение к миру, другим людям, себе»; «целеполагание деятельности». Последнее обычно включается в состав эмоциональных переживаний.

Оценивая ситуацию, сложившуюся в современном экологическом образовании, следует признать, что большое внимание уделяется проблеме формирования экологического сознания учащегося. Многие аспекты экологического сознания получили достаточно глубокое научное осмысление в отечественной психологии и педагогике. Известные отечественные ученые рассматривают экологическое сознание как: «сознание конкретной личности, т.е. в актуальной его форме, в которой структурные компоненты экологического сознания содержат в себе признаки разных его типов» [2]; «совокупность: представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе «человек-природа» и в самой Природе; субъективного (личностного) отношения человека к миру Природы; соответствующих стратегий и технологий взаимодействия человека с миром Природы; жизненных ценностей этического плана, диктующих необходимость ценностей экологизированных» [3]; «интегративное образование личности, структурно представленное совокупностью элементов, которые можно объединить в основные группы, отражающие аспекты: когнитивный, или интеллектуально-познавательный; перцептивно-аффективный и эмоционально-волевой; мотивационно-поведенческий; ценностно-ориентационный» [4]; «глубокое, доведенное до автоматизма понимание неразрывной связи человека и человечества с природой, зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды обитания человека» [5]; «непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и мысленных образов, непосредственно отражаемых в аналитически создаваемых категориях и явлениях, непосредственно фиксирующих индивидуальный, либо общественный экологический опыт, который предвосхищает экологическую практику» [6] и др.

В то же время к началу нового тысячелетия со всей очевидностью проявилось, что существующее ныне экологическое образование основано на аналитических знаниях о природе, узко прагматически и потребительски ориентировано, а поэтому оно не смогло кардинально изменить мировоззрение значительной части населения. В результате назрела объективная необходимость перехода на качественно новый этап в его развитии. И методологической основой формирования новой парадигмы экологического образования должны стать идеи коэволюции и устойчивого развития.

Критически переосмыслив и развив существующие дефиниции понятия экологическое сознание, мы в понятие «экологическое сознание» включили компонент эконамерение.

В результате проведенного на основе синхронности анализа содержания профессионального сознания установлено, что профессиональное сознание понимается как: «проявления сознания личности, связанные с ее профессиональной деятельностью, определяющиеся ме­стом и значением данной профессии в профессиональной структуре общества; отношением личности к профессии, ее представителям и к себе как профессионалу; профессиональ­ными идеалами; уровнем профессиональных знаний и умений; выраженностью профессиональных способностей; профессио­нальными перспективами, достижениями; переживаниями ус­пехов и неудач профессиональной деятельности и др.» [1]; «профессиональные знания и навыки, развитие индивидуально-типологических особенностей личности, стилевых особенностей выполнения деятельности» (Митин А.Н., Егоршин А.П.); «центральная категория в вузовской подготовке (Нечаев Н.Н.); «профессиональные качества, профессиональные цели, планы, профессиональные отношения, прогнозы, оценки» (Кибанов А.Я.).

Таким образом, в широком плане понятия экологическое сознание и профессиональное сознание можно определить все теми же проявлениями сознания личности, которые связаны со всеми видами взаимодействия ее с окружающей средой, так как в структуру экологического и профессионального сознания входят: познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания; мир чувств, включающий в себя отношение, установки, намерения, обеспечивающие целеполагающую деятельность. Отмеченные структурные компоненты экологического сознания (когнитивный, ценностно-мотивационный, ориентационный, конативный) соответствуют компонентам профессионального сознания.

На наш взгляд, «общественное экологическое сознаниецелостное образование, выполняющее познавательные, мировоззренческие функции, обеспечивающие узнавание социумом экологических проявлений в социальной среде; определенных общественных отношений, отраженных в сознании личности в виде экологических знаний, представлений, несущее в себе общее содержание экологических норм, регулирующих поведение личности» [7]. «Групповое (корпоративное) экологическое сознание, совокупность групповых представлений о взаимодействии человека и природы, систематизированное выражение взглядов группы на экологическую ситуацию, на природу и особенности экологических ориентаций, отношений, установок, намерений в деятельности, выработанное ими в процессе их совместной деятельности и общения» [7]. «Индивидуальное экологическое сознание есть относительно устойчивое интегральное психическое образование субъекта, формирующееся в процессе экологической подготовки, характеризующееся уровнем экологических знаний, установок, отношений к природе, намерениями, определяющими целостное экологически ориентированное поведение» [7]. «Профессиональное сознаниеинтегральное психическое образование, оценивающее и отражающее объективную действительность, но под определенным, присущим только ему углом зрения, связанное с его профессиональной подготовкой, определяющееся уровнем профессиональных знаний, отношением субъекта к профессиональной деятельности, к себе как специалисту, либо к отдельным профессионально значимым сторонам своей личности и деятельности, совокупностью профессиональных установок, профессиональных намерений, служащих ориентиром и инструментом профессиональной деятельности» [7].

На наш взгляд, в наиболее важный блок инновационных усилий в сфере образования, в источник судьбоносных трансформаций превращается экопрофессиональное сознание, так как профессиональное сознание, отражая, преобразуя окружающее пространство, зачастую способствует нарушению равновесия в природе. Оторванность наблюдается в развитости профессионализма от развитости экологического сознания. В условиях модернизации экономики в экологически безопасную, внедрения нанотехнологий в производство, общество нуждается в формировании экопрофессионального сознания специалистов.

«Экопрофессиональное (ЭП) сознание – интегральное психическое образование, отражающее взаимодействие специалиста и природы, в основе которого лежат экопрофессиональные знания, осознание себя как части природы и понимание окружающего мира через призму экопрофессиональных отношений к нему, где ведущей установкой является позитивная позиция рационального использования природных и общечеловеческих ресурсов, намерений, обеспечивающими экологически и профессионально целесообразную деятельность в целях устойчивого развития и коэволюции человека и природы» [7].

Сущностная характеристика ЭП сознания как результата интеграции экологической и профессиональной подготовки в целях устойчивого развития отражает следующие аспекты: концептуальные (система базовых положений, общедидактических принципов, принципов деятельностного, субъектно-деятельностного, экопсихологического подходов); структурные:

- когнитивный компонент представляет собой познавательную и аккумулятивную функции личности студентов. Он включает в себя Научные знания о природе, взаимосвязи человека с природой; о балансе между сложившейся экологической обстановкой и профессиональной деятельностью; об экологических закономерностях развития ситуации в техносфере;

- ценностно-мотивационный компонент отражает рефлексивно-порождающую функции и включает ценности и идеалы, в основе которых лежат экопрофессиональная позиция, социальные нормы и правила, регулирующие повседневную жизнь и профессиональную деятельность;

- ориентационный компонент представляет собой экопрофессиональные ориентации и установки на прогнозирование влияния профессиональной деятельности на экологическую ситуацию. Установки на получение, поиск, переработку информации по уменьшению негативного воздействия техносферы и творчески использовать ее в своей практической профессиональной деятельности;

- конативный – намерение вести практические исследования и делать выводы по техногенной нагрузке на окружающую среду профессиональной деятельности. Намерение студентов к профессиональной деятельности в соответствии с экологическим императивом – использованием специальных экопрофессиональных знаний в конкретных профессиональных условиях, намерения как сознательное стремление специалиста завершить профессиональное действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого как профессионального, так и экологически обоснованного результата.

В структуре индивидуального ЭП сознания мы выделяем четыре структурных компонента: когнитивный, ценностно-мотивационный, ориентационный, конативный; четыре основных психологических показателя: совокупность знаний; отношение к миру природы, природным объектам и явлениям, установки; намерения. Знания как результат процесса обучения; отношения как интериоризированная система рефлексивных связей субъекта профессиональной деятельности с природными объектами; установки как основа целесообразной избирательной экологической активности профессионала; намерения как сознательное стремление специалиста завершить профессиональное действие соответственно намеченной программе, направленной на достижение предполагаемого как профессионального, так и экологически обоснованного результата. Способствовать данной стратегии может формирование у студентов ЭП намерений, которые делают процесс перехода ЭП знаний в экологически целесообразную деятельность профессионала прозрачным. Следовательно, необходима организованная в вузе профессиональная подготовка, ориентированная на экологическое содержание.

Экопрофессиональное намерение выступает как момент внутренней подготовки к исполнению действия и наиболее эффективно прогнозирует экологическое поведение в профессиональной деятельности.

Таким образом, во всех видах профессиональной деятельности человека, которые несут угрозу окружающей среде, необходимо уделять внимание ошибкам прошлых лет и в будущем стараться избегать аналогичных действий, которые уже стали частью горького опыта человечества. Этого можно достигнуть, если больше внимания уделять становлению ЭП сознания человека в интересах устойчивого развития.


Библиографическая ссылка

Чердымова Е.И., Мачнев В.Я. ГЕНЕЗИС НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ, ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ И ЭКОПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СОЗНАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25381 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674