Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,737

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЕГЕТАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ И ОБУЧЕНИЕ ТРЕНЕРОВ

Ретракция публикации произведена на основании протокола Комиссии по публикационной этике журнала "Современные проблемы науки и образования" № 1 от19.05.17г. на основании заявления автора о содержащихся в работе неправомерных заимствованиях в недопустимом объеме материалов научной работы ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ВЕГЕТАТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ КОРЕПАНОВА Ю.А. ПЕДАГОГИКО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Том: 11 Номер: 3 Год: 2016 Страницы: 160-167
Леготкина Л.Р. 1 Лопатина А.Б. 1
1 ГОУ ВПО Пермский национальный исследовательский политехнический университет
Данная работа описывает обучение тренеров понятиям вегетативного статуса. Вегетативные расстройства – наиболее распространенные патологические состояния у подростков. Педагогические критерии нарушений вегетативной нервной системы выделены в отдельный ряд факторов, который осложняет течение и ведение тренировочного и соревновательного процесса у спортсменов подросткового возраста в силу целого ряда причин. Обследованы спортсмены – юниоры, готовящиеся к участию в ответственных соревнованиях за сборную команду страны по дзюдо. Обследование проходило в различные периоды тренировочной и соревновательной работы. Работа проводилось в условиях подготовки команды юниоров по дзюдо к ряду соревнований, во время которых проводилось наблюдение за функционированием всей системы подготовки юных спортсменов, включая и оценку работы тренерско-преподавательского состава, самих спортсменов, комплексной научной группы, медико-биологической поддержки с акцентом на исследование и наблюдение за вегетативными проявлениями организма юниоров. Результатами исследования явились выявление вегетативного фона спортсменов подросткового возраста, выявление самых слабых сторон и локусов вегетативного статуса подростков, анализ тренировочной и соревновательной спортивной деятельности спортсменов подросткового возраста в части влияния ее на вегетативный статус атлета-подростка и влияния вегетативного статуса на проведение тренировочной и соревновательной деятельности, практические рекомендации по коррекции выявленных факторов, которые подлежат устранению с помощью педагогических приемов и совершенствования плана тренировочных мероприятий. Отмечаются основные аспекты вегетативной дисфункции подростков, занимающихся спортом на основе педагогических критериев, корректировать которые можно с использованием практических рекомендаций.
вегетативная нервная система
спортсмены - подростки
Спортивная подготовка
1. Белозерова Л.М. Способ определения биологического возраста человека // Патент N 2102924, 12 января 1998. – 12с.
2. Виру А.А. Спортивная работоспособность. – М.: ФиС,1983. – 159 с.
3. Войтенко В.П., Токарь А.В., Полюхов А.М. Методика определения биологического возраста человека // Геронтология и гериатрия. 1984. Ежегодник. Биологический возраст. Наследственность и старение. – Киев, 1984. – С. 133-137.
4. Леготкина Л.Р., Лопатина А.Б. Методы энергетической саморегуляции в методике преподавания физической культуры // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5–3. – С. 565-569.
5. Леготкина Л.Р., Лопатина А.Б. Организационно-педагогические основы оценки состояния здоровья студентов // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3; http://science-education.ru/ru/article/view?id=24467.
6. Леготкина Л.Р., Лопатина А.Б. Методика определения биологического возраста студентов. Препараты Dr.Nona для снижения биологического возраста // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 8 (50). – Ч. 5. – С. 52-53.
7. Леготкина Л.Р., Лопатина А.Б. Влияние физических нагрузок на организм студентов // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 8 (50). – Ч. 5. – С. 51-52.
8. Лопатина А.Б. Оценка эффективности применения капилляротерапии с помощью препаратов клиники «LENOM» (Израиль) для восстановления барьерной функции капилляров // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6; http://science-education.ru/ru/article/view?id=22771.
9. Шок В.Н. Показатели функционального возраста // Геронтология и гериатрия. 1978. Ежегодник. Современные проблемы геронтологии. – Киев, 1978. – С.58-65.

Обучение взрослых людей является одной из самых сложных задач педагогики. Обучение тренеров, имеющих определенный опыт и профессиональные наработки в введении и подготовке того или иного спортсмена, представляется еще более сложной задачей. Эта задача усложняется еще и тем, что спортсмен постоянно подвергается действию различных факторов, меняющих его подготовленность, одним из которых является переходный возраст и смена вегетативного и гормонального статуса, исследованию которого и посвящена работа.

Педагогические критерии нарушений вегетативной нервной системы выделены в отдельный ряд факторов, который осложняет течение и ведение тренировочного и соревновательного процесса у спортсменов подросткового возраста в силу целого ряда причин [1, 7].

Целью данного обзора является освещение теоретических аспектов вегетативной дисфункции подростков, занимающихся спортом на основе педагогических критериев и обучения тренеров. Задачи, которые ставит перед собой исследование, включают в себя описание:

  1. Bегетативного фона спортсменов подросткового возраста;
  2. Bыявление самых слабых сторон и локусов вегетативного статуса подростков;
  3. Aнализа тренировочной и соревновательной спортивной деятельности спортсменов подросткового возраста в части влияния ее на вегетативный статус атлета-подростка и влияния вегетативного статуса на проведение тренировочной и соревновательной деятельности;
  4. Практических рекомендаций по коррекции выявленных факторов, которые подлежат устранению с помощью педагогических приемов и совершенствования плана тренировочных мероприятий.

Методы и организация исследования. Обследованы спортсмены – юниоры, готовящиеся к участию в ответственных соревнованиях за сборную команду страны по дзюдо. Обследование проходило в различные периоды тренировочной и соревновательной работы, поскольку спортивная деятельность спортсменов – юниоров перемежается также и с учебным процессом, который проводится в местах обычного проживания и обучения подростков и должен включать в себя прохождение обучаемыми всех этапов и всех циклов учебной деятельности в средних образовательных учреждениях школ страны согласно стандартного учебного плана, с целью успешной сдачи квалификационных экзаменов, что по окончании среднего образовательного учреждения и получения аттестата должно привести обучаемого к возможности поступления и зачисления в высшие учебные заведения. С учетом того, что спортивная деятельность становится для подростка частью жизни и дальнейшей жизненной перспективой, которая выстраивается при условии успешной спортивной карьеры, то большинство бывших школьников становятся вначале абитуриентами, а затем и студентами высших учебных заведений физкультурной, педагогической или физкультурно-педагогической направленности [5].

Результаты и их обсуждение

При анализе тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов подросткового возраста выявляются ряд фоновых факторов в вегетативном статусе, которые оказывают прямое воздействие на механизмы вегетативной регуляции, несовершенные в данном возрасте у атлетов юниоров в силу физиологических и других причин [4, 8, 9].

  1. Гормональные перестройки.
  2. Психологические перестройки.
  3. Физическая акселерация.
  4. В редких случаях физическая децелерация.
  5. Предсоревновательная сгонка веса.
  6. Незрелость механизмов центральной нервной и вегетативной регуляции деятельности всего организма в целом.
  7. Негармоничное взаимодействие систем катаболизма и анаболизма, которые в свою очередь обусловливаются:
  8. Негармоничным взаимодействием и функционированием эрготропных и трофотропных механизмов, базирующихся на:
  9. Дисбалансе деятельности симатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы.
  10. Исходно преобладающий тонус того или иного отдела вегетативной нервной системы, что обусловлено:
  11. Гендерными факторами;
  12. Генетическими факторами;
  13. Наследственной предрасположенностью;
  14. Несовершенными механизмами становления адаптации как срочной, так и долговременной;
  15. Перенесенными травмами, в том числе и спортивными, а также травмами, полученными вне тренировочной и спортивной деятельности;
  16. Перенесенными заболеваниями.

Выявление самых слабых сторон [6] и локусов вегетативного статуса подростков и анализа тренировочной и соревновательной спортивной деятельности спортсменов подросткового возраста в части влияния ее на вегетативный статус атлета-подростка и влияния вегетативного статуса на проведение тренировочной и соревновательной деятельности отмечает ряд факторов, среди них самые важные и мощные по силе своего воздействия это те, которые связаны с высокой интенсивностью спортивной (тренировочной и соревновательной) работы, что вводит в напряжение эрготропный отдел вегетативной нервной системы, что чревато формированием симпатикотонии со склонностью к адреналовым кризам [9], или напротив, истощением симпатической активности в период предсоревновательной подготовки и невозможности активировать данный отдел для выполнения соревновательной деятельности [1, 4].

Также оказывает влияние и недостаточное количество восстановительной деятельности [2, 3] между тренировочной и соревновательной работой, что чревато отсутствием времени и условий для протекания нормальной трофической деятельности, за которую ответственен парасимпатический отдел вегетативной нервной системы, отвечающий за трофотропные механизмы в организме, включая все метаболические реакции, направленные на катаболизм и наработку белковых структур, обеспечивающих мышечную деятельность, а также нейро-гуморальный ответ и нейро-гуморальную регуляцию [5].

Вышеизложенные факторы в условиях предсоревновательной сгонки веса [7, 8] осложняют течение восстановительного периода, что также сказывается на функционировании трофотропных механизмов и приводит к срыву адаптации [2, 3].

Перемежающийся характер тренировочной деятельности, который не зависит ни от личных циклов спортсмена-юниора, ни от сезонной активности его, поскольку тренировочный цикл привязан, прежде всего, к графику ответственных соревнований.

Вся тренировочная деятельность чередуется с учебой в школе, что вызывает, с одной стороны, смену деятельности и обеспечивает некоторую подвижность в процессах приспособления и наработке тренированности юного спортсмена, а с другой стороны, в период обучения в школе спортсмен вынужден тренироваться значительно меньше, чем в период учебно-тренировочных сборов, что, напротив, оказывает детренирующий эффект.

При приезде на учебно-тренировочные сборы спортсмен вынужден максимально быстро и максимально активно включиться в режим интенсивной тренировочной работы, что, с учетом смены климатического и временного пояса, не всегда представляется возможным, поскольку в организме происходит перестройка, как временная, так и климато- географическая.

Эти процессы, накладываясь на несовершенство механизмов вегетативной регуляции и вегетативного баланса, не всегда протекают оптимально (за исключением тех случаев, когда время начала учебно-тренировочных сборов приходится на функциональный и адаптационный оптимум юного спортсмена, что рассчитать и спрогнозировать не представляется возможным, с учетом той материально-технической и финансовой базы, на основе которой приходится тренировать и тренироваться юным спортсменам. Этому же не способствуют и те, не всегда грамотные, а зачастую противоречивые знания спортивной физиологии, которыми наделены, как правило, и личные тренеры, и родители спортсменов-юниоров, мнение которых всегда весомо в силу возрастных особенностей юных атлетов) [6].

Как правило, такие несвоевременные, по показателям личной функциональной эффективности и биохимическим данным [2, 4], выезды на учебно-тренировочные сборы и неоптимальные, с точки зрения личной физиологии каждого отдельно взятого спортсмена-юниора, графики начала высокоинтенсивной тренировочной работы, приводят к срыву адаптационных процессов и напряжению функциональных механизмов их обеспечивающих, что влечет за собой травматизацию спортсменов уже во время учебно-тренировочных сборов или на самих соревнованиях, или заболевания различного рода, зачастую простудные и многие прочие [2].

Важное и влиятельное значение оказывает на показатели вегетативного статуса организма спортсмена-подростка сгонка веса, используемая по данным наших предыдущих исследований в той или иной степени (от двух до шести процентов от массы тела) в ста процентах случаев всеми спортсменами [5, 7].

Теоретические аспекты режима питания в предсоревновательный период сложны в изучении и применении у спортсменов взрослых и спортсменов старшей возрастной категории, но особенно сложно осветить вопросы предсоревновательного питания для юных спортсменов-единоборцев. Это обусловлено тем, что спортсмены-подростки переживают непростой для своего организма период перестройки [1,5]. Основные сложности, которые проживает организм юного спортсмена:

  1. Гормональная перестройка.
  2. Активный выброс половых гормонов.
  3. Смещение акцентуации в связи с половым созреванием.
  4. Снижение внимания и всех когнитивных функций.
  5. Изменение пропорций тела.
  6. Стирание из мышечной памяти наработанных двигательных навыков и двигательных стереотипов.
  7. Различные вегетативные нарушения, отражающиеся, в том числе и на функциях внутренних органов.
  8. Перестройка всех метаболических процессов.
  9. Изменение потребностей организма в общем калораже пищи, как правило, в сторону увеличения его.
  10. Гендерные особенности в пищевых пристрастиях.
  11. Гендерные различия в мотивации к пищевым и вкусовым пристрастиям.
  12. Риск поддаться разнообразным социокультурным и пищевым тенденциям (включая разнообразные диеты, фаст-фуды, фармакологическую поддержку).
  13. Отсутствие элементарных основ грамотности в вопросах спортивной физиологии и спортивной тренировки.
  14. Отсутствие грамотной тренерской поддержки и теоретическо-практической поддержки юного спортсмена со стороны тренерско-педагогического состава.
  15. Отсутствие и слабовыраженная идеологическо-психологическая подготовленность юного спортсмена.
  16. Искаженное представление юного спортсмена о значимости его соревновательной и спортивной деятельности.
  17. Отсутствие единой системы в подготовке юного спортсмена.
  18. Разобщенность специалистов в системе подготовки юного спортсмена.
  19. Отсутствие преемственности в системе подготовки юного спортсмена, в том числе и среди тренеров.
  20. Психологическая личностная незрелость юного единоборца.
  21. Множественное психологическое и социокультурное влияние на неокрепшую и незрелую психику юного спортсмена.
  22. Отсутствие положительных личностных примеров, вдохновляющих юных спортсменов на достижение высшего спортивного результата.
  23. Отсутствие полноценной личной ответственности юного спортсмена за свои действия, в том числе и касающиеся питания.

Проанализировав все данные и понимая, что все эти факторы тренировочно-соревновательной работы оказывают активное влияние на вегетативный статус спортсменов-юниоров, а спортивная деятельность оказывает влияние на вегетативный статус юных борцов, и поскольку основная масса юных борцов использует предсоревновательную сгонку массы тела, то такое мероприятие должно быть прописано в учебно-тренировочном плане тренером заранее, коль уж невозможно спрофилактировать это явление и полностью предупредить его появление в предсоревновательной деятельности юного спортсмена.

Заключение

Таким образом, на основании описания вегетативного фона спортсменов подросткового возраста, выявления самых слабых сторон и локусов вегетативного статуса подростков, анализа тренировочной и соревновательной спортивной деятельности спортсменов подросткового возраста в части влияния ее на вегетативный статус атлета-подростка и влияния вегетативного статуса на проведение тренировочной и соревновательной деятельности, отмечаются основные аспекты вегетативной дисфункции подростков, занимающихся спортом на основе педагогических критериев, корректировать которые можно с использованием практических рекомендаций.

Практические рекомендации по коррекции выявленных факторов, которые подлежат устранению с помощью педагогических приемов и совершенствования плана тренировочных мероприятий:

  1. Соблюдение баланса между тренировочно-соревновательной и восстановительной деятельностью.
  2. Рациональные рекомендации по режиму питания.
  3. Рациональная сгонка веса.
  4. Включение сгонки веса в план тренировочной программы и учебно-тренировочных сборов минимум за две недели до начала соревнований.
  5. Рациональный переход из одной весовой категории в другую.
  6. Наработка базовых элементов движений и элементов общей физической подготовки в тренировочном плане.
  7. Полное исключение голодания.
  8. Прием метаболитов.
  9. Использование средств рациональной физиотерапии.
  10. Использование средств рациональной фармакотерапии.
  11. Использование традиционных упражнений для коррекции и восстановления вегетативного статуса.
  12. Идеологическое совершенствование личности юного спортсмена.
  13. Формирование личной ответственности с растолковыванием и объяснением базовых понятий об ответственности, что не вызывает отторжения и неприятия у подростка, а формирует в нем личность, стремящуюся защищать интересы свои и своей Родины на спортивном поприще.

Таким образом, приведены основы смены вегетативного статуса, которые обязан учитывать тренер при подготовке молодого спортсмена.