В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества, его дальнейшего развития и исходя из сущности общего среднего образования целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности. Система физического воспитания должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение школьниками основами физической культуры. Одним из наиболее важных компонентов физической культуры личности являются знания.
Существенная роль знаний в формировании физкультурной деятельности личности проявляется в их взаимодействии с остальными составляющими физической культуры – направляют активность при использовании средств физического воспитания в целях укрепления здоровья, содействия нормальному физическому развитию, выступают в качестве ориентировочной основы при овладении двигательными умениями и навыками, развития двигательных способностей [6]. Знания в области физической культуры выступают необходимым условием формирования потребностей в сознательном применении физических упражнений в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья. Наряду с этим изучение педагогической практики и анализ научно-методической литературы свидетельствуют о низком уровне знаний школьников в сфере физической культуры.
Разрешение противоречия между высокой значимостью знаний в формировании физической культуры личности и низким уровнем содержательного и методического обеспечения процесса формирования этих знаний на уроках физической культуры выступает в качестве одной из актуальных проблем совершенствования физического воспитания школьников. Одним из первоочередных шагов решения данной проблемы является исследование роли знаний в формировании физической культуры. Это и выступает в качестве цели нашего исследования. Достижение этой цели предполагает последовательное решение двух задач: 1) уточнить сущность и содержание физической культуры личности как стратегической цели физического воспитания; 2) определить место и роль знаний в развитии и функционировании структурных компонентов физической культуры личности.
Результаты исследования. Демократические преобразования, происходящие в современной России, затронули все стороны жизни общества, в том числе в сфере образования. В Законе РФ «Об образовании» [8], формулирующей принципы государственной политики в области образования, провозглашаются его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Подчеркивается, что содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации. Гуманизация целей физического воспитания предусматривает переход от ориентации на развитие физических качеств, формирование двигательных умений к решению задач физкультурного образования, формирования внутренней потребности в активных занятиях физическими упражнениями, стремления к физическому совершенствованию [1].
Перед школьными учителями поставлена задача формирования физической культуры у каждого учащегося как основного условия его добровольного включения в активные занятия физическими упражнениями. Основными слагаемыми физической культуры личности являются: крепкое физическое здоровье; высокий уровень физического развития; оптимальный уровень двигательных способностей; знания в области физической культуры; потребности, мотивы и цели занятий физическими упражнениями; освоенные способы осуществлять физкультурную деятельность. Как видно из содержания понятия «физическая культура», знания входят в него в качестве необходимого структурного компонента.
В философии под знаниями понимают идеальную форму существования объекта или явления. Знания могут иметь двоякую форму существования: в качестве компонента общественного опыта; в качестве компонента индивидуальной психики. Знания, рассматриваемые во втором качестве, определяются как адекватное отражение объективной реальности в сознании человека в форме ощущений, восприятий, представлений, понятий, гипотез, теорий, учений, которые сохраняются в памяти и направлены на регулирование и управление деятельностью [5]. Как видно из содержания этого определения, сущность знания, как компонента психики отдельного конкретного индивида, определяется через рассмотрение его отношения к категориям «сознания» и «деятельности».
С.Д. Смирнов [7] отмечает, что во внешней и внутренней деятельности наряду с временной организаций, как процесса – преемственностью и последовательностью актов, существует и особый план, план образа, который придает единство и целостность любой деятельности – как одномоментного отражения исходных условий, хода деятельности и ее ожидаемого результата. Поэтому условно выделяются два плана сознания – сознание как внутренняя деятельность и сознание как отражение (образ). Они представляют по сути две формы бытия психики, которые, будучи взаимосвязаны, в то же время качественно несводимы друг к другу. В деятельности осуществляются их взаимопереходы и развитие.
Рассмотрим, как связано понятие «знание» с сознанием как образом. «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, – писал К. Маркс, – это знание» [4, 164]. В работах А.Н. Леонтьева [2], выполненных в контексте общепсихологической теории деятельности, вводится понятие «образа мира», раскрывающего сущность и содержание индивидуального сознания. Он рассматривается в качестве интегрального образования познавательной сферы личности и определяется как многоуровневая система представлений человека о мире, других людях, себе и своей деятельности.
В сознаваемой картине мира («образе мира») А.Н. Леонтьев [2] выделяет три слоя: чувственную ткань сознания, значения, как выработанное человечеством и зафиксированное в понятиях обобщенное отражение действительности и норм деятельности и личностные смыслы, как отражения значений через призму индивидуального практического опыта, придающего им субъективную ценность.
Знания, представленные в чувственной ткани сознания и личностных смыслах, могут существовать только как содержательные компоненты индивидуального сознания. Знания-значения возникают и развиваются в ходе материальной деятельности с вещественными предметами и в сотрудничестве со взрослыми. Благодаря интериоризации операциональных и предметных значений на основе знаковых систем, и в первую очередь, языка, они облекаются в форму понятий (словесных значений) и обретают благодаря этому возможность объективного существования, т.е. вне индивидуального сознания.
Б.Ф. Ломов [3] подчеркивает, что образ, не будучи включенным в деятельность, не существует как психическое явление, он неотделим от деятельности, он возникает, существует и развивается только в связи с деятельностью. Также не существует и деятельности вне образа, который выполняет по отношению к деятельности регулятивную функцию.
А.Н. Леонтьев [2] считает, что «образ мира» как субъективная картина мира, открывающегося человеку, является исходным пунктом любой деятельности. Знания, представленные в личностных смыслах, ориентируют деятельность по отношению к потребностям и мотивам личности. Знания-значения, представляя собой идеальную форму отражения человеком объектов со стороны их проявлений и сущности, формы и содержания, обеспечивают эффективное регулирование и управление деятельностью в соответствии с целью и условиями. Знания, представленные в чувственной ткани сознания, обуславливают адекватность отдельных движений (операций) по отношению к конкретным условиям.
Автор подчеркивает, что «образ мира» не только обеспечивает регулирование и управление деятельностью в целом и отдельными ее составляющими (действиями и операциями), но и изменяется, обогащаясь в процессе деятельности.
Мы полагаем, что усвоение знаний на всех трех уровнях выступает необходимым условием формирования физической культуры личности. В частности, на уровне чувственной ткани сознания (ощущений, восприятий и представлений) школьники получают необходимую информацию о положительном влиянии физических упражнений на собственное самочувствие, работоспособность и настроение, другими словами, непосредственно отражают положительное влияние средств физического воспитания на здоровье и физическое развитие. Поскольку знания на данном уровне могут существовать только как содержательный компонент индивидуального сознания и не могут быть переданы учащемуся с помощью слова, то единственным способом формирования таких знаний является включение его в непосредственное выполнение физических упражнений, положительное воздействие которых найдет свое отражение в ощущении, восприятии себя как здорового человека. На уровне знаний-значений школьники получают учебную информацию о фактах, закономерностях и механизмах влияния средств физического воспитания на развитие и совершенствование как отдельных функций, так и организма в целом (медико-биологические знания), о способах и условиях применения этих средств в целях укрепления своего здоровья. Знания-значения ориентируют и направляют активность на рациональное применение средств физической культуры в целях укрепления здоровья и физического развития. Знания на уровне личностных смыслов придают этим средствам личностную значимость и побуждают к их использованию для решения субъективно привлекательных задач укрепления здоровья и физического развития.
Усвоение знаний на всех трех уровнях выступает необходимым условием заботы школьника и об уровне своего физического развития. На уровне чувственной ткани сознания в результате выполнения физических упражнений и рационального применения других средств физического воспитания у школьника появляется ощущение и восприятие себя как физически развитого человека, отвечающего социально обусловленным нормам. Знания-значения раскрывают понятие о физическом развитии, раскрывают физиологические закономерности и механизмы влияния средств физического воспитания на изменение его отдельных показателей, показывают, каким образом можно использовать эти средства для изменения в доступных пределах пропорций тела, соотношения мышечной и жировой ткани, осанки, фигуры и т.п. Достигнутые в процессе занятий физическими упражнениями положительные изменения в показателях физического развития отражаются в психике учащегося в форме эмоционального переживания удовлетворенности. Последнее способствует переводу знаний-значений на уровень личностных смыслов, которые уже не только направляют, но и побуждают к применению физических упражнений для совершенствования показателей физического развития.
Исходя из представлений о трехкомпонентной структуре двигательного действия исходным моментом его построения в процессе обучения является создание полноценной ориентировочной основы действия. Последняя выступает в качестве программы, на основе которой строится движение, от степени полноты и точности представленной в ней информации зависит соответствие действия поставленной двигательной задаче и успешность достижения необходимого результата. Ориентировочная основа действия выступает как знание о действии: его задаче, способе и условиях решения задачи. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что это знание может существовать объективно, в форме учебной информации, представленной в учебнике, как знания-значения. Другой субъективной формой является его существование в индивидуальном сознании, как субъективного образа действия, включающего в свое содержание не только знания-значения, но чувственную ткань сознания (ощущения, восприятия, представления) и знания как личностные смыслы.
Знание, как субъективный образ двигательного действия, является необходимым условием адекватности реально совершаемого действия поставленной двигательной задаче и условиям ее решения. Чем полнее и точнее знания человека, тем выше качество решения задачи. В этом заключается основная роль знаний в формировании двигательных умений и навыков у учащихся на уроках физической культуры.
Знания на уроках чувственной ткани сознания выступают в форме зрительных и двигательных ощущений, восприятий, представлений о задаче, условиях и способе решения двигательной задачи. Знания-значения отражают в форме понятий основные закономерности и механизмы рационального способа решения двигательной задачи. Знания-личностные смыслы придают усвоению техники физических упражнений субъективную значимость, способствуя активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках физической культуры.
Знания всех уровней выступают и как условие развития двигательных способностей учащихся. Отражение на уровне чувственной ткани сознания качественных характеристик двигательной функции в форме ощущения силы, выносливости, быстроты, координационных возможностей, возникающее в результате выполнения физических упражнений, является необходимым условием управления проявлением двигательных способностей. Знания-значения отражают в форме понятий основные физиологические и психологические закономерности и механизмы проявления и развития двигательных способностей. Знание методов и средств развития двигательных способностей позволяет учащимся рационально решать задачи их формирования средствами физического воспитания. Ощущение роста своих двигательных возможностей придает знаниям о двигательных способностях определенный личностный смысл.
Роль знаний в формировании потребностей и мотивов занятий физическими упражнениями и использовании других средств физического воспитания определяется тем, что все предыдущие виды знаний: о влиянии средств физического воспитания на укрепление здоровья, физическое развитие, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей приобретают личностную значимость, поскольку раскрывают перед школьником как субъектом деятельности все привлекательные стороны их применения. Известно, что одним из необходимых компонентов формирования установки на физкультурно-педагогическую деятельность является когнитивный компонент: установка формируется при условии, когда человек на своем личном опыте убеждается в необходимости средств физического воспитания для удовлетворения своих потребностей быть здоровым, физически развитым и подготовленным.
Одновременно предыдущие виды знаний, прежде всего на уровне знаний-значений в своей совокупности определяют умение самостоятельно и сознательно применять средства физического воспитания в целях укрепления здоровья, физического развития, овладения техникой физических упражнений на уровне умений и навыков, развития двигательных способностей.
Заключение. Обобщая вышеизложенное, можно заключить, что знания являются важной составной частью физической культуры личности. Будучи представленными на уровнях чувственной ткани сознания (ощущения, восприятия, представления), знаний-значений (понятия, теории), личностных смыслов (потребности-мотивы), они обеспечивают функционирование и развитие остальных компонентов физической культуры личности школьника, а в совокупности с ними – и успешность физкультурно-спортивной деятельности школьника.
Библиографическая ссылка
Драндров Г.Л., Пауков А.А. МЕСТО И РОЛЬ ЗНАНИЙ В РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25354 (дата обращения: 09.12.2024).