Актуальность. Одной из главных экологических проблем на всем земном шаре является дефицит йода в биосфере. Йоддефицитные заболевания (ЙДЗ) являются одними из наиболее распространенных неинфекционных заболеваний человека. За последнее десятилетие территории более 120 стран мира признаны йоддефицитными, в условиях йодной недостаточности проживают 1,6 млрд человек (30 % населения планеты) [1-7, 11-16, 28-33].
Исследования, проведенные в Бельгии Деланжем и Глиноером [28-29], показали, что даже умеренное снижение поступления йода (50–75 мкг в сутки при норме не менее 150 мкг) у беременных женщин приводит к снижению концентрации свободного Т4 в крови и увеличению секреции ТТГ. Гипотироксинемия у матери, до того, как начнет функционировать собственная щитовидная железа плода (первые 12 недель), негативно влияет на процессы эмбриогенеза и развитие ЦНС [28-30]. Экспериментальные исследования показали, что ядерные рецепторы клеток мозга способны связывать ТЗ до начала функционирования собственной щитовидной железы эмбриона, что указывает на важную роль тиреоидных гормонов в развитии и созревании мозга.
Самым распространенным проявлением йодного дефицита является эндемический зоб (ЭЗ). В настоящее время выделяют целый ряд заболеваний, обусловленных йодным дефицитом. Дефицит тиреоидных гормонов у плода и в раннем детском возрасте может привести к задержке развития мозга, необратимому снижению умственного развития, вплоть до кретинизма. От дефицита йода страдает не только мозг ребенка, но и, согласно результатам многочисленных исследований, его слух, зрительная память и речь. У женщин в йоддефицитных регионах нарушается репродуктивная функция, увеличивается количество выкидышей и мертворожденных. Недостаток йода может сказаться на работе жизненно важных органов и привести к задержке физического развития. В этих регионах повышается перинатальная и детская смертность [2-6, 8-14, 18-24].
С учетом сохраняющегося ЙД на всей территории Российской Федерации, отсутствия массовой йодной профилактики во многих регионах РФ, в том числе в республиках Поволжья, проблема ликвидации ЙДЗ остается актуальной [2-10, 13-16, 20].
Целью настоящего исследования является оценка степени тяжести йодного дефицита, ЙДЗ, мониторинг за проведением массовой йодной профилактикой в Чувашской республике и оценка влияния ЙД и его коррекции на состояние детского здоровья, интеллектуальное и эмоциональное развитие.
Материалы и методы. Материалами исследования являются дети 1–17 лет, беременные женщины и кормящие матери. Основным объектом эпидемиологических исследований были дети 7–12 лет. Широкомасштабные исследования в Чувашской Республике проведены группой исследователей под руководством сотрудников кафедры детских болезней ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» – профессоров В.М. Краснова и М.В. Краснова и профессора НЦЗД РАМН Щеплягиной Л.А. при поддержке НЦЗД РАМН и ЭНЦ РАМН в 1994–1996, 1999–2000, 2003 гг. по критериям ВОЗ, затем повторно – проф. Красновым В.М. и Красновым М.В. в 2008 и 2013 гг.
Обследование детей проводилось по единому протоколу, согласованному с НЦЗД РАМН. Кроме того, обследовались беременные женщины во 2 и 3 триместрах, кормящие матери, новорожденные дети и подростки. Размеры щитовидной железы определялись по данным пальпации и ультразвукового исследования. Ультразвуковое исследование ЩЖ с целью уточнения объема и особенностей структуры проводилось с использованием аппарата “Алока” (Aloka SSD-550, Япония), оснащенного датчиком с частотой 7,5 Мгц. При оценке размеров ЩЖ строго соблюдали общепринятые требования к проведению УЗИ ЩЖ. Тиреоидный объем при ультразвуковом исследовании определялся с учетом линейных размеров максимальных срезов долей по формуле: V = 0,479х [(ШП х ДП х ТП) + (ШЛ х ДЛ х ТЛ)], где ШП, ДП, ТП, ШЛ, ДЛ, ТЛ – соответствующие ширина, длина, толщина левой и правой долей. Диагноз зоб ставился по критериям ВОЗ. За норматив объема ЩЖ брали нормативы объема ЩЖ ВОЗ F.Delаnge [29].
Общий трийодтиронин (Т3), тироксин (Т4) и тиреотропный гормон (ТТГ) определялись иммуноферментным методом с использованием стандартных тест-наборов Российско-Швейцарской фирмы “Диаплюс" и "Дельфия" в лабораториях Республиканского диагностического центра. Уровень ТТГ у новорожденных определяли в межрегиональной лаборатории по неонатальному скринингу (г. Нижний Новгород) с использованием стандартных наборов Delfia Neonatal hTSH kit". Экскрецию йода с мочой оценивали церий-арсенитовым методом (John T. Dunn et al., 1990). С целью оценки динамики эпидемиологии ЙДЗ и степени йодурии мы сравнили результаты исследований, проведенных нашими специалистами и специалистами научно эндокринным центром РАМН.
Оценку уровня интеллектуального развития проводили по шкалам IQ теста Айзенка. Оценку эмоционального интеллекта (ЭИ) проводили по опроснику «ЭмИн» Д.В. Люсина [19, 21-22]. Под нашим наблюдением находилось 60 учащихся физико-математического лицея г. Чебоксары. В основу опросника «ЭмИн» положена трактовка эмоционального интеллекта как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, которые оцениваются в баллах. Полученные результаты были обработаны в соответствии с ключом. Подсчитано общее количество баллов по всему опроснику «ЭмИн» и средний балл [17, 21].
Математическая обработка полученных результатов проведена с использованием параметрических и непараметрических методов статистического анализа с помощью компьютерных программ, также по стандартным программам с помощью программ Statistika. Достоверность различий оценивалась по критериям Стьюдента, Фишера, теснота связей между признаками определялась с помощью корреляционного анализа, степень согласованности признаков – путем расчета коэффициентов Спирмена и Пирсона.
Результаты исследования и обсуждение
Показатели исследования эпидемиологических критериев степени тяжести йодного дефицита на территории Чувашской Республики представлены в табл. 1. Нашими исследованиями в соответствии с критериями ВОЗ доказано наличие на всей территории Чувашской Республики ЙД легкой и средней тяжести. В 1994–1996 гг. частота эндемического зоба (ЭЗ) среди детей 7–12 лет, по данным ультразвукового исследования, составила 23,1 %, результаты неонатального скрининга ТТГ более 5 мЕд/л – 35,2 %, средний уровень тироглобулина – 35,8 мкг/л, показатели экскреции йода с мочой – медиана йодурии – 47,0 мкг/л., в 2000 г. показатели эпидемиологических критериев на фоне йодной профилактики соответственно составили 17,3, 24,76 и 90 % (табл. 1). Согласно критериям ВОЗ в республике установлена средняя степень тяжести йодного дефицита.
Таблица 1
Показатели эпидемиологических критериев степени тяжести ЙД в Чувашской Республике (1994–2000 гг.)
Показатель |
До профи-лактики |
На фоне про-филактики |
p |
Частота ЭЗ у детей 7–12 лет, % |
23,11 |
17,3 |
<0,05 |
Средний объем ЩЖ М:Д, мл |
6,06/6,60 |
4,6/5,2 |
<0,05 |
Частота превышения ТТГ 5 мЕд/л |
35,2 |
24,76 |
<0,05 |
Медиана йодурии детей 7-12 лет |
47 |
90 |
<0,05 |
Частота транзиторного гипотиреоза, % |
5,9 |
2,5 |
<0,05 |
IQ выше 90 |
55,36 |
66,72 |
<0,05 |
На основании полученных данных нами была разработана и внедрена вместе с МЗ ЧР в практику здравоохранения «Региональная программа ликвидации йоддефицитных заболеваний у детей и подростков на территории Чувашской Республики». Результаты дальнейших исследований по критериям ВОЗ показали, что на фоне внедрения региональной программы ликвидации ЙДЗ заболеваемость и степень тяжести ЙД стали снижаться. Для контроля динамики распространенности ЙДЗ нами совместно с НЦЗД РАМН и Эндокринным центром РАМН были проведены повторные поперечные контрольные исследования в 2003, 2008 и 2013 гг. (табл. 2, 3, рисунок) [10-20].
Таблица 2
Результаты эпидемиологических критериев степени тяжести ЙД в Чувашской Республике (2003 и 2008 г.)
Критерий |
Год |
|
2003 |
2008 |
|
Частота тиреомегалии по данным УЗИ, % |
8,4 |
8,0 |
Медиана йодурии, мкг/л |
38,2 |
60,0 |
Частота значений ТТГ более 5 мЕд/л, % |
25,0 |
15,2 |
После организации профилактики ЙДЗ с использованием йодида калия (йодмарина, йодида калия) на фоне использования йодированной соли частота эндемического зоба снизилась в 2000 г. до 17,3, затем к 2003 г. до 8,4 %, 2008 г. – до 8,0, 2013 г. – до 5,8 % (табл. 2, 3, рисунок).
Таблица 3
Результаты эпидемиологических критериев степени тяжести ЙД в ЧР за 2013 г.
Критерий |
Значения |
Оценка тяжести ЙД |
Частота тиреомегалии по данным УЗИ, % |
5,8 |
Легкая |
Медиана йодурии, мкг/л |
72,0 |
Легкая |
Частота значений ТТГ более 5 мЕд/л, % |
15,0 |
Легкая |
Исследования в 2003, 2008, 2013 гг. нами были проведены в городских школах Московского района г. Чебоксары, где основная часть школьников получала йодированную соль и препараты йода с целью профилактики ЙДЗ.
Динамика распространенности эндемического зоба у детей (8–12 лет) в Чувашской Республике с 1994 по 2013 г.
В связи с этим, возможно, показатели медианы йодурии выше, чем у сельских школьников (у городских детей, получавших препараты йода медиана йодурии составила 60 мкг/л и 72 мкг/л, у сельских детей, не получавших препараты йода – 48,4 мкг/л). В наших исследованиях четко показана, что на фоне йодной профилактики снижается напряженность проблемы ЙД, частота эндемического зоба у детей и подростков [14, 16, 17, 20]. Таким образом, проблема ЙД в Чувашской Республике была, есть и будет, если не будет проводиться систематическая йодная профилактика [15-17, 20].
Нашими исследованиями [13] доказано, что ЙДЗ негативно влияют на формирование здоровья детей и подростков, на интеллектуальное и эмоциональное развитие. Согласно нашим исследованиям у детей с ЙДЗ достоверно ниже IQ на 12–20 %, что представляют угрозу сохранения интеллектуального потенциала и здоровью нации.
Нами исследован также эмоциональный интеллект (ЭИ) – способность разбираться в эмоциях человека: понимать эмоции и причину, вызывающую эмоции, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией [19]. При исследовании эмоционального интеллекта у школьников с дефицитом йода (у 30 детей в основной, в контрольной группе – 30 детей) нами установлено снижение ЭИ. Устранение ЙД может сохранить здоровье и обеспечить реализацию генетической программы развития, наиболее эффективно реализовать интеллектуальный потенциал [2-7, 9-13, 20].
Выводы
Йод является жизненно важным элементом, от которого зависит качество жизни детей и родителей. Медико-социальное и экономическое значение йодного дефицита в России состоит в существенной потере интеллектуального, эмоционального, образовательного и профессионального потенциала нации.
В Чувашской Республике, как и в других регионах РФ, была и сохраняется проблема йодного дефицита, территория Чувашской Республики продолжает оставаться йоддефицитной, и дети, беременные женщины и кормящие матери, проживающие на ней, по современным эпидемиологическим критериям ВОЗ оценки степени тяжести йодного дефицита испытывают легкую или среднюю степень йодного дефицита, имеют высокий риск развития йоддефицитных, инфекционно-воспалительных заболеваний и болезней, ассоциированных с йоддефицитными заболеваниями, которые быстрее реализуются в критические периоды роста и развития детского организма.
Препараты йода помогают восполнить потребности йода в организме, поддержать здоровье ЩЖ, умственное и физическое развитие, предотвратить ЙДЗ.
Йодный дефицит в организме населения может быть ликвидирован удовлетворением ежедневной потребности в йоде путем проведения йодной профилактики.
Для преодоления недостаточности йода в питании следует использовать методы индивидуальной, групповой и массовой йодной профилактики
Следует строго придерживаться рекомендациям ВОЗ, ICC IDD (2007). Для удовлетворения потребности организма в йоде с 2008 г. приняты следующие нормы его ежедневного потребления:
- 90 мкг – для детей от 0 до 5 лет;
- 120 мкг – для детей от 6 до 12 лет;
- 150 мкг – для детей старше 12 лет и взрослых;
- 250 мкг – беременных и кормящих женщин.
На фоне йодной профилактики будет снижаться напряженность проблемы йодного дефицита, частота эндемического зоба и других ЙДЗ, повысится интеллектуальный, эмоциональный, образовательный и профессиональный потенциал нации.
Библиографическая ссылка
Краснов М.В., Краснов В.М., Григорьева М.Н. ДИНАМИКА ЙОДНОГО ДЕФИЦИТА И ЙОДДЕФИЦИТНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25365 (дата обращения: 06.12.2024).