Моделирование процесса формирования иллокутивной компетенции бакалавров лингвистики вызвано необходимостью преодоления ряда препятствий, с которым сталкиваются педагоги в процессе обучения иностранным языкам. Традиционно сложившаяся в практике высшего лингвистического образования модель организации учебного взаимодействия препятствует внедрению и реализации иллокутивного компонента коммуникативной компетенции, соединению его с личностным и коммуникативным опытом обучающихся. Это вызвано доминированием традиционных методов обучения иностранному языку, использование которых препятствует эффективному формированию иллокутивной компетенции, необходимой для осуществления успешной профессиональной деятельности бакалавров лингвистики в условиях межкультурного взаимодействия. Значительно затруднено формирование данного аспекта ввиду отсутствия в педагогической практике критериально-оценочного аппарата по выявлению уровней сформированности иллокутивной компетенции, а также рекомендаций по формированию иллокутивного компонента коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку бакалавров лингвистики.
Педагогическая модель формирования иллокутивной компетенции бакалавров лингвистики может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия», по мнению В.И. Андреева, являются обстоятельства процесса обучения, которые служат «результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].
Пятикомпонентная модель формирования иллокутивной компетенции, представленная в данной статье, исходит из содержания понятия иллокутивной компетенции, а также учитывает педагогические условия, необходимые для ее качественного функционирования, и, как следствие, направлена на достижение главного результата обучения – успешного формирования иллокутивной компетенции бакалавров лингвистики. Данная модель (рис.) является комплексом взаимосвязанных блоков и содержит в себе структурно-содержательный, методологический, критериально-оценочный, организационно-практический и результативный блоки.
Начнем рассмотрение составляющих модели формирования иллокутивной компетенции с определения иллокутивной компетенции, которая представляет собой «интегративную способность личности к выполнению лингводидактической, переводческой, консультативно-коммуникативной, информационно-лингвистической и научно-исследовательской профессиональной деятельности, которая базируется на совокупности знаний прагматических условностей употребления языковых и речевых функций и умений идентифицировать, понимать, интерпретировать и осуществлять иллокутивные акты наиболее эффективным и уместным образом с учетом иллокутивной силы высказывания и коммуникативных намерений собеседников в ситуациях профессионального и межкультурного общения» [5]. В соответствии с определением иллокутивной компетенции целью данной модели является формирование иллокутивной компетенции; объектом - процесс формирования иллокутивной компетенции, а субъект представлен будущими бакалаврами лингвистики.
Модель формирования иллокутивной компетенции бакалавров лингвистики
Структурно-содержательный блок раскрывает взаимосвязь таких понятий, как компоненты и функции иллокутивной компетенции. В контексте логики нашего исследования модель формирования иллокутивной компетенции представлена структурными и функциональными составляющими. В качестве структурных составляющих иллокутивная компетенция представлена четырьмя компонентами: когнитивным, акциональным, коммуникативным и самоорганизационным. Функциональные составляющие образуют единство мыслительной (выражение знаний, чувств, эмоций), манипулятивной (изменение мира в регулятивном, интеракциональном и инструментальном аспектах), эвристической (процесс познания путем обучения) и творческой функций (креативное использование языка и глубинное понимание текста).
Процесс формирования иллокутивной компетенции происходит в рамках концепции методологического плюрализма, что отражено в методологическом блоке на примере использования принципов личностно ориентированного, коммуникативного, компетентностно-деятельностного и функционального подходов.
Несомненно, системообразующую роль в обучении иностранным языкам выполняют методы и принципы личностно ориентированного и коммуникативного подходов, тем не менее наибольшую актуальность для нашего исследования имеет интеграция компетентностно-деятельностного [4; 6; 9] и функционального подходов [7; 8], служащих основанием процесса формирования иллокутивной компетенции. Компетентносто-деятельностный подход ставит основной целью «формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т.е. способности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, и предполагает реальное практическое владение иностранным языком» [2, с. 107]. Организация обучения иностранному языку в рамках данного подхода ориентирована на «овладение языком как средством общения в процессе речевой деятельности и воссоздания на занятиях ситуаций общения [2, с. 58-59]. Функциональный подход в педагогике рассматривается как «способ представления языкового материала и формирования речевых навыков и умений на занятиях, при котором содержание высказывания первично и определяет характер представления лексико-грамматического материала» [2, с. 343]. Основной чертой данного подхода является использование речевых функций для осуществления коммуникации и реализации иллокутивных интенций обучающихся.
Квалифицированный, компетентный работник, свободно ориентирующийся в своей профессиональной деятельности и смежных областях, мобильный в социальном и профессиональном плане, стремящийся к повышению квалификационных качеств, развитию и профессиональному росту – представляет собой основную цель, на достижение которой направлен процесс обучения иностранному языку бакалавров лингвистики.
Процесс формирования иллокутивной компетенции подчиняется закономерностям целостного педагогического процесса и основывается на специально отобранных принципах обучения, отвечающих целям и задачам учебного процесса. Принципы формирования иллокутивной компетенции предопределены вышеперечисленными подходами к обучению иностранному языку и представляют собой «инструментальное, данное в категориях деятельности выражение педагогической концепции; методическое выражение познанных законов и закономерностей, это знание о целях, сущности, содержании, структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм практики» [3, c. 35].
Критериально-оценочный блок включает в себя критерии сформированности иллокутивной компетенции и характеристику уровней сформированности иллокутивной компетенции. В качестве компонентов иллокутивной компетенции мы выделили: когнитивный, коммуникативный (вербальный и невербальный подкомпоненты), акциональный и самоорганизационный (метакогнитивный) компоненты, берущие начало в структурно-содержательной характеристике изучаемого явления.
В связи с вопросом о соотношении учебного и коммуникативного процессов, особое место занимает когнитивный аспект в преподавании иностранных языков. Бакалавры лингвистики должны уметь объяснять и обобщать в понятиях, что происходит с ними, языком и окружающей действительностью посредством языка. Таким образом, когнитивный компонент направлен на оценку глубины, широты, прочности и действенности знаний студентов. От когнитивных способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения иностранным языком. В качестве критериев оценки уровня сформированности когнитивного компонента иллокутивной компетенции нами были взяты такие критерии, как интеллектуальная лабильность, оригинальность и продуктивность вербального воображения, а также интегральные интеллектуальные способности: внимательность, информированность и вербальный интеллект.
Коммуникация и обучение – два сопутствующих вида деятельности бакалавров лингвистики. Коммуникативный компонент направлен на оценку знаний студентов по двум направлениям: вербальному и невербальному, поскольку процесс коммуникации на иностранном языке – многоканальный процесс, и для формирования иллокутивной компетенции, как составной части коммуникативной компетенции, необходимо обладать знаниями, умениями и навыками в коммуникативной сфере в целом. Коммуникативный компонент иллокутивной компетенции раскрывает особенности как собственно коммуникативной деятельности студентов, так и профессиональной (на примере педагогических ситуаций). Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, в качестве оценки уровня сформированности коммуникативного компонента иллокутивной компетенции нами были взяты такие вербальные критерии, как эмпатия, коммуникативная толерантность, педагогические способности, коммуникативные умения; и невербальные критерии: кинесический, невербальная восприимчивость (способность распознавания эмоций) и перцептивно-невербальная компетентность.
Акциональный компонент напрямую отражает сущностную характеристику иллокутивной компетенции и раскрывает деятельностную природу иллокутивной компетенции (action (англ.) – действие). Приведем определение акциональной компетенции: «акциональная компетенция включает в себя понимание коммуникативного намерения, говорящего путем воспроизведения и интерпретации речевых актов» [8, с. 729-741]. В соответствии с этим определением нами были отобраны критерии для оценки уровня сформированности данного компонента, а именно: ассертивность, комиссивность, директивность, декларативность, экспрессивность и фатичность.
Основным условием и в то же время результатом обучения в вузе является высокий уровень саморазвития и самообразования, который достигается при условии овладения студентами самоконтроля и самоорганизации в учебной деятельности. Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, в качестве критериев оценки уровня сформированности самоорганизационного компонента иллокутивной компетенции нами были взяты такие характеристики, как самоконтроль в общении, самоорганизация деятельности, планомерность, целеустремленность, настойчивость и фиксация.
Организационно-практический блок модели формирования иллокутивной компетенции включает три этапа формирования иллокутивной компетенции (подготовительный, основной и заключительный), а также многочисленные формы, средства и методы формирования иллокутивной компетенции. Учитывая результаты анализа лингводидактической литературы, европейский опыт оценки уровня сформированности коммуникативной компетенции и опыт работы в высшей школе, мы выявили три уровня сформированности иллокутивной компетенции: низкий, средний и высокий уровень.
Результативный блок предусматривает анализ полученных результатов, выявление динамики уровня сформированности иллокутивной компетенции бакалавров лингвистики. Кроме того, на этом этапе решались задачи анализа, обработки и оформления результатов педагогического эксперимента, применялись методы статистической обработки полученных данных.
Таким образом, применение разработанной модели формирования иллокутивной компетенции позволяет сформировать у бакалавров лингвистики необходимый спектр умений, позволяющий эффективно и беспрепятственно достигать поставленных коммуникативных целей в ситуациях межкультурного проф
Библиографическая ссылка
Сушко В.Ю. МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИЛЛОКУТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ЛИНГВИСТИКИ // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25379 (дата обращения: 02.04.2025).