Профессиональная подготовка бакалавра-музыканта основана на включении индивида в художественную культурную деятельность, его ориентацию на развитие творческого потенциала и эмоционально-ценностного отношения к искусству.
Анализ исследований проблемы творчества, творческой личности, творческой деятельности позволил выявить их основные характеристики:
– творчество – это высшая форма активности и самостоятельности человека (Д.М. Комский);
– творчество – это единство интеллектуальных и специальных способностей (М.А. Глазунова и С.А. Новоселов);
– творчество – это развитие личности индивида, так как в процессе творчества раскрываются способности, происходит самоутверждение и самореализация личности (Д.М. Комский) и т.д.
Особенно ярко это представлено в художественном образовании и направлено на развитие профессионализма педагогов творческих специальностей.
Обращение к фундаментальным психолого-педагогическим исследованиям, посвященным проблеме художественного образования и творчества, позволило проанализировать основные тенденции их развития и обратить их внимание в свете исследуемой нами проблемы. В результате можно представить собственное определение художественного образования как целенаправленного процесса обучения и воспитания посредством комплексного взаимодействия искусств, проявляющегося в художественно-творческой деятельности, что позволяет сформировать компетентного специалиста в данной области, нацеленного на постоянное творческое саморазвитие.
Рассматривая образовательные процессы в вузах художественно-творческой направленности, можно отметить, что в центре учебных программ лежит живое искусство, предполагающее открытые эмоции, непосредственные впечатления, разнообразную творческую деятельность. При этом в центре внимания оказываются ценности художественной культуры и их влияние на совершенствование содержания образования. Его форм и методов.
Для обеспечения успешности процесса художественного образования необходимо пробудить у субъектов образовательного процесса интерес к искусству и потребность постоянного контакта с произведениями искусства, помочь накопить за годы обучения достаточный и разнообразный художественный опыт, сформировать устойчивую систему ценностных отношений к искусству и связанные с ними личностные качества, максимально реализовать имеющиеся творческие способности.
Природа культуры основывается на ее знаковости (Э. Сепир, К. Леви-Стросс). Посредством знаков личность усваивает общезначимые культурные образцы, которые модифицируются в индивидуальные поведенческие навыки (З. Фрейд, Ж. Лакан, Х. Салливен, К. Хорни). Ю.М. Лотман ввел понимание культуры как сложноорганизованной знаковой системы, активно продуцирующей новые тексты [5, с.287]. Ведущая же роль в созидании символов принадлежит искусству (Ю.М. Лотман). Таким образом, искусство оказывается основополагающим и стержневым фактором в сотворении культуры, а образование представляет собой первостепенный фактор в ее воссоздании (сотворения) в индивидуальном опыте конкретного человека.
Опираясь на структурно-семиотическую концепцию Ю.М. Лотмана и перенося ее на образование, можно констатировать, что культура и образование – это своеобразные структуры, которым присуща динамика, внутреннее напряжение. Поскольку искусству свойственно тяготение к саморазвитию, способность к восприятию и отражению окружающего мира и внутреннего мира человека, то языки и методы искусства играют важную роль в художественном образовании. Ценность языков искусства для образования, их способность обеспечить моделирование компонентов художественной деятельности обусловливается их лаконичностью, емкостью и эмоциональной привлекательностью.
Само искусство, являясь основой художественного образования, представляет собой объективно-субъективную ценность. Это проявляется в признании уникальности каждого произведения, потеря которого будет ощутима для личности, в особом отношении к художественному произведению как безусловной ценности. Признание или непризнание художественной ценности произведения искусства детерминировано условиями восприятия, предрасположенности личности к такому контакту, моментами установки и созерцания, эмоционального впечатления от встречи с искусством, необходимости возвращения к нему в дальнейшем.
Образовательное пространство вуза художественно-творческой направленности создает условия целостности физических и психологических ощущений, т.к. органично включая в себя физическое и психологическое пространства каждого человека (А.Я. Бродецкий, А.А. Криулина) и коллектива в целом, обеспечивает сопряжение пространств и возможность выхода учебного процесса за пределы отдельных дисциплин. Искусство является одним из ключевых моделирующих факторов образовательного пространства, потому что: служит эффективным средством коммуникации; полифункциональность искусства определяет ценность его методов для образования; действуя на эмоции и интеллект человека, искусство формирует систему человеческих установок, образные модели мира и явлений, в нем происходящих; формирует личное отношение к действительности.
Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод о том, что профессиональная подготовка бакалавра-музыканта возможна при использовании художественно-творческого подхода. Данный подход понимается нами как единство научного и художественного освоения мира за счет привлечения образных средств искусства и других форм общественного сознания, использование которого помогает преодолевать диспропорцию между интеллектуальным и художественными началами образовательного процесса. Художественно-творческий подход определяет содержательные стороны профессиональной подготовки бакалавров-музыкантов, так как это более приемлемо для подготовки специалистов, связанных с искусством, и помогает преодолевать диспропорцию между интеллектуальным и художественным началами образовательного процесса. При этом на первый план выходит взаимосвязь умственных и эмоциональных факторов в процессе профессиональной подготовки, основой которого является эмоциональный настрой и творческое освоение материала.
Проблема единства чувства и мысли имеет большое значение в процессе подготовки педагога-музыканта, т.к. работа исполнителя над художественным произведением представляет собой постепенное углубление в его сущность и все более полное раскрытие его содержания, для чего необходимо активное участие и чувства, и мысли. Г.Г. Нейгауз подчеркивал, что для музыканта «познание есть в то же время переживание, оно становится уделом музыки, неизбежно входит в ее орбиту. Отсутствие подобных переживаний, а тем более всяких вообще переживаний, порождает бездушную формалистическую музыку и пустое, неинтересное исполнение» [6, с.36].
Работая над художественным произведением, студент может бесконечно углублять свое понимание содержания исполняемого произведения за счет жизненного и профессионально-художественного опыта. Раскрывая, таким образом все новые черты данного произведения, новые мысли и чувства, новые краски и оттенки, исполнитель делает свое творчество все более совершенным и убедительным. Познанное исполнителем произведение готово стать предметом познания для слушателей, которые тем более способны будут воспринять данную музыку, чем глубже она познана, то есть прочувствована и осмыслена исполнителем.
Таким образом, исследователи (Л. Гинзбург, З.С. Паперный, Р.А. Тельчарова и др.) считают, что на уровне чувственно-образного, эмоциональности мышления происходит зарождение образа как факта сознания, как идеальной модели, изоморфной идеальной действительности. На интеллектуально-рациональном, логическом уровне деятельности сознания обеспечивается проникновение в сущность музыкального произведения, идет переработка музыкального материала, образуется новое знание, намечаются пути и варианты музыкальной деятельности.
Среди видов искусств музыка обладает наиболее специфической системой выразительных средств, подчиненной строгой логике. И именно благодаря этой системе, фиксирующей чрезвычайно высокий уровень музыкального мышления, музыка и способна не только воссоздавать характерные эмоциональные состояния человека, но выражать в образной форме его опосредованное отношение к действительности. Закономерности человеческого мышления приобретают в музыке глубоко своеобразный характер. Музыканты-психологи (А. Сохор, М. Бурьянек, Н. Антонец и др.) отмечают, что музыкальное мышление является видом или слоем творческой психической активности, которая составляет внутреннее свойство музыкального переживания, представляющего перед нами как комплексное отражение действительности, и выступает в качестве его специфического организующего фактора. Результатом музыкально-мыслительного поиска является художественный образ, предполагающий обобщение действительности и чувственное к ней отношение. Мышление звуковыми, эмоциональными образами – главное в музыкальной деятельности. Познавая произведение, исполнитель должен в своем воображении создать музыкальный образ, проникнуть в авторский замысел и воплотить этот замысел в реальное звучание. Особенность данной мыслительной работы – в создании конкретного исполнительского представления о существе художественного образа произведения.
Чувственно-эмоциональная сфера, фантазия, удовольствие оказываются в настоящее время востребованными обществом, как и конкретное действие. В центре занятий, ориентированных на действие, возможной и практикуемой стала альтернативная модель, которая не отвергает субъективные потребности личности.
В художественном образовании современные исследователи данной проблемы видят модель, соединяющую теорию и практику. Художественная практика имеет двойную функцию: предметная деятельность, с одной стороны, ведет к активизации чувственного восприятия и к уяснению опыта через символическое изображение; с другой стороны, художественная деятельность дает возможность для выражения субъективности, фантазии и эмоций. Без эмоциональной идентификации с практической деятельностью и желания что-то «сотворить» нельзя научиться и думать. К реальности относится не только видимое, мир предметов, но и невидимое: отношения, условия, связи, все психофизические переживания. Сюда же включаются мечты, желания, фантазии, сознательное и бессознательное, эмоциональное и когнитивно-интеллектуальное, единичное, особенное и всеобщее, индивидуальное и общественное. Весь этот видимый, мыслимый, чувственный и представляемый мир потенциально становится объектом художественно-творческой и музыкальной практики.
Опора на художественно-творческий подход в процессе преподавания специальных дисциплин при подготовке бакалавров-музыкантов проявляется в использовании художественно-образных ситуаций в процессе занятий искусством. Художественно-образные ситуации основаны на использовании сравнений, сопоставлений, ассоциативных связей между разными видами искусства и литературы (музыка, живопись и пр.). Разнообразное использование этой формы работы обогащает запас специальных знаний студентов, развивает образное мышление, расширяет художественный кругозор и помогает развитию художественно-творческих навыков и умений студентов.
Использование художественно-образных ситуаций детерминировано механизмом психики, позволяющим ассоциативно соотносить разные по природе виды искусства (например, временное искусство музыку с пространственным изобразительным искусством). В учении о чувственных механизмах ассоциаций И.М. Сеченова впервые отмечена зависимость зрительно-осязательно-слуховых ассоциаций. Яркие сравнения, метафоры, сопоставления разных художественных образов оказывают большое воздействие на запоминание и освоение материала. В качестве объекта сравнений преподавателем избираются представления, впечатляющие своей экспрессией, физической ощутимостью, а в ряде случаев отчетливо выраженной предметной наглядностью. В метафорах группируются образы из разных областей восприятия, но близкие по характеру настроения и переживания, которые они выражают. Объединение таких образов происходит на основе психологического закона, который был назван Л.С. Выготским законом общего эмоционального знака.
Действенность приводимых сравнений и ассоциаций в значительной степени определяется тем, насколько они соответствуют имеющемуся у студента багажу жизненных и эстетических впечатлений, его кругозору, интересам, наклонностям. Поэтому в выборе средств и методов эмоционального воздействия на студента следует руководствоваться индивидуальными особенностями его духовного мира.
Художественно-образная ситуация понимается как одна из разновидностей педагогической проблемной ситуации, содержание которой обусловлено созданием противоречий, стимулирующих развитие художественно-творческой деятельности студентов. Содержание противоречий вытекает из соотношения опыта студента и необходимости достижения нового творческого результата.
Эффективной формой профессиональной подготовки бакалавров-музыкантов является фестиваль, представляющий собой цикл концертов и музыкальных мероприятий, объединенных единой программой и общим названием. Форма фестиваля оказалась достаточно перспективной, так как смогла объединить участников с разным уровнем подготовки.
Анализ работы фестивалей в Институте искусств Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского показал, что фестиваль является хорошей демонстрационной площадкой для педагогов, активно работающих по повышению профессионально-педагогической компетентности бакалавров-музыкантов. Для участников фестиваль – это великолепная возможность пополнить свой музыкальный багаж, поверить свои исполнительские качества, а также услышать своих коллег на сцене. Особенно ценным в работе фестиваля стали не только демонстрация исполнительских возможностей студентов, но и предложения по методике их достижения, представленных в выступлениях на конференции и в работе мастер-классов. Среда фестиваля обеспечивает интенсивный образовательный рост его участников, способствует развитию творчества, инициативности, помогает осознать, сравнить свои собственные умения с умениями коллег [2]. При проведении фестиваля было выявлено, что многие участники находятся на достаточно высоком профессиональном уровне, способны к самообразованию и созданию качественных результатов своей деятельности.
Именно демократические формы проведения фестивалей (участие в нем школьников, студентов училищ и вузов), его массовость, интересная тематика, доброжелательность и компетентность педагогического жюри, большое количество награждаемых участников, праздничная обстановка – все это способствует популярности фестивалей.
Такая форма учебно-исполнительской практики, как музыкальный фестиваль, которая соединяет в себе образовательное и исполнительское начало, является перспективной в процессе повышения качества профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов и становится одной из форм, реализующих идею модернизации образования.
Таким образом, опора на художественно-творческий подход в процессе образовательной деятельности в вузе искусства способствует творческому самовыражению студентов с учетом индивидуальных особенностей каждого и проявлений активности в профессиональной деятельности с опорой на возможности искусства. Это позволяет бакалаврам-музыкантам в процессе своей профессиональной подготовки овладеть позитивными стратегиями приобщения личности к культуре и социуму и включить студентов в процесс функционирования системы современной культуры в целом.
Библиографическая ссылка
Рахимбаева И.Э. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРА-МУЗЫКАНТА // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25347 (дата обращения: 02.04.2025).