Во все века исключительно актуальной была проблема поиска смысла собственного существования. Смысложизненные ориентации организуют целостность жизнедеятельности, определяют способ бытия человека, выступая важнейшим критерием зрелости и психологического благополучия. СЖО – это один из регуляторов социального поведения и жизненных перспектив [2].
Нахождение смысла жизни тесно связано с самореализацией, профессиональным самоопределением. Сущность профессионального самоопределения можно определить, как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения [6].
Самореализация представляет собой осуществление возможного развития Я посредством собственных усилий в процессе содеятельности с другими людьми социума, являясь одновременно процессом и результатом реализации возможностей саморазвития Я (личностного и профессионального). Самореализация как результат исследуется на уровне личностного развития на определенных временных отрезках жизненного пути человека (период завершения учебы в профессиональной школе, становление специалиста-профессионала, достижение высокого уровня профессионального мастерства и т.д.) [8].
Развитие и становление индивидуальности в период ранней взрослости у студентов психологических факультетов имеет свои особенности и связано с разным уровнем профессиональной идентичности [1, 3, 5, 10]. К этим особенностям относятся повышенный уровень самостоятельности и воли, целеустремленности и решительности, настойчивости и самообладания, выдержки и эмпатии. Поведение психологов находится под влиянием структуры их СЖО, связанных не только с будущей профессией, но и всеми доминирующими для него жизненными сферами, доминирующей направленностью личности и общим уровнем осмысленности жизни [7].
Для диагностики общего уровня осмысленности жизни студентов факультета психологии мы использовали методику Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций» [4].
База исследования – студенты I и III курсов факультета психологии ЧГПУ г. Челябинска, в количестве 50 человек. Характеризуя выборку исследования, необходимо отметить, что стержневые образования профессионального самоопределения формируются в период профессионализации в вузе, на этапе становления личности [9].
Изучение сформированности смысложизненных ориентаций у студентов I курса проводилось в тех же условиях, что и на III курсе. Отличительная особенность состояла в том, что формирующее и развивающее воздействие для студентов III курса осуществлялось уже дольше.
Была составлена программа наблюдения за динамикой компонентов смысложизненных ориентаций, которая позволила определить уровень развития компонентов СЖО. Низкому уровню соответствует стихийно-эмпирический уровень, среднему – эмпирический, высокому – системный. Параметры наблюдения и соответствующие им уровни показаны в таблице 1.
Таблица 1
Уровень компонентов СЖО
Параметры наблюдения |
Уровень |
Волнение при ответе на вопросы Слабые знания по теме беседы Слабый интерес кпоставленной проблеме |
Стихийно-эмпирический (низкий уровень) |
Спокойное размышление над вопросами Расширение знаний по теме беседы Стремление к пониманию поставленной проблемы |
Эмпирический (средний уровень) |
Уверенность при ответе на вопросы Сформированность представлений о смысле жизни Интерес к поставленной проблеме |
Системный (высокий уровень) |
Анализ результатов наблюдения выявил стихийно-эмпирический и эмпирический уровень сформированности компонентов СЖО у студентов I курса. Системный уровень компонентов СЖО у студентов I курса не проявился. У студентов III курса системный уровень компонентов СЖО проявляется, но слабо.
В таблице 2 раскрыты элементы модели по каждому из её уровней и вопросы, на которые отвечали студенты.
Таблица 2
Поэлементный опросник на выявление уровня СЖО у студентов
Компоненты СЖО |
Элементы модели |
Вопросы |
Когнитивный |
Стремление к приобретению знаний о смысле жизни, ценностях, целях |
Какое значение имеют для Вас понятия смысл жизни, ценности, цели? Что такое смысл жизни в Вашем понимании? Какие изменения произошли у Вас в понимании смысла жизни за время обучения в вузе? |
Осмысленность жизни |
Что такое осмысленность жизни в Вашем представлении? В чем, по Вашему мнению, заключается осмысленность прошлого, настоящего и будущего? |
|
Сензитивность |
Как Вы понимаете, что такое сензитивность? Всегда ли Вы способны отдавать себе отчет в своих потребностях и чувствах? |
|
Представления о сфере обучения и образования |
Как Вы объясните понятие «обучение»? Как Вы понимаете, что такое образованность? |
|
Познавательные потребности |
Как, по Вашему мнению, влияет на становление смысла жизни стремление к приобретению знаний об окружающем мире? Как Вы считаете, важна ли для человека радость познания? |
|
Креативность |
Что такое творчество в Вашем понимании? По Вашему мнению, различаются ли между собой понятия «креативность» и «творчество»? |
|
Представление о природе человека |
Что такое, в вашем представлении, познание? В чем заключается представление о природе человека? |
|
Рефлексивный |
Стремление к самопознанию |
Насколько важно для человека познание своих индивидуальных особенностей? В чем заключается развитие себя? |
Самопонимание |
Для чего, по Вашему мнению, нужна способность принимать себя таким как есть? Как вы понимаете адекватность смысла жизни? |
|
Оценка своих действий, поступков |
Что такое, в Вашем понимании рефлексия? Какое значение для Вас имеет правильная оценка своих поступков? |
|
Осмысление своих действий в системе отношений с миром, в котором живет человек |
Как Вы объясните понятие «система»? В чем заключается, по Вашему мнению, роль личности в истории? |
|
Цели |
Что такое цель? Как, по Вашему мнению, связаны цели и ценности? |
|
Поведенческий |
Самоуважение |
Что такое, по вашему мнению, самоуважение? Для чего, по Вашему мнению, нужна способность ценить свои достоинства, свойства характера? |
Активные социальные контакты |
Как Вы понимаете, что такое социальные контакты? Какой источник информации, по Вашему мнению, больше всего влияет на становление смысла жизни? |
|
Самоактуализация |
Как вы объясните понятие «самоактуализация»? Что такое профессиональное самоопределение? |
|
Самостоятельность |
Что такое, в Вашем представлении, самостоятельность? Как Вы считаете, что нужно для реализации своих жизненных целей? |
|
Гибкость в поведении |
Как вы понимаете выражение «гибкость в поведении»? Способны ли вы быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию? |
|
Компетентность во времени |
Что для Вас означает компетентность во времени? Что, по вашему мнению, важнее: жить настоящим или будущим? |
|
Сохранение своей индивидуальности |
Что такое, в Вашем представлении, индивидуальность? Что такое, по Вашему мнению, индивидуальный стиль жизни? |
Для проведения исследовательской работы дополнительно была выбрана методика Д.А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций». Он представляет собой адаптированную версию теста «Цель в жизни» Дж. Крамбо и Л. Махолика, который был создан на основе концепции В. Франкла. По результатам этой методики получилось, что общий показатель осмысленности жизни студентов I и III курсов различается.
С помощью критерия Манна – Уитни была выявлена достоверность различий между двумя выборками по общему уровню осмысленности жизни.
Представим подсчет ранговых сумм по выборкам студентов факультета психологии I и III курсов в таблице 3.
Таблица 3
Подсчет ранговых сумм по выборкам студентов факультета психологии I и III курсов
Студенты III курса |
Студенты I курса |
|||
Общий показатель ОЖ |
Ранг |
Общий показатель ОЖ |
Ранг |
|
110 107 105 103 102 101 100 100 99 98 98 96 96 95 94 94 92 91 89 87 84 84 83 81 77 |
50 49 48 47 45,5 43,5 40,5 40,5 36,5 33,5 33,5 30,5 30,5 28,5 26 26 23,5 21,5 19,5 17,5 14 14 11 8 6,5 |
102 101 100 100 99 97 95 94 92 91 89 87 85 84 83 83 82 77 75 72 72 68 64 |
45,5 43,5 40,5 40,5 36,5 36,5 36,5 32 28,5 26 23,5 21,5 19,5 17,5 16 14 11 11 9 6,5 5 3,5 3,5 2 1 |
|
Суммы |
20292 |
744,5 |
2190 |
530,5 |
Средние |
83,5 |
87,6 |
Общая сумма рангов: Σ(R) = 744,5+530,5=1275
Сформулируем гипотезы.
H0: Общий показатель ОЖ в группе студентов факультета психологии I курса не ниже общего показателя ОЖ в группе студентов факультета психологии III курса.
H1: Общий показатель ОЖ в группе студентов факультета психологии I курса ниже общего показателя ОЖ в группе студентов факультета психологии III курса.
Uэмп.=205,5
Uкр.= }277(p≤0,05) и 192(p≤0,01)
Uэмп.≤Uкр. на уровне значимости p≤0,05. Следовательно, H1 принимается.
Вывод
Итак, по результатам опросника, наблюдения и применения методики «Тест СЖО» Д. А. Леонтьева, можно констатировать, что общий показатель осмысленности жизни студентов I и III курсов различается с тенденцией к повышению системности на III курсе.
Библиографическая ссылка
Долгова В.И. ИССЛЕДОВАНИЕ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ПСИХОЛОГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25371 (дата обращения: 05.12.2024).