Обучение взрослых людей является одной из самых сложных задач педагогики. Обучение тренеров, имеющих определенный опыт и профессиональные наработки в введении и подготовке того или иного спортсмена, представляется еще более сложной задачей. Эта задача усложняется еще и тем, что спортсмен постоянно подвергается действию различных факторов, меняющих его подготовленность, одним из которых является переходный возраст и смена вегетативного и гормонального статуса, исследованию которого и посвящена работа.
Педагогические критерии нарушений вегетативной нервной системы выделены в отдельный ряд факторов, который осложняет течение и ведение тренировочного и соревновательного процесса у спортсменов подросткового возраста в силу целого ряда причин [1, 7].
Целью данного обзора является освещение теоретических аспектов вегетативной дисфункции подростков, занимающихся спортом на основе педагогических критериев и обучения тренеров. Задачи, которые ставит перед собой исследование, включают в себя описание:
- Bегетативного фона спортсменов подросткового возраста;
- Bыявление самых слабых сторон и локусов вегетативного статуса подростков;
- Aнализа тренировочной и соревновательной спортивной деятельности спортсменов подросткового возраста в части влияния ее на вегетативный статус атлета-подростка и влияния вегетативного статуса на проведение тренировочной и соревновательной деятельности;
- Практических рекомендаций по коррекции выявленных факторов, которые подлежат устранению с помощью педагогических приемов и совершенствования плана тренировочных мероприятий.
Методы и организация исследования. Обследованы спортсмены – юниоры, готовящиеся к участию в ответственных соревнованиях за сборную команду страны по дзюдо. Обследование проходило в различные периоды тренировочной и соревновательной работы, поскольку спортивная деятельность спортсменов – юниоров перемежается также и с учебным процессом, который проводится в местах обычного проживания и обучения подростков и должен включать в себя прохождение обучаемыми всех этапов и всех циклов учебной деятельности в средних образовательных учреждениях школ страны согласно стандартного учебного плана, с целью успешной сдачи квалификационных экзаменов, что по окончании среднего образовательного учреждения и получения аттестата должно привести обучаемого к возможности поступления и зачисления в высшие учебные заведения. С учетом того, что спортивная деятельность становится для подростка частью жизни и дальнейшей жизненной перспективой, которая выстраивается при условии успешной спортивной карьеры, то большинство бывших школьников становятся вначале абитуриентами, а затем и студентами высших учебных заведений физкультурной, педагогической или физкультурно-педагогической направленности [5].
Результаты и их обсуждение
При анализе тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов подросткового возраста выявляются ряд фоновых факторов в вегетативном статусе, которые оказывают прямое воздействие на механизмы вегетативной регуляции, несовершенные в данном возрасте у атлетов юниоров в силу физиологических и других причин [4, 8, 9].
- Гормональные перестройки.
- Психологические перестройки.
- Физическая акселерация.
- В редких случаях физическая децелерация.
- Предсоревновательная сгонка веса.
- Незрелость механизмов центральной нервной и вегетативной регуляции деятельности всего организма в целом.
- Негармоничное взаимодействие систем катаболизма и анаболизма, которые в свою очередь обусловливаются:
- Негармоничным взаимодействием и функционированием эрготропных и трофотропных механизмов, базирующихся на:
- Дисбалансе деятельности симатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
- Исходно преобладающий тонус того или иного отдела вегетативной нервной системы, что обусловлено:
- Гендерными факторами;
- Генетическими факторами;
- Наследственной предрасположенностью;
- Несовершенными механизмами становления адаптации как срочной, так и долговременной;
- Перенесенными травмами, в том числе и спортивными, а также травмами, полученными вне тренировочной и спортивной деятельности;
- Перенесенными заболеваниями.
Выявление самых слабых сторон [6] и локусов вегетативного статуса подростков и анализа тренировочной и соревновательной спортивной деятельности спортсменов подросткового возраста в части влияния ее на вегетативный статус атлета-подростка и влияния вегетативного статуса на проведение тренировочной и соревновательной деятельности отмечает ряд факторов, среди них самые важные и мощные по силе своего воздействия это те, которые связаны с высокой интенсивностью спортивной (тренировочной и соревновательной) работы, что вводит в напряжение эрготропный отдел вегетативной нервной системы, что чревато формированием симпатикотонии со склонностью к адреналовым кризам [9], или напротив, истощением симпатической активности в период предсоревновательной подготовки и невозможности активировать данный отдел для выполнения соревновательной деятельности [1, 4].
Также оказывает влияние и недостаточное количество восстановительной деятельности [2, 3] между тренировочной и соревновательной работой, что чревато отсутствием времени и условий для протекания нормальной трофической деятельности, за которую ответственен парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, отвечающий за трофотропные механизмы в организме, включая все метаболические реакции, направленные на катаболизм и наработку белковых структур, обеспечивающих мышечную деятельность, а также нейро-гуморальный ответ и нейро-гуморальную регуляцию [5].
Вышеизложенные факторы в условиях предсоревновательной сгонки веса [7, 8] осложняют течение восстановительного периода, что также сказывается на функционировании трофотропных механизмов и приводит к срыву адаптации [2, 3].
Перемежающийся характер тренировочной деятельности, который не зависит ни от личных циклов спортсмена-юниора, ни от сезонной активности его, поскольку тренировочный цикл привязан, прежде всего, к графику ответственных соревнований.
Вся тренировочная деятельность чередуется с учебой в школе, что вызывает, с одной стороны, смену деятельности и обеспечивает некоторую подвижность в процессах приспособления и наработке тренированности юного спортсмена, а с другой стороны, в период обучения в школе спортсмен вынужден тренироваться значительно меньше, чем в период учебно-тренировочных сборов, что, напротив, оказывает детренирующий эффект.
При приезде на учебно-тренировочные сборы спортсмен вынужден максимально быстро и максимально активно включиться в режим интенсивной тренировочной работы, что, с учетом смены климатического и временного пояса, не всегда представляется возможным, поскольку в организме происходит перестройка, как временная, так и климато- географическая.
Эти процессы, накладываясь на несовершенство механизмов вегетативной регуляции и вегетативного баланса, не всегда протекают оптимально (за исключением тех случаев, когда время начала учебно-тренировочных сборов приходится на функциональный и адаптационный оптимум юного спортсмена, что рассчитать и спрогнозировать не представляется возможным, с учетом той материально-технической и финансовой базы, на основе которой приходится тренировать и тренироваться юным спортсменам. Этому же не способствуют и те, не всегда грамотные, а зачастую противоречивые знания спортивной физиологии, которыми наделены, как правило, и личные тренеры, и родители спортсменов-юниоров, мнение которых всегда весомо в силу возрастных особенностей юных атлетов) [6].
Как правило, такие несвоевременные, по показателям личной функциональной эффективности и биохимическим данным [2, 4], выезды на учебно-тренировочные сборы и неоптимальные, с точки зрения личной физиологии каждого отдельно взятого спортсмена-юниора, графики начала высокоинтенсивной тренировочной работы, приводят к срыву адаптационных процессов и напряжению функциональных механизмов их обеспечивающих, что влечет за собой травматизацию спортсменов уже во время учебно-тренировочных сборов или на самих соревнованиях, или заболевания различного рода, зачастую простудные и многие прочие [2].
Важное и влиятельное значение оказывает на показатели вегетативного статуса организма спортсмена-подростка сгонка веса, используемая по данным наших предыдущих исследований в той или иной степени (от двух до шести процентов от массы тела) в ста процентах случаев всеми спортсменами [5, 7].
Теоретические аспекты режима питания в предсоревновательный период сложны в изучении и применении у спортсменов взрослых и спортсменов старшей возрастной категории, но особенно сложно осветить вопросы предсоревновательного питания для юных спортсменов-единоборцев. Это обусловлено тем, что спортсмены-подростки переживают непростой для своего организма период перестройки [1,5]. Основные сложности, которые проживает организм юного спортсмена:
- Гормональная перестройка.
- Активный выброс половых гормонов.
- Смещение акцентуации в связи с половым созреванием.
- Снижение внимания и всех когнитивных функций.
- Изменение пропорций тела.
- Стирание из мышечной памяти наработанных двигательных навыков и двигательных стереотипов.
- Различные вегетативные нарушения, отражающиеся, в том числе и на функциях внутренних органов.
- Перестройка всех метаболических процессов.
- Изменение потребностей организма в общем калораже пищи, как правило, в сторону увеличения его.
- Гендерные особенности в пищевых пристрастиях.
- Гендерные различия в мотивации к пищевым и вкусовым пристрастиям.
- Риск поддаться разнообразным социокультурным и пищевым тенденциям (включая разнообразные диеты, фаст-фуды, фармакологическую поддержку).
- Отсутствие элементарных основ грамотности в вопросах спортивной физиологии и спортивной тренировки.
- Отсутствие грамотной тренерской поддержки и теоретическо-практической поддержки юного спортсмена со стороны тренерско-педагогического состава.
- Отсутствие и слабовыраженная идеологическо-психологическая подготовленность юного спортсмена.
- Искаженное представление юного спортсмена о значимости его соревновательной и спортивной деятельности.
- Отсутствие единой системы в подготовке юного спортсмена.
- Разобщенность специалистов в системе подготовки юного спортсмена.
- Отсутствие преемственности в системе подготовки юного спортсмена, в том числе и среди тренеров.
- Психологическая личностная незрелость юного единоборца.
- Множественное психологическое и социокультурное влияние на неокрепшую и незрелую психику юного спортсмена.
- Отсутствие положительных личностных примеров, вдохновляющих юных спортсменов на достижение высшего спортивного результата.
- Отсутствие полноценной личной ответственности юного спортсмена за свои действия, в том числе и касающиеся питания.
Проанализировав все данные и понимая, что все эти факторы тренировочно-соревновательной работы оказывают активное влияние на вегетативный статус спортсменов-юниоров, а спортивная деятельность оказывает влияние на вегетативный статус юных борцов, и поскольку основная масса юных борцов использует предсоревновательную сгонку массы тела, то такое мероприятие должно быть прописано в учебно-тренировочном плане тренером заранее, коль уж невозможно спрофилактировать это явление и полностью предупредить его появление в предсоревновательной деятельности юного спортсмена.
Заключение
Таким образом, на основании описания вегетативного фона спортсменов подросткового возраста, выявления самых слабых сторон и локусов вегетативного статуса подростков, анализа тренировочной и соревновательной спортивной деятельности спортсменов подросткового возраста в части влияния ее на вегетативный статус атлета-подростка и влияния вегетативного статуса на проведение тренировочной и соревновательной деятельности, отмечаются основные аспекты вегетативной дисфункции подростков, занимающихся спортом на основе педагогических критериев, корректировать которые можно с использованием практических рекомендаций.
Практические рекомендации по коррекции выявленных факторов, которые подлежат устранению с помощью педагогических приемов и совершенствования плана тренировочных мероприятий:
- Соблюдение баланса между тренировочно-соревновательной и восстановительной деятельностью.
- Рациональные рекомендации по режиму питания.
- Рациональная сгонка веса.
- Включение сгонки веса в план тренировочной программы и учебно-тренировочных сборов минимум за две недели до начала соревнований.
- Рациональный переход из одной весовой категории в другую.
- Наработка базовых элементов движений и элементов общей физической подготовки в тренировочном плане.
- Полное исключение голодания.
- Прием метаболитов.
- Использование средств рациональной физиотерапии.
- Использование средств рациональной фармакотерапии.
- Использование традиционных упражнений для коррекции и восстановления вегетативного статуса.
- Идеологическое совершенствование личности юного спортсмена.
- Формирование личной ответственности с растолковыванием и объяснением базовых понятий об ответственности, что не вызывает отторжения и неприятия у подростка, а формирует в нем личность, стремящуюся защищать интересы свои и своей Родины на спортивном поприще.
Таким образом, приведены основы смены вегетативного статуса, которые обязан учитывать тренер при подготовке молодого спортсмена.