Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСТРУКТОРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ.

Ольховский Д.В. 1
1 ФГОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Данная статья посвящена описанию авторской модели развития профессионально-педагогической компетентности инструкторов по управлению воздушным движением, которая была реализована в рамках работы Школы начинающего педагога при филиале ВУНЦ ВВС «ВВА» в г. Челябинске. Блочная структура модели позволяет наглядно представить процесс достижения поставленной цели через актуализацию профессионально-личностных качеств и формирование мотивационно-ценностного отношения к своей профессии в процессе организации профессиональной подготовки офицерского состава в поствузовский период. В соответствии со спецификой высшей военной организации были выделены основные профессионально значимые компетенции инструктора по управлению воздушным движением, которые направлены на развитие профессиональных качеств, необходимых для эффективной реализации способностей применять в профессиональной деятельности психолого-педагогические и специальные знания, проводить учебно-практические занятия с помощью тренажерно-моделирующих комплексов, а также самостоятельно проводить диагностику своей деятельности.
модель
профессионально-педагогическая компетентность
поствузовский период
профессиональные качества инструктора по управлению воздушным движением
военный вуз.
1. Бабанский Ю.К. Проблема повышения эффективности педагогических исследований. – М. : Педагогика, 1982. – 192 с.
2. Мозолин В.П. Некоторые проблемы содержания и методики обучения основам профессиональной компетентности педагогов / В.П. Мозолин, Е.А. Ракитина // Компьютерные инструменты в образовании. – 2000. – № 3-4. – С. 19-23.
3. Мокроносов А.Г. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров : моногр. / А.Г. Мокроносов [и др.]. – Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2010. – 111 с.
4. Ольховский Д.В. Педагогические условия развития профессионально-педагогической компетентности офицера-инструктора в военном вузе // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24827.
5. О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» : Приказ министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 [Электрон. ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/70791866 (дата обращения: 17.08.2016).

Поствузовский период является одним из самых сложных в профессиональной деятельности молодых офицеров с точки зрения ретрансляции приобретенных знаний и педагогического опыта. Именно поэтому необходимо создать такие условия, которые позволили бы педагогу-инструктору (в нашем случае инструктору по управлению воздушным движением) сформировать у себя качества, необходимые для успешной работы в современной системе высшего военного образования. Это возможно при изменении содержания и форм образования, являющихся взаимосвязанными между собой сторонами образовательного процесса, реализуемого в рамках курсовой подготовки (Школы начинающего педагога). Все остальные изменения в данной образовательной системе, включающие целевые, организационные, методические и другие моменты, будут определяться вышеуказанными позициями.

В связи с этим предложенная нами модель, реализованная в рамках профессиональной деятельности инструкторов по УВД в поствузовский период факультета «БУА и УВД», ФВУНЦ ВВС «ВВА» – это, прежде всего, модель личностно-содержательных изменений в системе высшего образования, направленная на актуализацию профессионально-личностных качеств и формирование мотивационно-ценностного отношения к своей профессии. Практика показывает, что не все нормативно-правовые изменения декларативного или организационного характера не приносят пользы сами по себе. Более того, они могут принести вред, так как нарушают установившийся ход вещей в процессе взаимодействия обучаемых и обучающих, в рамках любого образовательного процесса [2].

Основными структурными элементами модели, реализуемой в нашем исследовании, выступают, в соответствии со структурой обучения по Ю.К. Бабанскому: субъектно-целевой, мотивационно-диагностический, содержательно-деятельностный, процессуально-формирующий, оценочно-результативный компоненты (блоки) [1] (рисунок).

Модель развития профессионально-педагогической компетентности инструктора по управлению воздушным движением

Субъектно-целевой блок модели представлен в виде комплексной составляющей, обусловленной требованиями ФГОС высшего образования, квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке будущих специалистов по эксплуатации воздушных судов и организации воздушного движения, а также соответствующими приказами и директивами Министерства обороны РФ и другими нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность военной образовательной организации высшего образования МО РФ (Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» в городе Челябинске). Реализация образовательного стандарта предполагает разработку нормативной документации на уровне вуза, наличие которой обеспечит не только формирование, но и развитие профессионально-педагогической компетенции инструктора по УВД, факультета «Боевого управления авиацией и управления воздушным движением» ФВУНЦ ВВС «ВВА» в городе Челябинске [5].

Работа Школы начинающего педагога (ШНП) при ФВУНЦ ВВС «ВВА» в городе Челябинске, как форма курсовой подготовки офицеров в поствузовский период, строится, прежде всего, на основе нормативных документов, регулирующих деятельность данной образовательной организации для обеспечения эффективности проводимых занятий с инструкторами по УВД. Этот перечень основных документов включает в себя: положение об Ученом совете ФВУНЦ ВВС «ВВА»; положение об учебно-методическом отделе ФВУНЦ ВВС «ВВА»; положение об административно-хозяйственной деятельности; стандарт организации «Обеспечение образовательного процесса; учебно-методический комплекс дисциплины»; положение об организации тренажерных комплексов и лабораторий; положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам; положение «Нормы времени для расчета основных видов учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и других работ» и т.д.

Мотивационно-диагностический блок направлен на решение поставленных комплексных задач с учетом требований к уровню профессиональной образованности инструктора в процессе взаимодействия с курсантами. Эти задачи направлены, прежде всего, на выявление уровня развития педагогических и специальных знаний и умений, а также профессионально значимых качеств инструктора по УВД.

Необходимым условием успешной реализации предложенной нами модели является наличие сформированных потребностей у инструктора по УВД. Эти потребности в процессе профессиональной подготовки трансформируются в устойчивые мотивы, характерные для инструкторского состава военного вуза, в виде набора определенных способностей: оперативно принимать решения по достижению поставленных целей; достигать качественного результата; адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы решать возникающие проблемы; своевременно выполнять должностные обязанности и нести ответственность за результаты работы; создавать в коллективе творческую атмосферу; прогнозировать и планировать работу подчиненных; организовывать, координировать и регулировать работу подчиненных; контролировать и анализировать работу подчиненных и другие.

Необходимость гуманных отношений между инструктором и обучающимися, в основе которых лежит уважение к личности и вместе с тем адекватная требовательность к ней, также выступают одним из важнейших показателей ценностного отношения инструктора к своей профессиональной деятельности. Этот принцип взаимоотношений между инструктором и обучающимся нашел свое подтверждение, доказал свою целесообразность и необходимость в теории и практике военного образования.

Содержательно-деятельностный блок нашей модели реализуется через программу развития профессионально-педагогической компетентности инструктора по УВД, направлен на актуализацию профессионально-личностных качеств, формирование мотивационно-ценностного отношения и реализацию самообразовательных программ в педагогической деятельности.

Разработанная программа включает три этапа: организационно-прогностический, содержательно-процессуальный и аналитико-корректирующий. Остановимся кратко на каждом из них.

Организационно-прогностический этап включает в себя решение следующих задач: овладение понятийным аппаратом, описывающим педагогический процесс, познавательную и профессиональную деятельность инструктора (преподавателя) военного вуза; целенаправленное овладение педагогическими знаниями и методами организации учебной, методической, воспитательной и научной работы в военном вузе; формирование специальных знаний в области управления воздушным движением и боевого применения военной авиации; глубокое усвоение психологических, педагогических и дидактических знаний, формирование профессиональных компетенций инструктора по УВД.

Содержательно-процессуальный этап. Данный этап связан с выполнением следующих задач: формирование умений проведения основных видов практических занятий с использованием технических и наглядных средств; формирование профессиональных умений в области управления воздушным движением и боевого применения военной авиации; формирование профессиональных умений осуществления основных видов педагогической деятельности и особенностей их использования в условиях военного вуза.

Аналитико-корректирующий этап. Данный этап включает в себя решение следующих задач: стабилизация морально-боевых качеств, необходимых инструктору для высокопрофессионального выполнения педагогической и служебной обязанности; формирование личностных качеств, присущих инструктору в его профессиональной деятельности; формирование высокой мотивационной, ориентационной готовности к активной профессиональной педагогической деятельности; создание предпосылок для последующей педагогической деятельности инструктора и развития его профессионально-педагогической компетентности.

В соответствии со спецификой высшей военной организации нами были выделены следующие компоненты (когнитивный, операционально-методический и эмотивный) развития профессионально-педагогической компетентности инструктора по УВД.

Когнитивный компонент предполагает наличие сформированных знаний педагогического понятийного аппарата, описывающего образовательный процесс, познавательную и профессиональную деятельность преподавателя высшей школы. В процессе реализации данного компонента предполагается целенаправленное овладение педагогическими знаниями и методами организации учебной, методической, воспитательной и научной работы в военном вузе. Приобретение первичных умений осуществления основных видов педагогической деятельности и особенностей их использования в условиях высшей военной школы неразрывно связано с приобретением и закреплением специальных знаний, предусмотренных государственным образовательным стандартом в рамках осуществления профессиональной деятельности.

Операционально-методический компонент характеризуется способностью организовать и управлять учебно-воспитательным процессом профессиональной подготовки будущих специалистов на основе следующих умений по: применению основных организационно-педагогических форм, методов, приемов и средств их функционирования; организации методической работы в военной образовательной организации; организации самообразования и самовоспитания инструктора и курсанта; планированию содержания и количества освоения информации и способов деятельности курсантов; проектированию и планированию собственной деятельности и поведения.

Эмотивный компонент предполагает овладение инструктором по УВД методами развития профессионально важных качеств и повышения мотивации к профессиональной деятельности. Реализация данного компонента возможна через: взаимодействие с другими участниками образовательного процесса; установление педагогически целесообразного общения при выполнении различных видов деятельности; выявление достоинств и недостатков своей личности (личностных профессионально значимых особенностей) и деятельности (воздействия и взаимодействия) в целях сознательного и целенаправленного их совершенствования.

Процессуально-формирующий блок представляет собой целостный процесс развития профессионально-педагогической компетентности инструктора по УВД военного вуза, включающий практическое овладение средствами профессионального общения, способность специалистов контролировать свое поведение в конфликтных ситуациях, способность к сопереживанию (эмпатия) и педагогическую рефлексию.

В процессе достаточно длительного времени вовлечения обучаемых в работу ШНП педагог-наставник не только принудительно активизирует мыслительные процессы, но и способствует самостоятельной творческой выработке решений, повышая степень мотивации и эмоциональности инструкторов по управлению воздушным движением. Это возможно осуществить, используя в процессе профессиональной подготовки следующие формы и методы активного обучения: мозговой штурм, имитационные упражнения, анализ конкретных ситуаций, семинар-диспут, семинар – пресс-конференция, семинар – развернутая беседа, лекция-беседа, лекция вдвоем, проблемная лекция.

Помимо перечисленных форм и методов активного обучения, важную роль в профессиональном становлении играет использование технических и наглядных средств. Технические средства, используемые в процессе профессиональной подготовки будущих военных специалистов, достаточно специфичны, и умения использовать их требуют от инструкторов по УВД дополнительной подготовки. В учебном процессе в основном используются [4]: тренажерно-моделирующий комплекс «Репитер–М», предназначенный для обучения, тренировки, переподготовки и оценки степени подготовленности группы руководства полетами (ГРП) к руководству полетами и управлению боевыми действиями авиации в условиях огневого и радиоэлектронного противодействия противника; тренажер «Марка-РС», предназначенный для оснащения авиационных частей в местах их базирования и обеспечивающий возможность четкой отработки функциональных обязанностей лиц группы руководства полетами и поддержания на высоком уровне их практической подготовки, а также для первоначального обучения в учебных заведениях; тренажная аппаратура автоматизированных систем управления «Постскриптум», предназначенная для автоматизированного решения боевых задач по управлению авиацией и наведения авиации, а также для тренировки боевого расчета командного пункта и пункта наведения авиации.

Наглядные средства обучения включают в себя макеты образцов военной техники, схему размещения средств связи, радиотехнического оборудования аэродрома, макеты типовых рабочих мест группы руководства полетами.

Исходя из анализа различных нормативно-правовых документов, касающихся военно-профессиональной подготовки будущих специалистов по эксплуатации воздушных судов и организации воздушного движения, можно выделить следующие профессиональные качества инструкторов по УВД: ответственность, внимательность, коммуникабельность, находчивость, наблюдательность, усидчивость, дальновидность, аккуратность, исполнительность, прагматичность, хладнокровность.

Перечисленные выше качества имеют непосредственное отношение к профессионально-педагогической деятельности инструкторов по УВД и направлены, прежде всего, на организацию и проведение: профессионального обучения авиационного персонала в соответствии с установленными требованиями; теоретической подготовки по видам и формам профессиональной подготовки авиационного персонала; тренировки авиационного персонала на тренажерах, воздушных судах и автоматизированных системах обслуживания воздушного движения; проверки знаний и навыков авиационного персонала при подтверждении и повышении квалификации; проверки соответствия выполняемых обязанностей и квалификации авиационного персонала требованиям квалификационных характеристик.

Коммуникативная функция процессуально-формирующего блока предполагает выстраивание субъект-субъектных взаимоотношений между участниками образовательного процесса и установление доверительных и комфортных отношений с коллегами по службе, руководящим составом факультета и кафедры, командным составом ФВУНЦ ВВС «ВВА».

Оценочно-результативный блок модели обеспечивает обратную связь с мотивационно-диагностическим, содержательно-деятельностным и процессуально-формирующим блоками. Обратная связь позволяет корректировать процесс развития профессионально-педагогической компетентности инструктора по УВД и содействует переходу на более высокий уровень.

Оценочно-результативный блок на основе диагностики процесса развития профессионально-педагогической компетентности позволяет определить уровни соответствия слушателей ШНП выявленным критериям с помощью листов самодиагностики инструкторов, ориентированных на выполнение показателей развития профессионально-педагогической компетентности. Работа с листами самодиагностики способствует активизации самообразовательной деятельности слушателей, а также в процессе самостоятельной деятельности формирует индивидуальный темп в изучении материала [3]. Рейтинги (уровни) слушателей, разработанные в ходе экспериментальной работы, на наш взгляд, дают возможность оценить изменение уровня их знаний и умений в ходе профессиональной подготовки и повышения квалификации инструкторов по УВД. Их значение приведено ниже.

Креативный уровень развития профессионально-педагогической компетентности определяется умением четко формулировать личностные и профессионально значимые цели в процессе осуществления самообразовательной деятельности; целенаправленным стремлением достигать их оптимальным образом; абсолютной уверенностью в необходимости самообразовательной деятельности, признанием ее роли в личном и профессиональном росте; умениями применять знания на практике для решения образовательных задач, требующих преобразованного их приложения; умениями рационально применять различные источники информации в своей деятельности и оптимально управлять образовательным процессом (от планирования до осуществления замыслов и самоконтроля полученных результатов).

Продуктивный уровень отличается пониманием необходимости связывать развитие профессионально-педагогической компетентности с личными и профессиональными интересами; уверенностью в необходимости и положительных результатах педагогической деятельности; знания по изучаемым дисциплинам систематизированы, но межпредметные связи не всегда четко осознаются; умениями применять усвоенную информацию на практике с осознанным переносом; способностями работать с основными, в том числе и с автоматизированными источниками информации; удовлетворительным развитием управленческих функций; адекватной оценкой педагогической деятельности.

Репродуктивный уровень характеризуют следующие показатели: мотивы самообразования в основном стихийны; инструктор не связывает личные потребности в развитии профессионально-педагогической компетентности с профессиональными интересами; встречается негативное отношение к повышению квалификации; знания по изучаемым дисциплинам носят изолированный характер; сформированы умения лишь воспроизводить усвоенный материал; умения работать с источниками информации не систематизированы; отсутствуют навыки самостоятельной организации самообразования; присутствует неадекватная самооценка; слабые навыки рефлексии собственной профессионально-педагогической деятельности.

Разработанная модель состоит из отдельных элементов-блоков, содержащих информацию, ориентированную на формирование определенной группы профессионально и личностно значимых качеств в соответствии с ФГОС. Эти блоки могут быть сокращены или дополнены в зависимости от изменений содержания образования, государственного оборонного заказа к системе высшего военного образования и других условий.


Библиографическая ссылка

Ольховский Д.В. МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ИНСТРУКТОРА ПО УПРАВЛЕНИЮ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ. // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25340 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674