Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ

Винокурова Н.Ф. 1 Кривдина И.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
Актуальность тематики статьи обусловлена тем, что образование в интересах устойчивого развития является глобальным инновационным образовательным проектом, призванным выполнить опережающую функцию в переходе цивилизации на путь устойчивого, гармоничного развития. Ключевая роль в этом процессе принадлежит учителю. Цель статьи состоит в раскрытии методологических оснований и опыта сотрудничества, партнерства Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области в деле подготовки учителя для реализации образования в интересах устойчивого развития в регионе. Методологическое основание исследования составили: концептуально- педагогические идеи, связанные с сущностными характеристиками образования в интересах устойчивого развития и формирования культуры устойчивого развития, а также совокупность подходов. Ведущими подходами к исследованию являются: культурно-экологический, системно-деятельностный, экогуманистический, проблемно-интегративный, пространственно-средовый, проектно-модульный. Культурно-экологический подход ориентирует на раскрытие теории и методики формирования культуры устойчивого развития как целевой ориентир образования ХХI века. Системно-деятельностный и экогуманистический подходы реализуют педагогическую идею личности как субъекта деятельности, обеспечивают становление эколого-ориентированных качеств личности. Проблемно-интегрированный и пространственно-средовый подходы обеспечивают введение в содержание проблем различной масштабности как новой социальной реальности и особой проблемно-ориентированной формы знания. Проектно-модульный подход способствует системному и последовательному включению обучающихся в различную деятельность по освоению содержания программы. На основе этого подхода раскрываются методические особенности разработанной авторами дополнительной профессиональной образовательной программы, обеспечивающей подготовку учителя для образования в интересах устойчивого развития. Материалы статьи представляют практическую значимость в реализации идей образования в интересах устойчивого развития в различных регионах страны.
образование в интересах устойчивого развития
подготовка учителя
дополнительная профессиональная образовательная программа
партнерство
методология
образовательная практика
1. Винокурова Н.Ф. Культурно-экологический подход в модернизации географического образования // Теория и методика обучения географии. Материалы межвузовской научно-практической конференции. – 2004. – С. 12-15.
2. Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. Глобальная экология. Учебник для 10–11 классов профильной школы. – Москва: Просвещение, 1998.
3. Геоэкология окружающей среды: учебное пособие. 10–11 классы / Н.Ф. Винокурова, Н.Н. Копосова, Б.И. Кочуров, В.М. Смирнова. – Москва: Вентана-Граф, 2010. – 136 с.
4. Глуздов В.А., Винокурова Н.Ф., Николина В.В. Концепция экологического образования учащихся Нижнего Новгорода // География и экология в школе XXI века. – 2004. – № 4. – С. 42-47.
5. Картавых М.А., Кривдина И.Ю. Инновации в компетентностно-ориентированном профессиональном образовании учителей географии и безопасности жизнедеятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=13596 (дата обращения: 04.10.2016).
6. Кривдина И.Ю., Соткина С.А., Милова С.Ю. Модульный урок географии как средство реализации системно-деятельностного подхода//Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19273 (дата обращения: 04.10.2016).
7. Мамедов Н.М., Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании ХХI века // Вестник Мининского университета. – 2015. – 2 (10). – С.6.
8. Немцов И.А. Внедрение идей и принципов устойчивого развития в российское образование // Современное образование. – 2014. – № 4. – С.23-50.
9. Природопользование: учебное пособие для профильных классов общеобразовательных учреждений. 10–11 классы / Н.Ф. Винокурова [и др.]. – М.: Дрофа, 2007.
10. Садовничий В.А., Касимов Н.С. Становление образования для устойчивого развития в России // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2006. – № 4(29). – С.3-9.
11. Урсул А.Д., Урсул Т.А. Образование в интересах устойчивого развития: первые результаты, проблемы и перспективы // Социодинамика. – 2015. – № 1. – С.11-34.

В нынешних условиях жесткого экологического

императива… учитель становится одной из центральных

фигур современного гражданского общества.

Будущность страны, нации будет зависеть

от него в большей степени, чем от политика,

коммерсанта, предпринимателя.

                                     Н.Н. Моисеев

 

Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) рассматривается ЮНЕСКО как глобальный цивилизационный образовательный проект, имеющий абсолютный приоритет в построении инновационной модели образования ХХI века. Оно призвано быть «ключевым фактором перемен» в направлении общества к устойчивому будущему. Для решения этой проблемы в исследованиях И.А. Немцова, А.Д. Урсула, В.А. Садовничего, Н.С. Касимова обосновывается опережающая функция образования в интересах устойчивого развития, отмечается, что именно оно является самым эффективным средством, которым располагает общество, чтобы противостоять глобальным вызовам. В их исследованиях также отмечается, что прогресс человечества в определяющей степени зависит от образования. Оно является стратегическим ресурсом устойчивого развития, поскольку формирует новую культуру общества [8,10,11].

Наиболее узким звеном в продвижении ОУР является несоответствие квалификации преподавателей требования инновационного образования. Комплексное решение проблемы подготовки учителя для ОУР предполагало выявление методологических оснований и осуществление практической деятельности в этом направлении. Подобная работа осуществлена в рамках партнерства НГПУ им. К. Минина и Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.

Нами уточнены сущностные особенности ОУР как инновационного образования для будущего и культуры устойчивого развития как приоритетной цели образования в ХХI века [1,4,7]. Конструирование дополнительной профессиональной программы для учителей региона осуществлялось с учетом этих особенностей, а также в контексте совокупности подходов: культурно-экологического, системно-деятельностного, экогуманистического, проблемно-интегративного, пространственно-средового, проектно-модульного.

Культурно-экологический подход обеспечивал сопряжение содержания дополнительной профессиональной программы со стратегической целью инновационного образования – формирование культуры устойчивого развития. В связи с этим в научное содержание программы включен материал об антропогенных процессах и результатах взаимодействия человека на природу, рукотворных объектах окружающей среды и способах их познания, оценки и окультуривания.

Системно-деятельностный и экогуманистический подходы, отражая приоритет методологии современного образования, способствуют реализации идеи личности как субъекта жизнедеятельности и включения обучающихся в активный процесс познания, сопереживания и действия. Проблемно-интегративный и пространственно-средовый подходы направлены на морфоструктурную и функциональную интеграцию междисциплинарного содержания образования в интересах устойчивого развития, отдавая приоритет изучению реальных проблем среды жизнедеятельности человека на различных пространственных уровнях.

Проектно-модульный подход реализуется в специфике проектирования содержания дополнительной профессиональной программы на основе системы учебных модулей, отражающих иерархическую соподчиненность методологических уровней познания. Нами выявлены и реализованы в авторской инновационной программе и в образовательной практике четыре учебных модуля: методологический, научный, педагогический, проектировочный. Содержательно-технологическое наполнение модулей осуществлялось с учетом понимания сущности модуля. Под модулем понимается логически завершенный блок учебной информации, требующий для своего раскрытия включение обучающихся в познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную деятельность. Раскроем подробнее содержание модулей.

Методологический модуль носит название «Образование в интересах устойчивого развития: методология, международный и отечественный опыт». Он включает три блока. Первый блок – познавательно-информационный, представлен лекцией на тему: «Образование в интересах устойчивого развития: инновационная педагогика ХХI века». В лекции раскрывается история становления образования в интересах устойчивого развития в мире и нашей стране, акцентируется внимание на мировоззренческих идеях, лежащих в его основе, базовых целях и принципах ОУР, содержании, моделях и технологиях его реализации. Второй блок – коммуникативный, который представлен семинаром и круглым столом. В рамках семинара обсуждаются вопросы, связанные с содержанием «Дорожной карты осуществления глобальных действий по образованию в интересах устойчивого развития» и особенностям её реализации в регионе. Круглый стол был посвящен проблеме анализа и оценки эффективности опыта учителей Нижегородской области по становлению образования в интересах устойчивого развития. Третий блок – практико-ориентированный, представлен практической работой по разработке практикума «Учимся решать экологические проблемы своего региона», содержание которого выстраивается на основе проблемно-функциональной интеграции с использованием метода «древо решений».

Второй модуль «Научные основы образования в интересах устойчивого развития» также включает познавательный, коммуникативный и практико-ориентированный блоки. В познавательном блоке раскрываются: идеи глобализации и сущность глобальных проблем человечества и их проявления на национальном и локальном уровнях; особенности изучения природного и культурного наследия как «эстафеты поколений от прошлого к настоящему и будущему»; современные ландшафты как рукотворные объекты изучения с целью устойчивого развития территории. В коммуникативном блоке обсуждаются вопросы по методике использования методов научного познания при изучении различных проблем устойчивого развития территорий различной масштабности. В практико-ориентированный блок вошли практические работы: «Оценка экологического состояния современных ландшафтов Нижегородской области», «Оценка комфортности проживания населения на территории региона», «Составление паспорта описания объекта природного и культурного наследия». В раскрытии содержания научных основ образования в интересах устойчивого развития были использованы материалы ряда учебных пособий [2,3,9].

Педагогический модуль раскрывает роль федерального государственного образовательного стандарта в реализации идей устойчивого развития в образовании.

В настоящее время все общеобразовательные учебные заведения независимо от их вида и статуса включены в процесс модернизации образования и реализации инновационных идей в образовательную практику. Одним из важнейших инструментов реализации идей устойчивого развития в образовании является Федеральный государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования. Сегодня ФГОС является главным нормативным ориентиром для конструирования содержания и методики образования в интересах устойчивого развития.

Включение в содержание основной образовательной программы экологических, экономических и социальных проблем направлено на развитие у обучающихся знаний, умений, ценностей и опыта, которые позволят им самостоятельно принимать решения локального и глобального характера для улучшения качества жизни без экологической угрозы для будущего планеты.

Понимание учащимися мироустройства, устойчивости мира в целом, отдельных его регионов, стран и своей местности, а также путей достижения этой устойчивости, является жизненно важной педагогической задачей. Главная роль в решении этой серьезной задачи принадлежит географическому и геоэкологическому образованию.

Социально-экономические факторы возникновения экологических проблем обусловили обновление содержания географического образования школьников. Современный образовательный стандарт нацеливает школьников не только на овладение системой знаний об основных процессах, закономерностях и проблемах взаимодействия географической среды и общества, о географических подходах к устойчивому развитию территорий, но и на овладение учащимися практическими умениями:

  • самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению её условий;
  • проведения учебных исследований, в том числе с использованием простейшего моделирования и проектирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов;
  • проведения географической экспертизы разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов.

В этом модуле предусмотрена организация круглого стола «Опыт реализации ФГОС нового поколения в практику школы (на примере учебных дисциплин экологического содержания)». Учителям предлагается рассматривать ФГОС как инструмент конструирования методики образования в интересах устойчивого развития и выявить его новую идеологию, направленную на развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности, на воспитание гражданина современного общества, человека, готового к обучению на протяжении всей жизни.

Отказ от традиционного представления о результатах обучения в виде знаний, умений и навыков, и переход к формированию различных видов действий, обусловлено главной задачей стандарта – развитие личности учащегося. Новое понимание результатов обучения обусловило переход к новой системно-деятельностной образовательной парадигме. В связи с этим принципиально меняются задачи и функции учителя, меняется характер его профессионально-педагогической деятельности. Современный учитель демонстрирует универсальные и предметные способы действий, инициирует действия учащихся, консультирует и корректирует их действия, находит способы включения в работу каждого ученика, создает условия для приобретения детьми жизненного опыта. Деятельность учителя в качестве консультанта, модератора, тьютора направлена на сотрудничество, педагогическое сопровождение ученика и помощь в раскрытии его потенциальных возможностей [5].

Одним из важных условий реализации идей устойчивого развития в образовании является применение современных педагогических технологий. Сегодня в методическом арсенале каждого учителя имеются современные методы и приемы, элементы различных технологий обучения. В задачи педагогического модуля входит раскрытие многоаспектного понимания педагогической технологии для современного учителя и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. В контексте реализации идей устойчивого развития в образовании важно показать возможности современных технологий в организации самостоятельной, продуктивной, творческой учебно-практической деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности для решения учебных и реальных экологических проблем. В этих условиях наиболее актуальными становятся такие технологии, как информационно-коммуникационные, проектная технология, проблемно-диалоговая, модульная, технология сотрудничества, кейс-технология, а также современные технологии оценивания результатов обучения школьников [6].

Очень важной темой педагогического модуля является «Реализация идей образования для УР в современном учебнике». Выявление концептуальных основ современного учебника экологии и обсуждение с учителями его роли в образовательном процессе, усложнение его функций в контексте реализации идей устойчивого развития создают основу для конструирования инновационной методики обучения.

Проектировочный модуль курса носит практико-ориентированный характер и предполагает собственно проектировочную деятельность учителя. Проектирование образовательного процесса в контексте идей ФГОС – это разработка системы современных уроков и внеклассных мероприятий экологического содержания, реализующих идеи устойчивого развития в образовании. Традиционный или современный, урок всегда носил дуалистический характер – сочетание нормативности и творчества. Требования к современному уроку, т. е. нормативность, выражаются в обязательном соблюдении учителем некоторых правил в проектировании и реализации урока как целостного процесса:

  • включение в структуру урока таких этапов, как мотивационный, актуализация базовых знаний и опыта учащихся, создание проблемных ситуаций, совместное формулирование учебных задач урока, исполнительный и рефлексивно-оценочный этапы;
  • организация продуктивной деятельности каждого учащегося, обучение их самостоятельному усвоению знаний, привитие навыков самостоятельной работы, индивидуальный подход.

В завершении дополнительной профессиональной программы учителям предоставляется возможность обобщить и систематизировать усвоенное содержание и реализовать его в новом образовательном продукте – индивидуальном творческом проекте, воплотившим идеи ОУР. Успешная защита творческих проектов педагогов, представляющих собой методические разработки системы уроков и внеурочных мероприятий экологического содержания и их научное и теоретико-методологическое обоснование, свидетельствует об освоении учителями программы на серьезном осознанном уровне, профессиональном о росте и готовности учителей к проектированию и реализации инновационных идей ОУР в практику работы образовательных учреждений.

В заключении отметим, что подготовка учителя к образованию в интересах устойчивого развития способствует реализации в современном обществе идей опережающей функции образования в достижении устойчивого будущего. Материалы статьи могут быть использованы в образовательной практике, связанной со становлением новой глобальной образовательной модели – образования в интересах устойчивого развития.


Библиографическая ссылка

Винокурова Н.Ф., Кривдина И.Ю. ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ, ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=25330 (дата обращения: 19.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674