Теоретический анализ и обобщение научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования рефлективных процессов в спортивной деятельности свидетельствуют о недостаточной разработанности вопросов методологического обоснования параметров, критериев, показателей и методик измерения уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности в процессе формирования ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни. Результаты научно-педагогических исследований в области психологии спорта показывают наличие корреляционной зависимости между соревновательным результатом и уровнем развития рефлексивных процессов, что оказывает существенное влияние на эффективность спортивной деятельности [1-5].
В философской и психолого-педагогической литературе под рефлексией чаще всего понимается способность индивидуума проецировать мыслительные процессы на осознание собственного «Я» и своего внутреннего духовного мира [5]. Рефлексивный компонент спортивной культуры отражает ценностно-смысловое отношение личности к своему «Я» и своей смыслообразующей деятельности. Таким образом, рефлексивный компонент спортивной культуры личности обеспечивает направленность сознания на свое внутреннее «Я», тем самым раскрывая процессы самопознания, самоотношения, самооценки и самоопределения личности к самому себе и к условиям учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности. Цель функционирования рефлексивного компонента спортивной культуры заключается в осмысленно критическом отношении личности к процессу и результатам собственной спортивной деятельности (в целях контроля, оценки и конструктивного развития их содержания) и к своему собственному «Я» [2; 5]. С учетом содержания сознания (объективного и субъективного) выделяется интеллектуальная и личностная форма рефлексии. Интеллектуальная (специфическая) рефлексия направлена на осмысление совершаемого субъектом движения в содержании проблемной ситуации и на организацию действий, преобразующих элементы этого содержания. Личностная (неспецифическая) рефлексия направлена на самоорганизацию через осмысление человеком себя и своей деятельности, в целом как способа осуществления своего целостного «Я». Она представлена преимущественно самооценками и мотивировками. Она обращена на самого человека и приводит к переосмыслению всей его деятельности в целом. Интеллектуальная и личностная рефлексия в соответствии с их функциональной направленностью могут носить ретроспективный (экстенсивный) и проспективный (интенсивный) характер. Ретроспективная рефлексия проявляется: 1. В направленности сознания на обеспечение соответствия выполняемых субъектом действий и их оснований имеющимся в его прошлом опыте образцам. 2. В приверженности субъекта деятельности прошлому опыту. Проспективная рефлексия проявляется: 1. В направленности сознания на внесение изменений в содержание предметных действий и их предметных оснований. 2. В готовности субъекта усомниться в достаточности прошлого опыта для решения стоящих перед ним задач. Таким образом, ретроспективная рефлексия обеспечивает участие сознания в процессах регулирования, а проспективная – в процессах творческого управления выполняемой субъектом деятельности. Данные виды рефлексии составляют в своей совокупности содержание рефлексивного компонента спортивной культуры личности [4; 5].
Развитие рефлексивного компонента обусловлено усилением проспективного характера рефлексивных процессов вначале со стремлением к оптимизации известных способов деятельности, затем – со стремлением разрешить проблемные ситуации. С учетом этого критерия нами выделяются три уровня развития рефлексивного компонента [1].
Репродуктивный уровень. Рефлексивные процессы носят ретроспективный характер. Функция интеллектуальной ретроспективной рефлексии ограничивается самонаблюдением за процессом и результатами деятельности для обеспечения их соответствия имеющимся образцам. Ретроспективная рефлексия на личностном уровне проявляется в отношении человека к личному опыту как достаточному для решения стоящих перед ним задач.
Уровень оптимизации. На этом уровне субъект деятельности начинает осуществлять проспективную рефлексию преимущественно на интеллектуальном уровне. Содержание и результат данного вида рефлексии ограничиваются оценкой своей деятельности (выполняемой по образцу) как не отвечающей конкретным условиям педагогической ситуации. На личностном уровне рефлексия по-прежнему носит ретроспективный характер.
Творческий уровень. Интеллектуальная проспективная рефлексия на данном уровне проявляется в активной постановке проблем и поиске способов их решения. На личностном уровне появляются сомнения в соответствии своего нынешнего «Я» требованиям конкретной проблемной ситуации. Затем от оценки своего «Я» в контексте решаемой проблемной ситуации человек переходит к осмыслению характера своего «личностного осуществления» как целостного «Я» в рамках определенного отрезка своей жизни. Во всех выделенных нами уровнях в качестве обязательного элемента присутствуют рефлексивные процессы ретроспективного характера. Качественное различие между уровнями связано с возникновением и развитием проспективной рефлексии сначала на интеллектуальном, а затем на личностном уровне [4; 5]. В результате развития рефлексивных процессов формируется Я-концепция личности, раскрывающая содержание ценностно-смысловых ориентаций студентов к различным сторонам спортивного стиля жизни. Обосновано, что тип осмысленности жизни как интегративная характеристика ценностно-смысловых ориентаций личности, задаваемая параметрами «осознанность смысла жизни» и «удовлетворенность жизнью», раскрывается через специфическое сочетание её содержательных (иерархией личностных ценностей) и динамических (реализуемость ценностей и уровень смысловой наполненности жизни) аспектов и проявляется в качественно своеобразной картине психического состояния человека. Если первый аспект раскрывает то, что человек ценит, то второй - как и в какой мере ценностно-смысловые ориентиры воплощаются в жизни человека.
В результате теоретического анализа и обобщения научно-педагогической литературы под спортивным стилем жизни мы понимаем интегральную целостную, личностно обусловленную систему образа жизни и поведения спортсмена, обеспечивающую единство и взаимосвязь учебной, учебно-тренировочной и соревновательной деятельности с целью формирования спортивной культуры личности [2; 3].
Методика и организация исследования. Нами был проведен формирующий педагогический эксперимент по исследованию уровня развития рефлексивного компонента спортивной культуры личности, в котором приняли участие студенты 1, 4 курсов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. Показатели рефлексии изучались с помощью анкетных методик (табл. 1).
Таблица 1
Критерии, показатели и методики измерения рефлексивного компонента спортивной культуры личности
Критерии развития |
Показатели развития критериев |
Методики измерения |
Самопознание |
Знания о себе как субъекте спортивной деятельности |
Анкетирование «Уровень субъективного контроля», «Способность самоуправления», «Уровень развития рефлексии». Методика исследования самооценки «Тест смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева |
Самоотношение |
Эмоциональное принятие себя как субъекта спортивной деятельности |
|
Самооценка |
Личностно-обусловленная мера оценивания самого себя как субъекта спортивной деятельности |
|
Самоопределение |
Способность к самостоятельному определению своего места и роли в избранном виде спорта |
Данные, полученные с помощью всех анкетных методик, оценивались по 5-балльной шкале (табл. 2). Сумма баллов, набранная испытуемыми по показателям самоконтроля и коррекции и показателям интеллектуальной рефлексии (по анкетному опросу) принималась за показатель интеллектуальной рефлексии.
Таблица 2
Шкала оценки показателей рефлексии
Показатели рефлексии |
Уровень развития показателей рефлексии |
||||
высокий |
выше среднего |
средний |
ниже среднего |
низкий |
|
Самоконтроль и коррекция, баллы |
11-12 |
9-10 |
7-8 |
5-6 |
3-4 |
Интеллектуальная рефлексия, баллы |
Более 17 |
16-17 |
13-15 |
11-12 |
Менее 10 |
Личностная рефлексия, баллы |
Более 17 |
16-17 |
13-15 |
11-12 |
Менее 10 |
Уровень субъективного контроля, баллы |
Более 32 |
28-31 |
23-27 |
19-22 |
Менее 18 |
Уровень личностной рефлексии оценивался по сумме баллов, характеризующих уровень субъективного контроля и личностную рефлексию (по анкетному опросу). Интегральная оценка уровня развития обоих видов рефлексии осуществлялась с учетом суммы баллов: высокий уровень – 8-10 баллов, средний – 6-7, низкий – меньше 5. Уровень развития рефлексивного компонента определялся на основе соотношения показателей интеллектуальной и личностной рефлексии (табл. 3).
Таблица 3
Характеристика уровней развития рефлексивного компонента
Уровень развития рефлексивного компонента |
Уровень развития интеллектуальной рефлексии |
Уровень развития личностной рефлексии |
Репродуктивный
|
Низкий/средний/высокий |
Низкий |
Оптимизации
|
Средний/высокий
|
Средний |
Творческий
|
Средний/высокий |
Высокий
|
Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования, представленные в таблице 4, показывают, что исходные показатели рефлексии у студентов обеих групп практически не отличаются и находятся (при оценке по 5-балльной шкале) на уровне ниже среднего: 2,48±1,25 балла у студентов ЭГ и 2,57±1,20 балла у студентов КГ.
Таблица 4
Динамика развития способности к рефлексии студентов, баллы (Хср±d).
Экспериментальная группа (ЭГ)
Курс обучения |
Интеллектуальная рефлексия |
Личностная рефлексия |
Средний балл |
||||
Самоконтроль и коррекция
|
Интеллектуаль-ная рефлексия |
Сумма баллов |
Личностная рефлексия |
Субъективный контроль |
Сумма баллов |
||
1 курс |
2,46±0,78 |
2,54±1,02 |
5,00±1,62 |
1,96±0,86 |
2,96±0,91 |
4,92±1,72 |
2,48 ± 1,25 |
4 курс |
3,13±0,80 |
3,33±0,87 |
6,46±1,50 |
2,50±0,66 |
3,50±0,98 |
6,00±1,39 |
3,15 ± 0,69 |
Р |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,05 |
< 0,05 |
Контрольная группа (КГ)
Курс обучения |
Интеллектуальная рефлексии |
Личностная рефлексия |
Средний балл |
||||
Самоконтроль и коррекция
|
Интеллектуаль-ная рефлексия |
Сумма баллов |
Личностная рефлексия |
Субъективный контроль |
Сумма баллов |
||
1 курс |
2,41±1,02 |
2,66±0,77 |
5,07±1,67 |
2,00±0,89 |
2,93±0,88 |
4,93±1,28 |
2,57 ± 1,2 |
4 курс |
2,66±0,86 |
2,72±0,84 |
5,38±1,57 |
2,17±0,89 |
3,07±0,96 |
5,24±1,35 |
2,92 ± 0,75 |
Р |
Р > 0,05 |
Р> 0,05 |
Р > 0,05 |
Р > 0,05 |
Р > 0,05 |
Р > 0,05 |
Р> 0,05 |
Достоверность различий между ЭГ и КГ |
|||||||
1 курс / 4 курс |
> 0,05/< 0,05 |
> 0,05/< 0,05 |
> 0,05/< 0,05 |
> 0,05/> 0,05 |
> 0,05/> 0,05 |
> 0,05/< 0,05 |
> 0,05/> 0,05 |
На четвертом курсе уровень развития рефлексии студентов ЭГ достигает средних значений и составляет 3,15±0,69 балла, в то время как у студентов КГ он сохраняется на уровне ниже среднего и составляет 2,92±0,75 балла. В таблицах 5 и 6 представлены данные, отражающие динамику развития рефлексивного компонента и его структурных элементов: интеллектуальной и личностной рефлексии.
Таблица 5
Развитие рефлексивного компонента спортивной культуры личности в ЭГ, %
Уровень развития рефлексивного компонента |
1 курс |
4 курс |
Направленность изменений |
Р |
Уровень развития интеллектуальной рефлексии |
||||
Творческий |
13,5 |
21,1 |
повышение – 40,7 |
< 0,05 |
Оптимизации |
22,4 |
36,9 |
без изменений – 59,3 |
|
Репродуктивный |
64,7 |
32,5 |
снижение – 0,0 |
|
Уровень развития личностной рефлексии |
||||
Творческий |
12,6 |
15,7 |
повышение – 39,7 |
< 0,05 |
Оптимизации |
15,7 |
44,6 |
без изменений – 60,3 |
|
Репродуктивный |
72,6 |
33,8 |
снижение – 0,0 |
|
Уровень развития рефлексивного компонента |
||||
Творческий |
11,8 |
16,6 |
повышение – 28,4 |
< 0,05 |
Оптимизации |
20,6 |
44,4 |
без изменений – 65,0 |
|
Репродуктивный |
66,7 |
38,4 |
снижение – 0,0 |
В начале эксперимента среди студентов обеих групп преобладают лица с низким уровнем развития рефлексии: 64,7% студентов в ЭГ, и 55,4% - в контрольной находятся на репродуктивном уровне интеллектуальной рефлексии, 72,6% студентов ЭГ и 76,8% студентов КГ – на репродуктивном уровне личностной рефлексии. Наряду с этим значительно меньше студентов обладает высоким творческим уровнем развития способности к рефлексии. Соответственно этому на низком уровне находится и уровень развития рефлексивного компонента в целом. Только 13,5% студентов ЭГ и 10,5% студентов КГ отличаются высоким творческим уровнем его развития.
Таблица 6
Развитие рефлексивного компонента спортивной культуры личности в КГ, %
Уровень развития рефлексивного компонента |
1 курс |
4 курс |
Направленность изменений |
Р |
Уровень развития интеллектуальной рефлексии |
||||
Творческий |
10,5 |
10,5 |
повышение – 6,9 |
> 0,05 |
Оптимизации |
30,6 |
38,9 |
без изменений – 93,1 |
|
Репродуктивный |
55,4 |
52,8 |
снижение – 0,0 |
|
Уровень развития личностной рефлексии |
||||
Творческий |
11,4 |
11,4 |
повышение – 10,3 |
> 0,05 |
Оптимизации |
13,1 |
23,1 |
без изменений – 89,7 |
|
Репродуктивный |
76,8 |
66,8 |
снижение – 0,0 |
|
Уровень развития рефлексивного компонента |
||||
Творческий |
10,3 |
10,3 |
повышение – 10,3 |
> 0,05 |
Оптимизации |
14,1 |
24,1 |
без изменений – 89,7 |
|
Репродуктивный |
75,6 |
65,6 |
снижение – 0,0 |
Уровень развития интеллектуальной и личностной рефлексии и рефлексивного компонента повысился за время педагогического эксперимента почти у каждого третьего студента ЭГ, у остальных – существенно не изменился. Высокие темпы развития способности к рефлексии, присущие студентам ЭГ, привели к тому, что по окончании педагогического эксперимента только 38,4% остались на прежнем репродуктивном уровне, большая часть (44,4%) достигла уровня оптимизации, а 16,6% – творческого уровня. Среди студентов КГ лишь 10,3% перешли с репродуктивного уровня на следующий – уровень оптимизации. Большая часть студентов (65,6%), так же как в начале эксперимента, отличается низким репродуктивным уровнем развития рефлексивного компонента. Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Проведенный нами анализ смысложизненных ориентаций позволяет сделать вывод о наличии или отсутствии в жизни испытуемых целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, интерес и эмоциональную насыщенность жизни, результативность жизни или удовлетворенность самореализацией, представлений о себе, о способностях контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь (табл. 7).
Таблица 7
Смысложизненные ориентации испытуемых ЭГ и КГ по методике СЖО, баллы
Субшкала |
ЭГ (Хср. ± d) |
КГ (Хср. ± d) |
Р (между КГ и ЭГ) |
Цели в жизни |
38,48±5,33 |
26,55±4,23 |
< 0,05 |
Процесс жизни |
35,80±5,22 |
35,62±4,17 |
> 0,05 |
Результативность жизни |
33,80±5,05 |
23,81±6,45 |
< 0,05 |
Локус контроля – Я |
22,78±5,37 |
18,35±4,00 |
> 0,05 |
Локус контроля – жизнь |
35,42±7,15 |
27,36±6,25 |
> 0,05 |
Общий показатель ОЖ |
96,86±14,44 |
67,22±13,91 |
< 0,05 |
По показателям «Цели в жизни» можно сделать вывод, что баллы по этой шкале в ЭГ выше, чем в КГ, что свидетельствует о наличие в жизни испытуемых ЭГ целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Более низкие баллы по этой шкале в КГ говорят о том, что испытуемые живут сегодняшним или вчерашним днем. По шкале «Процесс жизни», или интерес и эмоциональная насыщенность жизни – как в ЭГ, так и в КГ показатель говорит о том, испытуемые воспринимают сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. По показателю «Локус контроля – Я» испытуемые как в ЭГ, так и в КГ не имеют высоких баллов, что говорит о неверии в свои силы контролировать события собственной жизни.
Заключение. Обобщая результаты опытно-экспериментальной работы, можно заключить, что в ЭГ за время педагогического эксперимента показатели рефлексии студентов ЭГ существенно повысились, что свидетельствует о высоком уровне развития рефлексивного компонента спортивной культуры студентов. У студентов КГ прирост этих показателей проявляется только на уровне тенденции. По показателям сформированности смысложизненных ориентаций к самостоятельной организации спортивного стиля жизни у испытуемых ЭГ наблюдается более осмысленное критическое отношение к процессу и результатам собственной спортивной деятельности и к своему собственному «Я», способствующее формированию ценностно-смысловых ориентаций студентов к самостоятельной организации спортивного стиля жизни.
Библиографическая ссылка
Бурцев В.А., Бурцева Е.В., Норден А.П. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВНОГО СТИЛЯ ЖИЗНИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25334 (дата обращения: 21.11.2024).